Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения


Содержание

Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения

Почему именно Delphi? В Delphi сделать первый шаг очень просто, она интуитивно понятна. Конечно, небольшому числу разработчиков по долгу службы нужны глубокие специфические знания, которые приходят со временем. А начинающим Delphi позволяет начать создавать программы сразу, не углубляясь в изучение внутренностей операционной системы, и даже собственной среды разработки. Поэтому программист может сразу сосредоточиться на логике работы будущей программы.

Delphi — прекрасная система визуального объектно-ориентированного проектирования, одинаково радующая и новичков в программировании, и профессионалов. Начинающим Delphi позволяет сразу, с небольшими затратами времени и сил создавать прикладные программы, которые внешне неотличимы от программ, созданных профессионалами. А для опытного программиста Delphi открывает неограниченные возможности для создания сколь угодно сложных программ любого типа, в том числе, распределённых приложений, работающих с любыми базами данных.

Более подробно о том, что такое Delphi и почему её стоит изучать, можно прочесть на специальной страничке и этом переводе статьи «Why Delphi? (Delphi For Beginners)» :

Эта статья о Delphi имеет цель объяснить, что такое Delphi и что он может сделать для вас.

Прежде всего, я предполагаю, что вы умеете работать с компьютером, и знаете что такое программирование в целом. Ведь если это не так, вас здесь бы не было в любом случае! Скорее всего, у вас уже есть базовые знания в области программирования. По-моему, я прав! Теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь и читайте дальше.

Borland Delphi представляет собой средство разработки приложений для Microsoft Windows. Delphi является мощным и простым в использовании инструментом для создания автономных программ, обладающих графическим интерфейсом (GUI) , или 32-битных консольных приложений (программ, которые не имеют графического интерфейса).

В сочетании с Borland Kylix, программисты Delphi могут создавать из одного исходного текста приложения и для Windows и для Linux, и это открывает новые возможности и увеличивает потенциальную отдачу от усилий, вложенных в изучение Delphi. В Delphi используется кросс-платформенная библиотека компонентов CLX и визуальные дизайнеры для создания высокопроизводительных приложений для Windows, которые повторной компиляцей можно легко превратить в приложения для Linux.

Delphi является первым языком программирования, обладающим простой в использовании средой для быстрой разработки приложений, разрушающей барьеры между языками высокого уровня, и языками, на низком уровне разговаривающими с системой на языке битов и байтов.

При создании графического интерфейса приложений Delphi, у вас все возможности языка программирования Object Pascal, «завернутого» в среду RAD . Такие компоненты окна графического пользовательского интерфейса, как формы, кнопки и списки объектов, включены в состав Delphi. Это означает, что вам не нужно писать никакого кода при добавлении их в ваше приложение. Вы просто «кладёте» их на вашу Форму, как в графическом редакторе. Вы можете также добавить на Форму элементы управления ActiveX, для создания в считанные минуты специализированных программ таких, например, как веб-браузеры. Delphi позволяет разработчикам дизайна внедрять в интерфейс новые элементы и кодировать их события одним щелчком мыши.

Delphi поставляется в различных конфигурациях, настроенных на потребности различных предприятий. В Delphi вы можете писать программы для Windows быстрее и легче, чем это было возможно раньше.

Паскаль

Лучшим способом представить что такое Delphi является Object Pascal на основе визуальной среды разработки. Delphi основан на Object Pascal, языке, аналогичном объектно-ориентированному C++, а в некоторых случаях даже лучше. Для разработчиков не имеющих опыта работы в Паскале, Delphi имеет шаблоны своих структур на Паскале, что ускоряет процесс изучения языка.

Компилятор Delphi упаковывает приложения в компактные исполняемые файлы, причем нет необходимости в громоздких библиотеках DLL — большое удобство, я должен сказать.

Библиотека Visual Component Library (автономные бинарные части программного обеспечения, которые выполняют некоторые конкретные предопределенные функции), или VCL, Delphi является объектно-ориентированной базой. В этой богатой библиотеке вы найдете классы для таких визуальных объектов Windows как окна, кнопки и т.д., а также классы для пользовательских элементов управления таких как таймер и мультимедийный плеер, наряду с невизуальными объектами, такими как список строк, таблицы базы данных, потоки и т.д.

Базы данных

Delphi может получать доступ ко многим типам баз данных. Используя BDE (Borland Database Engine — механизм доступа к базам данных), формы и отчеты, которые вы создаете, получают доступ к локальным базам данных, таким как Paradox и DBase, сетевых баз данных SQL Server, InterBase, также как и SysBase, и любые источники данных, доступные даже через ODBC (открытая связь с базами данных).

Итак, Delphi — прекрасная среда разработки Windows- и Linux-программ любого типа. Поэтому единственное, что вас должно уже сейчас интересовать —

Итак, запустим Delphi. Перед нами четыре окошка. Вверху во вcю ширину экрана окно управления проектом и средой разработки — главное окно Delphi. При его сворачивании сворачиваются и все остальные. Слева — инспектор объектов. В нём задаются свойства составляющих нашу программу компонентов. И наконец, в центре одно над другим два окна, окно формы будущей программы и окно программной начинки.

В пустой форме смысла нет. Наполнить её содержанием помогут компоненты Delphi. Они располагаются на главном окне, на нескольких вкладках. Все основные компоненты находятся на первых четырёх вкладках: Standard, Additional, Win32 и System. Их названия всплывают в виде подсказок при наведении мышки на пиктограммы.

Структура программы для Windows представляет собой набор подпрограмм, каждая из которых ответственна за обработку конкретного события и вызывается только при его получении. Удобство Delphi состоит в том, что мы избавлены от необходимости получать сообщения от Windows сами, Delphi это делает за нас. Каждый компонент имеет впечатляющий набор событий, на которые он может реагировать. Программист сам определяет, какие события в программе требуется обрабатывать.

Данные в компьютере можно рассматривать как ячейки памяти, имеющие свои имена (идентификаторы). Все данные в программе на языке Delphi должны быть описаны до их первого использования. И компилятор следит, чтобы в программе они использовались в соответствии с этим описанием, что позволяет избежать ошибок.

При создании любой серьёзной программы не обойтись без дополнительных, более сложных, чем числа и строки, типов данных. В Delphi программист может для своих целей конструировать собственные типы данных. Чтобы ввести в программу (описать) новый тип данных, применяется оператор с ключевым словом type.

Для создания приложений, реализующих сложную алгоритмическую логику, нужны средства управления ходом работы программы: Математически доказано, что любой алгоритм можно закодировать с помощью оператора присваивания, условного оператора и оператора цикла.
В качестве примера рассматривается программа сортировки одномерного массива методом пузырька. Приводится скриншот программы и подробные комментарии. Также можно скачать проект целиком в виде архива.

Начало. Работа с файлами важная вещь в любом языке программирования. Для начала нужно упомянуть компоненты, которые умеют работать с файлами, считывать и сохранять своё содержимое, строки типа String, в файл текстового формата. Это компоненты ListBox, ComboBox и Memo, расположенные на первой же вкладке палитры компонентов.
Продолжение. В Delphi реализовано несколько способов прямой работы с файлами. Познакомимся с классическим способом, связанным с использованием файловых переменных. Прежде всего файл должен быть открыт.
Окончание. То, что мы узнали в предыдущей части урока, позволяет работать с файлами по адресу, жёстко записанному в тексте программы. Мы же хотим просматривать любые файлы по нашему выбору. В Delphi есть компоненты, позволяющие в работающей программе осуществлять выбор файлов.
Поиск файлов в Delphi производится в три этапа. На первом этапе функция FindFirst находит первый файл, удовлетворяющий критериям отбора. На втором этапе функция FindNext в цикле поочерёдно находит остальные файлы. На третьем этапе функция FindClose освобождает память, выделенную для осуществления поиска.
Задачка. Теперь, пользуясь всем вышеизложенным материалом, можно ответить, например, на вопрос: «как средствами Delphi определить размер файла». Есть несколько альтернативных способов, как подсчитать размер файла с помощью Delphi.
Список подпрограмм используемых при работе с файлами в Delphi. Содержит функции и процедуры создания, поиска, преобразования и удаления папок и файлов.

Редкая программа обходится одной формой. Delphi позволяет с лёгкостью создавать дополнительные формы, предоставляющие возможность, например, вести диалог с пользователем, принимать и выводить любую необходимую информацию.

Всё богатство стандартных процедур и функций Delphi не исчерпывает встающих перед программистом задач. Для выполнения повторяющихся операций с меняющимися данными Delphi программист может создавать собственные подпрограммы — процедуры и функции Delphi.
Пример. Вычисление факториала. Выполняя повторяющиеся участки кода, подпрограммы эффективно заменяют циклы. Классический пример — вычисление факториала числа, демонстрирующий также использование рекурсии. Этот проект также можно скачать.

Исключительные ситуации в Delphi встречаются постоянно. Исключительная ситуация это такая ситуация, в результате которой генерируется ошибка, и выполнение программы прерывается. Например, деление на ноль — классический пример исключительной ситуации. Для контроля исключительных ситуаций ввода-вывода также могут применяться директивы компилятора <$I>.

Применение компонентов Delphi позволяет избежать рутинного ручного кодирования. Компоненты Delphi охватывают практически все аспекты применения современных информационных технологий. Конечно, для работы в Delphi прежде всего требуется изучить базовые компоненты Delphi, которые требуются при подготовке практически любого приложения.
Страница Standart
Изучение Delphi естественным образом начинается со страницы палитры компонентов Standart. На этой странице расположены стандартные для Windows интерфейсные элементы, такие как главное и всплывающее меню, кнопка, однострочный и многострочный редакторы, переключатели, метки, списки, и некоторые другие компоненты, которые применяются наиболее часто. Рассматривается пример на переопределение символов , вводимых в компонент Edit, что может использоваться в формах для ввода пароля.
Страница Additional
На страницу палитры компонентов Additional помещены дополнительные компоненты, без некоторых из которых сегодня трудно представить программу для Windows: кнопки с дополнительными свойствами, таблицы , компоненты для размещения изображений и многие другие.
Страница Win32
Страница палитры компонентов Win32 содержит компоненты, представляющие собой интерфейсные элементы для 32-разрядных операционных систем Windows 95/98/NT (В версии системы Delphi 2 эта страница называлась Win95). Использующие эти компоненты программы выглядят в стилистике последних версий операционных систем Windows.
Страница System
На странице палитры компонентов System представлены компоненты, которые имеют различное функциональное назначение (например, Timer — очень важный в любой программе компонент), в том числе компоненты, поддерживающие стандартные для Windows технологии межпрограммного обмена данными OLE и DDE.

Илон Маск рекомендует:  Что такое код pspell_config_repl

Работа со строками Delphi позволяет извлечь из строки необходимую информацию и представить её в нужном виде. Delphi предоставляет весь спектр необходимых функций для работы со строками и преобразования строк Delphi в необходимые форматы.
Продолжение. Использование списка строк. Список строк Delphi TStringList — это структура данных, напоминающая компонент ListBox, но не визуальная, а просто хранящая в памяти и имеющая свойства и методы для работы со строками типа TString.

Создание интерфейса пользователя сводится к выбору из палитры компонентов необходимых для работы программы компонентов Delphi, служащих интерфейсом управления, а также интерфейсом отображения информации, и перенесению их на Форму с последующей компоновкой.

Работа с графикой в Delphi это не только линии и рисунки, но также и и печать текстовых документов. Поэтому в Delphi работе с графикой нужно уделить немного времени. Работа с графикой в Delphi предполагает знакомство с канвой (Canvas) компонентов. Канва это тот холст, который умеет управлять состоянием каждого своего пиксела, и это свойство позволяет программисту отобразить то, что требуется.

Потоки в Delphi выполняют функцию имитации псевдопараллельной работы приложения. Как известно, для организации многозадачности операционная система выделяет каждому приложению, выполняющемуся в настоящий момент, определённые кванты времени, длина и количество которых определяется его приоритетом. Поэтому объём работы, который приложение может выполнить, определяется тем, сколько таких квантов оно сможет получить в единицу времени.

Динамически создаваемые компоненты — это компоненты, место в памяти под которые выделяется по мере необходимости в процессе работы приложения. Этим они и отличаются от компонентов, которые помещаются на Форму при проектировании приложения. Возможность создавать компоненты динамически это очень большое удобство для программиста.

Новые Уроки Delphi будут появляться с течением времени. Кроме того, будут корректироваться уже готовые уроки с целью избавиться от всегда возможных неточностей и ошибок. Как говорится:

Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения

Создается консольное приложение следующим образом. Сначала нужно из меню File выбрать команду New | Other Application, затем на вкладке New появившегося диалогового окна New Items выбрать тип создаваемого приложения — Console Application. В результате этих действий на экране появится окно Projectl.dpr, в котором находится шаблон главной процедуры консольного приложения. В этом окне можно набирать инструкции программы.

Рис. 4.1. Шаблон главной процедуры консольного приложения

Начинается консольное приложение инструкцией program, за которой следует имя программы. Сначала оно совпадает с именем проекта «по умолчанию». В момент сохранения проекта оно будет автоматически заменено на имя, под которым программист сохранит проект.

Следует обратить внимание на то, что консольное приложение создается в Windows, а выполняется как программа DOS. В DOS используется
кодировка ASCII, а в Windows — ANSI, буквы русского алфавита в которых имеют разные коды. Это приводит к тому, что вместо сообщений на русском языке консольное приложение выводит «абракадабру». Поэтому консольные приложения должны выводить сообщения на английском, что не всегда удобно.

Проблему вывода сообщений на русском языке консольными приложениями можно решить, разработав функцию перекодировки ANSI-строки в строку ASCII. Если эту функцию назвать RUS, то инструкция вывода сообщения на русском языке может выглядеть, например, так:

writeln(Rus(‘У лукогморья дуб зеленый’)).

В листинге 4.1 приведен пример программы, которая запрашивает у пользователя вес в фунтах, пересчитывает его в килограммы и выводит результат на экран. Для вывода сообщений используется функция RUS, которая преобразует строку символов в кодировке ANSI в строку символов в кодировке ASCII.

Листинг 4.1. Пересчет веса из фунтов в килограммы (консольное приложение)

// Функция Rus преобразует ANSI-строку в ASCII-строку

// В ANSI русские буквы кодируются числами от 192 до 255,

// в ASCII — от 128 до 175 (А..Яа..п) и от 224 до 239 (р..я).

i: integer; // номер обрабатываемого символа

for i: =1 to length(mes) do case mes[i] of

mes[i] := Chr(Ord(mes[i]) — 64); ‘р’..’я’ :

mes[i] .:= Chr (Ord(mes [i] ) -16);

f:real; // вес в фунтах

w:real; // вес в граммах

k:integer; // кол-во килограммов

g:integer; // кол-во граммов

// w = f*0,4095 = k*1000 + g

writeln(Rus(‘Введите вес в фунтах и нажмите ‘));

w := f * 409.5; // один фунт — это 409,5 гр.

k:=Trunc(w/1000); g:=Round(w — k*1000);

write(f:4:2, Rus(‘ ф. -это ‘));

if k >= 1 then write(k, Rus(‘ кг. ‘));

write(Rus(‘Для завершения нажмите ‘)); readln;

Начинается текст программы строкой <$APPTYPE CONSOLE>, которая, хотя и похожа на комментарий, таковым не является, т. к. сразу за открывающей скобкой следует знак денежной единицы. Эта директива предназначена для компилятора. Следуя ее указаниям, компилятор генерирует исполняемую программу как консольное приложение.


Компиляция консольного приложения выполняется обычным образом, т. е. выбором из меню Project команды Compile.

После успешной компиляции программа может быть запущена выбором из меню Run команды Run. При запуске консольного приложения на экране появляется стандартное окно DOS-программы. На рис. 4.2 приведен вид DOS-окна, в котором работает консольное приложение, созданное в Delphi.

Процесс сохранения проекта консольного приложения стандартный. В результате выбора из меню File команды Save на экране появляется диалоговое окно Save Project, в котором нужно ввести имя проекта.

Рис. 4.2. DOS-окно, в котором работает консольное приложение

Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения

А теперь забудьте обо всех этих кнопочках, пиктограммах и пропахших мышами приложениях — настоящие программисты и пользователи обожают текстовый режим! Если же говорить серьезно, иногда программы в текстовом режиме могут быть полезными. Примерам таких программ несть числа, и основная проблема всегда заключалась в том, что они запускались в окне DOS и не имели доступа к Windows API или к таким ресурсам, как принтеры и память (не говоря уже о том, что это были 16-разрядные приложения с 640-килобайтовым ограничением на используемую память). Теперь, когда Delphi поддерживает создание консольных приложений, можно создавать 32-разрядные текстовые приложения с использованием линейной модели памяти и с возможностью работать с Windows API и применять ресурсы Обычно консольные приложения используются, когда не нужно вводить информацию большого объема и требования к интерфейсу сведены к минимуму. Ну и заметим к тому же, что простенькое «Hello, world!», созданное путем размещения компонента TLabel в форме, будет иметь размер около 150 Кбайт, в то время как консольное «Hello, world!» уложится в 10.

Пример консольного приложения

Лучший способ изучить консольные приложения- создать пресловутое «Hello, world!». Для создания его вручную сделайте следующее.

1. Выберите команду File/New Application.
2. Выберите команду File/Remove From Project, и появится диалоговое окно, Remove From Project, показанное на рис. 1.15.
3. В проекте содержится один модуль формы. Выберете его и щелкните на кнопке ОК. Появится диалоговое окно Save changes to Unit1.pas?
4. Щелкните на кнопке No, и форма будет удалена из проекта.

Сохраните проект как EgConsoleHello.

Хотя мы создаем «бесформенное» приложение, оно все еще не является консольным и использует GUI, а значит, сравнимо по размеру с бронтозавром. Выберите команду View/Project Source, и в редакторе появится следующий текст.

Этого слишком много, чтобы быть достаточным. Вы видите, что подключен модуль Forms, однако он не используется, поэтому данную строку можно удалить. Строки с Application используются для инициализации OLE-сервера и вывода главной формы. Поскольку мы не используем ни того, ни другого, удалите и эти строки. Последнее действие — объяснить компилятору, что мы хотим создать обычное, простое, незамысловатое консольное приложение. Этого можно достичь с помощью команды $APPTYPE. Код в результате будет выглядеть так.

Ax да! Мы же собирались вывести свое приветствие! Для этого добавьте между begin и end строку

Сохраните, скомпилируйте и запустите проект из командной строки. Надеюсь, вам понравилось? И еще одно замечание — консольные приложения используют стандартные потоки ввода-вывода, а значит, вы можете использовать функции Read, ReadLn, Write и WriteLn.

Функции Windows API для консольного приложения

Вы можете делать гораздо больше в консольном приложении, чем просто считывать и выводить текст. Вам доступно около 40 функций Windows API для работы с дисплеем, например изменение атрибутов выводимых символов или изменение размеров консоли.

В листинге 1.1 изменяется текст, выводимый в заголовке консольного окна. Вы можете найти этот пример на дополнительно распространяемой дискете в папке EgConsoleTitle.

Листинг 1.1. Изменение заголовка консольного окна

Здесь функция API SetConsoleTitle возвращает False, если назначить новый заголовок невозможно. GetLastError возвращает числовое значение последней ошибки API, которое SysErrorMessage конвертирует в строку для вывода на экран.

Совет: Поставляемая с Delphi система справки по Win32 содержит функции консольного API. Для доступа к ним выведите пункт Console Reference и щелкните на кнопке.

Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения

В первой главе, при ознакомлении с графическим интерфейсом пользователя, для
демонстрации примеров использовались приложения типа VCL Form Application. Одна-
ко для изучения языка Delphi значительно удобнее использовать приложения типа
Console Application (консольное приложение). Здесь не надо думать о графическом ин-
терфейсе, а ввод и вывод на экран информации происходит значительно проще. По-
этому не надо отвлекаться на посторонние вещи, думайте только об особенностях
языка. К графическому интерфейсу и приложениям типа VCL Form Application мы обя-
зательно вернемся в следующих главах, так как они используются в подавляющем
большинстве программ, написанных на Delphi.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Данный сайт или домен продается ICQ: 403-353-727

Borland delphi 4 0 для начинающих создание консольного приложения

Простое консольное приложение на Delphi

“Дайте мне консоль и я переверну Землю”

В школе или в высшем учебном заведении вы наверное сталкивались с программированием различных алгоритмов. Сортировка массивов, вычисление формул, работа со строками и т.п. Для создания таких простых программ нет необходимости использовать богатые возможности графического интерфейса. К тому же, это иногда довольно сложно сделать (например, работая в Turbo Pascal, Turbo C или в Linux). Все что нужно, это вводить и выводить текстовую информацию. Для этого можно использовать консоль — инструмент, который можно найти в любой операционной системе.

Само по себе консольное приложение использует три вида функций для работы с консолью — ввод (Read, scan, . ), вывод (Write, print, echo, . ), а также управление параметрами консоли. В начале попробуем создать приложение «Hello, World!», которое будет выводить эту же надпись в консоль. Для этого загрузим Delphi и в меню File -> New выберем пункт Other. В открывшемся окне выберем значок Console Application:

После нажатия OK система создаст готовое консольное приложение, которое, однако, ничего не делает. Вы можете увидеть примерно такой текст:

Можно заметить, что директива APPTYPE с параметром CONSOLE устанавливает тип приложения как консольное. Это означает, что при запуске программы будет создана консоль и приложение получит стандартные дескрипторы ввода (stdin), вывода (stdout) и ошибки (stderr). В Delphi эти переменные называются Input, Output и ErrOutput соответственно и имеют тип TextFile. Если программа была запущена другим приложением, у которого есть своя консоль, но наша программа примет дескрипторы своего родителя и будет работать с его консолью.

Илон Маск рекомендует:  Types в Delphi

Для вывода какой-либо информации используются процедуры Write и WriteLn. Последняя отличается от первой тем, что после вывода информации переходит в начало следующей строки.

Параметр F описывает файл, в который будет происходить вывод данных. Этот параметр может быть не задан, в таком случае вывод будет происходить в файл, ассоциированный с переменной Output, т.е. по умолчанию в консоль. Value, Value2, . — значения числовых, логических или строковых типов. Функция может принимать любое количество параметров, в том числе и нулевое.

Теперь выведем надпись «Hello, World!»:

Запустив программу клавишей F9 мы на мгновение увидим консоль, однако, она сразу же исчезнет. Программы выполнит вывод в консоль и завершит работу, а с ней и исчезнет консоль. Посмотреть результат выполнения программы можно из консоли Windows, которая запускается командой cmd в окне Выполнить из меню П у с к :

D:\Delphi2006\Projects>Project2.exe
Hello, World!

Теперь попробуем что-нибудь ввести с клавиатуры. Пусть это будет некое число, которое мы тут же выведем. Для ввода данных используется процедуры Read и ReadLn. Последняя отличается от первой тем, что после ввода своих данных переносит текущую позицию на начало следующей строки. Данные для разных переменных необходимо разделять строкой или пробелом. Строковые данные вводятся до конца текущей строки файла (консоли).

Все параметры аналогичны процедурам ввода. Если параметр F не указан, то используется стандартная переменная для ввода Input.

WriteLn( ‘The number is ‘ ,N);
ReadLn;
end .

Процедура ReadLn, вызванная без параметров, задержит выполнение программы до нажатия клавиши Enter. Таким образом консоль не будет исчезать после запуска программы.

Таким образом можно создавать простые приложения, которые будут использовать для ввода и вывода консоль. Вот пример приложения, которое выводит таблицу значений синуса угла:

var
X, dX, A: double;
N, i: integer;

begin
Write( ‘X = ‘ ); ReadLn(X);
Write( ‘dX = ‘ ); ReadLn(dX);
Write( ‘N = ‘ ); ReadLn(N);

for i:= 0 to N do begin
A := X + dX * i;
WriteLn( A: 8 : 1 , ‘ |’ ,sin(A/ 180 *Pi): 10 : 4 );
end ;

Процедура WriteLn, вызванная без параметров, просто переведет текущую позицию на начало новой строки, не выводя никаких данных. Также у каждого параметра через двоеточие можно задать, сколько минимально символов выводить. Если длина значения параметра меньше этого числа, то оставшиеся символы слева дополняются пробелами. Для вещественных чисел также можно указать, до какого знака это число надо округлить. Таким образом для параметра «123.4567:8:2» в консоль пойдет «__123.46» . Вот вывод программы:

X = 90
dX = 10
N = 18

X | sin(X)
———+————
90.0 | 1.0000
100.0 | 0.9848
110.0 | 0.9397
120.0 | 0.8660
130.0 | 0.7660
140.0 | 0.6428
150.0 | 0.5000
160.0 | 0.3420
170.0 | 0.1736
180.0 | -0.0000
190.0 | -0.1736
200.0 | -0.3420
210.0 | -0.5000
220.0 | -0.6428
230.0 | -0.7660
240.0 | -0.8660
250.0 | -0.9397
260.0 | -0.9848
270.0 | -1.0000

Создание консольных приложений в среде Turbo Delphi (практикум)

Создание и запуск консольного приложения. Изучение диагностических сообщений Turbo Delphi

Интегрированная среда программирования Turbo Delphi предназначена для создания 32-разрядных приложений Windows. Эта среда относится к классу визуальных, в которых программисту предоставляется возможность прямо на экране формировать интерфейс разрабатываемого продукта из стандартных элементов управления.

Однако среда позволяет создавать не только приложения Windows, но и консольные приложения. В отличие от обычных приложений Windows консольные приложения для взаимодействия с пользователем используют текстовое окно. В это текстовое окно программа выводит сообщения пользователю, а пользователь в него же с клавиатуры вводит данные для программы.

Консольное приложение существенно проще по сравнению с обычным приложением Windows, а потому консольный режим хорошо подходит при начальном изучении программирования.

Главное окно среды при запуске имеет вид, представленный на рис. 2.13. Оно включает заголовок, основное меню, панель быстрого вызова, панель структуры проекта, панель инспектора объектов, Web-страницу приглашения, панель менеджера проектов и палитру инструментов.

Работа в среде осуществляется с использованием основного и вспомогательных меню, а также кнопок панели быстрого вызова. Эти кнопки применяют для ускорения доступа к часто выполняемым операциям. Такие кнопки дублируют соответствующие пункты меню.

Рис. 2.13. Вид главного окна Turbo Delphi

Каждая программа оформляется в виде проекта. Проект представляет собой совокупность файлов, относящихся к одной программе. В него входят файлы описания проекта, файлы, содержащие тексты программы и подпрограмм, файлы настроек, файлы результатов компиляции и т.п. Для удобства набор файлов проекта целесообразно хранить в отдельном каталоге.

Среда создает два файла программы, содержащие проект, которые имеют расширение bdsproj (Borland Developer Studio Project File) и dpr (Delphi Project File). Файл с расширением dpr создается в формате, совместимом с ранними версиями Delphi (в частности, с Delphi 7) и содержит текст основной программы. Файл с расширением bdspro; формируется в формате Delphi Studio и содержит информацию о проекте. Запуск любого из этих файлов в среде Turbo Delphi вызовет открытие проекта. Если сформированный в среде Turbo Delphi проект необходимо запустить в среде Delphi 7, следует работать с файлом имеющим расширение dpr.

Первый пункт меню File, как и во многих других приложениях Windows, контролирует создание, открытие и сохранение проектов и отдельных файлов. Он содержит следующие подпункты:

New — создание новых проектов, файлов и т.п.;

Open — открытие уже существующих файлов;

Open Project — открытие уже существующих проектов;

Reopen — вызов проектов из списка ранее созданных;


Save — сохранение текущего файла с тем же именем в том же каталоге;

Save as. — сохранение текущего файла с новым именем и/ или на новом месте;

Save Project as. — сохранение текущего проекта с новым именем и/или на новом месте;

Save All — сохранение всех файлов проекта;

Close — закрытие текущего файла;

Close All — закрытие всех открытых файлов;

Print — вывод на принтер текущего файла программы;

Use Unit — добавление в файл ссылки на другой модуль;

Exit — выход из среды.

Пункт меню Edit позволяет выполнить основные операции с текстом программы: удаление, копирование через буфер, вставку и т.п. Пункт меню Search содержит операции поиска в текущем файле и всех файлах проекта. Через меню пункта View осуществляется управление внешним видом окна среды. Пункт меню Project объединяет операции работы с проектом (программой). Команды пункта меню Run осуществляют запуск и отладку программы. Остальные пункты нам пока не понадобятся.

Рассмотрим, как создаются в Turbo Delphi консольные приложения. Консольное приложение — простая программа и для работы с ней не понадобятся панели Инспектора объектов, Менеджера проектов и палитра инструментов. Их можно убрать, щелкнув мышью по крестику в правом верхнем углу каждого из перечисленных окон. Окно структуры проекта используют для навигации по большим программам. К его использованию целесообразно привыкнуть. Страницу приветствия тоже можно удалить, чтобы она не отвлекала внимания.

Консольное приложение Делфи

В Делфи можно создавать приложения, не использующие графический интерфейс Windows. Но для чего? Ведь этот интерфейс очень удобен для пользователя. Это так, но:

  • Консольные приложения занимают мало памяти.
  • Программы, написанные на Turbo Pascal (правда, не все) можно транслировать и выполнять без сушественных переделок. Так что можно не разыскивать Турбо-Паскаль. Делфи найти проще.

Порядок действий:

  • Запустите среду Делфи
  • Выберите: Меню\File\New\Other\Console Application Появится окно:
  • В этом тексте для Вас больше понятного, чем непонятного. Непонятное не трогаем, но разбираемся.
    • <$APPTYPE CONSOLE>— < >— признак комментария, но $ — признак ДИРЕКТИВЫ компилятору. Именно она говорит, что приложение будет консольным.
    • uses SysUtils; — из стандартного модуля (библиотеки) SysUtils будут использоваться подпрограммы. Если интересно — уберите строку. Тогда увидите при работе, какие именно подпрограммы (возможно, что никакие — заявлено автоматически, про запас).
    • < TODO -oUser -cConsole Main : Insert code here >— это комментарий: вставьте сюда Ваш код, т е текст программы. Это и сделаем, но, конечно, описания переменных поставим ПЕРЕД begin, как положено.
  • В результате получим (вставляем обычным копированием из файла URAVN2.pas):
  • На этой стадии работы всегда нужно сохранить проект, причем желательно — в отдельной папке. Создайте где-нибудь папку и выберите в меню: File\Save All Появится диалоговое окно, в котором Вы должны выбрать эту Вашу папку и щелкнуть «Сохранить». Если Вы забыли создать папку, то в этом окне есть кнопка для этого (справа-вверху — с лампочкой).
  • Чтобы компилировать, нажмите Crtl-F9, а чтобы компилировать и сразу — исполнить — нажмите F9. (Кстати — в Турбо Паскале — наоборот).
  • Все прекрасно получается , но снова, из=за копирования файла MS DOS в Windows — проблемы с кириллицей. В папке появляется исполнимый файл Project1.exe (43Kb)

  • Все же стало интересно — модуль SysUtils здесь лишний или нет? Чтобы не удалять uses SysUtils; превращаем в комментарий, получим:

    Снова нажимаем F9, все работает, как и раньше, только размер Project1.exe = 17,9Кб то есть уменьшился в 2,5 раза.
  • Для полноты счастья перекодирую файл Project1.dpr (в котором и содержится текст программы) из кодировки windows в кодировку MS DOS, запускаю заново Делфи, открываю этот проект (Выбираю в меню File\Open Project\ нахожу и выбираю наш файл Project1.dpr). Запускаю на компиляцию и исполнение (клавиша F9)и получаю:

    Лабораторная работа №2. Создание консольного приложения в среде Borland delphi 0

    Название Лабораторная работа №2. Создание консольного приложения в среде Borland delphi 0
    страница 1/6
    Дата публикации 03.03.2013
    Размер 278.11 Kb.
    Тип Лабораторная работа

    skachate.ru > Информатика > Лабораторная работа

    Лабораторная работа №2. Создание консольного приложения в среде Borland DELPHI 7.0

    Цель работы. Знакомство с консольным приложением в среде программирования Borland Delphi 7.0 (C++ Builder 6.0)

    Задание. В среде Borland Delphi 7.0 (C++ Builder 6.0) разработать программу, вычисляющую квадрат любого числа. Функцию, реализующую вычисление квадрата числа, поместить в отдельный файл.

    Ход работы

    1. Создать проект приложения для чего необходимо выбрать пункт меню File/New/Other… и далее Console Application (рис. 1).

    Рис. 1. Диалоговое окно выбора создаваемого приложения

    2. После нажатия OK появиться окно редактора кода (рис. 2).

    Рис. 2 Окно редактора кода

    Среда Delphi автоматически сгенерировала следующий код:

    uses SysUtils — подключение библиотечного файла SysUtils.dcu.

    begin, end – операторы начала и конца программы соответственно.

    В среде C++ Builder 6.0:

    int main(int argc, char* argv[])

    #pragma – директива препроцессора, которая определяет действия, зависящие от конкретной реализации компилятора. Например, в Borland C++ входит вариант этой директивы для извещения компилятора о наличии в тексте программы команд ассемблера.

    main– основная функция приложения, argc и argv[] ее аргументы, которые можно задавать при вызове программы из командной строки.

    3. Создать функцию, вычисляющую квадрат числа, для чего используется пункт меню File/New/Unit, после чего в проект добавляется новый файл Unit1.pas (Unit1.cpp) (рис. 3).

    4. После нажатия ОК в проект добавляется новый файл и на экране появляется окно редактирования этого файла.

    Рис. 3. Окно редактора кода для нового файла проекта

    5. Добавить в созданный файл функцию, вычисляющую квадрат числа, а в проекте необходимо обеспечить ввод аргумента и вывод его квадрата, используя функцию в созданном файле Unit1.pas (Unit1.cpp).

    В среде Delphi описание функции будет выглядеть следующим образом:

    function SqrFunc(arg:integer): integer;

    В среде Builder:

    int SqrFunc(int arg)

    6. Сохранить, скомпилировать и запустить готовое приложение.
    ^

    Лабораторная работа №3. Простое оконное Windows-приложение в среде Borland delphi 7.0

    Цель работы. Целью работы является ознакомление со средой разработки приложений Borland Delphi 7.0 (C++ Builder 6.0), изучение простейших визуальных компонентов TEdit, TButton, Tlabel.

    Задание. Разработать программу, позволяющую вводить текст в редактируемое поле и добавлять его к списку при нажатии мышью на кнопку.
    ^

    Теоретические основы

    Среда разработки Delphi (C++ Builder)

    Borland Delphi — выпущенное компанией Borland средство быстрой разработки приложений, позволяющее создавать приложения на языке Pascal (C++).

    Delphi (C++ Builder) представляет собой SDI-приложение, главное окно которого содержит настраиваемую инструментальную панель (слева) и палитру компонентов (справа). Помимо этого, по умолчанию при запуске появляются окно инспектора объектов (слева) и форма нового приложения (справа). Под окном формы приложения находится окно редактора кода.

    ^ Рис.1. Среда разработки Delphi

    Основой приложений являются формы. Создание пользовательского интерфейса приложения заключается в добавлении в окно формы элементов объектов Delphi, называемых компонентами. Компоненты Delphi (C++ Builder) располагаются на палитре компонентов, выполненной в виде многостраничного блокнота.
    ^

    Компоненты Delphi

    Компоненты разделяются на видимые (визуальные) и невидимые (невизуальные). Визуальные компоненты появляются во время выполнения точно так же, как и во время проектирования. Примерами являются кнопки и редактируемые поля. Невизуальные компоненты появляются во время проектирования как пиктограммы на форме. Они никогда не видны во время выполнения, но обладают определенной функциональностью (например, обеспечивают доступ к данным, вызывают стандартные диалоги Windows и др.)

    ^ Рис. 2. Пример использования видимых и невидимых компонентов

    Для добавления компонента в форму можно выбрать мышью нужный компонент в палитре и щелкнуть левой клавишей мыши в нужном месте проектируемой формы. Компонент появится на форме, и далее его можно перемещать, менять размеры и другие характеристики.

    Каждый компонент имеет три разновидности характеристик: свойства, события и методы.


    Если выбрать компонент из палитры и добавить его к форме, инспектор объектов автоматически покажет свойства и события, которые могут быть использованы с этим компонентом. В верхней части инспектора объектов имеется выпадающий список, позволяющий выбирать нужный объект из имеющихся на форме.

    Рис.3. Инспектор объектов
    ^

    Свойства компонентов

    Свойства являются атрибутами компонента, определяющими его внешний вид и поведение. Многие свойства компонента в колонке свойств имеют значение, устанавливаемое по умолчанию (например, высота кнопок). Свойства компонента отображаются на странице свойств (Properties). Инспектор объектов отображает опубликованные (published) свойства компонентов. Помимо published-свойств, компоненты могут и чаще всего имеют общие (public), опубликованные свойства, которые доступны только во время выполнения приложения. Инспектор объектов используется для установки свойств во время проектирования. Список свойств располагается на странице свойств инспектора объектов. Можно определить свойства во время проектирования или написать код для видоизменения свойств компонента во время выполнения приложения.

    При определении свойств компонента во время проектирования нужно выбрать компонент на форме, открыть страницу свойств в инспекторе объектов, выбрать определяемое свойство и изменить его с помощью редактора свойств (это может быть простое поле для ввода текста или числа, выпадающий список, раскрывающийся список, диалоговая панель и т.д.).

    События

    Страница событий (Events) инспектора объектов показывает список событий, распознаваемых компонентом (программирование для операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом, предполагает описание реакции приложения на те или иные события, а сама операционная система занимается постоянным опросом компьютера с целью выявления наступления какого-либо события). Каждый компонент имеет свой собственный набор обработчиков событий. В Delphi (C++ Builder) следует писать процедуры, (функции) называемые обработчиками событий, и связывать события с этими процедурами (функциями). Создавая обработчик того или и ого события, вы поручаете программе выполнить написанную процедуру (функцию), если это событие произойдет.

    Для того, чтобы добавить обработчик событий, нужно выбрать на форме с помощью мыши компонент, которому необходим обработчик событий, затем открыть страницу событий инспектора объектов и дважды щелкнуть левой клавишей мыши на колонке значений рядом с событием, чтобы Delphi (C++ Builder) сгенерировал прототип обработчика событий и показал его в редакторе кода. При этом автоматически генерируется текст пустой процедуры, и редактор открывается в том месте, где следует вводить код. Курсор позиционируется между операторами begin и end (Для C++ Builder — <>). Далее нужно ввести код, который должен выполняться при наступлении события. Обработчик событий может иметь параметры, которые указываются после имени процедуры в круглых скобках.

    Методы

    Методом является процедура или функция (Для C++ Builder — только функция), которая связана с компонентом, и которая объявляется как часть объекта. Создавая обработчики событий, можно вызывать методы, используя следующую нотацию — “.” (Для C++ Builder — “->”), например:

    Создание приложений в Delphi (C++ Builder)

    Первым шагом в разработке приложения является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст, который становится частью приложения, когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы создать новый проект, нужно выбрать пункт меню File/New/Other и далее Application или File/New/ Application.

    Delphi (C++ Builder) создает make-файл с именем по умолчанию Project1.dpr (Project.bpr). При внесении изменений в проект, таких, как добавление новой формы, происходит обновление файл проекта.

    Проект или приложение обычно имеют несколько форм. Добавление формы к проекту создает следующие дополнительные файлы:

    Файл формы с расширением .dfm, содержащий информацию о ресурсах окон для конструирования формы;

    Файл модуля с расширением *.pas (*.cpp), содержащий код на языке Pascal (C++);

    Когда в проект добавляется новая форма, файл проекта автоматически обновляется.

    Для того чтобы добавить одну или более форм к проекту, необходимо выбрать пункт меню File/New/Form. Появится пустая форма, которая будет добавлена к проекту.

    Урок 1. Первая программа на Delphi

    Начнем изучение Delphi с самого простого. Для начала запустите Delphi. После запуска, перед вами появиться окно вашего будущего приложения. Код, который уже сгенерирован, можно просмотреть в окне кода, для перехода к нему нажмите F 12 . Пока не чего не изменяйте, подробнее его мы рассмотрим в следующих главах. Теперь преступил к созданию первой программы. Первым делом поменяем размер формы, для этого кликнете в любое место формы. Потом отредактируйте свойства ClientHeight и ClientWidth , поставьте значения 150 и 180 соответственно, первое свойство изменяет высоту окна, а второе его ширину. Также можно подписать окно, для этого отредактируем свойство Caption , поставив значение «Программа». Пример получившегося окна приведен на рисунке 1, пример настроек приведен на рисунке 2.

    После этого выделите кнопку, и перейдите на вкладку Events окна Object Inspector , двойным щелчком левой кнопки мыши, зайдите в событие OnClick , данное событие происходит, когда кто-то нажмет кнопку. После этого произойдет автоматический переход к окну кода и сгенерируется код события приведенный ниже (// авторские комментарии не генерируемые Delphi ).

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Название процедуры

    Теперь допишем нужный код для работы нашей программы.

    А именно код label1.Caption:=’Моя первая программа’;

    Label 1 – Название объекта, в нашем случае это надпись.

    Caption – Свойство объекта.

    := — оператор присваивания, то есть с помощью этого оператора мы присваиваем новое значение свойству объекта.

    ‘ – кавычки обозначают, начало и конец строкового значения.

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

    Создание проекта в среде программирования Borland Delphi 7.0

    Проектирование программного модуля в среде программирования Borland Delphi 7.0. Схемы алгоритмов решения задач по темам «Символьные переменные и строки», «Массивы», «Работа с файлами», «Создание анимации». Реализация программного модуля, код программы.

    Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
    Вид отчет по практике
    Язык русский
    Дата добавления 21.04.2012
    Размер файла 961,6 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМЕНИ А.А. КУЛЕШОВА»

    Индивидуальное задание на учебную практику по программированию

    «Программное обеспечение информационных технологий»

    учащегося группы 2 «А» СШ спец.2-400101

    Федьковича Александра Александровича

    Место практики: Социально-гуманитарный колледж

    Руководитель практики от учреждения образования

    Практикант Федькович А.А.

      Индивидуальное задание
    • График выполнения индивидуального задания
    • 1. Общая характеристика индивидуального задания
    • 2. Проектирование программного модуля
    • 3. Реализация программного модуля
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Карточка учета обучения учащихся:
    • Теоретические и практические знания, полученные путем изучения предмета, групповых занятий, индивидуальных консультаций по охране труда, противопожарной безопасности, ознакомление с правилами оформления документации.
    • ФИО обучаемого:

    Наименование предприятия, № и краткое содержание инструктажа, проводимого предмета по охране труда

    ФИО инструктирующего преподавателя, руководителя практики, его должность

    1. Социально-гуманитарный колледж. Ознакомление с приказом о практике, правилами оформления документации и письменного отчета

    Савицкая Ирина Викторовна

    2. Социально-гуманитарный колледж. Проведение вводного инструктажа по охране труда, охране жизни и здоровья, противопожарной безопасности, энергобезопасности, правилам поведения в учебных лабораториях, правилами обращения с компьютерами, санитарными нормами и правилами, правилами внутреннего распорядка

    Савицкая Ирина Викторовна

    3. Социально-гуманитарный колледж. Ознакомление с режимом работы при прохождении учебной практики по программированию

    Савицкая Ирина Викторовна

    Рабочий план практики

    Ознакомление с целями, задачами, содержанием практики. Вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Составление плана работы над индивидуальным заданием.

    Базовые конструкции для написания структурированных программ. Пошаговая детализация алгоритма. Структуры данных: массивы, строки, записи. Размещение в памяти. Пользовательские типы данных. Модульное программирование. Организация личных библиотек. Решение задачи 1: В заданном предложении найти самое короткое и самое длинное слово и поменять их местами.

    Рекурсивные алгоритмы. Сортировка и поиск. Методы внутренней сортировки. Статическое и динамическое распределение памяти. Динамические структуры данных. Алгоритмы с возвращением. Решение задачи 2: В целочисленном одномерном массиве упорядочить элементы, имеющие четные индексы по возрастанию. Найти максимальный элемент среди элементов с нечетными индексами. Вывести исходный массив и результаты обработки массива.

    Организация файловой системы. Создание и обработка баз данных. Библиотечные модули системы программирования Паскаль: Crt, Dos, Graph. Методы построения магических квадратов. Комбинаторные алгоритмы. Элементы системного программирования на языке Паскаль. Решение задачи 3: Даны два числа. Верно ли, что в их записи нет одинаковых цифр? Например, 514 и 233 — верно, 1248 и 64141 — неверно.

    Система программирования Delphi. Основы визуального программирования. Разработка простейших приложений с использованием компонентов страниц Standart, Additional. Разработка приложений с использованием компонентов страниц Win32 и System. Решение задачи 4: В текстовом файле содержатся: жанр, автор, название, книги, издательство, год издания. Осуществить выборку по году издания, отсортировать по автору, с указанием самого продуктивного и самого непродуктивного автора этого года.

    Разработка приложений с использованием графических возможностей системы Delphi. Разработка приложений с использованием мультимедийных возможностей Delphi. Создание проекта в среде Delphi.

    Работа с базами данных в Delphi. Оформление программной документации.

  • Илон Маск рекомендует:  Что такое код mb_internal_encoding
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL