Concat — Функция Delphi

Содержание

Concat — Функция Delphi

Строки в Delphi состоят из одоного (тип ShortString ) или двух байтов (тип AnsiString, WideString ), содержащих указание количества символов в строке, и последовательности символов. Таким образом ShortString максимально может содержать до 255 символов и занимать память 2 байта ..256 байт, а AnsiString или WideString — максимально могут содержать примерно 2 x 10 30 символов и занимать память 4 байта .. 2 Гбайта.

В типе AnsiString символы кодируются в коде ANSI, а в типе WideString — в коде Unicode.

Общим типом является тип String , который может соответствовать как типу ShortString , так и типу AnsiString . Это определяется директивой компилятора $H . По умолчанию используется <$H+>, и тип String равен типу AnsiString .

Кроме того имеется тип PChar , представляющий так называемую строку с завершающим нулем. Строки с завершающим нулем не содержат байтов длины. В отличие от обычных строк они состоят из последовательности ненулевых символов, за которым следует символ NULL (#0). Никаких ограничений на длину строк с завершающим нулем не накладывается. Фактически он указывает на символ

Расширенный синтаксис позволяет ставить в соответствие строкам с завершающим нулем символьный массив типа

где X — положительное число типа Integer , определяющее количество символов в строке, не считая завершающего символа с кодом 0. В отличие от типа String , символ с индексом 0 здесь является первым символом строки, а последний символ с индексом X — завершающим символом с кодом 0. (см. Функции работы со строками с завершающим нулем)

Список литературы:

  1. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Delphi 6. — СПб. БХВ-Петербург, 2002. — 1152 с.: ил.
  2. Турбо Паскаль 7.0 — К. Торгово-издательское бюро BHV, 1996 — 448 с.: ил.
  3. Delphi7 Help

Операции со строками Delphi

Библиотека языка программирования Delphi включает несколько достаточно полезных процедур и функций, чтобы работать со строками. Какие есть операции со строками Delphi? Подробнее остановимся на каждой из них и приведем их примеры.

Примеры операции со строками Delphi

1) Функция length возвращает длину указанной строки. Данная функция обладает одним параметром, который представляет собой выражение, имеющее строковый тип данных. В качестве значения функции length выступает целое число, обозначающее количество символов, входящих в состав строки.

Примеры

b:=length(‘na beregu’);

В результате выполнения этих инструкций переменная a пример значение 6, а переменная b получит значение 9. 2)

2) Процедура delete. С помощью процедуры delete можно удалить определенную часть строки. Общий вид процедуры delete выглядит следующим образом:

  • строка обозначает переменную или константу с строковым типом данных;
  • n есть номер символа, начиная с которого удаляется заданная подстрока;
  • m представляет собой длину удаляемой впоследствии подстроки.

Пример

При выполнении инструкции

переменная st примет значение-строку ‘Город’. 3)

3) Функция роs. С помощью функции pos возможно определение положения подстроки в указанной строке. Общий вид инструкции функции pos представляется так:

откуда подстрока представляется собой переменную или константу строкового типа, которую необходимо отыскать в строковой переменной или константе строка.

Пример

При выполнении следующей инструкции:

Переменная n примет значение 2. В случае, если строка не содержит искомую подстроку, то функция pos возвращает значение 0. Приведем пример инструкции оператора while, которая позволит удалить начальные пробелы из указанной строки:

Здесь процедура delete(s, 1, 1) удаляет пробелы до тех пор, пока пробел есть начальный символ строки (то есть пока значение функции pos(‘ ‘,s) совпадает с единицей). Проверка условия length(s) > 0 применяется здесь для того, чтобы учесть возможность включения в строку только одних пробелов.

4) Функция copy выделяет фрагмент указанной строки. Общий вид инструкции функции copy представляется следующим образом:

откуда строка обозначает строковое выражение, включающее строку, фрагмент которой необходимо получить; n обозначает номер первого символа, начиная с которого выделяется подстрока; m обозначает длину выделяемой подстроки.

Пример

При выполнении инструкции

town:=copy(s, 7, 12) ;

переменная town примет значение-строку ‘Екатеринбург‘.

DelphiComponent.ru — бесплатно видеоуроки по Delphi, статьи, исходники

Процедуры и функции для работы со строками в Delphi

Строки очень часто используются в программах — хотя бы для вывода раз­личных сообщений пользователю, чтобы он не заблудился в интерфейсе. Ну, для таких простых случаев вполне достаточно тех сведений, которые вы получили на уроке, посвящённом строкам. Если же у вас более серьёз­ные намерения и вы хотите манипулировать строками по своему желанию (например, вы пишете какую-нибудь словесную игру вроде Балды или Ло­гогрифов), то в Delphi найдётся всё нужное и для таких любителей словес­ности и жонглирования приставками и суффиксами.

Для определённости в примерах будем считать, что

Когда мы изучали простые операции со строками, то рассматривали кон­катенацию строк с помощью оператора +. Но объединить две строки можно и функцией

которая возвращает «сумму» двух строк:

Для сравнения строк вместо операторов отношения можно использовать следующие функции.

Обе функции сравнивают строки s1 и s2. Первая — с учётом регистра букв (прописные/строчные), вторая — без учёта.

Эти функции возвращают значение

0, если строки равны;

Их нельзя применять к русским словам, поэтому лучше пользоваться функциями:

которые одинаково хорошо работают и с латинскими, и с русскими буква­ми.

Теперь перейдём к процедурам и функциям, которые выполняют со сло­вами более сложные действия.

Довольно часто нужно преобразовать все буквы слова либо к верхнему, либо к нижнему регистру. Если слова состоят только из латинских букв, то можно использовать функции:

Первая переводит слова в нижний регистр (строчные буквы), вторая — в верхний (прописные буквы). Для русских ( и для латинских ) букв годятся функции :

Функция AnsiLowerCase (S1) вернёт строку «смородина».

Функция AnsiUpperCase (’смородина’) вернёт строку «СМОРОДИНА».

Процедуры вывода сообщений на экран (обычно в метку или список) тре­буют в качестве параметра строку, а что делать, если нужно предъявить пользователю число? — Преобразовать число в строку! Это можно сде­лать и самостоятельно, но гораздо удобнее воспользоваться встроенными функциями Delphi.

Чаще других в программах применяют функции для преобразования це­лых чисел в строку:

Например, IntToStr (1234) вернёт строку «1234».

Для действительных чисел тоже имеется подобная функция

Если вы хотите узнать, как десятичное число записывается в 16-ричной системе счисления, примените к нему функции:

Например, IntToHex (12 34, 8) вернёт строку «000004D2», а IntToHex (2009, 4) — строку «07D9».

Второй параметр — Digits — задаёт число цифр в 16-ричном числе.

При вводе данных из файла или некоторых компонентов вместо числа мы получаем строку символов. И хотя она состоит из цифр, это не число. В этом случае поможет функция

Причём строка S может содержать не только десятичное, но и 16-ричное число.

Например, функции StrToInt(’$07D9’) и StrToInt(’2009’) вернут одно и то же число 2009.

Однако эта функция «опасна»: если в строке обнаружится хотя бы один неверный символ, возникнет ошибка. Если у вас есть обоснованные со­мнения в правильности строки, лучше обратиться к надёжной функции

Она возвращает TRUE, если строка преобразована в число без ошибок, и FALSE, если с ошибками. Переменная Value (в нашем примере i) хранит число.

В примере строка ‘$07D9s’ содержит неверный символ «s», поэтому функ­ция вернёт FALSE и строку печатать не нужно (на самом деле значение переменной i будет равно 2009, так как функция успеет конвертировать первые символы строки — до первой «нецифры»).

Так же можно использовать и процедуру:

V — переменная целого или действительного типа.

Code — переменная целого типа, в которой возвращается номер ошибочно­го символа в строке. Если таких символов нет, то значение этой перемен­ной будет равно нулю.

В результате выполнения этого примера будет напечатано число 2009.

Этот код также напечатает число 2009, но значение переменной i будет равно не нулю, как в первом случае, а 6, так как шестой символ строки не является 16-ричной цифрой.

Аналогичные функции для вещественных чисел:

В начале и/или конце строки могут присутствовать ненужные пробелы. От них легко избавиться , применив функции

Первая удаляет начальные пробелы, вторая — конечные, третья — и те, и другие. Эти функции возвращают новую строку — уже без пробелов.

Узнать длину строки (число символов в ней) можно с помощью функции

Например , Length (S1) вернёт 9, а Length(S2) — 7.

Ну, а теперь — самые интересные процедуры и функции!

Удаляем часть строки S от символа номер Index:

Здесь Count — число удаляемых символов.

Например, после выполнения процедуры:

строка si будет иметь значение «РОДИНА».

А после процедуры delete(s2,5,3); строка s2 будет урезана до «ПАРА».

Если значение переменной Index меньше единицы или больше длины строки, то строка останется без изменений. Ничего не слу­чится со строкой и если Count меньше единицы.

Если же Count больше, чем число символов в строке, начиная с In­dex, то будут удалены все символы до конца строки.

Процедура Insert действует противоположно — она вставляет подстроку Substr в строку Dest после символа номер Index:

Например, после выполнения процедуры insert (’З’, s1,6); строка s1 превратится в смешное слово «СМОРОЗДИНА».

А процедура insert (’КА’, s2,8); позволит нам насладиться неологиз­неологиз­мом «ПАРАШЮТКА».

Если же мы не хотим портить исходную строку, как это делает процедура Delete, то можем создать новую строку, вырезав из любой строки нужный нам кусок:

Например, строка s примет значение «ПАРА» после выполнения функции s:=copy(s2,1,4);

Обратите внимание: чтобы получить то же самое слово, что и в примере с delete(s2,5,3);, мы указали другие значение параметров в вызове функции!

Функция copy (s1,4,9) вернёт в переменную s слово «РОДИНА».

И последняя функция находит позицию подстроки substr в строке str. function Pos(const substr: string; const str: string): Integer;

Если в строке искомая подстрока встречается несколько раз, то первый вызов функции Pos вернёт позицию первого вхождения, после чего поиск нужно продолжить со следующей позиции. Например, в слове ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ так можно найти обе «ели».

Если же подстроки в строке нет, то вернётся безнадёжный ноль!

Строковые функции в delphi

MODERN

Поговорим о строковых функциях в Delphi.

Функция delete.
она служит для вырезания части слова.

на форму кидаем текстовое поле и кнопку
объявляем строковую переменную a;

Если в текст. поле введём например qwerty, то после нажатия на кнопку в текст. поле будет qty.

Функция Concat
Она служит для склеивания слов.

На форму кидаем текст. поле и кнопку
вот код для кнопки

Функция length
она считает сколько символов в слове

вот пример
на форму опять кидаем текст. поле и кнопку
в кнопке пишем такой код

Delphi. Процедуры и функции для работы со строками

Для работы со строками применяются следующие процедуры и функции (в квадратных скобках указываются необязательные параметры).

Процедуры и функции для работы со строками

Function Concat(S1 [, S2, …, SN]: String): String;

Возвращает строку, представляющую собой сцепление строк-параметров S1. S2, … , SN

Function Copy(St: String; Index, Count: Integer): String;

Копирует из строки St Count символов, начиная с символа с номером Index

Procedure Delete(St: String; Index, Count: Integers;

Удаляет Count символов из строки St начиная с символа с номером Index

Procedure Insert(SubSt: String; St, Index: Integer) ;

Вставляет подстроку SubSt в строку St начиная с символа с номером Index

Function Length(St: String): Integer;

Возвращает текущую длину строки St

Function Pos(SubSt, St: String): Integer;

Отыскивает в строке St первое вхождение подстроки SubSt и возвращает номер позиции, с которой она начинается. Если подстрока не найдена, возвращается ноль

Procedure SetLength(St: String; NewLength: Integer);

Устанавливает новую (меньшую) длину NewLength строки St, если NewLength больше текущей длины строки, обращение к SetLength игнорируется

Подпрограммы преобразования строк в другие типы т

Function StrToCurr(St: String): Currency;

Преобразует символы строки St в целое число типа Currency. Строка не должна содержать ведущих или ведомых пробелов

Function StrToDate(St: String): TDateTime;

Преобразует символы строки St в дату. Строка должна содержать два или три числа, разделенных правильным для Windows разделителем даты (в русифицированной версии таким разделителем является «.») Первое число — день, второе – месяц, если указано третье число, оно задает год

Function StrToDateTime(St: String): TDateTime;

Преобразует символы строки St в дату и время. Строка должна содержать дату и время, разделенные пробелом

Function StrToFloat(St: String): Extended;

Преобразует символы строки St в вещественное число. Строка не должна содержать ведущих или ведомых пробелов

Function StrToInt(St: String): Integer;

Преобразует символы строки St в целое число. Строка не должна содержать ведущих или ведомых пробелов

Function StrToIntDef(St: String; Default: Integer): Integer;

Преобразует символы строки St в целое число. Если строка не содержит правильного представления целого числа, возвращается значение Default

Function StrToIntRange(St: String; Min, Max: Longint) : Longint;

Преобразует символы строки St в целое число и возбуждает исключение ERangeError, если число выходит из заданного диапазона Mm Max

Function StrToTime(St: String): TDateTime;

Преобразует символы строки St во время

Procedure Val(St: String; var X; Code: Integer);

Преобразует строку символов St во внутреннее представление целой или вещественной переменной X, которое определяется типом этой переменной. Параметр Code содержит ноль, если преобразование прошло успешно, и тогда в Х помещается результат преобразования; в противном случае он содержит номер позиции в строке St, где обнаружен ошибочный символ, и в этом случае содержимое X не меняется. В строке St могут быть ведущие и (или) ведомые пробелы

Подпрограммы обратного преобразования

Function DateToStr(Value: TDateTime): String;

Преобразует дату из параметра Value в строку символов

Function DateTimeToStr(Value: TDateTime): String;

Преобразует дату и время из параметра Value в строку символов

Procedure DateTimeToString (var St: String; Format: String; Value: TDataTime) ;

Преобразует дату и время из параметра Value в строку St

Function FormatDateTime (Format: String; Value: TDateTime): String;

Преобразует дату и время из параметра Value в строку символов

Function FloatToStr( Value: Extended): String;

Преобразует вещественное значение Value в строку символов

Function FloatToStrF(Value: Extended; Format: TFloatFor-mat; Precision, Digits: Integer) : String;

Преобразует вещественное значение Value в строку символов с учетом параметров Precision и Digits (см. пояснения ниже)

Function FormatFloat(Format: String; Value: Extended): String;

Преобразует вещественное значение Value в строку

Function IntToStr(Value: Integer) : String;

Преобразует целое значение Value в строку символов

Function TimeToStr(Value: TDateTime): String;

Преобразует время из параметра Value в строку символов

Procedure Str(X [:width [:Decimals]]; var St: String);

Преобразует число Х любого вещественного или целого типа в строку символов St; параметры Width и Decimals, если они присутствуют, задают формат преобразования: Width определяет общую ширину поля, выделенного под соответствующее символьное представление вещественного или целого числа X, a Decimals –количество символов в дробной части (этот параметр имеет смысл только в том случае, когда Х — вещественное число)

Правила использования параметров функции FloatToStrF показаны ниже:

Научная форма представления с множителем еХХ («умножить на 10 в степени XX»). Precision задает общее количество десятичных цифр мантиссы. Digits — количество цифр в десятичном порядке XX. Число округляется с учетом первой отбрасываемой цифры: 3.1416Е+00

Формат с фиксированным положением разделителя целой и дробной частей. Precision задает общее количество десятичных цифр в представлении числа. Digits — количество цифр в дробной части. Число округляется с учетом первой отбрасываемой цифры: 3,14

Универсальный формат, использующий наиболее удобную для чтения форму представления вещественного числа. Соответствует формату ffFixed, если количество цифр в целой части меньше или равно Precision, а само число — больше или равно 0,00001, в противном случае соответствует формату ffExponent: 3,1416

Отличается от ffFixed использованием символа — разделителя тысяч при выводе больших чисел (для русифицированной версии Windows таким разделителем является пробел). Для Value = p* 1000 получим 3 141,60

Денежный формат. Соответствует ffNumber, но в конце строки ставится символ денежной единицы (для русифицированной версии Windows — символы «р.»). Для Value = p*1000 получим: 3 141,60р

DELPHI. Математические формулы

Язык Object Pascal имеет ограниченное количество встроенных математических функций. Поэтому при необходимости использовать другие функции следует применять известные соотношения. В таблице приведены выражения наиболее часто встречающихся функций через встроенные функции языка Object Pascal.

Строковые функции в delphi

MODERN

Поговорим о строковых функциях в Delphi.

Функция delete.
она служит для вырезания части слова.

на форму кидаем текстовое поле и кнопку
объявляем строковую переменную a;

Если в текст. поле введём например qwerty, то после нажатия на кнопку в текст. поле будет qty.

Функция Concat
Она служит для склеивания слов.

На форму кидаем текст. поле и кнопку
вот код для кнопки

Функция length
она считает сколько символов в слове

вот пример
на форму опять кидаем текст. поле и кнопку
в кнопке пишем такой код

Строковые процедуры и функции

Function Copy(S: String; Index, Count: Integer): String;

Возвращает подстроку строки.

S — выражение типа String. Index и Count — выражения целого типа. Функция возвращает строку, содержащую Count символов, начинающихся с позиции Index.

Если Index больше, чем длина S, функция возвращает пустую строку.

Procedure Delete(var S: String; Index, Count:Integer);

Удаляет подстроку символов длиной Count из строки S, начиная с позиции Index.

S — переменная типа String. Index и Count — выражения целого типа.

Если Index больше, чем длина S, символы не удаляются.

Procedure Insert(Source: String; var S: String; Index: Integer);

Объединяет подстроку в строку, начиная с определенной позиции.

Source — выражение типа String. S — переменная типа String любой длины. Index — выражение целочисленного типа.

Insert вставляет Source в S, начиная с позиции S[Index].

Function Length(S: String): Integer;

Возвращает число символов, фактически используемое в строке S.

Обратите внимание: при использовании строк с нуль-окончанием, число символов не обязательно равно числу байтов.

Function Pos(Substr: String; S: String): Integer;

Ищет подстроку в строке.

Pos ищет Substr внутри S и возвращает целочисленное значение, ко-торое является индексом первого символа Substr внутри S.

Если Substr не найден, Pos возвращает ноль.

Функции Concat и Concatenate в PowerApps Concat and Concatenate functions in PowerApps

Объединяют отдельные строки текста и строки в таблицах. Concatenates individual strings of text and strings in tables.

Description Description

Функция Concatenate объединяет сочетание отдельных строк и таблицу из одного столбца со строками. The Concatenate function concatenates a mix of individual strings and a single-column table of strings. При использовании этой функции с отдельными строками она эквивалентна использованию оператора & . When you use this function with individual strings, it’s equivalent to using the & operator.

Функция Concat объединяет результат формулы, примененной ко всем записям таблицы, в результате чего получается одна строка. The Concat function concatenates the result of a formula applied across all the records of a table, resulting in a single string. Используйте эту функцию для объединения строк таблицы, как функция Sum делает с числами. Use this function to summarize the strings of a table, just as the Sum function does for numbers.

Поля записи, обрабатываемой в настоящее время, доступны в формуле. Их можно указывать по имени, как и любое другое значение. Кроме того, можно использовать ссылки на свойства элементов управления и другие значения из приложения. Чтобы узнать больше, можно изучить примеры ниже и ознакомиться с работой с областью записи.

Используйте функцию Split или MatchAll для разделения строки на таблицу подстрок. Use the Split or MatchAll function to split a string into a table of substrings.

Синтаксис Syntax

Concat( Table; Formula ) Concat( Table; Formula )

  • Table — обязательный аргумент. Table — Required. Таблица, с которой выполняются операции. Table to operate on.
  • Formula — обязательный аргумент. Formula — Required. Формула, которую необходимо применить к записям таблицы. Formula to apply across the records of the table.

Concatenate( Строка1 [; Строка2; . ] ) Concatenate( String1 [; String2; . ] )

  • Строка — обязательные аргументы. String(s) — Required. Сочетание отдельных строк или таблица из одного столбца со строками. Mix of individual strings or a single-column table of strings.

Примеры Examples

В примерах в этом разделе используются следующие глобальные переменные: The examples in this section use these global variables:

  • FirstName = «Мария» FirstName = «Jane»
  • LastName = «Петров» LastName = «Doe»
  • Продукты = Products =

Чтобы создать эти глобальные переменные в приложении, вставьте элемент управления Button и задайте для его свойства OnSelect значение этой формулы: To create these global variables in an app, insert a Button control, and set its OnSelect property to this formula:

Нажмите кнопку (щелкнув ее, удерживая нажатой клавишу Alt). Select the button (by clicking it while you hold down the Alt key).

Функция СЦЕПИТЬ и оператор & Concatenate function and the & operator

Для этих примеров задайте для свойства Text элемента управления Label формулу из первого столбца следующей таблицы. For these examples, set the Text property of a Label control to a formula from the first column of the next table.

Формула Formula Description Description Возвращаемый результат Result
Сцепление ( LastName, «, «, FirstName ) Concatenate( LastName; «, «; FirstName ) Сцепляет значение в LastName, строку «,» (запятую, за которой следует пробел) и значение в поле FirstName. Concatenates the value in LastName, the string «, « (a comma followed by a space), and the value in FirstName. «Петров, Jane» «Doe, Jane»
LastName & «, » & LastName & «, » & FirstName То же, что и в предыдущем примере, за исключением использования оператора & , а не функции. Same as the previous example except using the & operator instead of the function. «Петров, Jane» «Doe, Jane»
Сцепление ( FirstName, » «, LastName ) Concatenate( FirstName; » «; LastName ) Сцепляет значение в FirstName, строку «» (один пробел) и значение в LastName. Concatenates the value in FirstName, the string » « (a single space), and the value in LastName. Мария Doeа «Jane Doe»
FirstName & » » & LastName FirstName & » » & LastName То же, что и в предыдущем примере, вместо функции используется оператор & . Same as the previous example, using the & operator instead of the function. Мария Doeа «Jane Doe»

Объединение с таблицей с одним столбцом Concatenate with a single-column table

В этом примере добавьте пустой, вертикальный элемент управления коллекции , задайте для его свойства Items значение формула в следующей таблице, а затем добавьте метку в шаблоне коллекции. For this example, add a blank, vertical Gallery control, set its Items property to the formula in the next table, and then add a label in the gallery template.

Формула Formula Description Description Возвращаемый результат Result
СЦЕПИТЬ («имя: «, Products. Name, «, Type: «, Products. Type) Concatenate( «Name: «; Products.Name; «, Type: «; Products.Type ) Для каждой записи в таблице Products объединяет строку «имя:» , имя продукта, строку «, тип:» и тип продукта. For each record in the Products table, concatenates the string «Name: «, the name of the product, the string «, Type: « and the type of the product.

Concat, функция Concat function

Для этих примеров задайте для свойства Text метки формулу из первого столбца следующей таблицы. For these examples, set the Text property of a label to a formula from the first column of the next table.

Формула Formula Description Description Возвращаемый результат Result
Concat (Products, Name & «,») Concat( Products; Name & «, » ) Вычисляет имя выражения & «,» для каждой записи продуктов и объединяет результаты в одну текстовую строку. Evaluates the expression Name & «, « for each record of Products and concatenates the results together into a single text string. «Скрипка, Cello, Trumpet, » «Violin, Cello, Trumpet, «
Concat (Filter ( Products, Type = строку ), Name & «,») Concat( Filter( Products; Type = «String» ); Name & «, » ) Оценивает имя формулы & «,» для каждой записи продуктов , удовлетворяющей типу фильтра = «String» , и объединяет результаты в одну текстовую строку. Evaluates the formula Name & «, « for each record of Products that satisfies the filter Type = «String», and concatenates the results into a single text string. «Скрипка, Cello, » «Violin, Cello, «

Обрезка конца Trimming the end

Последние два примера содержат дополнительный символ «,» в конце результата. The last two examples include an extra «, » at the end of the result. Функция добавляет запятую и пробел в значение имени каждой записи в таблице, включая последнюю запись. The function appends a comma and a space to the Name value of every record in the table, including the last record.

В некоторых случаях эти дополнительные символы не имеют значения. In some cases, these extra characters don’t matter. Например, разделитель одинарного пробела не отображается, если результат отображается в метке. For example, a single-space separator doesn’t appear if you show the result in a label. Если вы хотите удалить эти дополнительные символы, используйте функцию Left или Match . If you want to remove these extra characters, use the Left or Match function.

Для этих примеров задайте для свойства Text метки формулу из первого столбца следующей таблицы. For these examples, set the Text property of a label to a formula from the first column of the next table.

Формула Formula Description Description Возвращаемый результат Result
Left (Concat ( Products, Name & «, » ), len ( Concat ( Products, Name & » , » ) ) — 2) Left( Concat( Products; Name & «, » ); Len( Concat( Products; Name & «, » ) ) — 2 ) Возвращает результат concat , но удаляет последние два символа, которые формируют лишний разделитель. Returns the result of Concat but removes the last two characters, which form the extraneous separator. «Скрипка, Cello, Trumpet» «Violin, Cello, Trumpet»
*Match (Concat ( Products, Name & «, » «),» ^ (? . ), $ «). Trim Match( Concat( Products; Name & «, » ); «^(? .*), $» ).trim Возвращает символы concat от начала текстовой строки (^) до конца ($), но не включает нежелательную запятую и пробел в конце. Returns the characters of Concat from the beginning of the text string (^) to the end ($) but doesn’t include the unwanted comma and space at the end. «Скрипка, Cello, Trumpet» «Violin, Cello, Trumpet»

Разделение и MatchAll Split and MatchAll

Если вы использовали concat с разделителем, операцию можно отменить, объединив функции Split и MatchAll . If you used Concat with a separator, you can reverse the operation by combining the Split and MatchAll functions.

Для этих примеров Добавьте пустую вертикальную галерею, задайте для свойства Items значение формулы в следующей таблице, а затем добавьте метку в шаблон коллекции. For these examples, add a blank, vertical gallery, set its Items property to a formula in the next table, and then add a label in the gallery template.

Concat — Функция Delphi

Изучив основные «кирпичики», из которых составляются программные инструкции, а именно — переменные и операторы, мы можем приступить к исследованию вопросов их эффективного расположения в теле программы. Для этих целей рассмотрим вопрос использования подпрограмм.

О подпрограммах в Object Pascal

Важной составной частью программирования в Object Pascal является использование подпрограмм — специальным образом оформленных и логически законченных блоков инструкций. Подпрограмму можно вызывать любое число раз из других мест программы, или из других подпрограмм. Таким образом, использование подпрограмм позволяет сделать исходный код более стройным и наглядным.

Структура подпрограммы похожа на программу в миниатюре: она содержит заголовок, блок объявления переменных и блок инструкций. Из отличий можно выделить лишь невозможность подключать модули (блок uses), а так же ограничения на объявления типов данных: если локальные простые и даже составные типы в подпрограммах вполне допустимы, то более сложные типы — объекты, классы и интерфейсы, локальными быть не могут, а потому в подпрограммах их объявлять нельзя.

Использование подпрограммы состоит из 2 этапов: сначала подпрограмму описывают, а затем, уже в блоке инструкций программы, вызывают. Отметим, что в библиотеке Delphi имеется описание тысяч готовых подпрограмм, описывать которые, разумеется, уже не надо. А их вызовом мы уже неоднократно занимались — достаточно взглянуть на любой пример, где мы встречали инструкции, подобные таким:

write(‘Hello, world!’); readln;

Здесь и write, и readln — стандартные подпрограммы Object Pascal. Таким образом, с вызовом подпрограмм мы уже знакомы. Осталось узнать, как создавать собственные, или пользовательские, подпрограммы. Но прежде отметим, что все подпрограммы делятся на 2 лагеря: процедуры и функции. Мы уже использовали эти термины, и даже давали им описание, однако повторимся: процедуры — это такие подпрограммы, которые выполняют предназначенное действие и возвращают выполнение в точку вызова. Функции в целом аналогичны процедурам, за тем исключением, что они еще и возвращают результат своего выполнения. Результатом работы функции могут быть данные любого типа, включая объекты.

Вместе с тем, значение, возвращаемое функцией, можно проигнорировать, в таком случае она ничем не будет отличаться от процедуры. Разумеется, при этом функция все-таки должна выполнить какое-либо действие, сказывающееся на выполнении программы, иначе она потеряет всякий смысл. С другой стороны, процедуры могут возвращать значения через свои параметры — например, как это делает DecodeDate. Таким образом, различия между процедурами и функциями в современном программировании весьма призрачны.

Как процедурам, так и функциям могут передаваться данные для обработки. Делается это при помощи списка параметров. Список параметров в описании подпрограммы и список аргументов, указываемых при ее вызове должен совпадать. Иначе говоря, если в описании определено 2 параметра типа Integer, то, вызывая такую подпрограмму, в качестве аргументов так же следует указать именно 2 аргумента и именно типа Integer или совместимого (скажем, Word или Int64).

ПРИМЕЧАНИЕ
На самом деле, Object Pascal позволяет довольно гибко обращаться с аргументами, для чего имеются различные методы, включая «перегружаемые» функции, значения параметров по умолчанию и т.д. Тем не менее, в типичном случае, количество, тип, и порядок перечисления аргументов при объявлении и при вызове процедуры или функции, должны совпадать.

Любые подпрограммы выполняются до тех пор, пока не будет выполнена последняя инструкция в блоке подпрограммы, или пока в ее теле не встретится специальная процедура exit. Процедура exit досрочно прерывает выполнение подпрограммы и возвращает управление инструкции, следующей за вызовом данной подпрограммы.

Процедуры

Итак, начнем исследование подпрограммы с процедур. Как уже было отмечено, процедуру надо описать. Описание процедуры состоит из заголовка и тела процедуры.

Заголовок состоит из ключевого слова procedure, за которым следует имя процедуры и, при необходимости, список параметров, заключенных в круглые скобки:

Вслед за заголовком может следовать блок объявления локальных меток, типов и переменных. Локальными они называются потому, что предназначены исключительно для этой процедуры.

ПРИМЕЧАНИЕ
Вопросы локальных и глобальных переменных, и вообще видимости в программах, будет рассмотрен позже в этой главе.

После заголовочной части следует тело процедуры, заключаемое в begin и end. Таким образом, исходный код процедуры может выглядеть примерно таким образом:

procedure TriplePrint(str: string); var i: integer; begin for i := 1 to 3 do begin writeln(‘»‘+str+'»‘); end; // конец цикла for end; // конец процедуры TriplePrint

Здесь мы определили процедуру TriplePrint, которая будет трижды выводить переданную ей в качестве аргумента строку, заключенную в двойные кавычки. Как видно, данная процедура имеет все составные части: ключевое слово procedure, имя, список параметров (в данном случае он всего один — строковая переменная str), блок объявления собственных переменных (целочисленная переменная i), и собственное тело, состоящее из оператора цикла for.

Для использования данной процедуры в любом месте программы достаточно написать инструкцию вызова процедуры, состоящую из имени процедуры и списка аргументов, например:

Отметим так же, что рассмотренная нами процедура сама содержит вызов другой процедуры — writeln. Процедуры могут быть встроенными. Иначе говоря, объявление одной процедуры можно помещать в заголовочную часть другой. Например, наша процедура TriplePrint может иметь вспомогательную процедуру, которая будет «подготавливать» строку к выводу. Для этого перед объявлением переменной i, разместим объявление еще одной процедуры. Назовем ее PrepareStr:

procedure PrepareStr; begin str := ‘»‘+str+'»‘; end;

Отметим, что переменная str, хотя и не передается этой процедуре в качестве параметра, тем не менее может в ней использоваться, поскольку данная процедура является составной частью процедуры TriplePrint, внутри которой данная переменная доступна для использования.

Таким образом, мы получаем две процедуры, одна из которых (TriplePrint) может использоваться во всей программе, а другая (PrepareStr) — только внутри процедуры TriplePrint. Чтобы преимущество использования процедур было очевидно, рассмотрим их на примере программы, которая будет использовать ее неоднократно, для чего обратимся к листингу 6.1 (см. так же пример в Demo\Part1\Procs).

Листинг 6.1. Использование процедур

program procs; <$APPTYPE CONSOLE>procedure TriplePrint(str: string); procedure PrepareStr; begin str := ‘»‘+str+'»‘; end; var i: integer; begin PrepareStr; for i := 1 to 3 do begin writeln(str); end; end; // конец процедуры TriplePrint begin // начало тела основной программы TriplePrint(‘Hello. ‘); // первый вызов TriplePrint TriplePrint(‘How are you. ‘); // 2-й вызов TriplePrint(‘Bye. ‘); // 3-й readln; end.

Очевидно, что если бы не процедура, то нам трижды пришлось бы писать цикл, свой для каждого слова. Таким образом, процедуры позволяют использовать единожды написанный код многократно, что существенно облегчает написание программ.

Функции

Подобно процедурам, описание функции состоит из заголовка и тела. Однако описание заголовка имеет 2 отличия: прежде всего, для функций используется ключевое слово function. Кроме того, поскольку функции всегда возвращают результат, завершается строка заголовка типом возвращаемого значения. Таким образом, для объявления функции мы получаем следующий синтаксис:

Возвращаемое значение может быть любого типа, кроме файлового. Что касается дальнейшего описания функции, то оно полностью аналогично таковому для процедур. Единственным дополнением является то, что в теле функции обязательно должна присутствовать хотя бы одна операция присваивания, в левой части которой должно быть либо имя функции, либо ключевое слово result. Именно это выражение и определяет возвращаемое функцией значение.

Рассмотрим пример функции, которая будет возвращать куб числа, переданного ей в качестве аргумента:

function cube(value: integer) : integer; result := value * value * value; >

Здесь определена функция, имеющая параметр value типа целого числа, которое она возводит в третью степень путем троекратного умножения, и результат присваивается специальной переменной result. Таким образом, чтобы в любом месте программы вычислить значение числа в 3-й степени, достаточно написать такое выражение:

В результате выполнения этого выражения переменной x будет присвоено значение 27. Данный пример иллюстрирует использование функций в классическом случае — для явного вычисления значения переменной. Однако функции могут использоваться в выражениях и напрямую. Например, можно поставить вызов функции cube в каком-либо месте арифметического выражения подобно обычной переменной:

Подобно процедурам, функции так же могут быть встроенными. Кроме того, функции могут включать в себя не только локальные функции, но и процедуры. Впрочем, верно и обратное — в процедурах могут использоваться локальные функции. Например, в той же процедуре TriplePrint можно было бы использовать не процедуру, а функцию PrepareStr, которая принимала бы строку и возвращала ее же в кавычках:

procedure TriplePrint(str: string); function PrepareStr(s: string) : string; begin result := ‘»‘+s+'»‘; end; var i: integer; begin for i := 1 to 3 do begin writeln(PrepareStr(str)); // функция использована как переменная end; end;

Как уже отмечалось, помимо специальной переменной result, в функциях можно использовать другую автоматически объявляемую переменную, имя которой соответствует имени функции. Так, для функции cube имя переменной также будет cube:

function cube(value: integer) : integer; cube := value * value * value; >

В данном случае оба варианта будут вести себя полностью аналогично. Различия проявляются лишь в том случае, если использовать такую переменную в выражениях в теле функции. В подобных случаях следует использовать именно переменную result, а не имя функции, поскольку использ0овании имени функции в выражении внутри самой функции приведет к ее рекурсивному вызову.

Рекурсия

Таким образом мы подошли к теме рекурсии — вызову подпрограммы из самой себя. Это не является ошибкой, более того, целый ряд алгоритмов решить без рекурсии вообще было бы затруднительно.

Рассмотрим вопрос рекурсии на следующем примере:

function recfunc(x: integer) : integer begin dec(x); // функция декремента, уменьшает целое на 1 if x > 5 then x := recfunc(x); result := 0; // возвращаемое значение тут не используется end;

Здесь мы объявили функцию recfunc, принимающую один аргумент, и вызывающую саму себя до тех пор, пока значение этого аргумента больше 5. Хотя на первый взгляд может показаться, что такое поведение функции похоже на обычный цикл, на самом деле все работает несколько по-иному: если вы вызовите ее со значением 8, то она выдаст вам 3 сообщения в следующей последовательности: 5, 6, 7. Иначе говоря, функция вызывала саму себя до тех пор, пока значение x было больше 5, и собственно вывод сообщений начала 3-я по уровню получившейся вложенности функция, которая и вывела первое сообщение (в данном случае им стало 5, т.е. уменьшенное на единицу 6).

Чтобы представить себе более наглядно, как работает рекурсивный вызов, дополним эту функцию выводом комментариев, а так же счетчиком глубины рекурсии. Для этого мы, во-первых, задействуем возвращаемое функцией значение, а во-вторых, добавим еще один параметр, который и будет счетчиком. Результат проделанной работы приведен в листинге 6.2.

Листинг 6.2. Рекурсия с комментариями

program recurse; <$APPTYPE CONSOLE>function recfunc(x, depth: integer) : integer; begin dec(x); if x > 5 then begin write(‘Current recursion depth is: ‘); write(depth); write(‘, current x value is: ‘); writeln(x); inc(depth); depth:=recfunc(x, depth); end else writeln(‘End of recursive calls. ‘); write(‘Current recursion depth is: ‘); write(depth); write(‘, current x value is: ‘); writeln(x); dec(depth); result := depth; end; begin recfunc(8,0); readln; end.

Исходный код находится в Demo\Part1\Recurse, там же находится и исполняемый файл recurse.exe, результат работы которого вы можете увидеть на своем экране.

Использование параметров

Параметры в процедурах и функциях могут применяться не только по своему прямому предназначению — для передачи данных подпрограмме, но так же могут быть использованы для возвращения значений. Подобное их использование может быть вызвано, например, необходимостью получить более одного значения на выходе функции. Синтаксис объявления параметров в таком случае несколько отличается от стандартного — перед именем параметра следует использовать ключевое слово var:

procedure Circle (square: real; var radius, length: real);

Данная процедура принимает «на обработку» одно значение — площадь (square), а возвращает через свои параметры два — радиус (radius) и длину окружности (length). Практическая ее реализация может выглядеть таким образом:

procedure Circle (square: real; var radius, length: real); begin radius := sqrt(square / pi); // функция pi возвращает значение числа ? length := pi * radius * 2; end;

Теперь, чтобы воспользоваться этой функцией, следует объявить в программе 2 переменные, которые будут переданы в качестве аргументов этой процедуре и получат результаты. Их имена не важны, важно лишь, чтобы они были такого же, или совместимого типа, т.е. вещественные, например:

var r,l: real; . Circle(100,r,l);

После вызова функции Circle, переменные r и l получат значения радиуса и длины окружности. Остается их вывести при помощи writeln. Исходный код программы приведен в листинге 6.3.

Листинг 6.3. Процедура с параметрами

program params; <$APPTYPE CONSOLE>procedure Circle (square: real; var radius, length: real); begin //функция sqrt извлекает корень, а функция pi возвращает значение числа ? radius := sqrt(square / pi); length := pi * radius * 2; end; var r,l: real; begin Circle(100,r,l); writeln(r); writeln(l); readln; end.

Запустив такую программу, можно убедиться, что она работает и выводит верные результаты, однако вид у них получается довольно-таки неудобочитаемый, например, длина окружности будет представлена как «3,54490770181103E+0001». Чтобы сделать вывод более удобным для восприятия, нам понадобится функция FloatToStrF. С ее помощью мы можем определить вывод числа на свое усмотрение, например:

Кроме того, не помешало бы указать, где радиус, а где — длина окружности. Для этого модернизируем строки вывода результатов следующим образом:

writeln(‘Radius is: ‘+FloatToStrF(r,ffFixed,12,8)); writeln(‘Length is: ‘+FloatToStrF(l,ffFixed,12,8));

Наконец, не помешало бы сделать программу более полезной, для чего предусмотрим возможность ввода значения площади круга пользователем. В этих целях нам понадобится еще одна переменная (назовем ее s) и выражение для считывания ввода. Не помешает так же приглашение, объясняющее пользователю, что надо делать. В итоге основной блок программы получит следующий вид:

. var s,r,l: real; begin write(‘Input square: ‘); readln(s); Circle(s,r,l); writeln(‘Radius is: ‘+FloatToStrF(r,ffFixed,12,8)); writeln(‘Length is: ‘+FloatToStrF(l,ffFixed,12,8)); readln; end.

В принципе, это уже лучше, однако не помешало бы добавить обработку возможных ошибок ввода. Скажем, площадь должна быть больше 0. Проверку на то, является ли значение s больше нуля, можно производить непосредственно в основном коде программы, но в целях создания более универсального кода, вынесем ее в подпрограмму. Для этого первой инструкцией процедуры Circle должна быть проверка значения площади:

Таким образом, в случае, если введенное пользователем значение окажется нулевым или отрицательным, выполнение процедуры будет прекращено. Но возникает другой вопрос: как сообщить программе о том, что вычисления не были выполнены? Пожалуй, в данном случае следовало бы заменить процедуру функцией, которая возвращала бы истину, если вычисления произведены, и ложь в противном случае. Вот что у нас получится:

function Circle(square: real; var radius, length: real) : boolean; begin result := false; if (square

В начале функции мы определили возвращаемое значение как ложь. В результате, если параметр square не проходит проверку, то функция будет завершена и возвратит именно это значение. Если же проверка будет пройдена, то функция выполнится до конца, т.е. как раз до того момента, когда ее результатом станет истина.

Поскольку программа теперь может получить сведения о том, выполнились ли преобразования на основании возвращаемого функцией Circle булевского значения, остается добавить такую проверку в тело программы. В качестве условия для условного оператора в таком случае подойдет сама функция Circle (на самом деле, условием будет выступать не функция, а как раз возвращаемое ей значение):

if Circle(s,r,l) then begin // вывод end else // сообщить об ошибке

Результатом проделанной работы будет программа, приведенная в листинге 6.4. Она же находится в Demo\Part1\Params.

Листинг 6.4. Функция с параметрами

program params; <$APPTYPE CONSOLE>uses sysutils; //этот модуль соджержит функцию FloatToStrF function Circle(square: real; var radius, length: real) : boolean; begin result := false; if (square

Итак, при помощи ключевого слова var в списке параметров подпрограммы мы можем добиться использования передаваемых аргументов в том блоке, где был произведен вызов данной подпрограммы. В несколько другом аспекте используется ключевое слово const. Фактически, оно объявляет локальную константу, т.е. значение, которое нельзя изменять внутри данной процедуры или функции. Это бывает полезным в том случае, когда такое изменение недопустимо по логике программы и служит гарантией того, что такое значение не будет изменено.

При этом открывается еще одна возможность, связанная с константами, а именно — использование предопределенных значений. Например, можно определить функцию следующим образом:

function MyBetterFunc(val1: integer; const val2: integer = 2); begin result := val1*val2; end;

Обращение же к такой функции может иметь 2 варианта: с указанием только одного аргумента (для параметра val1), или же с указанием обоих:

x := MyBetterFunc(5); // получим 10 x := MyBetterFunc(5,4); // получим 20

Оба вызова будут верными, просто в первом случае для второго параметра будет использовано значение, заданное по умолчанию.

Области видимости

Еще одной важной деталью, касающейся использования подпрограмм, является видимость переменных. Само понятие видимости подразумевает под собой тот факт, что переменная, объявленная в одном месте программы может быть доступна, или наоборот, недоступна, в другом. Прежде всего, это касается подпрограмм: как мы уже успели отметить, переменные, объявленные в заголовке процедур или функций, только в данной процедуре (функции) и будут доступны — на то они и называются локальными:

program Project1; procedure Proc1; var a: integer; begin a := 5; //верно. Локальная переменная a здесь видна end; begin a := 10; //Ошибка! Объявленная в процедуре Proc1 переменнаая здесь не видна end.

В то же время переменные, объявленные в основном заголовке программы, доступны во всех входящих в нее подпрограммах. Потому они и называются глобальными. Единственное замечание по этому поводу состоит в том, что глобальная переменная должна быть объявлена до функции, т.е. выше ее по коду программы:

program Project2; var a: integer; // глобальная переменная a procedure Proc1; begin a := 5; // верно b := 10; // Ошибка! Переменая b на этот момент еще не объявлена end; var b: integer; // глобальная переменная b begin a := 10; // верно b := 5; // тоже верно. Здесь видны все г var a: integer; // глобальная переменная end.

Теперь рассмотрим такой вариант, когда у нас имеются 2 переменных с одним и тем же именем. Разумеется, компилятор еще на стадии проверки синтаксиса не допустит, чтобы в программе были объявлены одноименные переменные в рамках одного диапазона видимости (скажем, 2 глобальных переменных X, или 2 локальных переменных X в одной и той же подпрограмме). Речь в данном случае идет о том, что произойдет, если в одной и той же программе будет 2 переменных X, одна — глобальная, а другая — локальная (в какой-либо подпрограмме). Если с основным блоком программы все ясно — в нем будет присутствовать только глобальная X, то как быть с подпрограммой? В таком случае в действие вступает правило близости, т.е. какая переменная ближе (по структуре) к данному модулю, та и есть верная. Применительно к подпрограмме ближней оказывается локальная переменная X, и именно она будет задействована внутри подпрограммы.

program Project3; var X: integer; procedure Proc1; var X: integer; begin X := 5; // Здесь значение будет присвоено локальной переменной X end; begin X := 10; // Здесь же значение будет присвоено голобальной переменной X end.

Таким образом, мы внесли ясность в вопрос видимости переменных. Что касается видимости подпрограмм, то она определяется аналогичным образом: подпрограммы, объявленные в самой программе, видны всюду. Те же подпрограммы, которые объявлены внутри процедуры или функции, доступны только внутри нее:

program Project1; procedure Proc1; procedure SubProc; begin end; begin SubProc; // Верно. Вложенная процедура здесь видна. end; begin Proc1; // Верно. Процедура Proc1 объявлена в зоне глобальной видимости SubProc; // Ошибка! Процедура SubProc недоступна за пределами Proc1. end.

Наконец в том случае, когда имена встроенной и некой глобальной процедуры совпадают, то, по аналогии с переменными, в области видимости встроенной процедуры, именно она и будет выполнена.

Видимость в модулях

Все то, что мы уже рассмотрели, касалось программ, умещающихся в одном единственном файле. На практике же, особенно к тому моменту, когда мы перейдем к визуальному программированию, программы будут включать в себя множество файлов. В любом случае, программа на Object Pascal будет иметь уже изученный нами файл проекта — dpr, или основной модуль программы. Все прочие файлы будут располагаться в других файлах, или модулях (units), с типичным для Pascal расширением pas. При объединении модулей в единую программу возникает вопрос видимости переменных, а так же процедур и функций в различных модулях.

Для начала вернемся к рассмотрению структуры модуля, которая имеет ряд отличий от структуры программы. Итак, в простейшем случае, модуль состоит из названия, определяемого при помощи ключевого слова unit, и 2 секций — interface и implementation. Так вот как раз первая секция, interface, и служит для определения (декларации) типов данных, переменных, функций и процедур данного модуля, которые должны быть доступны за пределами данного модуля.

Чтобы лучше в этом разобраться, создадим программу, состоящую из 2 модулей — основного (dpr) и дополнительного (pas). Для этого сначала создайте новый проект типа Console Application, а затем добавьте к нему модуль, для чего из подменю File ‘ New выберите пункт Unit. После этого сохраните проект, щелкнув по кнопке Save All (или File ‘ Save All). Обратите внимание, что первым будет предложено сохранить не файл проекта, а как раз файл дополнительного модуля. Назовем его extunit.pas, а сам проект — miltiunits (см. Demo\Part1\Visibility). При этом вы увидите, что в части uses файла проекта произошло изменение: кроме постоянно добавляемого модуля SysUtils, появился еще один модуль — extunit, т.е. код стал таким:

uses SysUtils, extunit in ‘extunit.pas’;

Мы видим, что Delphi автоматически добавила пояснение, в каком файле находится подключаемый модуль. Это вызвано тем, что если о расположении собственных модулей Delphi все известно, то пользовательские модули могут находиться где угодно на жестком диске ПК. Но в данном случае мы сохранили и файл программы, и подключаемый модуль в одном каталоге, следовательно, их пути совпадают, и данное указание можно было бы опустить:

uses SysUtils, extunit;

Тем не менее, оставим код как есть, и приступим к разработке модуля extunit. В нем, в части implementation, напишем 2 процедуры — ExtProc1 и ExtProc2. Обе они будут делать одно и то же — выводить строку со своим названием. Например, для первой:

Теперь вернемся к главному модулю программы и попробуем обратиться к процедуре ExtProc1:

. begin ExtProc1; end.

Попытка компиляции или запуска такой программы приведет к ошибке компилятора «Undeclared identifier», что означает «неизвестный идентификатор». И действительно, одного лишь описания процедуры недостаточно, чтобы она была доступна вне своего модуля. Так что перейдем к редактированию extunit и в секции interface напишем строку:

Такая строка, помещенная в секцию interface, является объявлением процедуры ExtProc1, и делает ее видимой вне данного модуля. Отметим, что в секции interface допускается лишь объявлять процедуры, но не определять их (т.е. тело процедуры здесь будет неуместно). Еще одним полезным эффектом от объявления процедур является то, что таким образом можно обойти такое ограничение, как необходимость определения подпрограммы до ее вызова. Иначе говоря, поскольку в нашем файле уже есть 2 процедуры, ExtProc1и ExtProc2, причем они описаны именно в таком порядке — сначала ExtProc, а потом ExtProc2, то выведя объявление ExtProc2 в interface, мы сможем обращаться к ExtProc2 из ExtProc1, как это показано в листинге 6.5:

Листинг 6.5. Объявление процедур в модуле

unit extunit; interface procedure ExtProc1; procedure ExtProc2; implementation procedure ExtProc1; begin writeln(‘ExtProc1’); ExtProc2; // Если объявления не будет, то компилятор выдаст ошибку end; procedure ExtProc2; begin writeln(‘ExtProc2’); end; end.

Отметим, что теперь процедуры ExtProc2, так же, как и ExtProc1, будет видна не только по всему модулю extunit, но и во всех использующей этот модуль программе multiunits.

Разумеется, все, что было сказано о процедурах, верно и для функций. Кроме того, константы и переменные, объявленные в секции interface, так же будут видны как во всем теле модуля, так и вне него. Остается лишь рассмотреть вопрос пересечения имен, т.е. когда имя переменной (константы, процедуры, функции) в текущем модуле совпадает с таковым в подключенном модуле. В этом случае вновь вступает в силу правило «кто ближе, тот и прав», т.е. будет использоваться переменная из данного модуля. Например, если в extunit мы объявим типизированную константу Z, равную 100, а в multiunits — одноименную константу, равную 200, то обратившись к Z из модуля extunit, мы получим значение 100, а из multiunits — 200.

Если же нам в multiunits непременно понадобится именно та Z, которая находится в модуле extunit, то мы все-таки можем к ней обратиться, для чего нам пригодится точечная нотация. При этом в качестве имени объекта указывают название модуля:

Именно таким образом можно явно ссылаться на переменные, функции и процедуры, находящиеся в других модулях.

Некоторые стандартные функции

В Object Pascal, как уже отмечалось, имеются огромное количество стандартных процедур и функций, являющихся составной частью языка, и с некоторыми мы уже знакомы (например, приведенные в табл. 5.1 и 5.2 функции преобразования). Детальное описание всех имеющихся в Object Pascal процедур и функций можно получить в справочной системе Delphi, однако мы все-таки рассмотрим здесь некоторые из них, чтобы составить общее представление — см. таблицу 6.1.

Таблица 6.1. Некоторые стандартные процедуры и функции Delphi

Синтаксис Группа Модуль Описание
function Abs(X); арифметические System Возвращает абсолютное значение числа
procedure ChDir(const S: string); управления файлами System Изменяет текущий каталог
function Concat(s1 [, s2. sn]: string): string; строковые System Объединяет 2 и более строк в 1
function Copy(S; Index, Count: Integer): string; строковые System Возвращает часть строки
function Cos(X: Extended): Extended; тригонометрические System Вычисляет косинус угла
procedure Delete(var S: string; Index, Count: Integer); строковые System Удаляет часть строки
function Eof(var F): Boolean; ввод-вывод System Проверяет, достигнут ли конец файла
procedure Halt [ ( Exitcode: Integer) ]; управления System Инициирует досрочное прекращение программы
function High(X); диапазона System Возвращает максимальное значение из диапазона
procedure Insert(Source: string; var S: string; Index: Integer); строковые System Вставляет одну строку в другую
function Length(S): Integer; строковые System Возвращает длину строки или количество элементов массива
function Ln(X: Real): Real; арифметические System Возвращает натуральный логарифм числа (Ln(e) = 1)
function Low(X); диапазона System Возвращает минимальное значение из диапазона
procedure New(var P: Pointer); размещения памяти System Создает новую динамическую переменную и назначает указатель для нее
function ParamCount: Integer; командной строки System Возвращает количество параметров командной строки
function ParamStr(Index: Integer): string; командной строки System Возвращает указанный параметр из командной строки
function Pos(Substr: string; S: string): Integer; строковые System Ищет вхождение указанной подстроки в строку и возвращает порядковый номер первого совпавшего символа
procedure RmDir(const S: string); ввод-вывод System Удаляет указанный подкаталог (должен быть пустым)
function Slice(var A: array; Count: Integer): array; разные System Возвращает часть массива
function UpCase(Ch: Char): Char; символьные System Преобразует символ в верхний регистр
function LowerCase(const S: string): string; строковые SysUtils Преобразует ASCII-строку в нижний регистр
procedure Beep; разные SysUtils Инициирует системный сигнал
function CreateDir(const Dir: string): Boolean; управления файлами SysUtils Создает новый подкаталог
function CurrentYear: Word; даты и времени SysUtils Возвращает текущий год
function DeleteFile(const FileName: string): Boolean; управления файлами SysUtils Удаляет файл с диска
function ExtractFileExt(const FileName: string): string; имен файлов SysUtils Возвращает расширение файла
function FileExists(const FileName: string): Boolean; управления файлами SysUtils Проверяет файл на наличие
function IntToHex(Value: Integer; Digits: Integer): string; форматирования чисел SysUtils Возвращает целое в шестнадцатеричном представлении
function StrPCopy(Dest: PChar; const Source: string): PChar; строковые SysUtils Копирует Pascal-строку в C-строку (PChar)
function Trim(const S: string): string; строковые SysUtils Удаляет начальные и конечные пробелы в строке
function TryStrToInt(const S: string; out Value: Integer): Boolean; преобразования типов SysUtils Преобразует строку в целое
function ArcCos(const X: Extended): Extended; тригонометрические Math Вычисляет арккосинус угла
function Log2(const X: Extended): Extended; арифметические Math Возвращает логарифм по основанию 2
function Max(A,B: Integer): Integer; арифметические Math Возвращает большее из 2 чисел
function Min(A,B: Integer): Integer; арифметические Math Возвращает меньшее из 2 чисел

Те функции, которые имеются в модуле System, являются основными функциями языка, и для их использования не требуется подключать к программе какие-либо модули. Все остальные функции и процедуры можно назвать вспомогательными, и для их использования следует подключить тот или иной модуль, указав его в uses, например, как это делает Delphi уже при создании новой программы с SysUtils:

Что касается практического применения той или иной функции, то оно определяется, прежде всего, той группой, к которой данная функция относится. Например, арифметические функции используются для различных математических расчетов, строковые используются для манипуляций со строками и т.д. Разумеется, в каждой категории имеется множество других функций, помимо тех, что приведены в таблице 6.1, однако по ней можно получить общее представление о том, что есть в распоряжении Delphi-программиста.

Функции в действии

В целом мы уже ознакомились с несколькими десятками предопределенных процедур и функций, а так же умеем создавать собственные. Пора применить полученные знания на практике, для чего вновь вернемся к программе, рассмотренной в главе, посвященной операторам — игре «Угадай-ка». В ней, по сути, был реализован только один из рассмотренных в самом начале книги алгоритмов — угадывания числа. Что касается алгоритма управления, то на тот момент мы оставили его без внимания.

Но прежде, чем вносить в программу изменения, определимся с тем, что мы все-таки хотим получить в итоге. Допустим, что мы хотим сделать следующие вещи:

  1. Реализовать-таки возможность повторного прохождения игры без перезапуска программы;
  2. Добавить немного «геймплея». Иначе говоря, введем уровни сложности и подсчет очков. Новые уровни можно реализовать как повторное прохождение игры с увеличением сложности (скажем, за счет расширения диапазона загадываемых значений);
  3. В продолжение п. 2 добавить еще и таблицу рекордов, которая будет сохраняться на диске.

Поскольку часть работы уже выполнена, то для того, чтобы приступить к разработке новой версии игры (назовем ее «Угадай-ка 2.0»), мы не будем как обычно создавать новый консольный проект в Delphi, а откроем уже существующий (Ugadaika) и сохраним его под новым именем, скажем, Ugadaika2, и в новом каталоге. Таким образом, мы уже имеем часть исходного кода, отвечающую за угадывание, в частности, цикл while (см. листинг 4.5). Этот фрагмент логичнее всего выделить в отдельную процедуру, вернее даже функцию, которая будет возвращать число попыток, сделанное пользователем. Для этого создадим функцию, которая будет принимать в качестве аргумента число, которое следует угадать, а возвращаемым значением будет целое, соответствующее числу попыток. Ее объявление будет таким:

function GetAttempts(a: integer):integer;

Данная функция так же должна иметь в своем распоряжении переменную, необходимую для ввода пользователем своего варианта ответа. Еще одна переменная нужна для подсчета результата, т.е. количества попыток. В качестве первой можно было бы использовать глобальную переменную (b), однако во избежание накладок, для локального использования в функции следует использовать локальную же переменную. Что касается переменной-счетчика, то для нее как нельзя лучше подходит автоматическая переменная result. Еще одним изменением будет использование цикла repeat вместо while. Это вызвано тем, что с одной стороны, тем, что хотя бы 1 раз пользователь должен ввести число, т.е. условие можно проверять в конце цикла, а с другой мы можем избавиться от присвоения лишнего действия, а именно — присвоения заведомо ложного значения переменной b. Ну и еще одно дополнение — это второе условие выхода, а именно — ограничение на число попыток, которое мы установим при помощи константы MAXATTEMPTS:

const MAXATTEMPTS = 10;

В результате код функции получится таким, как представлено в листинге 6.6.

Листинг 6.6. Функция GetAttempts

function GetAttempts(a: integer):integer; var b: integer; begin Result:=0; repeat inc(Result); // увеличиваем счетчик числа попыток write(#13+#10+’?:’); read(b); if (b>a) then begin write(‘Too much!’); continue; end; if (b

Теперь, когда подготовительная работа сделана, можно браться за реализацию намеченных изменений. Прежде всего, в теле программы нам потребуется цикл, который как раз и будет обеспечивать логику исполнения программы. Для него нам так же понадобятся переменные. В частности, нужны счетчик цикла, устанавливающий текущий уровень сложности, так же нужны переменные для хранения набранных очков и числа попыток, и, кроме того, не помешает заранее определить файловую переменную для таблицы рекордов и строковую — для ввода имени «рекордсмена». Итого мы получаем следующий список переменных перед основным блоком программы:

var level, score, attempt: integer; f: TextFile; s: string;

Теперь инициализируем счетчик псевдослучайных чисел (т.е. оставим randomize на месте) и инициализируем нулем значения счета и уровня:

Наконец, напишем цикл для основного блока программы. Этот цикл должен быть выполнен хотя бы один раз и будет продолжать выполняться до тех пор, пока число попыток в последнем уровне было меньше максимально допустимого. В результате получаем цикл repeat со следующим условием:

В самом цикле нам потребуется, прежде всего, выводить информацию о текущем уровне, а так же о диапазоне отгадываемых чисел. После этого надо будет получить число попыток при помощи функции GetAttempts, вычислить набранные очки и сообщить о них пользователю, после чего увеличить счетчик цикла на 1 и перейти к следующей его итерации. В результате мы получим следующий фрагмент кода:

repeat writeln(‘Level ‘+IntToStr(level)+’:’); writeln(‘From 0 to ‘+IntToStr(level*100)); attempt:=GetAttempts(random(level*100+1)); score:=score+(MAXATTEMPTS-attempt)*level; writeln(#10+’You current score is: ‘+IntToStr(score)); inc(level); until attempt>MAXATTEMPTS;

После завершения работы цикла, т.е. когда пользователь хоть раз истратит на отгадывание все 10 попыток, следует сообщить итоговый результат и сравнит его с предыдущим значением, которое следует считать из файла. Файл мы назовем records.txt, и сопоставим с переменной f:

Но прежде, чем попытаться что-либо прочитать из этого файла, необходимо убедиться, что такой файл уже есть, а если нет — то создать его, записав в него некий минимальный результат.

if not FileExists(‘record.txt’) then begin Rewrite(f); writeln(f,’0′); // первая строка содержит число-рекорд writeln(f,’None’); // а вторая — имя последнего победителя CloseFile(f); end;

Теперь можно считать этот файл. Правда, мы упустили из виду, что нам здесь тоже нужна переменная — для считывания предыдущего рекорда. В то же время, на данный момент мы уже имеем 2 ненужных для дальнейшей работы программы переменных — attempt и level, так что вполне можно воспользоваться любой из них для этих целей. Таким образом, мы получим следующий код:

Reset(f); readln(f, attempt); readln(f,s); writeln(#10+’BEST SCORE: ‘+IntToStr(attempt)+’ by ‘+s); CloseFile(f);

Ну и последнее, чего нам остается — это проверить, является ли новое значение выше рекорда, и если да — то записать новый рекорд в файл, не забыв спросить имя игрока:

Вот, собственно, и все. Полный код получившейся программы можно увидеть на листинге 6.7, или же в файле проекта в каталоге Demo\Part1\Ugadaika2.

Листинг 6.7. Программа угадай-ка, окончательный вариант

В завершение отметим, что эта программа использует использование не только функций, но и констант, глобальных и локальных переменных, а так же циклов и операций файлового ввода-вывода. Таким образом, на текущий момент мы познакомились со всеми основами обычного, процедурного программирования. Пора двигаться дальше — к объектно-ориентированному программированию в Object Pascal!

Работа со строковыми типами данных в Delphi

Строковый тип данных — один из самых часто используемых в программах тип. Действительно, без него не обходится практически ни один алгоритм. Даже программы, выполняющие исключительно математические операции, порой, написаны с использованием строковых типов данных.

Строка — это последовательность символов. В Object Pascal существует несколько строковых типов. Вот основные из них:

Для большинства целей подходит тип AnsiString (иногда называется Long String ).

Стандартные функции обработки строк:

1) Функция Length(Str: String) — возвращает длину строки (количество символов). Пример:

var
Str: String; L: Integer;
< . >
Str := ‘Hello!’ ;
L := Length(Str);

2) Функция SetLength(Str: String; NewLength: Integer) позволяет изменить длину строки. Если строка содержала большее количество символов, чем задано в функции, то «лишние» символы обрезаются. Пример:

var Str: String;
< . >
Str := ‘Hello, world!’ ;
SetLength(Str, 5);

3) Функция Pos(SubStr, Str: String) — возвращает позицию подстроки в строке. Нумерация символов начинается с единицы (1). В случае отсутствия подстроки в строке возращается 0. Пример:

var Str1, Str2: String; P: Integer;
< . >
Str1 := ‘Hi! How do you do?’ ;
Str2 := ‘do’ ;
P := Pos(Str2, Str1);

4) Функция Copy(Str: String; Start, Length: Integer) — возвращает часть строки Str, начиная с символа Start длиной Length. Ограничений на Length нет — если оно превышает количество символов от Start до конца строки, то строка будет скопирована до конца. Пример:

var Str1, Str2: String;
< . >
Str1 := ‘This is a test for Copy() function.’ ;
Str2 := Copy(Str1, 11, 4);

5) Процедура Delete(Str: String; Start, Length: Integer) — удаляет из строки Str символы, начиная с позиции Start длиной Length. Пример:

var Str1: String;
< . >
Str1 := ‘Hello, world!’ ;
Delete(Str1, 6, 7);

6) Функции UpperCase(Str: String) и LowerCase(Str: String) преобразуют строку соответственно в верхний и нижний регистры:

var Str1, Str2, Str3: String;
< . >
Str1 := ‘hELLo’ ;
Str2 := UpperCase(Str1); < Str2 = "HELLO" >
Str3 := LowerCase(Str1);

Строки можно сравнивать друг с другом стандартным способом:

var Str1, Str2, Str3: String; B1, B2: Boolean;
< . >
Str1 := ‘123’ ;
Str2 := ‘456’ ;
Str3 := ‘123’ ;
B1 := (Str1 = Str2); < B1 = False >
B2 := (Str1 = Str3);

Если строки полностью идентичны, логическое выражение станет равным True.

Дополнительные функции обработки строк:

В модуле StrUtils.pas содержатся полезные функции для обработки строковых переменных. Чтобы подключить этот модуль к программе, нужно добавить его имя ( StrUtils ) в раздел Uses .

1) PosEx(SubStr, Str: String; Offset: Integer) — функция аналогична функции Pos() , но позволяет задать отступ от начала строки для поиска. Если значение Offset задано (оно не является обязательным), то поиск начинается с символа Offset в строке. Если Offset больше длины строки Str, то функция возратит 0. Также 0 возвращается, если подстрока не найдена в строке. Пример:

uses StrUtils;
< . >
var Str1, Str2: String; P1, P2: Integer;
< . >
Str1 := ‘Hello! How do you do?’ ;
Str2 := ‘do’ ;
P1 := PosEx(Str2, Str1, 1); < P1 = 12 >
P2 := PosEx(Str2, Str1, 15);

2) Функция AnsiReplaceStr(Str, FromText, ToText: String) — производит замену выражения FromText на выражение ToText в строке Str. Поиск осуществляется с учётом регистра символов. Следует учитывать, что функция НЕ изменяет самой строки Str, а только возвращает строку с произведёнными заменами. Пример:

uses StrUtils;
< . >
var Str1, Str2, Str3, Str4: String;
< . >
Str1 := ‘ABCabcAaBbCc’ ;
Str2 := ‘abc’ ;
Str3 := ‘123’ ;
Str4 := AnsiReplaceStr(Str1, Str2, Str3);

3) Функция AnsiReplaceText(Str, FromText, ToText: String) — выполняет то же самое действие, что и AnsiReplaceStr(), но с одним исключением — замена производится без учёта регистра. Пример:

uses StrUtils;
< . >
var Str1, Str2, Str3, Str4: String;
< . >
Str1 := ‘ABCabcAaBbCc’ ;
Str2 := ‘abc’ ;
Str3 := ‘123’ ;
Str4 := AnsiReplaceText(Str1, Str2, Str3);

4) Функция DupeString(Str: String; Count: Integer) — возвращает строку, образовавшуюся из строки Str её копированием Count раз. Пример:

uses StrUtils;
< . >
var Str1, Str2: String;
< . >
Str1 := ‘123’ ;
Str2 := DupeString(Str1, 5);

5) Функции ReverseString(Str: String) и AnsiReverseString(Str: AnsiString) — инвертируют строку, т.е. располагают её символы в обратном порядке. Пример:

uses StrUtils;
< . >
var Str1: String;
< . >
Str1 := ‘0123456789’ ;
Str1 := ReverseString(Str1);

6) Функция IfThen(Value: Boolean; ATrue, AFalse: String) — возвращает строку ATrue, если Value = True и строку AFalse если Value = False. Параметр AFalse является необязательным — в случае его отсутствия возвращается пустая строка.

uses StrUtils;
< . >
var Str1, Str2: String;
< . >
Str1 := IfThen(True, ‘Yes’ ); < Str1 = "Yes" >
Str2 := IfThen(False, ‘Yes’ , ‘No’ );

Мы рассмотрели функции, позволяющие выполнять со строками практически любые манипуляции. Как правило, вместо строки с указанным типом данных, можно использовать и другой тип — всё воспринимается одинаково. Но иногда требуются преобразования. Например, многие методы компонент требуют параметр типа PChar , получить который можно из обычного типа String функцией PChar(Str: String) :

uses ShellAPI;
< . >
var FileName: String;
< . >
FileName := ‘C:\WINDOWS\notepad.exe’ ;
ShellExecute(0, ‘open’ , PChar(FileName), » , » , SW_SHOWNORMAL);

Тип Char представляет собой один-единственный символ. Работать с ним можно как и со строковым типом. Для работы с символами также существует несколько функций:

Chr(Code: Byte) — возвращает символ с указанным кодом (по стандарту ASCII):

Ord(X: Ordinal) — возвращает код указанного символа, т.е. выполняет противоположное действие функции Chr() :

var X: Integer;
< . >
X := Ord( ‘F’ );

Из строки можно получить любой её символ — следует рассматривать строку как массив. Например:

var Str, S: String; P: Char;
< . >
Str := ‘Hello!’ ;
S := Str[2]; < S = "e" >
P := Str[5];

В этой статье описаны основные приёмы работы со строковыми типами данных. Как правило, этих данных достаточно для написания любого алгоритма.

Ссылки по теме

Популярные статьи
Информационная безопасность Microsoft Офисное ПО Антивирусное ПО и защита от спама Eset Software


Бестселлеры
Курсы обучения «Atlassian JIRA — система управления проектами и задачами на предприятии»
Microsoft Office 365 для Дома 32-bit/x64. 5 ПК/Mac + 5 Планшетов + 5 Телефонов. Подписка на 1 год. Электронный ключ
Microsoft Windows 10 Профессиональная 32-bit/64-bit. Все языки. Электронный ключ
Microsoft Office для Дома и Учебы 2020. Все языки. Электронный ключ
Курс «Oracle. Программирование на SQL и PL/SQL»
Курс «Основы TOGAF® 9»
Microsoft Windows Professional 10 Sngl OLP 1 License No Level Legalization GetGenuine wCOA (FQC-09481)
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год. Электронный ключ
Windows Server 2020 Standard
Курс «Нотация BPMN 2.0. Ее использование для моделирования бизнес-процессов и их регламентации»
Антивирус ESET NOD32 Antivirus Business Edition
Corel CorelDRAW Home & Student Suite X8

О нас
Интернет-магазин ITShop.ru предлагает широкий спектр услуг информационных технологий и ПО.

На протяжении многих лет интернет-магазин предлагает товары и услуги, ориентированные на бизнес-пользователей и специалистов по информационным технологиям.

Хорошие отзывы постоянных клиентов и высокий уровень специалистов позволяет получить наивысший результат при совместной работе.

Илон Маск рекомендует:  Оболочка для компакт диска своими руками
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL