Dos fn 14h читать последовательный файл через fcb


Содержание

Использование FCB при работе с файлами

21.01.2020, 06:36

Что такое FCB?
Что такое FCB? А то читаю: int 21-23 — Размер файла (FCB).

Многопоточность при работе с файлами
Доброй ночи! Написал код для сравнения двух файлов: string text, text2; .

Ошибка при работе с файлами
Sub â_ïðîåêòèðîâàíèå() If Dir(ActiveWorkbook.Path & «\Google Äèñê\Projects\» &.

Ошибка при работе с файлами
Вечер добрый! Есть код: string test; StreamReader rr =.

Ошибка при работе с файлами
Дан код. Необходимо при работе с фалом вывести на экран тех, кто достиг пенсионного возраста. При.

21.01.2020, 17:53 2

Решение

HYDRA8, вам обязательно выполнить работу с файлами, применяя именно FCB?
Существует ведь другой способ — через описатели (когда блоки FCB создаются и хранятся в недрах ОС, а программе пользователя возвращается порядковый номер этого блока — описатель).

По умолчанию FCB находится в области PSP по смещению 5Ch. Если вы используете тип файла exe, то область PSP вам так легко не доступна.
Ну и заполнять нужно этот FCB до вызова на открытие.

Вот пример набросал по чтению и выводу на экран текстового файла:

Как понимаю, если размер файла не кратен 80h — размеру записи, то нужно самостоятельно обрабатывать поле fFileSize на предмет кратности размеру записи и выводить только остаток. В моём примере этого нет и согласно функции 1Ah прерывания 21h в последней считанной записи все избыточные байты заполняются 0.

Можно слегка доработать ситуацию 3 при чтении — размер реально считанной записи равен fFileSize and 7Fh и именно столько символов и нужно выводить.

21.01.2020, 17:53

Ошибка при работе с файлами
Столкнулся с такой проблемой, что если выбран FileMode.OpenOrCreate, то значения в массив выводятся.

ArgumentException при работе с файлами
Почему так выходит?Как связать программу с файлом?

Алгоритм при работе с файлами
Возникла проблема в программе: 1. На входе имеем дирректорию, нам нужно обойти в ней все.

Dos fn 14h: читать последовательный файл через fcb

Assembler для начинающих

Прежде, чем перейти к упомянутому примеру, необходимо рассмотреть
формируемую DOS структуру данных — блок управления файлом FCB (File
Control Block), который является существенным элементом файловой
системы и участвует во всех файловых операциях.

Блок управления файлом обеспечивает связь пользовательской
программы с функциями DOS. При любой файловой операции происходит
обращение к блоку FCB. На Фиг.5.5 показан состав стандартного
блока FCB. Имеется модификация блока FCB, называемая расширенным
блоком FCB, которая применяется в специальных случаях, когда нужно
«скрыть» файл. Скрытый файл защищен от записи. Это значит, что
программа не может модифицировать содержимое этого файла, не
изменив предварительно его блока FCB. Скрытый файл не фигурирует в
листинге справочника. Скрыть файл — один из простейших способов
защиты файла от неумелого пользователя. В приводимых примерах
используются только стандартные блоки FCB.

Поля данных блока FCB охватывают все атрибуты файла. Номер
дисковода, имя и тип файла составляют идентификатор файла. Размер
файла и дата яаляются атрибутами файла, которые приводятся в
листинге справочника. Оставшиеся поля — текущий номер блока, длина
записи и номер записи при произвольном доступе — служат для
определения местоположения внутри файла при операциях чтения и
записи. Длина записи указывает на число байтов в определяемой
пользователем записи. Так как все операции чтения и записи в файл
начинаются с границы записи, то длина записи определяет количество
данных, обрабатываемых во время каждой из этих операций.
Существуют два способа определения текущей записи при обращении
к файлу. При первом, последовательном, способе записи
обрабатываются по порядку. При этом текущий номер блока и
относительный номер записи определяют запись, которая будет
обрабатываться следующей. По мере того, как программа выполняет
операции чтения или записи, DOS увеличивает на 1 относительный
номер записи, чтобы он указывал на следующую запись. Выполнение

Whatis.Ru

Информация о компьютерах доступным языком
Назад на сайт

Страниц: 1 2

#26 18-01-2011 19:35:39

Re: . Введение в Ассемблер

Программа DEBUG

Программируем под DOS на ассемблере, используя виндовый DEBUG.

Программа DEBUG — мощный отладчик, входящий в состав Windows. Для запуска — жмём [Win+R] и вводим DEBUG. Перед нами мигающий курсор. Введём знак вопроса ? и получим список команд:

— A (assemble) — Создание двоичного кода процессоров 8086 непосредственно в памяти.
— С (compare) — Сравнение двух блоков памяти.
— D (dump) — Просмотр содержимого заданного диапазона адресов памяти.
— E (enter) — Ввод данных в память по заданному адресу.
— F (fill) — Заполнение адресов в области памяти заданными значениями.
— G (go) — Выполнение загруженной программы.
— H (hexadecimal) — Выполнение шестнадцатеричных арифметических операций.
— I (input) — Считывание и вывод на экран одного байта из указанного порта ввода.
— L (load) — Загрузка файла или содержимого сектора диска в память.
— M (move) — Копирование содержимого одного блока памяти в другой.
— N (name) — Задание имени исполняемого файла, L (load) или W (write).
— O (output) — Вывод байта в порт вывода.
— P (proceed) — Выполнение цикла, инструкции, прерывания или процедур.
— Q (quit) — Выход из Debug, без сохранения тестируемого файла.
— R (register) — Редактирование содержимого регистров ЦПУ.
— S (search) — Поиск в области памяти по шаблону.
— T (trace) — Выполнение одной инструкции с выводом содержимого регистров.
— U (unassemble) — Дезассемблирование и просмотр исходного кода программы.
— W (write) — Запись файла на диск.

Подробное описание команд с примерами можно найти в справке винды ([Win+F1]debug).

Теперь, запустим DEBUG и просмотрим, что у нас в регистрах. Вводим команду «R». Как видим, значение всех регистров процессора равняется нулю:

AX, BX, CX, DX = 0000

Мы можем вносить требуемые значения в регистры.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#27 18-01-2011 19:39:28

Re: . Введение в Ассемблер

Пишем прогу на ассемблере.

Как уже говорилось, ассемблер — это самый низкий уровень программирования, который понимает проц. Теперь проведём эксперемент, чтоб убедиться в этом:

1) Создадим *.сом в программе DEBUG
2) Дизассемблируем его, при помощи того-же DEBUG
3) Полученные 16-тиричные значения и есть инструкции, которые выполняет процессор

Итак, начнём с создания *.сом, который выведет символ на экран. Запустим DEBUG и введём команду «А». Дальше, «топчем клаву» как на рисунке:

Чтоб вывести символ на экран, в регистр AH помещается 02H, а в DL — код выводимого символа, плюс 30H. Далее вызываем прерывание-DOS INT 21H (вывод на экран), и закрываем программу дёрнув прерывание INT 20H (exit). Всё, что находится после INT 20H игнорируется процессором.

В листинге дизассемблирования указывается сегмент памяти, в который была загружена наша программа (13F2) и смещение внутри сегмента 100H, обязательное для СОМ-файлов. Необходимо помнить, что прикладные программы загружаются в первую-свободную область памяти, поэтому у Вас значение 13F2 может быть другим, в зависимости от свободной памяти.

Следующим столбцом в дизассемблерном листинге идут 16-тиричные значения (выделены серым), которые представляют собой непосредственные инструкции процессору. Ниже — уже ничего нет, ..только ядро. Вообще-то есть ещё интерператор 16-тиричных чисел в двоичные, но он невсчёт. В конечном виде наша программа TEST_PROGA.COM обрабатывается процессором в таком вот виде:

Но вернёмся в реальность. Чтоже дают нам эти опыты. . а то, что программы написанные на ассемблере имеют наименьший размер, по сравнению с другими языками программирования. В качестве примера возьмём программу (окно с одной кнопкой в центре) написанную на языках высокого уровня. После компиляции получим такие размеры файла:

C++ Builder 4 — 22kb
Delphi 5 — 291kb
Delphi 5 + библиотека KOL — 26kb
Ассемблер MASM — около 3kb

Так, что смотрите и делайте выводы, что лучше использовать. Программу таких размеров можно легко внедрить в свободное пространство любого исполняемого файла. э-э-э чтот меня не туда занесло

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#28 19-01-2011 01:37:15

Re: . Введение в Ассемблер

..а вон чё WinHex показывает:

Да такой код можно хоть-куда пихнуть, ..к примеру в заголовок EXE-файла. Там столько свободного пространства, что можно слона разместить. 200-300h байт всегда найдётся. ..а нам больше и не надо, вешеприведённая TEST_PROGA.COM весит всего 17 байт (17 символов в исходнике). 300h — это уже 768 символов, ..целый материк, свобода мысли.

Достаточно перехватить управление в коде, перевести его на себя и замутить чё-нить. Объясню «в двух словах»: как это делается! ..Пишется прога на асме (желаемого характера), которая привычным движением руки вставляется в WinHex — в начало, середину, или «конец» EXE-файла жертвы. Желательно, конечно, в начало. после «PE»-заговка. Самый оптимальный вариант — после перечисления DLL-лок (инклудов). Там как-раз достаточно места, и быстрее примем управление. Фрагмент внедрения в CHKDSK.EXE нашей «Бацилы»:

Если Вы запустите такой инфицированный CHKDSK.EXE, то сначала отработает наш код, а только потом запустится сам chkdsk. . но не всё так просто. Там есть своя «Техника внедрения». Дизассемблируется chkdsk.exe, и в листинге ищется команда JMP (переход на метку). Перехватываем этот JMP и после исполнения основного кода «бацилы» передаём управление обратно на эту метку, командой RET ассемблера в коде нашей программы.

В качестве бонуса, вешаю в скрепке пару примеров программ на ассемблере.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#29 19-01-2011 12:49:58

Re: . Введение в Ассемблер

Что нужно знать о прерываниях

Как уже отмечалось, прерывания бывают двух типов — DOS и BIOS. Но что они из себя представляют. Попробуем ответить на этот вопрос.

Прерывания — это вовсе не прерывания, а готовые программы (процедуры), которые компьютер вызывает для выполнения определенной задачи. Внутри этих «программ-прерываний» имеются вложенные подпрограммы, каждая из которых выполняет определённую задачу. Эти подпрограммы вызываются векторами прерываний!

Программа-прерывание вызывается по номеру (к примеру INT 13H, дисковый ввод/вывод BIOS), где в качестве «параметра» заносится её вектор, т.е. подпрограмма. Например, для вывода информации на экран, нам нужно воспользоваться сервисом-DOS и запросить прерывание с номером INT 21H. Подпрограмму 02H необходимо указать в регистре AH:


При включении компьютера, BIOS выстраивает таблицу векторов прерывания в первых 1024 байтах памяти. Этот килобайт памяти начинается с адреса 0000:0000 и заканчивается 0000:0400 (1024d = 0400h). Откроем в WinHex память, и взглянем на эту таблицу:

Каждый вектор имеет длину 4 байта. Вектор для прерывания 0 начинается с ячейки 0000:0000, прерывания 1 — с 0000:0004, 2 — с 0000:0008, 3 — с 0000:000C и т.д.

Если посмотреть на четыре байта, начиная с адреса 0000:0020, в которых содержится вектор прерывания 8H (прерывание времени суток), то Вы обнаружите там A5FE00F0. Имея ввиду, что младший байт слова расположен сначала, это 4-байтное значение переводится в F000:FEA5. Это стартовый адрес программы ПЗУ, выполняющей прерывание 8H.

Если размер таблицы 1024 байт, а один вектор имеет длинну 4 байта, то выходит чтобы найти общее кол-во векторов нужно 1024/4. . получаем 256. Таким образом, в общем пространстве имеется место для 256 векторов (подпрограмм), которые «разбиваются» по всем номерам прерываний BIOS и DOS. В каждом прерывании может находиться до 20 подпрограмм.

Прерывания с номерами до INT 20H обслуживает BIOS. Номера прерываний DOS лежат в пределах от 20 до 32H:

Прерывания BIOS (без подфункций) Прерывания DOS (без подфункций)

00h: Деление на ноль. 20h: Завершить программу
01h: Пошаговое. 21h: Сервис DOS
02h: Немаскируемое. 25/26h: Абсолютные чтение/запись диска
03h: Точка прерыв. 27h: Завершиться, но остаться резидентным
04h: Переполнение. 28h: Квант времени DOS (НЕТ В ДОКУМЕНТАЦИИ)
05h: Печать экрана. 2eh: Выполнить команду DOS (НЕТ В ДОКУМЕНТАЦИИ)
06h: (резерв) 2fh: Мультиплексное прерывание (спулинг печати)
07h: (резерв) 22h: Адрес завершения
08h: Таймер. 23h: Адрес Control-Break
09h: Клавиатура. 24h: Адрес обработчика критических ошибок
0Ah-0dh: (hdwr ints)
0Eh: Дискета.
0Fh: (hdwr int)
10h: Видео сервис.
11h: Список оборудования.
12h: Размер исп.памяти.
13h: Дисковый в/в.
14h: В/в последовательный порт
15h: Расшир.сервис AT.
16h: В/в клавиатуры.
17h: В/в принтера.
18h: ROM-BASIC.
19h: Загрузка.
1Ah: В/в таймера.
1Bh: Прерывание клавиатуры.
1Ch: Прерывание по таймеру
1Dh: Видео параметры
1Eh: Параметры дискет
1Fh: Символы графики

Приведу краткое описание прерывания-BIOS INT 13H:

INT 13H: дисковый ввод-вывод
Этот сервис предоставляет прямой доступ к адаптерам дискеты и жёсткого диска. Рекомендуется там, где это возможно, использовать INT 25H и INT 26H, чтобы предоставить драйверам устройств-DOS выполнять всю низкоуровневую обработку. Разумеется, для таких операций, как форматирование диска или установка защиты от копирования, прерывание INT 13H может оказаться единственной альтернативой.

подфункции: 00H сброс контроллера 08H дать парам диска 10H проверить готовность
01H дать статус 09H иниц табл парам 11H рекалибрация
02H читать секторы 0aH длинное чтение 14H диагностика
03H писать секторы 0bH длинная запись 15H дать тип диска
04H верификация 0cH искать цилиндр 16H изменить статус
05H форматир дорожку 0dH альтерн сброс 17H уст тип диска

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#30 20-01-2011 13:39:20

Re: . Введение в Ассемблер

Использование сервисов DOS. Прерывание INT 21H.

После загрузки MS-DOS в память, операционная система предоставляет нам свои услуги, в виде прерывания INT 21H (сервисы DOS). Используя это прерывание в своих программах мы можем выполнять около 80-ти операций. Не буду перечислять все функции этого прерывания, остановлюсь только на наиболее значимых:

00H: завершить программу 27H: читать блок произвольного файла
01H: ввод с клавиатуры 28H: писать блок произвольного файла
02H: вывод на дисплей 2aH: дать дату DOS
05H: вывод на принтер 2cH: дать время DOS
09H: Выдать строку 2fH: дать текущий DTA
0dH: Сбросить диск 30H: дать номер версии DOS
0eH: Выбрать умалчиваемый диск DOS 31H: завершиться и остаться резидентным — KEEP
0fH: открыть файл через FCB 32H: дать дисковую информацию DOS
10H: Закрыть файл через FCB 35H: дать вектор прерывания
13H: Удалить файл через FCB 36H: дать свободную память диска
14H: читать файл через FCB 39H: создать новое оглавление — MKDIR
15H: писать файл через FCB 40H: Писать в файл через описатель
16H: создать файл через FCB 48H: дать размер памяти
17H: Переименовать файл через FCB 56H: Переименовать/переместить файл
25H: установить вектор прерывания 5bH: создать новый файл

Функция 09H прерывания INT 21H (вывод строки символов на экран).

Процедуры, которые выводят целые строки символов на экран — очень полезны, но они могут накладывать ограничения на содержимое выводимой строки. Надо обращать внимание на то, какие управляющие коды (табуляция, пробел и т.п.) интерпретируются, а какие нет.

Как уже говорилось, при вызове прерывания необходимо указать значение функции в регистре AH (в нашем случае — 09H). Далее, вводятся инструкции и вызывается само прерывание. Регистр DX должен указывать на первый символ строки (т.е. расположение текстовой строки). В конце строки обязательно должен присутствовать символ «$». Это означает, что сам символ «$» не может входить в строку. Сама строка может быть любой длины.

Чтоб перевести текст на следующую строку, в конце указываются спец-символы 0AH (перевод строки), и 0DH (возврат каретки). Без них — текст будет располагаться в одну строчку.

. пришло время скачать инструментарий, чтоб проводить эксперементы. Программы, целиком написанные на ассемблере, транслируются в машинный код при помощи ассемблера. Под DOS-ом большой популярностью пользуется пакет TASM, для винды — MASM от Microsoft. С ним конкурирует FASM, поддерживающий более естественный синтаксис. Его и качаем с сайта WASM.RU. Он отличается от предшественников тем, что это и транслятор и компилятор в одном флаконе. Вводиш в окне инструкции, жмёш F9 и на выходе получаеш готовый исполняемый файл! Очень удобно. особенно для начинающих!

. значит скачали FASM 1.67, и в поле набиваем текстовые строки нашей программы. Вот пример:

Программа, приветствующая WHATIS из досовского окна.

use16 ; DOS работает в 16-тиразрядном режиме
org 100h ; Делаем СОМ-файл с начальным смещением 100h

mov AH,09h ; Суём в регистр AH функцию 09h прерывания 21h
mov dx,text ; В регистре DX указываем от куда брать строку
int 21h ; Вызываем прерывание 21h
ret ; Возвращаемся туда, от куда были вызваны

; Текстовая строка (адрес для регистра DX)
text db ‘Hello, WHATIS. $’

. если нужно вывести несколько строк, то можно сделать так:

. на выходе — СОМ-файл размером 63 байт. Таким способом можно выводить текстовые строки из памяти, которые содержат информацию об оборудовании, объёме свободной памяти и т.д. и т.п.

Программа составляется из нескольких-подобных участков кода, которые выполняют определённые задачи. На каждый участок кода ставится индивидуальная метка, к которой можно обратиться с любого места программного кода. Эти участки объединяются в модули, а несколько модулей образуют законченный софт, . в чём мы убедимся позже.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#31 21-01-2011 12:22:44

Re: . Введение в Ассемблер

Определение Стека

Стек — это такое место хранения данных, которые при надобности можно обратно восстановить. В нём хранятся адреса переходов, различные данные и т.д. Регистр SP указывает на адрес вершины стека. Регистр ВР содержит адрес, начиная с которого в стек вносится или забирается информация.

Илон Маск рекомендует:  Абсолютные и относительные ссылки

Представьте, что одна подпрограмма вызывает другую. Вызываемая подпрограмма завершила свое выполнение, теперь ей надо передать управление подпрограмме, которая её вызвала. Как-раз адрес следующей команды (после вызова подпрограммы) находится на верхушке стека, в регистре SP.

Стек — как штанга с блинами: засунули адрес, засунули второй, засунули третий, и достают адреса в порядке обратном засовыванию, ..сначала третий, второй, первый. Следовательно, подпрограмма, может вызвать ещё одну подпрограмму, а она в свою очередь ещё одну и так, сколько хошь, всё ограничивается только размером стека.

Таким образом, программа продолжит выполнение инструкций только после того, как отработают ПОДпрограммы, принявшие управление:

В стек можно заносить не только адреса, но и данные, текстовые строки и т.п. Команда ассемблера PUSH помещает данные в стек, а команда POP снимает их от туда. При использовании стека наша программа «Hello, Whatis. » примет следующий вид:

Здесь, мы закинули в стек вторую строчку текста, вывели на экран первую, а потом извлекли из стека вторую. Дело в том, что регистр не может хранить сразу два разных значения, поэтому перед тем как внести в него, нужно сохранить имеющееся, дабы не потерять всё.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#32 24-01-2011 12:34:02

Re: . Введение в Ассемблер

Память 16-тиразрядных систем (DOS).

Самое главное преимущество ассемблера состоит во взаимодействии с памятью. Программировать на ассемблере не зная, как устроена память — бессмысленно.

В DOS — память сегментная. Вся память делится на сегменты по 64К, и адрес задаётся форматом «сегмент:офсет». Сегмент — задаёт порядковый номер сегмента, а офсет — смещение в этом сегменте. Это объяснение для 16-тиразрядных программ (32-хразрядные обсудим позже).

На рис. общая память, разделённая на сегменты по 64kb. Здесь — максимум 65536 сегментов:

;; 16 двоичных разрядов — это 1111 1111 1111 1111, или 65535d (FFFFh).
;; 65535 * 64Кб = 4 194 240Кб (или 4096Мб, или 4Гб памяти).

С помощью 16 бит можно адресовать только 65536 байт памяти и 65536 сегментов. Например, 0000:4012 это означает: сегмент 0, смещение 4012. Чтобы узнать, что находится в том адресе, вы сначала переходите на сегмент 0, а затем в сегменте смещаетесь на 4012.

Память 32-хразрядных систем (WIN-32).

В 32-хразрядном Windows (95 и выше) Вы всё еще имеете сегменты, но вам не нужно заботиться о них, потому, что они уже не 64kb (как в 16-разрядном), а 4 Гб. Это называеся плоской моделью памяти (flat). Здесь есть только смещения и они теперь 32-разрядные (в диапазоне от 0 до 4 294 967 295). Каждая ячейка в памяти указывается смещением.

Но 4ГБ может и не быть на машине, поэтому эта память называется виртуальной. Мало того, каждый процесс выполняется в своём виртуальном адресном пространстве, . а это значит, что никакой другой процесс не сможет получить доступ к вашей памяти. Для этого существуют специальные API функции.

Память 0-0000FFFF не используется и служит для выявления нулевых указателей, значит, если вы укажете адрес 0000С567, то он будет считаться нулевым. Любая попытка обратится к этой памяти приводит к ошибке. Память выше 80000000 одна для всех процессов. В этой памяти находится код нулевого кольца, структуры ядра, код планировщика задач, код драйверов, диспетчер ввода вывода, таблица прерываний и т.д. Любая попытка обратиться к памяти ядра приводит к ошибке и к немедленному завершению приложения.

Память в диапазоне 00001000-7FFFFFFF доступна для 3 кольца (т.е. для вашего приложения). С ней Вы, что хотите то и делаете, в неё также грузятся DLL-ки.

Если Вам даётся 2ГБ памяти, то это не означает, что вы можете обратиться к любому участку памяти. Для того чтобы получить доступ к некоторому участку памяти надо сначала её зарезервировать. Минимальный размер выделяемой памяти — страница, равна 1000h байтам (1000h байт = 4096d байт, или 4КБ). Даже если вы захотите выделить 5 байт, то всё равно выделится 4КБ. Думаю, вы не столкнётесь с тем, что вам надо будет выделять память. Это нужно при работе с файлами для того, что бы в эту память читать файл.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

Dos fn 14h: читать последовательный файл через fcb

Ассемблер? Это просто! Учимся программировать (FAQ)
______________________________________

Вопросы, которые поступили от подписчиков рассылки
«Ассемблер? Это просто! Учимся программировать»

Дата выхода: 2001-08-16

Здравствуйте!
Значит, история такая: мой приятель купил винт Quantum AS на 10 гигов. И принёс мне — временно, пока он не купит все остальные части компа. А у меня его не видно.
BIOS-то этот винт детектит, а вот Виндоуз — ни в какую. Я джамперы и так и сяк ставил — безуспешно.
Быть может, дело в моей матплате Acorp для Pentium MMX ?
Она у меня старая, 1997 года. Если так, то мне перед тем, как тоже винт покупать, и матплату сменить? (А заодно и процессор, и корпус с AT на ATX. )
Кстати, какую лучше брать матплату для Дюрона?
Спасибо за внимание.
Константин.

Привет!
А ты его отформатировал? Если нет, то вначале иди запускай fdisk, создавай логические диски, а потом форматируй их с помощью
format disk:
Если хочешь, чтобы весь диск можно было одним куском отформатировать в программе fdisk надо согласиться на поддержку больших дисков( >2ГБ).


Отправил эксперт: Александр
Эксперт отправил ответов (всего): 65

Экспертная группа: Модели, виды и типы компьютеров (hard)

Пишу программу работающую в реальном режиме времени
Использую прерывание по таймеру
Основная программа пишется на Паскале (Borland Pascal 7.0)
Иницилизация таймера и обработка прерывания на ассемблере.
В обработке прерывания работа с lpt-портом. И. проблема :
добавление команд out dx,al (время выполнения по некоторым
данным на 486 машине — 10 тактов, а у меня Celeron 433) приводит к изменению промежутка времени между прерываниями. Я в шоке! Помогите — горит проект и меня ждет жестокая расправа.
Ниже привожу исходник.

Не знаю, что у меня хорошего получилось, но лучше, думаю, сделать так (см. приложение, там все написано).

Отправил эксперт: Василий
Эксперт отправил ответов (всего): 20

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Здравствуйте, Broken Sword, уважаемые эксперты,

_программа_ должна трассировать Int 21h и сама принимять решение о местонахождении заданной функции.
Весь процесс проходит _автоматически_ без человеческого вмешательства.

Ко всему, возможно, добавляются защиты от трассировки, вроде уничтожения векторов 1 и 3, проверка и подмена флагов трассировки, запись «мусора» в регистры TR1, TR2 . и т.д.

С нетерпением жду ответа,
Андрей.

Не понял, ты хочешь, чтобы я тебе такую программу написал или у тебя есть идеи, но требуются консультации?

Отправил эксперт: Василий
Эксперт отправил ответов (всего): 21

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

У меня проблема с завершением работы Windows98, мне приходится два раза повотрять операцию «Выключить компьютер». Каким образом мне изабивться от этого глюка?

Здравствуйте, Владимир!
Могу сходу предложить три варианта действий:
1.Проверить машину стандартным regclean-ом (можно взять на download.com.
2.Проверить машину с помощью приблуды типа Нортон Виндоктор.
Если ошибка была связана со сбоем в реестре — должно помочь.
3.Вариант, связанный с запуском приложения типа AVX ICQ checker.
(Мне также приходится по два раза выключаться, после первого раза он выкидывает aqmon, после второго — собственно выключается.Но если пользуешься ICQ и не хочешь заловить вируса луче перестраховаться, не так ли =|;о) ).

Отправил эксперт: RANDOM
Эксперт отправил ответов (всего): 10

Экспертная группа: Пользовательская работа с Windows

Как взять с дискетв серийный номр?
Как записать в файл текстовую информациь?

Описание: CX байт данных записывается в файл или на устройство с описателем,
заданным в BX. Данные берутся из буфера, адресуемого через DS:DX.
Данные записываются, начиная с текущей позиции указателя
чтения/записи файла.

Используйте функцию 42H LSEEK, чтобы установить указатель файла,
если необходимо (OPEN сбрасывает указатель в 0).

Обновляет указатель чтения/записи файла, чтобы подготовиться
к последующим операциям последовательного чтения или записи.

Вы должны всегда сравнивать возвращаемое значение AX (число запи-
санных байт) с CX (запрошенное число байт для записи).
если AX = CX, запись была успешной
если AX Эксперт отправил ответов (всего): 22

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Здравствуйте!
Значит, история такая: мой приятель купил винт Quantum AS на 10 гигов. И принёс мне — временно, пока он не купит все остальные части компа. А у меня его не видно.
BIOS-то этот винт детектит, а вот Виндоуз — ни в какую. Я джамперы и так и сяк ставил — безуспешно.
Быть может, дело в моей матплате Acorp для Pentium MMX ?
Она у меня старая, 1997 года. Если так, то мне перед тем, как тоже винт покупать, и матплату сменить? (А заодно и процессор, и корпус с AT на ATX. )
Кстати, какую лучше брать матплату для Дюрона?
Спасибо за внимание.
Константин.

Здравствуйте, Константин!
Просто напросто у тебя жёсткий диск новый, поэтому на нем нет никакой файловой системы(для Win — обычно Fat 32, для Пингвина — Ext2+Swap).
Тебе надо найти FDisk(стандартная для Win) или Partition Magic, затем создать основной раздел дос на нём(или ещё дополнительный), тогда всё будет в порядке.
А, вообще, обычно к жёсткому диску при покупке должна прилагаться дискета с утилитой установки жесткого диска!

Отправил эксперт: Orlando
Эксперт отправил ответов (всего): 10

Экспертная группа: Модели, виды и типы компьютеров (hard)

Как взять с дискетв серийный номр?
Как записать в файл текстовую информациь?

Здравствуйте, fagot!
По первому вопросу читай выпуск 056 этой рассылки, там есть как найти серийный номер винта(и дискеты соответственно)
По второму вопросу
Для открытия функция 3dh
al=Access mode(0-read, 1-write, 2-both)
DS:DX=ASCIIZ строка полного пути файла
Выход
если бит С=1 AX=Error code, иначе AX=Handle
Тогда для записи используем ф-цию 40h
AX=40h
BX=Handle
CX=кол-во байт для записи
DS:DX-адрес буфера
Выход
если бит С=1 AX=кол-во реально записанных байт

Отправил эксперт: Sensey
Эксперт отправил ответов (всего): 76

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Здравствуйте!
Значит, история такая: мой приятель купил винт Quantum AS на 10 гигов. И принёс мне — временно, пока он не купит все остальные части компа. А у меня его не видно.
BIOS-то этот винт детектит, а вот Виндоуз — ни в какую. Я джамперы и так и сяк ставил — безуспешно.
Быть может, дело в моей матплате Acorp для Pentium MMX ?
Она у меня старая, 1997 года. Если так, то мне перед тем, как тоже винт покупать, и матплату сменить? (А заодно и процессор, и корпус с AT на ATX. )
Кстати, какую лучше брать матплату для Дюрона?
Спасибо за внимание.
Константин.

Здравствуйте, Константин!
Кажись ты прав- твоя мать видит винты до 8 гиг
Хотя! Попробуй его на отдельный шлейф, причем строго Primary Master
А загружайся с другого, то есть типа с D
Для Дюрона лучше всего Soltek, хотя Canyon лучше, но дороже
И не пожалей лишних 3$ на корпус, возьми CodeGen- он пошире, охлаждение получше, и Дюрон с хорошим вентилятором точно влезет.

Отправил эксперт: Sensey
Эксперт отправил ответов (всего): 77

Экспертная группа: Модели, виды и типы компьютеров (hard)

с ЛЕМЪ РЮЙЮЪ ОПНАКЕЛЮ. лЮРЕПХМЯЙЮЪ ОКЮРЮ Asus CUEP2-M. мЮЯРПНИЙХ ОН СЛНКВЮМХЧ ГЮБНДЯЙХЕ. оНД DOCНЛ (МЕ ГЮЦПСФЮЪ Windows) Ъ МЕ БХФС ЛШЬЭ Х ХМНЦДЮ ОПНОЮДЮЕР ЙКЮБХЮРСПЮ. щРН ВРН МЕХЯОПЮБМНЯРЭ ЛЮРЕПХ ХКХ ЦДЕ-РН Ъ МЕСЯКЕДХК, МН МЮЯРПНИЙХ РН ГЮБНДЯЙХЕ. (Х ОНРНЛ МЮЯЙНКЭЙН Ъ ГМЮЧ ЛШЬЭ Х ЙКЮБХЮРСПЮ МХЙЮЙ МЕМЮЯРПЮХБЮЧРЯЪ Б BIOS). нОЕПЮЖХНММСЧ ЯХЯРЕЛС ОЕПЕЯРЮБХК, ПЮГЗЕЛШ ЛШЬХ Х ЙКЮБХЮРСПШ PS/2

гДПЮБЯРБСИРЕ, юКЕЙЯЕИ!
хГБХМХРЕ ГЮ БЯРПЕВМШИ БНОПНЯ, Ю бШ ДПЮИБЕП ДКЪ ЛШЬХ СЯРЮМЮБКХБЮКХ?
ю ЙКЮБХЮРСПЮ ХМНЦДЮ РЮЙ ЯЕАЪ БЕДёР.

Отправил эксперт: яРЮЯ
Эксперт отправил ответов (всего): 6

Экспертная группа: лНДЕКХ, БХДШ Х РХОШ ЙНЛОЭЧРЕПНБ (hard)

КАК
МОЖНО
ПОЛУЧИТЬ
ВСЮ
рассылку с начала.
Чтобы не повторять вопросы
не отнимать время
и неказаться совсем глупым

С уважением к Твоей просветительной деятельности
Олег

Олег Никуленков!
http://www.kalashnikoff.ru/, ссылка Ассемблер, там архив — ВСЕ номера рассылки «Ассемблер, это просто», и 33 (помоему) FAQ из 60 полных, все FAQ можно получить токо осенью

Отправил эксперт: Broken Sword
Эксперт отправил ответов (всего): 51

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под Win32

гДПЮБЯРБСИРЕ, СБЮФЮЕЛШЕ ЩЙЯОЕПРШ.
мЕДЮБМН С МЮЯ КНЙЮКЭМСЧ ЯЕРЭ ОПНРЪМСКХ. яПЮГС ФЕ БНГМХЙКЮ ОПНАКЕЛЮ, Р.Й. Ъ ПЮАНРЮЧ ХГ ОНД ДБСУ НЯЕИ — WinXP RC2 Х Win98. рЮЙ БНР, ЯСРЭ ОПНАКЕЛШ Б РНЛ, ВРН ХГ ОНД БХМ98 БЯё МНПЛЮКЭМН ПЮЯЬЮПХБЮЕРЯЪ, БЯё ОНКЭГНБЮРЕКХ ОЮОЙХ БХДЪР, Б МЕЙНРНПШЕ ЛНЦСР ОХЯЮРЭ ЦДЕ ПЮГПЕЬЕМН, Ю ОНД WinXP ОНВЕЛС РПЕАСЕРЯЪ ОЮПНКЭ ОПХВЕЛ Й ОЮОЙЕ IPC$. лНФЕР ЩРН МЕДНДЕКЙХ ЙЮЙХЕ, БЕДЭ НТХЖХЮКЭМНЦН ПЕКХГЮ ЕЫЕ МЕ БШЬКН. ю ЛНФЕР БЯё-РЮЙХ ЛНФМН ЙЮЙ-МХАСДЭ МЮЯРПНХРЭ ?
P.s. вРН-РН ОНУНФЕЕ МЮАКЧДЮЕРЯЪ Х Я Win2000 Professional SP1.
я СБЮФЕМХЕЛ, дЛХРПХИ.

гДПЮБЯРБСИРЕ, дЛХРПХИ!
б НОЕПЮЖХНМЙЮУ НЯМНБЮММШУ МЮ NT (NT 4.0, w2k, winXP) ОПХЛЕМЪЕРЯЪ ДПСЦЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОПНБЕПЙХ ОНКЭГНБЮРЕКЪ. р.Е. ВРНАШ ОНКСВХРЭ ДНЯРСО Й ПЮЯЬЮПЕМНЛС ПЕЯСПЯС МЕНАУНДХЛН ББНДХРЭ МЕ РНКЭЙН ОЮПНКЭ МН Х КНЦХМ. ЩРН ЛНФМН ОПХ ОНЛНЫХ ЯОЕЖХЮКЭМНИ ОПНЦПЮЛЙХ (e.g. Essential NetTools ЙНЛОЮМХХ «TamosSoft» www.tamos.com), КХАН МЮДН КНЦХМХРЭЯЪ Б win’9x Я ХЛЕМЕЛ Х ОЮПНКЕЛ ОНКЭГНБЮРЕКЪ ЙНРНПНЛС МЮ WinXP ПЮГПЕЬёМ ДНЯРСО Й ПЮЯЬЮПЕМНЛС ПЕЯСПЯС.
ю КСВЬЕ ОНЯРЮБЭРЕ ЯЕПБЕП, ОСРЮМХЖШ АСДЕР ЛЕМЭЬЕ.

Отправил эксперт: яРЮЯ
Эксперт отправил ответов (всего): 8

Экспертная группа: оНКЭГНБЮРЕКЭЯЙЮЪ ПЮАНРЮ Я Windows

Как взять с дискетв серийный номр?
Как записать в файл текстовую информациь?

Уважаемый fagot! Вот пример проги, замени ‘Текст’
text_mes db ‘Текст’ на любой свой, и придумай имя файла
filename db ‘c:\text.txt’,0

Отправил эксперт: Broken Sword
Эксперт отправил ответов (всего): 52

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Здравствуйте!
У меня усть вопросики :)
1) Где можно найти tasm32.exe, tlink32.exe & import32.lib
2) Сейчас я пользуюсь Масмом, но у меня есть проблемка с созданием экзешника вот, то что я делаю.
файл Digger.asm:

includelib c:\masm\lib\kernel32.lib
extrn _imp_ExitProcess@4:dword
ExitProcess equ _imp_ExitProcess@4

.386
.model flat,stdcall
option casemap:none
.data
;Инициализированные данные
.data?
;Неинициализированные данные
.code
start: ;Точка входа

push 0
call ExitProcess ;Выход из программы
end start
—————-
А потом я запускаю.
masm /Ic:\masm digger.asm
link digger.obj,digger.exe
—————-
Выводиться сообщение об шибке.
Microsoft (R) Segmented Executable Linker Version 5.31.009 Jul 13 1992
Copyright (C) Microsoft Corp 1984-1992. All rights reserved.

List File [nul.map]:
Libraries [.lib]:
Definitions File [nul.def]:
LINK : warning L4021: no stack segment

digger.obj(digger.asm) : error L2029: ‘_IMP_EXITPROCESS@4’ : unresolved external

There was 1 error detected
———————-
Может я неправильно создал kernal32.lib.
НО kernal32.lib от Visual C++ не подошёл.
ии я сделал
implib.exe kernal32.lib kernal32.dll
(предварительно скопировав dll в ту директорию где запускал implib :)

Я думаю что это связано с ограничением длинны имен, которое присутствует в некоторых объектных файлах.

Или (что вернее) в данном случае у тебя просто отсутствует глобальная переменная _imp_ExitProcess@4


Или же masm все имена приводит к нижнему регистру.

Или же все вместе. :) не знаю точно.

Отправил эксперт: Dron (http://spawnhole.narod.ru/asmos/asmos.html — Операционная система с нуля!)
Эксперт отправил ответов (всего): 53

Экспертная группа: Работа с MASM/TASM

А существуют ли разные всякие ассемблерные библиотеки? Где их можно поискать? (может есть сайты специальные?) Мне например нужен оконный интерфейс для ассемблерной проги. Не как Turbo Vision конечно, поскромнее, но желательно готовый.
PS прилиновать TV не предлогайте :)

Ну и обленился же ты!
Самому состряпать слабо?! Можно даже, используя объекты, благо TASM их поддерживает. Могу если что с этим помочь.

Отправил эксперт: Василий
Эксперт отправил ответов (всего): 23

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Здравствуйте,уважаемые эксперты. ) :)
Ответьте, пожалуйста вот на такой вопрос:)как создать файл, что-нить записать в него, удалить файл с диска, памяти, переместить файл, скопировать?

Здравствуйте, Веселый Эдик!

Как много ты сразу хочешь знать.

Обрати свое внимание на следующие функции DOS:

int 21h
fn 3ch Create file via handle
fn 3dh Open file via handle
fn 3eh Close file via handle
fn 3fh Read from file via handle
fn 40h Write to file via handle
fn 41h Delete file

Функции копирования файлов в досе не существует. реализуется через чтение/запись.

Помимо функций, работающих черех handle есть еще функции работающие через FCB, ноони гораздо неудобнее!.

Отправил эксперт: Dron (http://spawnhole.narod.ru/asmos/asmos.html — Операционная система с нуля!)
Эксперт отправил ответов (всего): 54

Экспертная группа: Общие вопросы по программированию на Ассемблере под DOS

Подписаться на рассылки

Форма подачи вопроса

ВНИМАНИЕ. Пожалуйста, НЕ высылайте один вопрос сразу нескольким подгруппам! Дополнения к вопросам, на которые эксперт уже ответил НЕ следует направлять ведущему рассылки (я не успеваю!). Просто скомбинируйте первый вопрос и дополнение к нему, а затем заново отправьте его, используя приведенную ниже форму!

Нажимайте кнопку «Отправить» только ОДИН раз и дождитесь полной загрузки страницы, иначе вопрос будет продублирован!

Ведущий рассылки,

По вопросам сотрудничества, рекламы и спонсорства обращайтесь:

запись последовательного файла через FCB

English translation: sequential file write using FCB

03:00 Apr 1, 2005
Russian term or phrase: запись последовательного файла через FCB
меня тут вот что смущает
сами же программеры перевели так:
‘Sequence write of file through FCB’

так последовательная запись или последовательный файл? контекста нет.
айдиаз.

спасибо!

zmejka

Local time: 15:02
English translation: sequential file write using FCB
Explanation:
Последовательная ЗАПИСЬ. Файлы на диске (к которым относится FCB, file control block) всегда одни и те же, а доступ к ним может быть организован произвольно (random access) или последовательно (sequential access).

Но самый простой перевод это

sequential file write using FCB

Вам не придется разбираться, что к чему относится =)

DOS, функция 14h Последовательное чтение из файла через FCB

DS:DX — адрес открытого FCB (Таблица Б-2)

AL=OOh, если чтение было успешным и DTA содержит данные

AL=01h, если достигнут конец файла (EOF) и данные не считаны

AL=02h, если произошел выход за сегмент (чтения не было)

AL=03h, если EOF и считана усеченная запись (дополнена нулями)

Функция читает файл, специфицированный в FCB. Затем соответствен-

но увеличивает значения полей в FCB.

Перед началом последовательной обработки файла нужно сбрасывать

CurRec в ноль, так как функция OFh не инициализирует это поле.

Работа с файлами

Для удобства обращения информация в запоминающих устройствах хранится в виде файлов.

Файл – именованная область внешней памяти, выделенная для хранения массива данных. Данные, содержащиеся в файлах, имеют самый разнообразный характер: программы на алгоритмическом или машинном языке; исходные данные для работы программ или результаты выполнения программ; произвольные тексты; графические изображения и т. п.

Каталог ( папка , директория ) – именованная совокупность байтов на носителе информации, содержащая название подкаталогов и файлов, используется в файловой системе для упрощения организации файлов.

Файловой системой называется функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами. Примерами файловых систем являются FAT (FAT – File Allocation Table, таблица размещения файлов), NTFS, UDF (используется на компакт-дисках).

Существуют три основные версии FAT: FAT12, FAT16 и FAT32. Они отличаются разрядностью записей в дисковой структуре, т.е. количеством бит, отведённых для хранения номера кластера. FAT12 применяется в основном для дискет (до 4 кбайт), FAT16 – для дисков малого объёма, FAT32 – для FLASH-накопителей большой емкости (до 32 Гбайт).

Рассмотрим структуру файловой системы на примере FAT32.

Файловая структура FAT32

Устройства внешней памяти в системе FAT32 имеют не байтовую, а блочную адресацию. Запись информации в устройство внешней памяти осуществляется блоками или секторами.

Сектор – минимальная адресуемая единица хранения информации на внешних запоминающих устройствах. Как правило, размер сектора фиксирован и составляет 512 байт. Для увеличения адресного пространства устройств внешней памяти сектора объединяют в группы, называемые кластерами.

Кластер – объединение нескольких секторов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основным свойством кластера является его размер, измеряемый в количестве секторов или количестве байт.

Файловая система FAT32 имеет следующую структуру.

Нумерация кластеров, используемых для записи файлов, ведется с 2. Как правило, кластер №2 используется корневым каталогом, а начиная с кластера №3 хранится массив данных. Сектора, используемые для хранения информации, представленной выше корневого каталога, в кластеры не объединяются.
Минимальный размер файла, занимаемый на диске, соответствует 1 кластеру.

Загрузочный сектор начинается следующей информацией:

  • EB 58 90 – безусловный переход и сигнатура;
  • 4D 53 44 4F 53 35 2E 30 MSDOS5.0;
  • 00 02 – количество байт в секторе (обычно 512);
  • 1 байт – количество секторов в кластере;
  • 2 байта – количество резервных секторов.

Кроме того, загрузочный сектор содержит следующую важную информацию:

  • 0x10 (1 байт) – количество таблиц FAT (обычно 2);
  • 0x20 (4 байта) – количество секторов на диске;
  • 0x2С (4 байта) – номер кластера корневого каталога;
  • 0x47 (11 байт) – метка тома;
  • 0x1FE (2 байта) – сигнатура загрузочного сектора ( 55 AA ).


Сектор информации файловой системы содержит:

  • 0x00 (4 байта) – сигнатура ( 52 52 61 41 );
  • 0x1E4 (4 байта) – сигнатура ( 72 72 41 61 );
  • 0x1E8 (4 байта) – количество свободных кластеров, -1 если не известно;
  • 0x1EС (4 байта) – номер последнего записанного кластера;
  • 0x1FE (2 байта) – сигнатура ( 55 AA ).

Таблица FAT содержит информацию о состоянии каждого кластера на диске. Младшие 2 байт таблицы FAT хранят F8 FF FF 0F FF FF FF FF (что соответствует состоянию кластеров 0 и 1, физически отсутствующих). Далее состояние каждого кластера содержит номер кластера, в котором продолжается текущий файл или следующую информацию:

  • 00 00 00 00 – кластер свободен;
  • FF FF FF 0F – конец текущего файла.

Корневой каталог содержит набор 32-битных записей информации о каждом файле, содержащих следующую информацию:

  • 8 байт – имя файла;
  • 3 байта – расширение файла;

Корневой каталог содержит набор 32-битных записей информации о каждом файле, содержащих следующую информацию:

  • 8 байт – имя файла;
  • 3 байта – расширение файла;
  • 1 байт – атрибут файла:
  • 1 байт – зарезервирован;
  • 1 байт – время создания (миллисекунды) (число от 0 до 199);
  • 2 байта – время создания (с точностью до 2с):
  • 2 байта – дата создания:
  • 2 байта – дата последнего доступа;
  • 2 байта – старшие 2 байта начального кластера;
  • 2 байта – время последней модификации;
  • 2 байта – дата последней модификации;
  • 2 байта – младшие 2 байта начального кластера;
  • 4 байта – размер файла (в байтах).

В случае работы с длинными именами файлов (включая русские имена) кодировка имени файла производится в системе кодировки UTF-16. При этого для кодирования каждого символа отводится 2 байта. При этом имя файла записывается в виде следующей структуры:

  • 1 байт последовательности;
  • 10 байт содержат младшие 5 символов имени файла;
  • 1 байт атрибут;
  • 1 байт резервный;
  • 1 байт – контрольная сумма имени DOS;
  • 12 байт содержат младшие 3 символа имени файла;
  • 2 байта – номер первого кластера;
  • остальные символы длинного имени.

Далее следует запись, включающая имя файла в формате 8.3 в обычном формате.

Работа с файлами в языке Си

Для программиста открытый файл представляется как последовательность считываемых или записываемых данных. При открытии файла с ним связывается поток ввода-вывода . Выводимая информация записывается в поток, вводимая информация считывается из потока.

Когда поток открывается для ввода-вывода, он связывается со стандартной структурой типа FILE , которая определена в stdio.h . Структура FILE содержит необходимую информацию о файле.

Открытие файла осуществляется с помощью функции fopen() , которая возвращает указатель на структуру типа FILE , который можно использовать для последующих операций с файлом.

  • «r» — открыть файл для чтения (файл должен существовать);
  • «w» — открыть пустой файл для записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
  • «a» — открыть файл для записи в конец (для добавления); файл создается, если он не существует;
  • «r+» — открыть файл для чтения и записи (файл должен существовать);
  • «w+» — открыть пустой файл для чтения и записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
  • «a+» — открыть файл для чтения и дополнения, если файл не существует, то он создаётся.

Возвращаемое значение — указатель на открытый поток. Если обнаружена ошибка, то возвращается значение NULL .

Функция fclose() закрывает поток или потоки, связанные с открытыми при помощи функции fopen() файлами. Закрываемый поток определяется аргументом функции fclose() .

Возвращаемое значение: значение 0, если поток успешно закрыт; константа EOF , если произошла ошибка.

Чтение символа из файла:


Аргументом функции является указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа. Если достигнут конец файла или возникла ошибка, возвращается константа EOF .

Запись символа в файл:

Аргументами функции являются символ и указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа.

Функции fscanf() и fprintf() аналогичны функциям scanf() и printf() , но работают с файлами данных, и имеют первый аргумент — указатель на файл.

Функции fgets() и fputs() предназначены для ввода-вывода строк, они являются аналогами функций gets() и puts() для работы с файлами.


Символы читаются из потока до тех пор, пока не будет прочитан символ новой строки ‘\n’ , который включается в строку, или пока не наступит конец потока EOF или не будет прочитано максимальное символов. Результат помещается в указатель на строку и заканчивается нуль- символом ‘\0’ . Функция возвращает адрес строки.

Asmworld Программирование на ассемблере для начинающих и не только

Работа с файлами в DOS

Автор: xrnd | Рубрика: Исходники | 25-12-2010 | Распечатать запись

Эта статья лишь небольшой пример того, как можно работать с файлами, используя функции DOS. Я не буду описывать все возможные значения параметров и вдаваться в подробности. Это вы можете найти самостоятельно в справочнике.

Первая программа будет создавать файл и записывать в него данные. Вторая программа — открывать файл, читать данные и выводить их на консоль.

Создание нового файла

Прежде, чем что-то записывать, необходимо создать файл. Для этого используется функция DOS 3Ch.

Имя файла должно быть в формате 8.3 — 8 символов имени и 3 символа расширения. Естественно, можно использовать только английский буквы, цифры и некоторые другие символы. Строка с именем файла должна заканчиваться нулевым байтом. Если файл уже существует, то его содержимое будет удалено.

Об ошибке можно узнать, проверяя значение флага CF (1 — ошибка, 0 — нет ошибки). Аналогично для других функций работы с файлами. Если флаг CF равен 0, то в регистре AX будет находиться дескриптор (или описатель) файла. Дескриптор — это просто специальное число, по которому операционная система отличает один открытый файл от другого.

Запись данных в файл

Запись в файл выполняется функцией DOS 40h. Этой функции нужно передать в регистре BX тот самый дескриптор, который был получен при создании файла.

Если вам требуется записать много данных, можно вызывать эту функцию несколько раз.

Закрытие файла

После работы с файлом нужно его закрыть с помощью функции DOS 3Eh.

Если вы не закроете файл, то он будет закрыт системой при выходе из программы. Однако, хорошим стилем программирования является явное закрытие файла после завершения работы с ним.

Пример первый

Программа создаёт новый файл и записывает в него данные. Так как диск и директория не указаны, то файл создаётся в текущей папке. В данном примере в файл записываются 2 строки, получается текстовый файл. Можно работать с двоичными файлами, записывая любые байты, слова и т.д.

use16 ;Генерировать 16-битный код org 100h ;Программа начинается с адреса 100h jmp start ;Перепрыгнуть данные ;——————————————————————————- ; Данные file_name db ‘hello.txt’,0 buffer db ‘asmworld.ru’,13,10,’Hello!’ size db 19 s_error db ‘Error!’,13,10,’$’ s_pak db ‘Press any key. $’ handle rw 1 ;Дескриптор файла ;——————————————————————————- ; Код start: mov ah,3Ch ;Функция DOS 3Ch (создание файла) mov dx,file_name ;Имя файла xor cx,cx ;Нет атрибутов — обычный файл int 21h ;Обращение к функции DOS jnc @F ;Если нет ошибки, то продолжаем call error_msg ;Иначе вывод сообщения об ошибке jmp exit ;Выход из программы @@: mov [handle],ax ;Сохранение дескриптора файла mov bx,ax ;Дескриптор файла mov ah,40h ;Функция DOS 40h (запись в файл) mov dx,buffer ;Адрес буфера с данными movzx cx,[size] ;Размер данных int 21h ;Обращение к функции DOS jnc close_file ;Если нет ошибки, то закрыть файл call error_msg ;Вывод сообщения об ошибке close_file: mov ah,3Eh ;Функция DOS 3Eh (закрытие файла) mov bx,[handle] ;Дескриптор int 21h ;Обращение к функции DOS jnc exit ;Если нет ошибки, то выход из программы call error_msg ;Вывод сообщения об ошибке exit: mov ah,9 mov dx,s_pak int 21h ;Вывод строки ‘Press any key. ‘ mov ah,8 ;\ int 21h ;/ Ввод символа без эха mov ax,4C00h ;\ int 21h ;/ Завершение программы ;——————————————————————————- ; Процедура вывода сообщения об ошибке error_msg: mov ah,9 mov dx,s_error int 21h ;Вывод сообщения об ошибке ret

В результате работы программы создаётся файл, который можно открыть блокнотом:

Открытие существующего файла

Для открытия файла используется функция DOS 3Dh. В отличие от создания файла, эта функция завершится ошибкой, если файл не существует.

Чтение данных из файла

Чтение из файла выполняется функцией DOS 3Fh.

Размер буфера для данных должен быть больше или равен количеству считываемых байтов. Обратите внимание, что в AX функция возвращает количество реально прочитанных байтов. Это количество может быть меньше требуемого, например, если файл слишком короткий.

Пример второй

Программа читает данные из текстового файла и выводит на консоль. Для того, чтобы вывести данные, нужно добавить символ ‘$’ в конец строки.

use16 ;Генерировать 16-битный код org 100h ;Программа начинается с адреса 100h jmp start ;Перепрыгнуть данные ;——————————————————————————- ; Данные file_name db ‘hello.txt’,0 s_error db ‘Error!’,13,10,’$’ s_file db ‘—-[ file «Hello.txt» ]$’ endline db 13,10,’$’ s_pak db ‘Press any key. $’ buffer rb 81 ;80 + 1 байт для символа конца строки ‘$’ handle rw 1 ;Дескриптор файла ;——————————————————————————- ; Код start: mov ah,3Dh ;Функция DOS 3Dh (открытие файла) xor al,al ;Режим открытия — только чтение mov dx,file_name ;Имя файла xor cx,cx ;Нет атрибутов — обычный файл int 21h ;Обращение к функции DOS jnc @F ;Если нет ошибки, то продолжаем call error_msg ;Иначе вывод сообщения об ошибке jmp exit ;Выход из программы @@: mov [handle],ax ;Сохранение дескриптора файла mov bx,ax ;Дескриптор файла mov ah,3Fh ;Функция DOS 3Fh (чтение из файла) mov dx,buffer ;Адрес буфера для данных mov cx,80 ;Максимальное кол-во читаемых байтов int 21h ;Обращение к функции DOS jnc @F ;Если нет ошибки, то продолжаем call error_msg ;Вывод сообщения об ошибке jmp close_file ;Закрыть файл и выйти из программы @@: mov bx,buffer add bx,ax ;В AX количество прочитанных байтов mov byte[bx],’$’ ;Добавление символа ‘$’ mov ah,9 mov dx,s_file int 21h ;Вывод строки с именем файла mov cx,56 call line ;Вывод линии mov ah,9 mov dx,buffer int 21h ;Вывод содержимого файла mov dx,endline int 21h ;Вывод перехода на новую строку mov cx,80 call line ;Вывод линии close_file: mov ah,3Eh ;Функция DOS 3Eh (закрытие файла) mov bx,[handle] ;Дескриптор int 21h ;Обращение к функции DOS jnc exit ;Если нет ошибки, то выход из программы call error_msg ;Вывод сообщения об ошибке exit: mov ah,9 mov dx,s_pak int 21h ;Вывод строки ‘Press any key. ‘ mov ah,8 ;\ int 21h ;/ Ввод символа без эха mov ax,4C00h ;\ int 21h ;/ Завершение программы ;——————————————————————————- ; Процедура вывода сообщения об ошибке error_msg: mov ah,9 mov dx,s_error int 21h ;Вывод сообщения об ошибке ret ;——————————————————————————- ; Вывод линии ; CX — количество символов line: mov ah,2 ;Функция DOS 02h (вывод символа) mov dl,’-‘ ;Символ @@: int 21h ;Обращение к функции DOS loop @B ;Команда цикла ret

Результат работы программы:

Некоторые другие функции DOS для работы с файлами


Подробное описание смотрите в справочнике.

  • 5Bh — создание нового файла без удаления существующего;
  • 5Ah — создание файла с уникальным именем (например, временного файла);
  • 41h — удаление файла;
  • 42h — установка указателя чтения/записи;
  • 56h — переименование файла;
  • 43h — получение или изменение атрибутов файла;
  • 57h — получение или изменение метки времени файла;
  • 39h — создание папки;
  • 3Ah — удаление папки;
  • 3Bh — изменение текущей папки;
  • 47h — получение текущей папки.

Whatis.Ru

Информация о компьютерах доступным языком
Назад на сайт

Страниц: 1 2

#26 18-01-2011 19:35:39

Re: . Введение в Ассемблер

Программа DEBUG

Программируем под DOS на ассемблере, используя виндовый DEBUG.

Программа DEBUG — мощный отладчик, входящий в состав Windows. Для запуска — жмём [Win+R] и вводим DEBUG. Перед нами мигающий курсор. Введём знак вопроса ? и получим список команд:

— A (assemble) — Создание двоичного кода процессоров 8086 непосредственно в памяти.
— С (compare) — Сравнение двух блоков памяти.
— D (dump) — Просмотр содержимого заданного диапазона адресов памяти.
— E (enter) — Ввод данных в память по заданному адресу.
— F (fill) — Заполнение адресов в области памяти заданными значениями.
— G (go) — Выполнение загруженной программы.
— H (hexadecimal) — Выполнение шестнадцатеричных арифметических операций.
— I (input) — Считывание и вывод на экран одного байта из указанного порта ввода.
— L (load) — Загрузка файла или содержимого сектора диска в память.
— M (move) — Копирование содержимого одного блока памяти в другой.
— N (name) — Задание имени исполняемого файла, L (load) или W (write).
— O (output) — Вывод байта в порт вывода.
— P (proceed) — Выполнение цикла, инструкции, прерывания или процедур.
— Q (quit) — Выход из Debug, без сохранения тестируемого файла.
— R (register) — Редактирование содержимого регистров ЦПУ.
— S (search) — Поиск в области памяти по шаблону.
— T (trace) — Выполнение одной инструкции с выводом содержимого регистров.
— U (unassemble) — Дезассемблирование и просмотр исходного кода программы.
— W (write) — Запись файла на диск.

Подробное описание команд с примерами можно найти в справке винды ([Win+F1]debug).

Теперь, запустим DEBUG и просмотрим, что у нас в регистрах. Вводим команду «R». Как видим, значение всех регистров процессора равняется нулю:

AX, BX, CX, DX = 0000

Мы можем вносить требуемые значения в регистры.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#27 18-01-2011 19:39:28

Re: . Введение в Ассемблер

Пишем прогу на ассемблере.

Как уже говорилось, ассемблер — это самый низкий уровень программирования, который понимает проц. Теперь проведём эксперемент, чтоб убедиться в этом:

1) Создадим *.сом в программе DEBUG
2) Дизассемблируем его, при помощи того-же DEBUG
3) Полученные 16-тиричные значения и есть инструкции, которые выполняет процессор

Итак, начнём с создания *.сом, который выведет символ на экран. Запустим DEBUG и введём команду «А». Дальше, «топчем клаву» как на рисунке:

Чтоб вывести символ на экран, в регистр AH помещается 02H, а в DL — код выводимого символа, плюс 30H. Далее вызываем прерывание-DOS INT 21H (вывод на экран), и закрываем программу дёрнув прерывание INT 20H (exit). Всё, что находится после INT 20H игнорируется процессором.

В листинге дизассемблирования указывается сегмент памяти, в который была загружена наша программа (13F2) и смещение внутри сегмента 100H, обязательное для СОМ-файлов. Необходимо помнить, что прикладные программы загружаются в первую-свободную область памяти, поэтому у Вас значение 13F2 может быть другим, в зависимости от свободной памяти.

Следующим столбцом в дизассемблерном листинге идут 16-тиричные значения (выделены серым), которые представляют собой непосредственные инструкции процессору. Ниже — уже ничего нет, ..только ядро. Вообще-то есть ещё интерператор 16-тиричных чисел в двоичные, но он невсчёт. В конечном виде наша программа TEST_PROGA.COM обрабатывается процессором в таком вот виде:

Но вернёмся в реальность. Чтоже дают нам эти опыты. . а то, что программы написанные на ассемблере имеют наименьший размер, по сравнению с другими языками программирования. В качестве примера возьмём программу (окно с одной кнопкой в центре) написанную на языках высокого уровня. После компиляции получим такие размеры файла:

C++ Builder 4 — 22kb
Delphi 5 — 291kb
Delphi 5 + библиотека KOL — 26kb
Ассемблер MASM — около 3kb

Так, что смотрите и делайте выводы, что лучше использовать. Программу таких размеров можно легко внедрить в свободное пространство любого исполняемого файла. э-э-э чтот меня не туда занесло

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#28 19-01-2011 01:37:15

Re: . Введение в Ассемблер

..а вон чё WinHex показывает:

Да такой код можно хоть-куда пихнуть, ..к примеру в заголовок EXE-файла. Там столько свободного пространства, что можно слона разместить. 200-300h байт всегда найдётся. ..а нам больше и не надо, вешеприведённая TEST_PROGA.COM весит всего 17 байт (17 символов в исходнике). 300h — это уже 768 символов, ..целый материк, свобода мысли.

Достаточно перехватить управление в коде, перевести его на себя и замутить чё-нить. Объясню «в двух словах»: как это делается! ..Пишется прога на асме (желаемого характера), которая привычным движением руки вставляется в WinHex — в начало, середину, или «конец» EXE-файла жертвы. Желательно, конечно, в начало. после «PE»-заговка. Самый оптимальный вариант — после перечисления DLL-лок (инклудов). Там как-раз достаточно места, и быстрее примем управление. Фрагмент внедрения в CHKDSK.EXE нашей «Бацилы»:

Если Вы запустите такой инфицированный CHKDSK.EXE, то сначала отработает наш код, а только потом запустится сам chkdsk. . но не всё так просто. Там есть своя «Техника внедрения». Дизассемблируется chkdsk.exe, и в листинге ищется команда JMP (переход на метку). Перехватываем этот JMP и после исполнения основного кода «бацилы» передаём управление обратно на эту метку, командой RET ассемблера в коде нашей программы.

В качестве бонуса, вешаю в скрепке пару примеров программ на ассемблере.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#29 19-01-2011 12:49:58

Re: . Введение в Ассемблер

Что нужно знать о прерываниях

Как уже отмечалось, прерывания бывают двух типов — DOS и BIOS. Но что они из себя представляют. Попробуем ответить на этот вопрос.

Прерывания — это вовсе не прерывания, а готовые программы (процедуры), которые компьютер вызывает для выполнения определенной задачи. Внутри этих «программ-прерываний» имеются вложенные подпрограммы, каждая из которых выполняет определённую задачу. Эти подпрограммы вызываются векторами прерываний!

Программа-прерывание вызывается по номеру (к примеру INT 13H, дисковый ввод/вывод BIOS), где в качестве «параметра» заносится её вектор, т.е. подпрограмма. Например, для вывода информации на экран, нам нужно воспользоваться сервисом-DOS и запросить прерывание с номером INT 21H. Подпрограмму 02H необходимо указать в регистре AH:

При включении компьютера, BIOS выстраивает таблицу векторов прерывания в первых 1024 байтах памяти. Этот килобайт памяти начинается с адреса 0000:0000 и заканчивается 0000:0400 (1024d = 0400h). Откроем в WinHex память, и взглянем на эту таблицу:

Каждый вектор имеет длину 4 байта. Вектор для прерывания 0 начинается с ячейки 0000:0000, прерывания 1 — с 0000:0004, 2 — с 0000:0008, 3 — с 0000:000C и т.д.

Если посмотреть на четыре байта, начиная с адреса 0000:0020, в которых содержится вектор прерывания 8H (прерывание времени суток), то Вы обнаружите там A5FE00F0. Имея ввиду, что младший байт слова расположен сначала, это 4-байтное значение переводится в F000:FEA5. Это стартовый адрес программы ПЗУ, выполняющей прерывание 8H.

Если размер таблицы 1024 байт, а один вектор имеет длинну 4 байта, то выходит чтобы найти общее кол-во векторов нужно 1024/4. . получаем 256. Таким образом, в общем пространстве имеется место для 256 векторов (подпрограмм), которые «разбиваются» по всем номерам прерываний BIOS и DOS. В каждом прерывании может находиться до 20 подпрограмм.

Прерывания с номерами до INT 20H обслуживает BIOS. Номера прерываний DOS лежат в пределах от 20 до 32H:

Прерывания BIOS (без подфункций) Прерывания DOS (без подфункций)

00h: Деление на ноль. 20h: Завершить программу
01h: Пошаговое. 21h: Сервис DOS
02h: Немаскируемое. 25/26h: Абсолютные чтение/запись диска
03h: Точка прерыв. 27h: Завершиться, но остаться резидентным
04h: Переполнение. 28h: Квант времени DOS (НЕТ В ДОКУМЕНТАЦИИ)
05h: Печать экрана. 2eh: Выполнить команду DOS (НЕТ В ДОКУМЕНТАЦИИ)
06h: (резерв) 2fh: Мультиплексное прерывание (спулинг печати)
07h: (резерв) 22h: Адрес завершения
08h: Таймер. 23h: Адрес Control-Break
09h: Клавиатура. 24h: Адрес обработчика критических ошибок
0Ah-0dh: (hdwr ints)
0Eh: Дискета.
0Fh: (hdwr int)
10h: Видео сервис.
11h: Список оборудования.
12h: Размер исп.памяти.
13h: Дисковый в/в.
14h: В/в последовательный порт
15h: Расшир.сервис AT.
16h: В/в клавиатуры.
17h: В/в принтера.
18h: ROM-BASIC.
19h: Загрузка.
1Ah: В/в таймера.
1Bh: Прерывание клавиатуры.
1Ch: Прерывание по таймеру
1Dh: Видео параметры
1Eh: Параметры дискет
1Fh: Символы графики

Приведу краткое описание прерывания-BIOS INT 13H:

INT 13H: дисковый ввод-вывод
Этот сервис предоставляет прямой доступ к адаптерам дискеты и жёсткого диска. Рекомендуется там, где это возможно, использовать INT 25H и INT 26H, чтобы предоставить драйверам устройств-DOS выполнять всю низкоуровневую обработку. Разумеется, для таких операций, как форматирование диска или установка защиты от копирования, прерывание INT 13H может оказаться единственной альтернативой.

подфункции: 00H сброс контроллера 08H дать парам диска 10H проверить готовность
01H дать статус 09H иниц табл парам 11H рекалибрация
02H читать секторы 0aH длинное чтение 14H диагностика
03H писать секторы 0bH длинная запись 15H дать тип диска
04H верификация 0cH искать цилиндр 16H изменить статус
05H форматир дорожку 0dH альтерн сброс 17H уст тип диска

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#30 20-01-2011 13:39:20

Re: . Введение в Ассемблер

Использование сервисов DOS. Прерывание INT 21H.

После загрузки MS-DOS в память, операционная система предоставляет нам свои услуги, в виде прерывания INT 21H (сервисы DOS). Используя это прерывание в своих программах мы можем выполнять около 80-ти операций. Не буду перечислять все функции этого прерывания, остановлюсь только на наиболее значимых:

00H: завершить программу 27H: читать блок произвольного файла
01H: ввод с клавиатуры 28H: писать блок произвольного файла
02H: вывод на дисплей 2aH: дать дату DOS
05H: вывод на принтер 2cH: дать время DOS
09H: Выдать строку 2fH: дать текущий DTA
0dH: Сбросить диск 30H: дать номер версии DOS
0eH: Выбрать умалчиваемый диск DOS 31H: завершиться и остаться резидентным — KEEP
0fH: открыть файл через FCB 32H: дать дисковую информацию DOS
10H: Закрыть файл через FCB 35H: дать вектор прерывания
13H: Удалить файл через FCB 36H: дать свободную память диска
14H: читать файл через FCB 39H: создать новое оглавление — MKDIR
15H: писать файл через FCB 40H: Писать в файл через описатель
16H: создать файл через FCB 48H: дать размер памяти
17H: Переименовать файл через FCB 56H: Переименовать/переместить файл
25H: установить вектор прерывания 5bH: создать новый файл

Функция 09H прерывания INT 21H (вывод строки символов на экран).


Процедуры, которые выводят целые строки символов на экран — очень полезны, но они могут накладывать ограничения на содержимое выводимой строки. Надо обращать внимание на то, какие управляющие коды (табуляция, пробел и т.п.) интерпретируются, а какие нет.

Как уже говорилось, при вызове прерывания необходимо указать значение функции в регистре AH (в нашем случае — 09H). Далее, вводятся инструкции и вызывается само прерывание. Регистр DX должен указывать на первый символ строки (т.е. расположение текстовой строки). В конце строки обязательно должен присутствовать символ «$». Это означает, что сам символ «$» не может входить в строку. Сама строка может быть любой длины.

Чтоб перевести текст на следующую строку, в конце указываются спец-символы 0AH (перевод строки), и 0DH (возврат каретки). Без них — текст будет располагаться в одну строчку.

. пришло время скачать инструментарий, чтоб проводить эксперементы. Программы, целиком написанные на ассемблере, транслируются в машинный код при помощи ассемблера. Под DOS-ом большой популярностью пользуется пакет TASM, для винды — MASM от Microsoft. С ним конкурирует FASM, поддерживающий более естественный синтаксис. Его и качаем с сайта WASM.RU. Он отличается от предшественников тем, что это и транслятор и компилятор в одном флаконе. Вводиш в окне инструкции, жмёш F9 и на выходе получаеш готовый исполняемый файл! Очень удобно. особенно для начинающих!

. значит скачали FASM 1.67, и в поле набиваем текстовые строки нашей программы. Вот пример:

Программа, приветствующая WHATIS из досовского окна.

use16 ; DOS работает в 16-тиразрядном режиме
org 100h ; Делаем СОМ-файл с начальным смещением 100h

mov AH,09h ; Суём в регистр AH функцию 09h прерывания 21h
mov dx,text ; В регистре DX указываем от куда брать строку
int 21h ; Вызываем прерывание 21h
ret ; Возвращаемся туда, от куда были вызваны

; Текстовая строка (адрес для регистра DX)
text db ‘Hello, WHATIS. $’

. если нужно вывести несколько строк, то можно сделать так:

. на выходе — СОМ-файл размером 63 байт. Таким способом можно выводить текстовые строки из памяти, которые содержат информацию об оборудовании, объёме свободной памяти и т.д. и т.п.

Программа составляется из нескольких-подобных участков кода, которые выполняют определённые задачи. На каждый участок кода ставится индивидуальная метка, к которой можно обратиться с любого места программного кода. Эти участки объединяются в модули, а несколько модулей образуют законченный софт, . в чём мы убедимся позже.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#31 21-01-2011 12:22:44

Re: . Введение в Ассемблер

Определение Стека

Стек — это такое место хранения данных, которые при надобности можно обратно восстановить. В нём хранятся адреса переходов, различные данные и т.д. Регистр SP указывает на адрес вершины стека. Регистр ВР содержит адрес, начиная с которого в стек вносится или забирается информация.

Представьте, что одна подпрограмма вызывает другую. Вызываемая подпрограмма завершила свое выполнение, теперь ей надо передать управление подпрограмме, которая её вызвала. Как-раз адрес следующей команды (после вызова подпрограммы) находится на верхушке стека, в регистре SP.

Стек — как штанга с блинами: засунули адрес, засунули второй, засунули третий, и достают адреса в порядке обратном засовыванию, ..сначала третий, второй, первый. Следовательно, подпрограмма, может вызвать ещё одну подпрограмму, а она в свою очередь ещё одну и так, сколько хошь, всё ограничивается только размером стека.

Таким образом, программа продолжит выполнение инструкций только после того, как отработают ПОДпрограммы, принявшие управление:

В стек можно заносить не только адреса, но и данные, текстовые строки и т.п. Команда ассемблера PUSH помещает данные в стек, а команда POP снимает их от туда. При использовании стека наша программа «Hello, Whatis. » примет следующий вид:

Здесь, мы закинули в стек вторую строчку текста, вывели на экран первую, а потом извлекли из стека вторую. Дело в том, что регистр не может хранить сразу два разных значения, поэтому перед тем как внести в него, нужно сохранить имеющееся, дабы не потерять всё.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

#32 24-01-2011 12:34:02

Re: . Введение в Ассемблер

Память 16-тиразрядных систем (DOS).

Самое главное преимущество ассемблера состоит во взаимодействии с памятью. Программировать на ассемблере не зная, как устроена память — бессмысленно.

В DOS — память сегментная. Вся память делится на сегменты по 64К, и адрес задаётся форматом «сегмент:офсет». Сегмент — задаёт порядковый номер сегмента, а офсет — смещение в этом сегменте. Это объяснение для 16-тиразрядных программ (32-хразрядные обсудим позже).

На рис. общая память, разделённая на сегменты по 64kb. Здесь — максимум 65536 сегментов:

;; 16 двоичных разрядов — это 1111 1111 1111 1111, или 65535d (FFFFh).
;; 65535 * 64Кб = 4 194 240Кб (или 4096Мб, или 4Гб памяти).

С помощью 16 бит можно адресовать только 65536 байт памяти и 65536 сегментов. Например, 0000:4012 это означает: сегмент 0, смещение 4012. Чтобы узнать, что находится в том адресе, вы сначала переходите на сегмент 0, а затем в сегменте смещаетесь на 4012.

Память 32-хразрядных систем (WIN-32).

В 32-хразрядном Windows (95 и выше) Вы всё еще имеете сегменты, но вам не нужно заботиться о них, потому, что они уже не 64kb (как в 16-разрядном), а 4 Гб. Это называеся плоской моделью памяти (flat). Здесь есть только смещения и они теперь 32-разрядные (в диапазоне от 0 до 4 294 967 295). Каждая ячейка в памяти указывается смещением.

Но 4ГБ может и не быть на машине, поэтому эта память называется виртуальной. Мало того, каждый процесс выполняется в своём виртуальном адресном пространстве, . а это значит, что никакой другой процесс не сможет получить доступ к вашей памяти. Для этого существуют специальные API функции.

Память 0-0000FFFF не используется и служит для выявления нулевых указателей, значит, если вы укажете адрес 0000С567, то он будет считаться нулевым. Любая попытка обратится к этой памяти приводит к ошибке. Память выше 80000000 одна для всех процессов. В этой памяти находится код нулевого кольца, структуры ядра, код планировщика задач, код драйверов, диспетчер ввода вывода, таблица прерываний и т.д. Любая попытка обратиться к памяти ядра приводит к ошибке и к немедленному завершению приложения.

Память в диапазоне 00001000-7FFFFFFF доступна для 3 кольца (т.е. для вашего приложения). С ней Вы, что хотите то и делаете, в неё также грузятся DLL-ки.

Если Вам даётся 2ГБ памяти, то это не означает, что вы можете обратиться к любому участку памяти. Для того чтобы получить доступ к некоторому участку памяти надо сначала её зарезервировать. Минимальный размер выделяемой памяти — страница, равна 1000h байтам (1000h байт = 4096d байт, или 4КБ). Даже если вы захотите выделить 5 байт, то всё равно выделится 4КБ. Думаю, вы не столкнётесь с тем, что вам надо будет выделять память. Это нужно при работе с файлами для того, что бы в эту память читать файл.

Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код.. (Linus Torvalds)

Dos fn 14h: читать последовательный файл через fcb

Создание программ на языке Assembler.

[администратор рассылки: Лысков Игорь Витальевич (Старший модератор)]

Лучшие эксперты в этом разделе

Коцюрбенко Алексей Владимирович
Статус: Модератор
Рейтинг: 1154
Зенченко Константин Николаевич
Статус: Старший модератор
Рейтинг: 457
solowey
Статус: Бакалавр
Рейтинг: 235
Перейти к консультации №:

Здравствуйте уважаемые эксперты! Помогите пожалуйста с ответами на вопросы(на некоторые я попробую
ответить, а ответы на остальные честно говоря не знаю, по возможности поправьте меня пожалуйста):

1. Какие в MS-DOS есть способы обращения к файлам. (Насколько я понимаю — это обращения к записям и
если это так, то существуют два способа: последовательный и произвольный).

2. Какие существуют методы управления файловыми функциями.
(Я знаю только метод управления с помощью описателя и где-то читал о FCB, но я не знаю, что это такое. )

3. Как организовать прямой доступ к файлу, используя Handle-ориентированные функции обслуживания файлов.
(при создании, открытии или удалении файла в DS:DX мы помещаем путь к файлу и его имя, а в остальных функциях просто помещаем в BX описатель, т.е Handle файла, который был получен после создания/открытия файла.

4. Как организовать работу с устройствами ввода-вывода, кроме дисков, используя файловые функции. (?)

5. Что такое указатель файла и какие существуют функции для работы с ним.
(не знаю как по умному написать, что такое указатель, а для работы с ним используется функция 42h,
но с ней чесно говоря ещё не работал)

6. Как определить размер файла на диске. (?)

Состояние: Консультация закрыта

Здравствуйте, Николай // Programmator .
мой ответ будет такой
1. К файлу можно обращаться с помощью имени, полного имени, спецификации. подробнее например URL >>пример
2. через описатель и через FCB. подробнее URL >>FCB
3. сами ответели
4. через чтандартные описатели 3-AUX (COM1-обычно), 4-PRN (LPT1-обычно)
5. число, номер который идентифицирует структуру внутри ОС для работы с файлом (42р + открытие и закрытие тоже)
6. вызвать функцию 42h c AL=2, CX:DX=0:0 получите длину

Отправлять сообщения
модераторам могут
только участники портала.
ВОЙТИ НА ПОРТАЛ »
регистрация »

Здравствуйте, Николай // Programmator .

(2)
В DOS есть 2 группы функций для работы с файлами:
— через FCB (File Control Block) — устаревшие, забудьте о них, как о страшном сне;
— Handle-ориентированные (современные)

(1)Последовательный и произвольный доступ, (5) указатель файла.
Насколько я понимаю, Вы имеете в виду указатель текущей позиции файла (read/write pointer). А указатель файла — иногда так называют описатель файла (handle).

После открытия/создания файла указатель текущей позиции устанавливается на начало файла, каждая операция ввода/вывода продвигает его на соответствующее кол-во байт вперед (к концу файла). Иначе говоря, чтение и запись файла осуществляется начиная с текущей позиции, по окончании указатель продвигается на записанное/прочитанное кол-во байт. Указатель текущей позиции можно передвигать с помощью функции LSEEK (AH=42h).

После того, как Вы открыли файл, все операции осуществляются последовательно, если только Вы не перемещаете указатель текущей позиции файла. Таким образом, в DOS только от Вас зависит, как обращаться к файлу — последовательно (не меняя текущую позицию с помощью ф-и LSEEK) или произвольно — устанавливая перед операцией текущую позицию в требуемое значение.

(3)
— Открываете (AH=3Ch) или создаете (AH=3Dh) файл, получаете описатель (handle) файла в регистре AX, запоминаете его где-нибудь. Если CF=1, то произошла ошибка.
— читаете (AH=3Fh)/пишете (AH=40h) файл.
— функция lseek (AH=42h) позволяет переместить указатель текущей позиции в произвольное место файла.
— закрываете файл (AH=3Eh)

(4) стандартные описатели (handle) устройств:
0 — стандартное устройство ввода (обычно, клавиатура)
1 — стандартное устройство вывода (обычно, экран)
2 — стандартное устройство вывода ошибок (всегда — экран)
3 — стандартное последовательное устройство (COM1)
4 — стандартный принтер (LPT1)

(6) для определения размера файла переместите указатель текущей позиции в конец:

; определяем длину файла
mov ax,4202h ; AL = 2 — смещение задается от конца файла
mov bx,[hFile]
xor cx,cx ; CX:DX — смещение от конца файла = 0
xor dx,dx
int 21h
jc _lseek_error
; на выходе DX:AX — новая текущая позиция от начала файла. В данном случае — размер файла
mov word ptr [nFileSize],ax
mov word ptr [nFileSize+2],dx

Илон Маск рекомендует:  Iindex найти литеру в строке
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL