Cos — Функция Delphi


Содержание

Функции Delphi

Стандартные функции Delphi:

Для проведения всевозможных математических вычислений и многочисленных преобразований язык программирования Delphi содержит библиотеки стандартных процедур и функций. Давайте подробнее рассмотрим стандартные функции Delphi.

Между значением и именем функции существует зависимость. Поэтому всякая функция может быть представлена как операнд некоторого выражения (к примеру, в инструкции присваивания). Для возведения числа в n-ую степень достаточно записать

откуда ln — функция, вычисляющая натуральный логарифм числа exp(x), exp — функция, вычисляющая экспоненту в степени x, x — число, n-ую степень которого надо найти, а n — степень числа x. Каждая функция обладает следующими характеристиками: тип значений, тип параметров.

Должно существовать соответствие между типом переменной (ей присваивается определенное значение функции) и типом функции. И в то же время необходимо соответствие между типом фактического параметра данной функции (фактический параметр — это параметр, который указывается при обращении к функции) и типом формального параметра. В противном случае компилятором выводится сообщение об ошибке.

Математические функции Delphi:

Библиотеки языка Delphi включаются в себя и множество математических функций:

Величину угла при использовании тригонометрических функций необходимо выражать в радианах. Чтобы преобразовать угол из градусов в радианы, используйте следующую формулу:

где a выражает угол в градусах; 3.1415926 означает число pi. На месте константы 3.1415926 с дробной частью для достижения большей точности чаще всего пользуются стандартной именованной константой pi. Тогда выражения для угла в пересчете в радианы будет выглядеть следующим образом:

Функции преобразования Delphi:

Наиболее частое использование функций преобразования связано с инструкциями, которые обеспечивают ввод/вывод какой-либо информации. Например, для вывода значения переменной c типом real в поле вывода диалогового окна (компонент Label), нужно провести преобразование числа в строку символов, которая собственно изображает данное число. Это можно достичь, применяя функцию FloatToStr, которая заменяет значение выражения (оно указано как параметр функции) его строковым представлением.

Пример.

В приведенном примере значение переменной m будете выведено в поле Label. В таблице ниже Вам будут представлены основные функции преобразования Delphi:

Применение функций Delphi:

В любом выражении функция используется как операнд. В качестве ее параметра можно выбрать переменную, константу, выражение определенного типа данных.

Примеры.

Структура функции Delphi

Как организована инструкция функции в языке Delphi? В любом языке программирования на первом этапе описания функции указывается ее заголовок. Далее за заголовком программист описывает раздел объявления констант const (если таковы имеются), затем занимается описанием раздела объявления типов type, далее следует раздел объявления переменных var и, наконец, раздел инструкций.

В приведенном примере в заголовке функции вначале указывается зарезервированное слово function, а следом идет имя функции. Далее в скобках программист перечисляет список параметров, и вслед за ним, используя символ «:», указывает тип значения функции. В конце каждого заголовка стоит символ «;». После заголовка следуют раздел констант, раздел типов, раздел переменных. Внутри раздела инструкций кроме констант и переменных, описанных соответственно в разделах const и var, может находится переменная result.

Когда инструкции функции завершат свое выполнение, значению переменной result присваивается значение функции. Таким образом, среди всех инструкций функций необходимое присутствие инструкции, которая бы присваивала переменной result окончательное значение функции. Обычно подобная инструкция есть последняя исполняемая инструкция функции. Представим пример функции FuntToKg, преобразующей фунты в килограммы.

Тригонометрия в Delphi

Приветствие!
Достала меня тригонометрия в Дельфи, пишу все правильно — зависимости между углами и длиннами сторон треугольника, теорема Пифагора и т.д. результат — «кривой». в общем неверно все работает.
К делу: заготовка у меня для игры (вроде Crimson Land). Есть стрелочка (пока стрелочка), поворачиваться она должна в сторону указателя мыши, при нажатии стрелок — бежать вперед-назад и стрейфиться. Использовал такой код:

Для вычисления угла поворота стрелочки:

if (cmx-pos.x)>=0 then
phi:=arccos((cmy-pos.y)/(sqrt(sqr(cmx-pos.x)+sqr(cmy-pos.y))))
else
phi:=-arccos((cmy-pos.y)/(sqrt(sqr(cmx-pos.x)+sqr(cmy-pos.y)))) ;

где phi — угол поворота, cmy и cmx — координаты мыши в игровом мире, pos(.x .y) — позиция стрелки в игровом мире. Считается не по-людски, это я понимаю, но иные варианты почему-то не работают.

для движения вперед:

dx:=speed*cos(phi-pi/2);
dy:=speed*sin(phi+pi/2);
pos.x:=pos.x+dx;
pos.y:=pos.y+dy;

dx и dy — приращение по осям для движения, speed — скорость, остальное выше описал.

при отрисовки используется функция поворота из OpenGL:

где угол поворота — первый параметр.

Как итог — чушь полнейшая. Может кто уже с подобным разбирался и знает где искать ошибки. Поиск исходников результатов не дал, может конечно искал плохо.

Тригонометрические и гиперболические функции в Дельфи

Все функции относятся к модулю Math, а sin, cos еще и к System.

Функция

Описание

ArcSin(X) арксинус ArcCos(X) арккосинус ArcTan(X) арктангенс ArcCot(X) арккотангенс ArcCsc(X) арккосеканс ArcSec(X) арксеканс ArcTan2(Y, X) арктангенс от Y/X Cosecant(X) косеканс Csc(X) косеканс Hypot(X, Y) гипотенуза по катетам X, Y Sec(X), Secant(X) секанс Sin(X) синус SinCos(X, Y, C) синус и косинус Tan(X) тангенс

Если нужно применить, к примеру «арккосинус гиперболический», то это функция записывается в виде: ArcCos h (X).

. как в делфи записать гиперболические функции как записать тангенс в делфи

Cos — Функция Delphi

Я пока новичёк в программировании, но несмотря на это я недавно начал создавать калькулятор. И работая с функцией sin или cos, сталкнулся с такой проблемой: sin(180) или cos(90) они равны 0, но программа выдаёт число, отличное от 0, и записано оно в экспоненциальной форме. Ну в общем, кто работал с sin и cos должен меня понять.

Чтобы не путаться, речь будет идти ТОЛЬКО о sin. Так вот я тут начал думать, как можно сделать так, чтобы выдавал 0. Первое, что пришло мне в голову это floattostrf( ,ffFixed, ,n). Но оно мне сразу непонравилось, так как в ответе будет записано n-чисел после запятой и неважно оно какое (пример: 5,0000 если n=4).

Я начал дальше думать. И подошёл к такому решению:

Как видите я не написал, к какому типу относится x. Так вот, в этом коде всё нечего, кроме того, что, используя mod, х-целый тип (к примеру, integer). Но в дальнейшем, если мы захотим найти sin(36.89), то программа выдаст ошибку, так как х (как я понимаю) должен иметь вещественный тип. Так вот тут то у меня и проблема, как сделать так, чтобы программа работала нормально.

Обучающий курс. 12. Функции и процедуры в Delphi. Математические вычисления. Случайные числа

Сегодня мы поговорим о процедурах и функциях в Delphi . Что такое процедура? Это маленькая программа, выполняющая операции с указанными данными. Различают собственно процедуры и функции. Их основное отличие — процедура просто совершает какие-либо операции, а функция обязательно выдаёт какой-либо результат в результате своей работы. Существует огромное количество стандартных процедур и функций. Подпрограммы (так называют процедуры и функции) можно писать и самостоятельно, но об этом речь пойдёт позже. Сейчас нам нужно научиться работать с готовыми функциями.

Общие сведения о подпрограммах

Фактически, подпрограмма — это такая же полноценная программа, просто работает она не отдельно, не сама по себе, а включена в другую программу.
У подпрограммы всегда есть имя. Имя строится по тем же правилам, что и идентифмкатор. Как правило, имена даются вполне логичные. Например, если функция находит максимальное из нескольких чисел, то её логично назвать Max .
Подпрограммы могут иметь входные параметры. Входные параметры — это данные, которые сообщаются подпрограмме до начала её работы, а в процессе выполнения эти данные могут использоваться. Тем не менее, подпрограммы могут и не иметь входных параметров. Входные параметры также называют аргументами. Например, функции, которая узнаёт текущее время, никакие дополнительные параметры не нужны, а вот если функция считает факториал, то обязательно должно быть число, для которого он считается.
Как было сказано выше, функция выдаёт какое-то значение в результате своей работы. Процедура в общем случае значения не выдаёт.

Вызов подпрограмм

Вызываются подпрограммы по имени. Если подпрограмме требуется передать какие-либо параметры, то они указываются в скобках после имени подпрограммы через запятую. Если входные параметры отсутствуют, достаточно просто написать имя подпрограммы, либо оставить скобки пустыми. В случае, если работа происходит с функцией, результат можно «сохранить» в какой-то переменной, просто «присвоив» этой переменной функцию.

Обратите внимание: работа с функциями происходит как с обычными переменными, просто их значения вычисляются «на лету».

Функции математических вычислений

Эти функции работают с числовыми данными. Как правило, входным параметром является какое-то число, а выходным — результат вычисления. Практически везде аргумент является либо целым числом ( Integer ), либо вещественным ( Real ). Возвращаемое значение — тоже число. Рассмотрим некоторые из этих функций:

Abs(x) — модуль (абсолютное значение) указанного числа x . Пример: Abs(-5) = 5 .

Sin(x) — синус числа x . Здесь x — угол в радианах (не в градусах!). Пример: Sin(Pi/2) = 1 .

Cos(x) — косинус числа x . Аналогично, x — радианы. Пример: Cos(Pi) = -1 .

Exp(x) — экспонента, e x ( e в степени x ).

Ln(x) — натуральный логарифм числа x . Пример: Ln(Exp(2)) = 2 .

Sqr(x) — квадрат числа x ( x 2 ). Пример: Sqr(5) = 25 .

Sqrt(x) — квадратный корень числа x . Пример: Sqrt(64) = 8 .

Int(x) — целая часть числа x . Пример: Int(1.234) = 1 .

Frac(x) — дробная часть числа x . Пример: Frac(1.234) = 0.234 .

Round(x) — округление аргумента до ближайшего целого числа. Пример: Round(1.234) = 1 .

Trunc(x) — целая часть вещественного числа x. Пример: Trunc(1.234) = 1 .

Pred(x) — предыдущее значение x (например, для x = 2 это 1 ).

Succ(x) — следующее значение x (для x = 2 это 3 ).

Odd(x) — проверка аргумента на нечётность. Функция возвращает значение True , если аргумент является нечётным числом и False — если чётным. Пример: Odd(5) = True .

Илон Маск рекомендует:  Что такое код get_current_user

Предсказываю вопрос: в чём отличие Int() от Trunc() ? А отличие в том, что Int() возвращает число вещественного типа, а Trunc() — целочисленного .

Это лишь часть всех доступных функций. На самом деле их гораздо больше. Но помимо функций есть ещё процедуры.

Процедуры работы с числами

Поскольку процедуры в результате работы не выдают никакого значения, процедуры работы с числами просто изменяют переданные им параметры-переменные.

Inc(x) — увеличение аргумента на единицу. Фактически, это то же самое, что x:=x+1 . Тем не менее, рекомендуется использовать именно эту функцию, так как работает она быстрее.
Примечание: под понятием «быстрее» подразумевается, конечно, быстрота «компьютерная». Компьютер выполняет миллионы операций в секунду и для человека такие вещи незаметны.

Inc(x,n) — увеличение аргумента на число n . Эквивалентно записи x:=x+n .

На самом деле, это не две разные процедуры — просто параметр n является необязательным. Да, бывают необязательные параметры, которые можно указать, а можно и не указывать. Если они отсутствуют, то просто берётся какое-то значение по умолчанию. В данном случае n по умолчанию имеет значение 1 .

Dec(x,n) — уменьшение аргумента на n единиц. Точно также, как и в Inc , параметр n является необязательным. Эквивалентно записи x:=x-n .

В документации необязательные параметры обычно заключают в квадратные скобки, т.е. обычно пишут Inc(x , [n]) . Обратите внимание: это лишь условное обозначение, которое создано с целью узнавания, что параметр необязательный. В программном коде никаких скобок нет и быть не может.


Не хватает стандартных математических функций?

Существует дополнительный модуль с именем Math , в котором содержится большое число математических функций. Например, если нужно посчитать гиперболический арксеканс числа, то мучаться и описывать способ его вычисления вручную не придётся — есть готовая функция ArcSecH() .
Чтобы подключить модуль Math , откройте исходный код модуля. Для этого, когда открыта форма, следует нажать F12 , либо выбрать пункт меню View » Toggle Form/Unit . Далее нужно переместиться в самое начала модуля в раздел uses . В этом разделе через запятую описываются имена подключённых модулей. Как можно заметить, даже при наличии пустой формы несколько модулей уже подключены. В этот список и следует добавить Math :

Всё, теперь в Вашем распоряжении большое количество математических функций.

Пример комбинирования функций

Раз уж речь пошла о математических функциях, пусть пример будет на них и основан. Допустим, у нас есть такая сравнительно сложная функция:

Нам нужно создать программу, которая бы вычисляла значение этой функции по заданным числам x и y . Рассмотрим поэтапно элементы функции:
1) Возведение числа e в степень, модуль — функции Exp() и Abs() соответственно.
2) Натуральный логарифм — функция Ln() .
3) Число e . Часто спрашивают — как получить число e ? Ведь это, по сути, такая же константа, как и число пи . Но она не объявлена. А ответ прост: e = e 1 , поэтому e — это exp(1) .
4) Тангенс — функция Tan() .
Всё необходимое у нас есть, поэтому можно приступить к записи. Главное — не забывать заключать в скобки отдельные элементы формулы, чтобы порядок действий сохранился (в нашем примере это не потребуется).

Как возвести число в степень?

Почему я останавливаюсь на таких вопросах? Просто они очень часто возникают у новичков и не каждый может догадаться, как выполнить требуемую операцию.

Способ 1. X y можно преобразовать к виду e ln(x)⋅y . Тогда возведение в степень можно записать так:

Способ 2. В модуле Math есть функция для возведения в степень — Power . У функции 2 аргумента — основание и показатель степени. Запись, соответственно, следующая :=Power(x,y);

Случайные числа

Зачем нужны случайные числа? Как правило, чтобы проверить результаты какого-то эксперимента при различных условиях. На основе случайных чисел можно вычислять различные вероятности. Во всех языках программирования есть возможность использовать случайные числа.

В Pascal (и Delphi соответственно) случайные числа генерируются функцией Random . Функция принимает один параметр, да и тот необязательный. Этот параметр позволяет указать границу диапазона, из которого будет выбрано случайное число. Итак: Random([Range: Integer]) . Если Range указан, то число выбирается из диапазона 0 ( X — само случайное число, которое будет получено). Обратите внимание, что сама граница в диапазон не включается, т.е. Random(10) никогда не выдаст число 10 , хотя 0 — запросто. Если диапазон не указан, то он считается равным единице, т.е. 0 .

Пример. Создадим форму с кнопкой, но пусть кнопка каждую секунду изменяет своё положение. Воспользуемся таймером ( TTimer , вкладка System палитры компонент). Interval оставим без изменения ( 1 сек. ), а вот в обработчике запрограммируем произвольное изменение положения кнопки на форме. Разберёмся, что нам нужно:
1) Позиция кнопки на форме. Как Вы уже знаете, за положение отвечают свойства Left и Top , которые указывают положение левого верхнего угла кнопки относительно левого верхнего угла формы. Именно этим свойствам мы будем присваивать произвольные значения.
2) Каков будет диапазон для генерации случайных чисел? Очевидно, что кнопка не должна уйти за границы формы. Значит нам нужно подключить размеры самой формы, т.е. её высоту и ширину. В данном случае будем использовать не Width и Height , а ClientWidth и ClientHeight , так как в первые свойства входят заголовок и границы формы, а это лишние пиксели, за которые кнопка может вылезти. Однако и это ещё не всё — из этих размеров мы должны вычесть соответственно ширину и высоту самой кнопки, иначе она может частично скрыться за границами.
Пишем обработчик:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Запускаем программу и наблюдаем. Кнопка действительно прыгает с места на место. Но есть один крайне неприятный момент: запустите программу несколько раз и понаблюдайте за точками, в которые попадает кнопка. Вы сразу заметите, что каждый раз кнопка перемещается по одним и тем же точкам.

Отчего это происходит? Дело в том, что числа, выдаваемые функцией Random() на самом деле не являются случайными — они псевдослучайны , т.е. наблюдается повторение. К счастью, решение есть — специальная процедура Randomize() инициализирует генератор случайных чисел, который выдаёт действительно случайные числа. Вызвать эту процедуру нужно всего один раз за время работы программы — обычно это делается при запуске (например, в событии OnCreate формы). Процедура не принимает никаких параметров. Вернёмся к нашему примеру:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Randomize
end ;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Теперь кнопка будет прыгать совершенно по разным точкам при каждом запуске программы.

Кстати, можно дописать скобки к названию процедуры — от этого работа не изменится: Randomize; = Randomize(); А запись немного красивее (на мой взгляд).

Дополнительные возможности редактора кода

В редакторе кода есть одна очень хорошая вещь — после того, как написано имя процедуры или функции и открыта скобка, появляется подсказка со всеми параметрами, которые подпрограмма принимает. Более того, там же указаны и типы данных всех параметров. Попробуйте, к примеру, набрать Inc( и подождать секунду — появится подсказка:

Как и было отмечено выше, второй параметр является необязательным и он заключен в квадратные скобки.

Такие подсказки позволяют моментально узнать, что подпрограмма требует на вход. При этом не придётся открывать модуль, где находится функция, либо искать её описание в документации или справочной системе.

Если функции или процедуре входные параметры не нужны, подсказка всё равно появится и сообщит об этом:

Если после набора имени и скобки подсказка не появилась, то и при компиляции программы скорее всего возникнет ошибка. Причиной, по которой компилятор не смог найти указанную функцию или процедуру, может быть ошибка при наборе имени, либо модуль, в котором описана подпрограмма, не подключен.
Ошибки при компиляции появляются внизу окна редактора кода с указанием номера строки, где обнаружена ошибка и описанием самой ошибки.
Попробуем запросить процедуру Randomiz (например, мы случайно недописали букву » e » на конце):

Строка с ошибкой выделилась, а внизу появился её номер ( 28 ) и описание — Undeclared identifier (неописанный идентификатор).

Заключение

В этом уроке охвачено сразу несколько тем — знакомство с процедурами и функциями, обзор математических функций и процедур, модуль Math, работа со случайными числами, а также удобства редактора кода и выделение ошибок при компиляции.

Cos — Функция Delphi

В этом уроке мы рассмотрим работу с математическими операциями в Delphi, изучим множество различных полезных процедур и функций.
При выполнении математических действий, математические операции производятся последовательно, но с учетом того, что сперва выполняется умножение, деление и операции, заключенные внутри скобок, т.е. соблюдаются основные арифметические законы. Рассмотрим простейший пример:
[cc lang=»delphi»]a := 2+2*2;
b := (2+2)*2[/cc]
В результате выполнения вышеприведенной строки кода, переменная a будет равна 6, а не 8; переменная b же будет равна 8.
Таким образом все математические операции выполняются исходя из иерархии (структуры) самих математических операций.
Внутри математических операций возможно использование любых функций, если они возвращают численное значение, а также возможно использование и стандартных функций, таких как sin, cos и т.п., которые уже предусмотрены в Delphi.
[cc lang=»delphi»]a := sin(b)*2+1;[/cc]
Допустима неограниченная вложенность различных функций, операций, скобок и т.п.:
[cc lang=»delphi»]a := sin(cos(b/2+sqr(c))) * 2 + MyFunc(d);[/cc]
Теперь, давайте рассмотрим самые необходимые и часто используемые функции, работающие с числами, которые уже предусмотрены в Delphi.

Название функции Описание функции
Abs Возвращает абсолютное значение аргумента (модуль)
Sin Возвращает синус аргумента. Аргумент необходимо указывать в радианах
Cos Возвращает косинус аргумента. Аргумент необходимо указывать в радианах
Exp Экспонента (e в степени аргумента)
Ln Возвращает натуральный логарифм аргумента
Sqr Возвращает квадрат аргумента
Sqrt Возвращает квадратный корень аргумента
Int Возвращает целую часть нецелочисленного аргумента
Frac Возвращает дробную часть нецелочисленного числа
Round Округление аргумента до ближайшего целого числа
Trunc Возвращает целую часть вещественного числа

здравствуйте а как найти десятичный логарифм числа

Добавьте в раздел uses в список модулей модуль Math. После этого вы можете пользоваться функцией Log10(x), которая позволяет найти десятичный логарифм от x. Также будут доступны функции Log2(X) — логарифм от x по основанию 2 и LogN (N,X) — логарифм от x по основанию n.

извините у меня еще один вопрос, а как в степень возводить ?

Delphi 7, Вычисление заданной функции. (Урок 3)

Когда то выполнял лабораторные работы Delphi , решил по ним провести краткий курс. В программную часть особо лезть не буду скорее всего, хотя кто знает…посмотрим.

Итак, задача: Создать программку, для вычисления функции. Используемкомпоненты Edit, Label, LabeledEdit, Button, BitBtn . Создать иконку, организовать изменение прозрачности формы (AlphaBlend). Задать изменение курсора над разными элементами формы(Cursor). Использовать подсказки (Hint). В случае ошибки вызываем соответствующее окошко (ShowMessage).

Илон Маск рекомендует:  Tclientsocket & tserversocket

Форма нам нужна только одна, компонентов использовать будем не много. Так как у меня уже есть готовый вариант, сделанный мной примерно год назад, покажу вам как это примерно выглядит.

А вот и сама функция:

Глядя на форму, видно что использованы компоненты Edit , Label , LabeledEdit , Button , BitBtn и TrackBar.

Поле ввода Х и надпись сверху это 2 компонента Edit и Label , а Поле ввода К и надпись над ним это LabeledEdit . На мой взгляд, в подобных случаях LabeledEdit использовать разумнее.

Кнопка решить пример это компонент Button . Далее опять Edit и Label .

Кнопка Close закрывает программу, это BitBtn . Для этого компонента имеются несколько стандартных картинок, об этом позже.

В самом низу расположен Edit и TrackBar, с передвижением ползунка, прозрачность формы будет меняться.

Элементы Edit , Label , Button вы найдете на вкладке Standard :

Компоненты LabeledEdit и BitBtn на вкладке Additional :

Компонент TrackBar на вкладке Win 32:

Что бы в Delphi поставить на форму, какой либо компонент, надо кликнуть по нему на панели компонентов, затем кликнуть по месту на форме где хотите его установить. Визуальные компоненты можно растягивать в произвольные размеры.

Как ставить иконку и изменять название формы мы уже рассматривали в предыдущем уроке(начало работы в Delphi 7).

Меняем цвет формы. Выбираем форму, смотрим в Инспектор объектов. Находим там Color , жмем на выпадающий список и выбираем понравившийся цвет. Вот так все просто.

Что бы написать в Edit и LabelEdit свой произвольный текст выбираем нужный компонент, опять заглядываем в Инспектор объектов. В случае если вы выбрали Edit , просто ищите Caption и пишете нужный текст. Если же выбран LabelEdit , сначала необходимо найти EditLabel , кликнуть на плюсик, и в выпавших строчках найти Caption .

В общем говоря, что бы изменить текст на каком либо визуальном компоненте изменять следует атрибут Caption . К Button и BitBtn это тоже относится.

Ранее я говорил про некоторые встроенные возможности BitBtn . Вот сейчас пришло время показать, как ими пользоваться. Выделяем поставленный нами на форму BitBtn , в Инспекторе объектов ищем атрибут Kind , и там уже выбираем желаемую кнопочку.

Компонент получил большее распространение, так как в нем можно установить свою картинку.

Сделаем изменение курсора при наведении на разные компоненты. Комментарии наверно уже будут лишними:

Там же ищем атрибут Hint , пишем соответствующую элементу подсказку. А затем ищем ShowHint и устанавливаем значение True , если это не сделать подсказка не будет появляться при наведении курсора на компонент.

С визуальными объектами мы закончили, интерфейс программы готов, осталось куда надо вставить рабочий код. Если следовать логике, то расчеты должны проводиться после нажатия на кнопку «Решить пример». Для этого кликаем по кнопке 2 раза, и лицезреем редактор программного кода.

Сразу генерируются подобные строчки :

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Если вы изучали Turbo Pascal , а я на это очень надеюсь, тогда вас ничего не напугает.

Вставляем рабочий код, и все это будет выглядеть следующим образом:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

if (edit1.text=») or (labelededit1.text=») then

messagedlg(‘Введены не все данные!’,mterror,[mbOK],0) ;

Обучающий курс. 12. Функции и процедуры в Delphi. Математические вычисления. Случайные числа

Сегодня мы поговорим о процедурах и функциях в Delphi . Что такое процедура? Это маленькая программа, выполняющая операции с указанными данными. Различают собственно процедуры и функции. Их основное отличие — процедура просто совершает какие-либо операции, а функция обязательно выдаёт какой-либо результат в результате своей работы. Существует огромное количество стандартных процедур и функций. Подпрограммы (так называют процедуры и функции) можно писать и самостоятельно, но об этом речь пойдёт позже. Сейчас нам нужно научиться работать с готовыми функциями.

Общие сведения о подпрограммах

Фактически, подпрограмма — это такая же полноценная программа, просто работает она не отдельно, не сама по себе, а включена в другую программу.
У подпрограммы всегда есть имя. Имя строится по тем же правилам, что и идентифмкатор. Как правило, имена даются вполне логичные. Например, если функция находит максимальное из нескольких чисел, то её логично назвать Max .
Подпрограммы могут иметь входные параметры. Входные параметры — это данные, которые сообщаются подпрограмме до начала её работы, а в процессе выполнения эти данные могут использоваться. Тем не менее, подпрограммы могут и не иметь входных параметров. Входные параметры также называют аргументами. Например, функции, которая узнаёт текущее время, никакие дополнительные параметры не нужны, а вот если функция считает факториал, то обязательно должно быть число, для которого он считается.
Как было сказано выше, функция выдаёт какое-то значение в результате своей работы. Процедура в общем случае значения не выдаёт.

Вызов подпрограмм

Вызываются подпрограммы по имени. Если подпрограмме требуется передать какие-либо параметры, то они указываются в скобках после имени подпрограммы через запятую. Если входные параметры отсутствуют, достаточно просто написать имя подпрограммы, либо оставить скобки пустыми. В случае, если работа происходит с функцией, результат можно «сохранить» в какой-то переменной, просто «присвоив» этой переменной функцию.

Обратите внимание: работа с функциями происходит как с обычными переменными, просто их значения вычисляются «на лету».

Функции математических вычислений

Эти функции работают с числовыми данными. Как правило, входным параметром является какое-то число, а выходным — результат вычисления. Практически везде аргумент является либо целым числом ( Integer ), либо вещественным ( Real ). Возвращаемое значение — тоже число. Рассмотрим некоторые из этих функций:


Abs(x) — модуль (абсолютное значение) указанного числа x . Пример: Abs(-5) = 5 .

Sin(x) — синус числа x . Здесь x — угол в радианах (не в градусах!). Пример: Sin(Pi/2) = 1 .

Cos(x) — косинус числа x . Аналогично, x — радианы. Пример: Cos(Pi) = -1 .

Exp(x) — экспонента, e x ( e в степени x ).

Ln(x) — натуральный логарифм числа x . Пример: Ln(Exp(2)) = 2 .

Sqr(x) — квадрат числа x ( x 2 ). Пример: Sqr(5) = 25 .

Sqrt(x) — квадратный корень числа x . Пример: Sqrt(64) = 8 .

Int(x) — целая часть числа x . Пример: Int(1.234) = 1 .

Frac(x) — дробная часть числа x . Пример: Frac(1.234) = 0.234 .

Round(x) — округление аргумента до ближайшего целого числа. Пример: Round(1.234) = 1 .

Trunc(x) — целая часть вещественного числа x. Пример: Trunc(1.234) = 1 .

Pred(x) — предыдущее значение x (например, для x = 2 это 1 ).

Succ(x) — следующее значение x (для x = 2 это 3 ).

Odd(x) — проверка аргумента на нечётность. Функция возвращает значение True , если аргумент является нечётным числом и False — если чётным. Пример: Odd(5) = True .

Предсказываю вопрос: в чём отличие Int() от Trunc() ? А отличие в том, что Int() возвращает число вещественного типа, а Trunc() — целочисленного .

Это лишь часть всех доступных функций. На самом деле их гораздо больше. Но помимо функций есть ещё процедуры.

Процедуры работы с числами

Поскольку процедуры в результате работы не выдают никакого значения, процедуры работы с числами просто изменяют переданные им параметры-переменные.

Inc(x) — увеличение аргумента на единицу. Фактически, это то же самое, что x:=x+1 . Тем не менее, рекомендуется использовать именно эту функцию, так как работает она быстрее.
Примечание: под понятием «быстрее» подразумевается, конечно, быстрота «компьютерная». Компьютер выполняет миллионы операций в секунду и для человека такие вещи незаметны.

Inc(x,n) — увеличение аргумента на число n . Эквивалентно записи x:=x+n .

На самом деле, это не две разные процедуры — просто параметр n является необязательным. Да, бывают необязательные параметры, которые можно указать, а можно и не указывать. Если они отсутствуют, то просто берётся какое-то значение по умолчанию. В данном случае n по умолчанию имеет значение 1 .

Dec(x,n) — уменьшение аргумента на n единиц. Точно также, как и в Inc , параметр n является необязательным. Эквивалентно записи x:=x-n .

В документации необязательные параметры обычно заключают в квадратные скобки, т.е. обычно пишут Inc(x , [n]) . Обратите внимание: это лишь условное обозначение, которое создано с целью узнавания, что параметр необязательный. В программном коде никаких скобок нет и быть не может.

Не хватает стандартных математических функций?

Существует дополнительный модуль с именем Math , в котором содержится большое число математических функций. Например, если нужно посчитать гиперболический арксеканс числа, то мучаться и описывать способ его вычисления вручную не придётся — есть готовая функция ArcSecH() .
Чтобы подключить модуль Math , откройте исходный код модуля. Для этого, когда открыта форма, следует нажать F12 , либо выбрать пункт меню View » Toggle Form/Unit . Далее нужно переместиться в самое начала модуля в раздел uses . В этом разделе через запятую описываются имена подключённых модулей. Как можно заметить, даже при наличии пустой формы несколько модулей уже подключены. В этот список и следует добавить Math :

Всё, теперь в Вашем распоряжении большое количество математических функций.

Пример комбинирования функций

Раз уж речь пошла о математических функциях, пусть пример будет на них и основан. Допустим, у нас есть такая сравнительно сложная функция:

Нам нужно создать программу, которая бы вычисляла значение этой функции по заданным числам x и y . Рассмотрим поэтапно элементы функции:
1) Возведение числа e в степень, модуль — функции Exp() и Abs() соответственно.
2) Натуральный логарифм — функция Ln() .
3) Число e . Часто спрашивают — как получить число e ? Ведь это, по сути, такая же константа, как и число пи . Но она не объявлена. А ответ прост: e = e 1 , поэтому e — это exp(1) .
4) Тангенс — функция Tan() .
Всё необходимое у нас есть, поэтому можно приступить к записи. Главное — не забывать заключать в скобки отдельные элементы формулы, чтобы порядок действий сохранился (в нашем примере это не потребуется).

Как возвести число в степень?

Почему я останавливаюсь на таких вопросах? Просто они очень часто возникают у новичков и не каждый может догадаться, как выполнить требуемую операцию.

Способ 1. X y можно преобразовать к виду e ln(x)⋅y . Тогда возведение в степень можно записать так:

Способ 2. В модуле Math есть функция для возведения в степень — Power . У функции 2 аргумента — основание и показатель степени. Запись, соответственно, следующая :=Power(x,y);

Случайные числа

Зачем нужны случайные числа? Как правило, чтобы проверить результаты какого-то эксперимента при различных условиях. На основе случайных чисел можно вычислять различные вероятности. Во всех языках программирования есть возможность использовать случайные числа.

В Pascal (и Delphi соответственно) случайные числа генерируются функцией Random . Функция принимает один параметр, да и тот необязательный. Этот параметр позволяет указать границу диапазона, из которого будет выбрано случайное число. Итак: Random([Range: Integer]) . Если Range указан, то число выбирается из диапазона 0 ( X — само случайное число, которое будет получено). Обратите внимание, что сама граница в диапазон не включается, т.е. Random(10) никогда не выдаст число 10 , хотя 0 — запросто. Если диапазон не указан, то он считается равным единице, т.е. 0 .

Илон Маск рекомендует:  Дата и время

Пример. Создадим форму с кнопкой, но пусть кнопка каждую секунду изменяет своё положение. Воспользуемся таймером ( TTimer , вкладка System палитры компонент). Interval оставим без изменения ( 1 сек. ), а вот в обработчике запрограммируем произвольное изменение положения кнопки на форме. Разберёмся, что нам нужно:
1) Позиция кнопки на форме. Как Вы уже знаете, за положение отвечают свойства Left и Top , которые указывают положение левого верхнего угла кнопки относительно левого верхнего угла формы. Именно этим свойствам мы будем присваивать произвольные значения.
2) Каков будет диапазон для генерации случайных чисел? Очевидно, что кнопка не должна уйти за границы формы. Значит нам нужно подключить размеры самой формы, т.е. её высоту и ширину. В данном случае будем использовать не Width и Height , а ClientWidth и ClientHeight , так как в первые свойства входят заголовок и границы формы, а это лишние пиксели, за которые кнопка может вылезти. Однако и это ещё не всё — из этих размеров мы должны вычесть соответственно ширину и высоту самой кнопки, иначе она может частично скрыться за границами.
Пишем обработчик:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Запускаем программу и наблюдаем. Кнопка действительно прыгает с места на место. Но есть один крайне неприятный момент: запустите программу несколько раз и понаблюдайте за точками, в которые попадает кнопка. Вы сразу заметите, что каждый раз кнопка перемещается по одним и тем же точкам.

Отчего это происходит? Дело в том, что числа, выдаваемые функцией Random() на самом деле не являются случайными — они псевдослучайны , т.е. наблюдается повторение. К счастью, решение есть — специальная процедура Randomize() инициализирует генератор случайных чисел, который выдаёт действительно случайные числа. Вызвать эту процедуру нужно всего один раз за время работы программы — обычно это делается при запуске (например, в событии OnCreate формы). Процедура не принимает никаких параметров. Вернёмся к нашему примеру:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Randomize
end ;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Теперь кнопка будет прыгать совершенно по разным точкам при каждом запуске программы.

Кстати, можно дописать скобки к названию процедуры — от этого работа не изменится: Randomize; = Randomize(); А запись немного красивее (на мой взгляд).

Дополнительные возможности редактора кода

В редакторе кода есть одна очень хорошая вещь — после того, как написано имя процедуры или функции и открыта скобка, появляется подсказка со всеми параметрами, которые подпрограмма принимает. Более того, там же указаны и типы данных всех параметров. Попробуйте, к примеру, набрать Inc( и подождать секунду — появится подсказка:

Как и было отмечено выше, второй параметр является необязательным и он заключен в квадратные скобки.

Такие подсказки позволяют моментально узнать, что подпрограмма требует на вход. При этом не придётся открывать модуль, где находится функция, либо искать её описание в документации или справочной системе.

Если функции или процедуре входные параметры не нужны, подсказка всё равно появится и сообщит об этом:

Если после набора имени и скобки подсказка не появилась, то и при компиляции программы скорее всего возникнет ошибка. Причиной, по которой компилятор не смог найти указанную функцию или процедуру, может быть ошибка при наборе имени, либо модуль, в котором описана подпрограмма, не подключен.
Ошибки при компиляции появляются внизу окна редактора кода с указанием номера строки, где обнаружена ошибка и описанием самой ошибки.
Попробуем запросить процедуру Randomiz (например, мы случайно недописали букву » e » на конце):

Строка с ошибкой выделилась, а внизу появился её номер ( 28 ) и описание — Undeclared identifier (неописанный идентификатор).

Заключение

В этом уроке охвачено сразу несколько тем — знакомство с процедурами и функциями, обзор математических функций и процедур, модуль Math, работа со случайными числами, а также удобства редактора кода и выделение ошибок при компиляции.

Ссылки по теме

Популярные статьи
Информационная безопасность Microsoft Офисное ПО Антивирусное ПО и защита от спама Eset Software


Бестселлеры
Курсы обучения «Atlassian JIRA — система управления проектами и задачами на предприятии»
Microsoft Office 365 для Дома 32-bit/x64. 5 ПК/Mac + 5 Планшетов + 5 Телефонов. Подписка на 1 год. Электронный ключ
Microsoft Windows 10 Профессиональная 32-bit/64-bit. Все языки. Электронный ключ
Microsoft Office для Дома и Учебы 2020. Все языки. Электронный ключ
Курс «Oracle. Программирование на SQL и PL/SQL»
Курс «Основы TOGAF® 9»
Microsoft Windows Professional 10 Sngl OLP 1 License No Level Legalization GetGenuine wCOA (FQC-09481)
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год. Электронный ключ
Windows Server 2020 Standard
Курс «Нотация BPMN 2.0. Ее использование для моделирования бизнес-процессов и их регламентации»
Антивирус ESET NOD32 Antivirus Business Edition
Corel CorelDRAW Home & Student Suite X8

О нас
Интернет-магазин ITShop.ru предлагает широкий спектр услуг информационных технологий и ПО.

На протяжении многих лет интернет-магазин предлагает товары и услуги, ориентированные на бизнес-пользователей и специалистов по информационным технологиям.

Хорошие отзывы постоянных клиентов и высокий уровень специалистов позволяет получить наивысший результат при совместной работе.

Python 3 – Числовая функция cos()

Описание

Синтаксис

Ниже приводится синтаксис для функции cos():

Параметры

х – должен быть представлен в виде числового значения.

Возвращаемое значение

Эта функция возвращает числовое значение между -1 и 1, которое представляет косинус угла.

Пример

Следующий пример показывает использование функции cos().

Вывод

Когда мы запустим программу, она выдаст следующий результат:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Функции Delphi модуля System

Модуль System

Предлагаем список функций модуля System, используемого в среде разработки Delphi.

Abs Предназначена для получения абсолютной величины числа
Addr Возвращает адрес переменной, функции или процедуры
ArcTan Арктангенс числа, возвращается в радианах
Assigned Осуществляет проверку функциональности указателей, объектов, методов
BeginThread Начинает отдельный поток выполнения кода
Chr Конвертирует целое число в символ
Concat Соединяет несколько строк в одну
Copy Создает копию части строки или части массива
Cos Косинус числа
Eof Возвращает true, если позиция курсора находится в конце файла открытого с помощью Reset
Eoln Возвращает true, если позиция курсора находится в конце строки
Exp Выдаёт экспоненту числа
FilePos
FileSetDate Установка даты и времени последнего изменения файла
FileSize Выдает размер открытого файла в записях
GetLastError Выдаёт код ошибки последнего неудачного Windows API вызова.
GetMem Получает указанное число байтов памяти.
Hi Возвращает байт старшего разряда от типа Integer.
High Возвращает самое высокое значение типа или переменной
Int Целая часть числа с плавающей точкой
IOResult Содержит возвращаемый код последней операции ввода/вывода
IsMultiThread Возвращает True, если код выполняет множество потоков
Length Возвращает число элементов в массиве или строке
Ln Выдает натуральный логарифм числа
Lo Возвращает младший байт целого числа (2-байтового)
Low Возвращает самое низкое значение типа или переменной
Odd Провеяет, является ли целое число нечетным
Ord Порядковое значение целого числа, символа или перечисления
ParamCount Выдает число параметров переданной текущей программе
ParamStr Возвращается один из параметров используемых для запуска текущей программы
Pi Математическая константа
Pos Находит позицию одной строки в другой
Pred Уменьшает порядковую переменную
Random Генерирует случайное целое число или число с плавающей запятой
Round Округление чисел с плавающей запятой до целого числа
RunError Заканчивает программу с диалогом ошибки
SeekEof Пропускает символы, пока не встретится конец файла
SeekEoln Пропускает символы, пока не встретится конец текущей строки или файла
Sin Синус числа
SizeOf Возвращает занимаемый размер типа или переменной в байтах
Slice Создает часть массива с параметром «Открытый Массив»
Sqr Возвращает квадрат числа
Sqrt Возвращает квадратный корень числа
StringOfChar Создает строку из одного символа, повторенного много раз
StringReplace Заменяет одну или несколько подстрок, найденных в заданной строке
StringToWideChar Преобразует обычную строку в WideChar-буфер с завершающим 0
Trunc Целая часть числа с плавающей запятой
UpCase Преобразует значение Char к верхнему регистру
WideCharToString Копирует строку WideChar, заканчивающуюся нулём, в нормальную строку
Append Открывает текстовый файл, для добавления записей в файл (добавляет в конец файла)
Assign Назначает дескриптор файла на бинарный или текстовый файл
AssignFile Связывает дескриптор файла с бинарным или текстовым файлом
BlockRead Читает блок записей данных из нетипизированного двоичного файла
BlockWrite Записывает блок записей данных в нетипизированный двоичный файл
Break Выполняет выход из одного цикла
ChDir Выбор диска и директории ( папки ), в которой будет производиться работа
Close Закрывает открытый файл
CloseFile Закрывает открытый файл
Continue Заставляет перейти к следующей итерации цикла
Dec Декремент порядковой переменной
Delete Удаляет часть символов из строки
Dispose Очищает память на которую указывает указатель
EndThread Заканчивает поток с кодом завершения
Erase Стирает файл
Exclude Исключает значение из переменной набора (множества)
Exit Осуществляет выход из функции или процедуры
Frac Дробная часть числа с плавающей запятой
FillChar Заполняет раздел памяти значением байта или символа-заполнителя
Flush Сбрасывает буферизованные данные текстового файла в файл
GetDir Получает текущий каталог (диск плюс путь) для указанного диска.
Halt Заканчивает программу с дополнительным диалогом.
Inc Увеличивает порядковую переменную
Include Включает значение во множество переменных
Insert Вставляет строку в другую строку
MkDir Создаёт каталог
Move Копирует байты данных из источника в место назначения
New Создаёт новую переменную типа указатель
Randomize Устанавливает генератор случайного числа на следующее значение
Read Позволяет прочитать данные из двоичного или текстового файла
ReadLn Позволяет прочитать полную строку данных из текстового файла
ReallocMem Позволяет изменить размер существующего блока памяти
Reset Открывает текстовый файл для чтения, или двоичный файл для чтения/записи
ReWrite Открывает текстовый или двоичный файл для записи
RmDir Удаление каталога
Seek Перемещает указатель в двоичном файле в новую позицию
SetLength Изменяет размер строки или размер динамического массива
SetString Копирует символы из буфера в строку
Str Конвертирует целое число или число с плавающей точкой в строку
Truncate Уменьшает размер файла — удаляя все данные после текущей позиции
WriteLn Записывает законченную строку данных в текстовый файл

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL