Flush — Процедура Delphi


Содержание

Буферы для потоков

Delphi , Компоненты и Классы , Потоки

Стандартные потоки, широко применяющиеся в Delphi, резко упрощают повседневную работу с потоковыми данными. Но и у них есть недостаток. Дело в том, что в VCL потоки, и, главное, их базовый класс TStream, реализованы «в лоб»: без всяких хитростей данные немедленно препровождаются по назначению (например, в файл). И такие операции занимают весьма значительное время (многие сотни машинных команд). Хорошо, если надо работать с «крупными» данными (килобайт и выше) — а если данные небольшие и разнообразные, замедление достигает 100 и более раз (на типе Char).

Стандартный способ ускорения подобных операций — работа с массивами элементов, вводя-выводя их в/из потока сразу. Но, во-первых, это значительно сложнее поэлементных операций, а во-вторых, если элементы имеют непостоянную длину, становится ещё сложнее. Делая небольшое отступление, замечу, что стандартная библиотека потокового ввода-вывода в большинстве реализаций C++ сделана не так — там потоки могут сами буферизовать передаваемые данные. Не понимаю, почему в Borland решили обойтись без этого. Единственное приходящее в голову объяснение — они твёрдо рассчитывали на «крупный» и «средний» обмен данными, который оптимально производить как раз без буферизации. Действительно, если посмотреть на C++ — сразу кружится голова от количества команд, необходимых для обслуживания буфера. Связано это с тем, что потоки могут попеременно читаться и писаться, а кроме того, одновременно использоваться многими потоками кода.

Ввиду этих проблем мной были написаны сравнительно простые буферные классы (работают на Delphi версий 4-5, должны работать и на последующих, а вот 3 версия уже не поддерживает перегрузку методов — в принципе, переписать и тут несложно), позволяющие производить буферизованный обмен с любыми потоками. В целях максимального ускорения работы классы эти, во-первых, не «thread-safe», а во-вторых, это два разных класса — для записи и для чтения — унаследованных от одного базового (кроме TObject, разумеется). Классы «пристёгиваются» к потоку (кстати, в C++ это делается практически так же) — и пользуются ими только для «крупного» обмена, осуществляя «мелкий» самостоятельно со своим буфером.

Их методы WriteBuffer и ReadBuffer работают аналогично одноименным методам класса TStream, то есть они генерируют стандартные VCL-исключения EWriteError и EReadError при невозможности осуществления операции. Причина этого в том, что, в конце концов, вы должны знать формат своего файла, а не я :). Кроме того, если кто не знает, исключения ускоряют работу по сравнению с постоянной проверкой результата (если секция try. finally или try. except содержит цикл, а не наоборот).

EWriteError может возникнуть много позже того, как в буферный класс поступят первые «не вмещающиеся» данные (но до того, как будет разорвана связь буферного класса и потока!) — ведь они буферизуются. В большинстве случаев это не критично: если в поток не удалось записать, можно «тушить свет» — это серьёзная ошибка, и поток к дальнейшему употреблению всё равно непригоден.

В силу того, что «мелкий» обмен с потоками часто производится типизированно — например, чтение строк или чисел с плавающей точкой — классы дополнены перегруженными методами Write и Read для распространённых типов, позволяющими не раздувать исходный (и машинный) код, постоянно указывая размеры передаваемых данных. Эти методы настолько просты, что расширение их набора не представляет проблем — фактически они просто транслируются в вызовы WriteBuffer и ReadBuffer.

В заключение остаётся предупредить, что во избежание ошибок прежде, чем что-то делать с потоком (позицию сменить, прочитать/записать что-то помимо данного буферного класса или пристегнуть другой поток — это свойство Stream), необходимо сбросить буфер методом Flush.

Статья Буферы для потоков раздела Компоненты и Классы Потоки может быть полезна для разработчиков на Delphi и FreePascal.

Комментарии и вопросы

Материалы статей собраны из открытых источников, владелец сайта не претендует на авторство. Там где авторство установить не удалось, материал подаётся без имени автора. В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены, пожалуйста, свяжитесь с владельцем сайта.

Ведение лог-файлов

09.09.2015, 12:05

Ведение статистики
Добрый день! Вопрос такой — есть своя программа, которую выложу в интернет. Как можно отслеживать.

Ведение проекта
Всем привет. Хочется посмотреть реализацию среднего проекта(ООП) в учебных целях. Желаю посмотреть.

Неправильное ведение лога
Здравствуйте, у меня такая проблема, пытаюсь вести лог, но текстовый файл сохраняется не в той.

Ведение логов дня
Всем хай В общем, идея крайне проста. Я пишу чем я сейчас занимаюсь в поле ввода, программа.

Как в Delphi 7 сделать ведение счета
Как в Delphi 7 сделать ведение счета. Что бы я делал ставку при выигрыше сумма увеличивалась а при.

Процедуры Delphi

В процессе программирования на языке Delphi, как и на любом другом языке программирования, основная задача программиста состоит в том, чтобы разработать процедуры (подпрограммы) для обработки определенных событий. Как только это событие возникло, проводится автозапуск процедуры обработки события (если возникло соответствующее событие, Delphi осуществляет вызов процедуры обработки возникшего события). Именно эту процедуру разработчик программы и должен описать.

Главное отличие процедуры от функции состоит в том, что есть связь между именем функции и значением. Таким образом, возможно использование имени функции в разнообразных выражениях. Организация процедуры Delphi по сути ничем не отличается от организации функции.

Как и для функции, в начале каждой процедуры указывают ее заголовок. Затем называют эту процедуру каким-нибудь именем. После имени в скобках следует перечень параметров, заканчивающийся символом «;» и потом уже описывают разделы констант, типов, переменных и инструкций.

Общий вид процедуры Delphi:

Общий вид процедуры Delphi выглядит следующим образом:

В приведенном выше примере, как мы видим, в состав заголовка процедуры сначала входит служебное словоprocedure. Далее за этим ключевым словом следом располагается имя процедуры, использующееся при вызове процедуры, обеспечивая активизацию ее выполнения.

Если процедура обладает какими-либо параметрами, то программист их указывает в скобках, сразу после имени процедуры. В конце заголовка процедуры ставится символ «;». В случае, когда в процедуре имеются именованные константы, программист объявляет их в разделеconst.

Далее за этим разделом идет раздел type, использующийся для объявления типов. После располагается раздел var, содержащий все переменные, которые впоследствии программист использует в своей программе. Затем следует раздел инструкций , которые включает в себя исполняемые инструкции данной процедуры.

Примеры процедуры Delphi:

Приведем пример процедуры Delphi, вычисляющей стоимость некоторой покупки:

Delphi in a Nutshell by Ray Lischner

Stay ahead with the world’s most comprehensive technology and business learning platform.

With Safari, you learn the way you learn best. Get unlimited access to v > Start Free Trial

No credit card required

Syntax

Description

The Flush procedure forces the output of buffered text to a text file that was opened for writing (with Append or Rewrite ). By default, a text file accumulates a line of text before writing the text to the file. Flush is not a real procedure.

Tips and Tricks

Flush flushes Delphi’s buffer, not the operating system’s buffer. To make sure all data is safely stored, close the file.

Errors

If the file is not open, Flush reports I/O error 103.

If Flush cannot write the text, perhaps because the disk is full, it reports the Windows error code as an I/O error.

You can call Flush on an input file (opened with Reset ), but the function does nothing.

Использование процедур и функций в Delphi

Скобки

Добавление скобок при вызове процедур и функций без параметров уже давно не является новинкой в Delphi, тем не менее, эта возможность мало известна. Эту возможность оценят по достоинству те программисты, которым приходится работать на двух языках (C++ и Delphi), так как им не нужно будет постоянно помнить о разнице в синтаксисе при вызове процедур и функций в разных языках. В Delphi оба варианта, приведенные ниже, считаются корректными.

Возможность перегрузки

Впервые концепция перегрузки процедур и функций была реализована в Delphi 4. Она позволяет иметь несколько различных процедур и функций с одинаковыми именами, но с разными списками параметров. Такие процедуры и функции должны быть описаны с применением директивы overload.

procedure Test (I: integer); overload;
procedure Test (S: string); overload;
procedure Test (D: double); overload;

При вызове процедуры Test, Delphi сама решит, какую из трех процедур необходимо выполнить, в зависимости от передаваемого ей параметра. Но нужно отметить, что это не самая безопасная возможность языка. Применение перегружаемых процедур и функций может стать неиссякаемым источником трудноуловимых ошибок в программе. Поэтому пользуйтесь этой возможностью осторожно.

Передача параметров

Pascal позволяет передавать параметры в функции и процедуры либо по значению, либо по ссылке. Передаваемый параметр может иметь любой встроенный или пользовательский тип либо являться открытым массивом. Параметр также может быть константой, если его значение в процедуре или функции не меняется.

Передача параметров по значению

Этот режим передачи параметров применяется по умолчанию. Если параметр передается по значению, создается локальная копия данной переменной, которая и предоставляется для обработки в процедуру или функцию. Посмотрите на следующий пример:

procedure Test(s: string);

При вызове указанной процедуры будет создана копия передаваемой ей в качестве параметра строки s, с которой и будет работать процедура Test. При этом все внесенные в строку изменения никак не отразятся на исходной переменной s.

Однако это не относится к объектам. Например, если в функцию передается переменная (а точнее экземпляр объекта) TStringList, то в данном случае произойдет передача по ссылке (даже если это не указано явно). Этот способ передачи является у большинства самым излюбленным, но в тоже время является и самым не практичным, т.к. для выполнения метода выделяется дополнительная память для создания точной копией передаваемой переменой. Для решения этой проблемы следует использовать один из способов описанных ниже.

Передача параметров по ссылке

Pascal позволяет также передавать параметры в функции или процедуры по ссылке — такие параметры называются параметрами-переменными. Передача параметра по ссылке означает, что функция или процедура сможет изменить полученные значения параметров. Для передачи параметров по ссылке используется ключевое слово var, помещаемое в список параметров вызываемой процедуры или функции.

procedure ChangeMe(var x: longint);
begin
x := 2; // Параметр х изменен вызванной процедурой
end;

Вместо создания копии переменной x, ключевое слово var требует передачи адреса самой переменной x, что позволяет процедуре непосредственно изменять ее значение.

Передача параметров констант

Если нет необходимости изменять передаваемые функции или процедуре данные, можно описать параметр как константу. Ключевое слово const не только защищает параметр от изменения, но и позволяет компилятору сгенерировать более оптимальный код передачи строк и записей. Вот пример объявления параметра-константы:

procedure Test(const s: string );

Передача открытых массивов

Открытый массив параметров позволяет передавать в функцию или процедуру различное количество параметров. В качестве параметров можно передать либо открытый массив элементов одинакового типа, либо массивы констант различного типа. В приведенном ниже примере объявляется функция, которой в качестве параметра должен передаваться открытый массив целых чисел.

function AddEmUp(A: array of integer): integer;

В открытом массиве можно передавать переменные, константы или выражения из констант.

Для получения информации о фактически передаваемом массиве параметров в функции или процедуре могут использоваться функции High, Low и SizeOf.

Object Pascal также поддерживает тип array of const, который позволяет передавать в одном массиве данные различных типов. Синтаксис объявления функций или процедур, использующих такой массив для получения параметров, следующий:

procedure WhatHaveIGot( A: array of const );

Вызвать объявленную выше функцию можно, например, с помощью такого оператора:

procedure WhatHaveIGot( [‘Text’, 10, 5.5, @WhatHaveIGot, 3.14, true, ‘c’] );

При передаче функции или процедуре массива констант все передаваемые параметры компилятор неявно конвертирует в тип TVarRec. Тип данных TVarRec объявлен в модуле System следующим образом:

PVarRec = ^TVarRec;
TVarRec = record
case Byte of
vtInteger: (VInteger: Integer; VType: Byte);
vtBoolean: (VBoolean: Boolean);
vtChar: (VChar: Char);
vtExtended: (VExtended: PExtended);
vtString: (VString: PShortString);
vtPointer: (VPointer: Pointer);
vtPChar: (VPChar: PChar);
vtObject: (VObject: TObject);
vtClass: (VClass: TClass);
vtWideChar: (VWideChar: WideChar);
vtPWideChar: (VPWideChar: PWideChar);
vtAnsiString: (VAnsiString: Pointer);
vtCurrency: (VCurrency: PCurrency);
vtVariant: (VVariant: PVariant);
vtInterface: (VInterface: Pointer);
vtWideString: (VWideString: Pointer);
vtInt64: (VInt64: PInt64);
end;

Поле VType определяет тип содержащихся в данном экземпляре записи TVarRec данных и может принимать одно приведенных значений.

Поскольку массив констант способен передавать данные разных типов, это может вызвать определенные затруднения при создании обрабатывающей полученные параметры функции или процедуры. В качестве примера работы с таким массивом рассмотрим реализацию процедуры WhatHaveIGot, которая просматривает элементы полученного массива параметров и выводит их тип.

procedure WhatHaveIGot( A: array of const );
var
i: integer;
TypeStr: string;
begin
for i := Low(A) to High(A) do
begin
case A[i].VType of
vtInteger : TypeStr := ‘Integer’;
vtBoolean : TypeStr := ‘Boolean’;
vtChar : TypeStr := ‘Char’;
vtExtended : TypeStr := ‘Extended’;
vtString : TypeStr := ‘String’;
vtPointer : TypeStr := ‘Pointer’;
vtPChar : TypeStr := ‘PChar’;
vtObject : TypeStr := ‘Object’;
vt ;
vtW ;
vtPW ;
vtAnsiString : TypeStr := ‘AnsiString’;
vtCurrency : TypeStr := ‘Currency’;
vtVariant : TypeStr := ‘Variant’;
vtInterface : TypeStr := ‘Interface’;
vtW ;
vtInt64 : TypeStr := ‘Int64’;
end;
ShowMessage( Format( ‘Array item %d is a %s’, [i, TypeStr] ) );
end;
end;

Значения параметров по умолчанию

В Delphi есть одна очень полезная возможность — использование значений параметров по умолчанию. Она позволяет установить принимаемое по умолчанию значение параметра процедуры или функции. Это значение будет использоваться в тех случаях, когда вызов процедуры или функции производится без указания значения данного параметра. В объявлении процедуры или функции принимаемое по умолчанию значение параметра указывается после знака равенства, следующего после его имени. Поясним это на следующем примере:

procedure HasDefVal( s: string; i: integer = 0 );

Подобное объявление означает, что процедура HasDefVal может быть вызвана двумя путями. В первом случае — как обычно, с указанием обоих параметров:

procedure HasDefVal( ‘Hello’, 26 );

Во втором случае можно задать только значение параметра s, а для параметра i использовать значение, установленное по умолчанию:

procedure HasDefVal( ‘Hello’ );


При использовании значении параметров по умолчанию следует помнить о нескольких приведенных ниже правилах:

  • Параметры, имеющие значения по умолчанию, должны располагаться в конце списка параметров. Параметр без значения по умолчанию не должен встречаться в списке после параметра, имеющего значение по умолчанию.
  • Значения по умолчанию могут присваиваться только параметрам обычных типов, указателям или множествам.
  • Значение по умолчанию может передаваться только по значению либо с модификатором const. Оно не может быть ссылкой или нетипизированным параметром.

Одним из важных преимуществ применения значений параметров по умолчанию является простота расширения функциональных возможностей уже имеющихся процедур и функции с соблюдением обратной совместимости. Предположим, на рынок программных продуктов была выпущена программа, ключевым звеном которой является функция сложения двух целых величин:

function Add( I1, I2: integer ): integer;
begin
Result := I1 + I2;
end;

Предположим также, что исследования показали целесообразность добавления в программу возможности сложения трех чисел. Однако замена имеющейся функции функцией сложения трех чисел приведет к тому, что вам придется переправлять немало текста, который перестанет компилироваться из-за внесения в функцию еще одного параметра. Однако при использовании значений параметров по умолчанию проблема решается легко и просто. Достаточно изменить объявление функции так, как показано ниже.

function Add( I1, I2: integer; I3: integer = 0 ): integer;
begin
Result := I1 + I2 + I3;
end;

Директива

Директива <$X->запрещает вызов функций как процедур (с игнорированием возвращаемого результата). По умолчанию этот режим включен (<$X+>). Так вот, запомните, использование переменной Result недопустимо при сброшенном флажке опции Extended Syntax, расположенном во вкладке Compiler диалогового окна Project Options, или при указании директивы компилятора <$X->.

В каждой функции языка Objecl Pascal существует локальная переменная с именем Result, предназначенная для размещения возвращаемого значения. Кроме того, вернуть значение из функции можно также путем присвоения значения переменной, имеющей то же имя, что и данная функция. Это стандартный синтаксис языка Pascal, сохранившийся от его предыдущих версий. При использовании в теле функции переменной с ее именем не забывайте, что существуют большие отличия в обработке этого имени — все зависит от того, где она расположена — в левой части оператора присвоения или же в любом другом месте текста функции. Если имя функции указано в левой части оператора присвоения, то предполагается, что назначается возвращаемое функцией значение. Во всех других случаях предполагается, что осуществляется рекурсивный вызов этой функции.

Процедура и функция — это ключевые понятия в любом языке программирования, без которых не обходится ни одна серьезная программа. И поэтому очень важно иметь полное понимание о механизме их работы.

Flush — Процедура Delphi

Ниже описываются Delphi функции для работы с файлами. В таблице содержатся практически все Delphi функции для работы с файлами, как создающие, переименовывающие, удаляющие файлы и каталоги, так и Delphi функции поиска файлов, обладающих заданными характеристиками.

procedure AssignFile Связывает файловую переменную F с именем файла FileName.
procedure ChDir Изменяет текущий каталог. Path — переменная, задающая путь к устанавливаемой по умолчанию папке.
procedure CloseFile Закрывает файл, однако связь файловой переменной с именем файла, установленная ранее процедурой AssignFile сохраняется. Функции процедуры CloseFile на системном уровне выполняются автоматически по отношению ко всем открытым файлам при нормальном завершении программы. Если после применения процедуры CloseFile файл нужно открыть повторно, процедуру AssignFile можно не применять, так как связь файловой переменной с файлом не разрывается.
function DateTimeToFileDate Преобразует значение переменной DateTime типа TDateTime Delphi в системный формат времени создания (обновления) файла.
function FileDateToDateTime Преобразует системный формат времени создания (обновления) файла в формат TDateTime Delphi.
function DiskFree Возвращает объём в байтах свободного пространства на указанном диске. Переменная D — номер диска (0 — устройство по умолчанию, текущий диск; 1 — диск А; 2 — диск B; 3 — диск С и т.д.). Функция возвращает значение -1, если указан номер несуществующего диска.
function DiskSpace Возвращает объём в байтах полного пространства на указанном диске. Переменная D — номер диска (0 — устройство по умолчанию, текущий диск; 1 — диск А; 2 — диск B; 3 — диск С и т.д.). Функция возвращает значение -1, если указан номер несуществующего диска.
function EOF Тестирует конец файла и возвращает True, если файловый указатель стоит в конце файла. При записи это означает, что очередной компонент будет добавлен в конец файла, при чтении — что файл исчерпан.
procedure Erase Уничтожает файл F. Перед выполнением процедуры файл должен быть закрыт процедурой CloseFile.
function FileAge Для файла FileName возвращает время его последнего обновления (в системном формате) или -1, если такого файла не существует.
function FileExists Возвращает True, если файл FileName существует, и False в противном случае.
function FileGetDate По заданному дескриптору файла Handle возвращает время и дату его создания (в системном формате). Если дескриптор не существует, возвращает -1.
function FileSetDate Возвращает в переменной F типа TSearchRec первый из файлов, зарегистрированных в указанном каталоге. Path: путь поиска с маской выбора файлов; Attr: атрибуты выбираемых файлов.
function FindNext (var F: TSearchRec): Integer; Возвращает в переменной F следующий файл в каталоге. Переменная F должна быть предварительно инициирована обращением к функции FindFirst.
procedure FindClose Освобождает память, выделенную для поиска файлов функциями FindNext и FindFirst.
procedure Flush(var F); Очищает внутренний буфер файла, гарантируя тем самым сохранность всех последних изменений файла на диске.
procedure GetDir (D: Byte; var S: String); Возвращает текущий каталог (каталог по умлочанию). D — номер устройства (0: устройство по умолчанию, 1 — диск А, 2 — диск В и т.д.); S — переменная типа String, в которой возвращается путь к текущему каталогу на указанном диске.
procedure MkDir (Dir: String); Создаёт новый каталог на текущем диске. Dir — адрес нового каталога, который не может совпадать с именем уже существующего каталога.
procedure Rename (var F; NewName: String); Переименовывает, т.е. задаёт новые адрес и имя файла F.
NewName — строковое выражение, содержащее новые адрес и имя файла. Перед выполнением процедуры необходимо закрыть файл.
procedure Reset (var F: File[; RecSize: Word]); Открывает существующий файл. Переменная RecSize имеет смысл только для нетипизированных файлов и указывает размер блока данных.
procedure Rewrite (var F: File[; RecSize: Word]); Создаёт новый файл. Переменная RecSize имеет смысл только для нетипизированных файлов и указывает размер блока данных.
procedure RmDir (Dir: String); Удаляет каталог Dir. Удаляемый каталог должен быть пустым, т.е. не содержать файлов или вложенных каталогов.
function CopyFile (OldName, NewName: AnsiChar; FileExists: Boolean): Boolean; Копирует файл. Эта функция — не встроенная функция Delphi, а одна из API функций ОС Windows. Возможность работать с ними программа получает после добавления в секцию uses модуля Windows. Параметры функции:
OldName — прежние адрес и имя файла;
NewName — новые адрес и имя файла;
FileExists — переменная, определяющая реакцию на существование файла по новому адресу. При FileExists=False файл будет перезаписан. При FileExists=True функция завершится ошибкой.
function GetLogicalDrives: Cardinal; Эта функция — также из состава WinAPI функций. Как и следует из её названия, позволяет получить структуру логических дисков компьютера. Пример её использования смотрите в комментариях к предыдущей страничке, в ответе на вопрос «как определить состав дисков компьютера»

Работа с файлами В начало урока Работа с дополнительными формами

Одиссей, добавлено 20.08.10, 11:03:29
В таблице отсутствуют функции для записи и чтения файлов! А в остальном очень полезный материал, практически можно научиться работать с файлами, изучив данную таблицу. Автор, добавлено 20.08.10, 11:06:54
В этой таблице содержатся функции управления файлами, а функции записи и чтения можно изучить, читая соответствующие уроки, посвящённые данным вопросам. А эта страничка даже не урок, а просто справочный материал. Вадим Мошев, добавлено 9.04.12, 15:31:27
Здравствуйте. У вас, наверное, описка?
Написано function Erase (var F);
и описание: Уничтожает файл F. Перед выполнением процедуры файл должен быть закрыт процедурой CloseFile.

Наверное, вы хотели написать не function, а Procedure?
То есть, Procedure Erase (var F). Андрей, добавлено 9.04.12, 15:54:27
Вадим, спасибо за внимательность! Сейчас исправлю.

Flush — Процедура Delphi

Теперь рассмотрим две самые распространенные операции, выполняемые при работе с файлами. Это чтение и запись. Для их осуществления применяются специальные функции файлового ввода/вывода.

Итак, для выполнения операции чтения или записи необходимо произвести следующие действия:

1. Объявить файловую переменную необходимого типа.

2. При помощи функции AssignFile связать эту переменную с требуемым файлом.

3. Открыть файл при помощи функций Append, Reset, Rewrite.

4. Выполнить операции чтения или записи. При этом, в зависимости от сложности задачи и структуры данных, может использоваться целый ряд вспомогательных функций.

5. Закрыть файл при помощи функции CloseFile .

По сравнению с Turbo Pascal изменились названия только двух функций: Assign стала AssignFile , a Close превратилась в CloseFile .

В качестве примера рассмотрим небольшой фрагмент исходного кода.

then AssignFiie(F, OpenDlg.FileName)

else Exit; Reset(F);

while Not EOF(F) do

Если в диалоге открытия файла OpenDlg был выбран файл, то его имя связывается с файловой переменной F при помощи процедуры AssignFiie . В качестве имени файла рекомендуется всегда передавать полное имя файла (включая его маршрут). Как раз в таком виде возвращают результат выбора файла диалоги работы с файлами TOpenDialog, TOpenPictureDiaiog . Затем при помощи процедуры Reset этот файл открывается для чтения и записи.

В цикле выполняется чтение из файла текстовых строк и запись их в компонент TMemo . Процедура Readin осуществляет чтение текущей строки файла и переходит на следующую строку. Цикл выполняется, пока функция EOF не сообщит о достижении конца файла.

После завершения чтения файл закрывается.

Такой же исходный код можно использовать и для записи данных в файл. Необходимо только заменить процедуру чтения на процедуру записи.

Теперь остановимся подробнее на назначении используемых для файлового ввода/вывода функций.

Открытие файла может осуществляться тремя процедурами — в зависимости от типа его дальнейшего использования.

procedure Reset(var F: File [; RecSize: Word ]);

открывает существующий файл для чтения и записи, текущая позиция устанавливается на первой строке файла.

открывает файл для записи информации после его последней строки, текущая позиция устанавливается на конец файла.

procedure Rewrite(var F: File [; RecSize: Word ]);

создает новый файл и открывает его, текущая позиция устанавливается в начало файла. Если файл с таким именем уже существует, то он перезаписывается.

Переменная RecSize используется только при работе с нетипизированными файлами и определяет размер одной записи для операции передачи данных. Если этот параметр опущен, то по умолчанию RecSize равно 128 байт.

Чтение данных из типизированных и текстовых файлов выполняют процедуры Read И Readin.

Процедура Read имеет различное объявление для текстовых и других типизированных файлов:

  • procedure Read([var F: Text;] VI [, V2. Vn]);
  • procedure Read(F, VI [, V2. Vn]);

для других типизированных файлов.

При одном вызове процедуры можно читать данные в произвольное число переменных. Естественно, что тип переменных должен совпадать с типом файла. При чтении в очередную переменную читается ровно столько байтов из файла, сколько занимает тип данных. В следующую переменную читается столько же байтов, расположенных следом. После выполнения процедуры текущая позиция устанавливается на первом непрочитанном байте. Аналогично работают несколько процедур Read для одной переменной, выполненных подряд.

procedure Readln([ var F: Text; ] VI [, V2. Vn ]);

считывает одну строку текстового файла и устанавливает текущую позицию на следующей строке. Если использовать процедуру без переменных vi. .vn, то она просто передвигает текущую позицию на очередную строку файла.

Процедуры для записи в файл write и writein описаны аналогично:

procedure Write([var F: Text; ] PI [, P2. Pn]) ; procedure Writein([ var F: Text; ] PI [, P2. Pn ]);

Параметры P1, P2, . Pn могут быть одним из целых или вещественных типов, одним из строковых типов или логическим типом. Но у них есть возможность дополнительного форматирования при выводе. Каждый параметр записи может иметь форму:

Р n — выводимая переменная или выражение;

MinWidth — минимальная ширина поля в символах, которая должна быть больше 0;

DecPlaces — содержит количество десятичных символов после запятой при отображении вещественных чисел с фиксированной точкой.

Обратите внимание, что для текстовых файлов в функциях Read и write файловая переменная F может быть опущена. В этом случае чтение и запись осуществляются в стандартные файлы ввода/вывода. Когда программа компилируется как консольное приложение (флаг <$APPTYPE CONSOLE>), Delphi автоматически связывает входной и выходной файлы с окном консоли.

Для контроля за текущей позицией в файле применяются две основные функции. Функция EOF (F) возвращает значение True , если достигнут конец файла. Функция EOLN(F) аналогично сигнализирует о достижении конца строки. Естественно, в качестве параметра в функции необходимо передавать файловую переменную.

обеспечивает смещение текущей позиции на N элементов. Размер одного элемента в байтах зависит от типа данных файла (от типизированной переменной).

Рассмотрим теперь режим блочного ввода/вывода данных между файлом и областью адресного пространства (буфером). Этот режим отличается значительной скоростью передачи данных, причем скорость пропорциональна размеру одного передаваемого блока — чем больше блок, тем больше скорость.

Для реализации этого режима необходимо использовать только нетипизированные файловые переменные. Размер блока определяется в процедуре открытия файла ( Reset, Rewrite ). Непосредственно для выполнения операций используются процедуры BlockRead и BlockWrite .

procedure BlockRead(var F: File; var Buf; Count: Integer

[; var AmtTransferred: Integer]);

выполняет запись блока из файла в буфер. Параметр F ссылается на нетипизированную файловую переменную, связанную с нужным файлом.

Параметр Buf определяет любую переменную (число, строку, массив, структуру), в которую читаются байты из файла. Параметр Count содержит число считываемых блоков. Наконец, необязательный параметр AmtTransferred возвращает число реально считанных блоков.

При использовании блочного чтения или записи размер блока необходимо выбирать таким образом, чтобы он был кратен размеру одного значения того типа, который хранится в файле. Например, если в файле хранятся значения типа Double (8 байт), то размер блока может быть равен 8, 16, 24, 32 и т. д. Фрагмент исходного кода блочного чтения при этом выглядит следующим образом:

DoubleArray: array [0..255] of Double;

if OpenDlg.Execute then AssignFile(F, OpenDlg.FileName) else Exit;

BlockRead(F, DoubleArray, 32, Transferee!);

ShowMessage(‘Считано ‘+IntToStr(Transfered)+’ блоков’);

Как видно из примера, размер блока установлен в процедуре Reset и кратен размеру элемента массива DoubleArray , в который считываются данные. В переменной Transfered возвращается число считанных блоков. Если размер файла меньше заданного в процедуре BlockRead числа блоков, ошибка не возникает, а в переменной Transfered передается число реально считанных блоков.

procedure BlockWrite(var f: File; var Buf; Count: Integer

[; var AmtTransferred: Integer]);

Оставшиеся функции ввода/вывода, работающие с файловыми переменными, подробно описаны в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Процедуры и функции для работы с файлом

function ChangeFileExt (const FileName, Extension: string): string;

Функция позволяет изменить расширение файла. При этом сам файл не переименовывается

procedure ChDir(S: string);

Процедура изменяет текущий каталог на другой, путь к которому описан в строке s

procedure CloseFile (var F) ;

Вызов процедуры разрывает связь между файловой переменной и файлом на диске.

Имя этой процедуры изменено из-за конфликта имен в Delphi (в Borland Pascal используется процедура Close )

function DeleteFile (const FileName: string): Boolean;


Функция производит удаление файла FileName с диска и возвращает значение False , если файл удалить не удалось или файл не существует

function ExtractFileExt (const FileName: string): string;

Функция возвращает расширение файла

function ExtractFileName (const FileName: string) : string;

Извлекает имя и расширение файла, содержащегося в параметре FileName

function ExtractFilePath( const FileName: string): string;

Функция возвращает полный путь к файлу

procedure Erase (var F);

Удаляет файл, связанный с файловой переменной F

function FileSearch (const Name, DirList: string) : string;

Данная процедура производит поиск в каталогах DirList файла Name . Если в процессе выполнения FileSearch обнаруживается искомое имя файла, то функция возвращает в строке типа string полный путь к найденному файлу. Если файл не найден, то возвращается пустая строка

function FileSetAttr (const FileName: string; Attr: Integer): Integer;

Присваивает файлу с именем FileName атрибуты Attr. Функция возвращает 0, если присвоение атрибутов прошло успешно. В противном случае возвращается код ошибки

function FilePos (var F): Longint;

Возвращает текущую позицию файла. Функция используется для нетекстовых файлов. Перед вызовом FilePos файл должен быть открыт

function FileSize (var F): Integer;

FileSize возвращает размер файла в байтах или количество записей в файле, содержащем записи. Перед вызовом данной функции файл должен быть открыт.

Для текстовых файлов функция FileSize не используется

procedure Flush (var F: Text);

Процедура очищает буфер текстового файла, открытого для записи. F— файловая переменная.

Когда текстовый файл открыт для записи с использованием функции Rewrite или Append, Flush очищает выходной буфер, связанный с файлом. После выполнения данной процедуры все символы, которые направлены для записи в файл, будут гарантированно записаны в нем

procedure GetDir(D: Byte; var S: string);

Возвращает число, соответствующее диску, на котором содержится текущий каталог s. о может принимать одно из следующих значений:

0 — по умолчанию (текущий);

Процедура не генерирует код ошибки. Если имя диска в D оказывается ошибочным, то в строке S возвращается значение Х:\, как если бы текущая папка была на этом ошибочно указанном диске

function lOResult: Integer;

Функция возвращает статус последней произведенной операции ввода/вывода, если контроль ошибок выключен

procedure MkDir(S: string);

Процедура создает новый каталог, который описывается в строке S

procedure Rename (var F; NewName: string) ;

Процедура изменяет имя файла, связанного с файловой переменной F. Переменная NewName является строкой типа string или PChar (если включена поддержка расширенного синтаксиса)

procedure RmDir(S: string);

Процедура удаляет пустой каталог, путь к которому задается в строке S. Если указанный каталог не существует или он не пустой, то возникает сообщение об ошибке ввода/вывода

procedure Seek (var F; N: Longint) ;

Перемещает текущую позицию курсора на N позиций. Данная процедура используется только для открытых типизированных или нетипизированных файлов для проведения чтения/записи с нужной позиции файла. Началу файла соответствует нулевой номер позиции. Для добавления новой информации в конец существующего файла необходимо установить указатель на символ, следующий за последним. Для этого можно использовать выражение Seek (F, FileSize(F))

function SeekEof[(var F: Text) ] : Boolean;

Возвращает значение True , если указатель текущей позиции находится на символе конца файла. SeekEof может быть использован только с открытым текстовым файлом

function SeekEoln[ (var F: Text) ] : Boolean;

Возвращает значение True , если указатель текущей позиции находится на символе конца строки.

SeekEoln может быть использован только с открытым текстовым файлом

procedure SetTextBuf (var F: Text; var Buf [; Size: Integer] );

Связывает с текстовым файлом буфер ввода/вывода. F — файловая переменная текстового типа. Каждая файловая переменная текстового типа имеет внутренний буфер емкостью 128 байт, в котором накапливаются данные при чтении и записи. Такой буфер пригоден для большинства операций. Однако при выполнении программ с интенсивным вводом/выводом буфер может переполниться, что приведет к записи операций ввода/вывода на диск и, как следствие, к существенному замедлению работы приложения. SetTextBuf позволяет помещать в текстовый файл F информацию об операциях ввода/вывода вместо ее размещения в буфере. Size указывает размер буфера в байтах. Если этот параметр опускается, то полагается размер, равный SizeOf (Buf). Новый буфер действует до тех пор, пока F не будет связана с новым файлом процедурой AssignFile

Удаляет все позиции, следующие после текущей позиции в файле. А текущая позиция становится концом файла. С переменной F может быть связан файл любого типа за исключением текстового

НОВОСТИ ФОРУМА
Рыцари теории эфира
01.10.2020 — 05:20: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education ->
[center][Youtube]69vJGqDENq4[/Youtube][/center]
[center]14:36[/center]
Osievskii Global News
29 сент. Отправлено 05:20, 01.10.2020 г.’ target=_top>Просвещение от Вячеслава Осиевского — Карим_Хайдаров.
30.09.2020 — 12:51: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education ->
[center][Ok]376309070[/Ok][/center]
[center]11:03[/center] Отправлено 12:51, 30.09.2020 г.’ target=_top>Просвещение от Дэйвида Дюка — Карим_Хайдаров.
30.09.2020 — 11:53: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education ->
[center][Youtube]VVQv1EzDTtY[/Youtube][/center]
[center]10:43[/center]

интервью Раввина Борода https://cursorinfo.co.il/all-news/rav.
мой телеграмм https://t.me/peshekhonovandrei
мой твиттер https://twitter.com/Andrey54708595
мой инстаграм https://www.instagram.com/andreipeshekhonow/

[b]Мой комментарий:
Андрей спрашивает: Краснодарская синагога — это что, военный объект?
— Да, военный, потому что имеет разрешение от Росатома на манипуляции с радиоактивными веществами, а также иными веществами, опасными в отношении массового поражения. Именно это было выявлено группой краснодарцев во главе с Мариной Мелиховой.

[center][Youtube]CLegyQkMkyw[/Youtube][/center]
[center]10:22 [/center]

Доминико Риккарди: Россию ждёт страшное будущее (хотелки ЦРУ):
https://tainy.net/22686-predskazaniya-dominika-rikardi-o-budushhem-rossii-sdelannye-v-2000-godu.html

Завещание Алена Даллеса / Разработка ЦРУ (запрещено к ознакомлению Роскомнадзором = Жид-над-рус-надзором)
http://av-inf.blogspot.com/2013/12/dalles.html

[center][b]Сон разума народа России [/center]

[center][Youtube]CLegyQkMkyw[/Youtube][/center]
[center]10:22 [/center]

Доминико Риккарди: Россию ждёт страшное будущее (хотелки ЦРУ):
https://tainy.net/22686-predskazaniya-dominika-rikardi-o-budushhem-rossii-sdelannye-v-2000-godu.html

Завещание Алена Даллеса / Разработка ЦРУ (запрещено к ознакомлению Роскомнадзором = Жид-над-рус-надзором)
http://av-inf.blogspot.com/2013/12/dalles.html

[center][b]Сон разума народа России [/center]

Flush — Процедура Delphi

Изучив основные «кирпичики», из которых составляются программные инструкции, а именно — переменные и операторы, мы можем приступить к исследованию вопросов их эффективного расположения в теле программы. Для этих целей рассмотрим вопрос использования подпрограмм.

О подпрограммах в Object Pascal

Важной составной частью программирования в Object Pascal является использование подпрограмм — специальным образом оформленных и логически законченных блоков инструкций. Подпрограмму можно вызывать любое число раз из других мест программы, или из других подпрограмм. Таким образом, использование подпрограмм позволяет сделать исходный код более стройным и наглядным.

Структура подпрограммы похожа на программу в миниатюре: она содержит заголовок, блок объявления переменных и блок инструкций. Из отличий можно выделить лишь невозможность подключать модули (блок uses), а так же ограничения на объявления типов данных: если локальные простые и даже составные типы в подпрограммах вполне допустимы, то более сложные типы — объекты, классы и интерфейсы, локальными быть не могут, а потому в подпрограммах их объявлять нельзя.

Использование подпрограммы состоит из 2 этапов: сначала подпрограмму описывают, а затем, уже в блоке инструкций программы, вызывают. Отметим, что в библиотеке Delphi имеется описание тысяч готовых подпрограмм, описывать которые, разумеется, уже не надо. А их вызовом мы уже неоднократно занимались — достаточно взглянуть на любой пример, где мы встречали инструкции, подобные таким:

write(‘Hello, world!’); readln;

Здесь и write, и readln — стандартные подпрограммы Object Pascal. Таким образом, с вызовом подпрограмм мы уже знакомы. Осталось узнать, как создавать собственные, или пользовательские, подпрограммы. Но прежде отметим, что все подпрограммы делятся на 2 лагеря: процедуры и функции. Мы уже использовали эти термины, и даже давали им описание, однако повторимся: процедуры — это такие подпрограммы, которые выполняют предназначенное действие и возвращают выполнение в точку вызова. Функции в целом аналогичны процедурам, за тем исключением, что они еще и возвращают результат своего выполнения. Результатом работы функции могут быть данные любого типа, включая объекты.

Вместе с тем, значение, возвращаемое функцией, можно проигнорировать, в таком случае она ничем не будет отличаться от процедуры. Разумеется, при этом функция все-таки должна выполнить какое-либо действие, сказывающееся на выполнении программы, иначе она потеряет всякий смысл. С другой стороны, процедуры могут возвращать значения через свои параметры — например, как это делает DecodeDate. Таким образом, различия между процедурами и функциями в современном программировании весьма призрачны.

Как процедурам, так и функциям могут передаваться данные для обработки. Делается это при помощи списка параметров. Список параметров в описании подпрограммы и список аргументов, указываемых при ее вызове должен совпадать. Иначе говоря, если в описании определено 2 параметра типа Integer, то, вызывая такую подпрограмму, в качестве аргументов так же следует указать именно 2 аргумента и именно типа Integer или совместимого (скажем, Word или Int64).

ПРИМЕЧАНИЕ
На самом деле, Object Pascal позволяет довольно гибко обращаться с аргументами, для чего имеются различные методы, включая «перегружаемые» функции, значения параметров по умолчанию и т.д. Тем не менее, в типичном случае, количество, тип, и порядок перечисления аргументов при объявлении и при вызове процедуры или функции, должны совпадать.

Любые подпрограммы выполняются до тех пор, пока не будет выполнена последняя инструкция в блоке подпрограммы, или пока в ее теле не встретится специальная процедура exit. Процедура exit досрочно прерывает выполнение подпрограммы и возвращает управление инструкции, следующей за вызовом данной подпрограммы.

Процедуры

Итак, начнем исследование подпрограммы с процедур. Как уже было отмечено, процедуру надо описать. Описание процедуры состоит из заголовка и тела процедуры.

Заголовок состоит из ключевого слова procedure, за которым следует имя процедуры и, при необходимости, список параметров, заключенных в круглые скобки:

Вслед за заголовком может следовать блок объявления локальных меток, типов и переменных. Локальными они называются потому, что предназначены исключительно для этой процедуры.

ПРИМЕЧАНИЕ
Вопросы локальных и глобальных переменных, и вообще видимости в программах, будет рассмотрен позже в этой главе.

После заголовочной части следует тело процедуры, заключаемое в begin и end. Таким образом, исходный код процедуры может выглядеть примерно таким образом:

procedure TriplePrint(str: string); var i: integer; begin for i := 1 to 3 do begin writeln(‘»‘+str+'»‘); end; // конец цикла for end; // конец процедуры TriplePrint

Здесь мы определили процедуру TriplePrint, которая будет трижды выводить переданную ей в качестве аргумента строку, заключенную в двойные кавычки. Как видно, данная процедура имеет все составные части: ключевое слово procedure, имя, список параметров (в данном случае он всего один — строковая переменная str), блок объявления собственных переменных (целочисленная переменная i), и собственное тело, состоящее из оператора цикла for.

Для использования данной процедуры в любом месте программы достаточно написать инструкцию вызова процедуры, состоящую из имени процедуры и списка аргументов, например:

Отметим так же, что рассмотренная нами процедура сама содержит вызов другой процедуры — writeln. Процедуры могут быть встроенными. Иначе говоря, объявление одной процедуры можно помещать в заголовочную часть другой. Например, наша процедура TriplePrint может иметь вспомогательную процедуру, которая будет «подготавливать» строку к выводу. Для этого перед объявлением переменной i, разместим объявление еще одной процедуры. Назовем ее PrepareStr:

procedure PrepareStr; begin str := ‘»‘+str+'»‘; end;

Отметим, что переменная str, хотя и не передается этой процедуре в качестве параметра, тем не менее может в ней использоваться, поскольку данная процедура является составной частью процедуры TriplePrint, внутри которой данная переменная доступна для использования.

Таким образом, мы получаем две процедуры, одна из которых (TriplePrint) может использоваться во всей программе, а другая (PrepareStr) — только внутри процедуры TriplePrint. Чтобы преимущество использования процедур было очевидно, рассмотрим их на примере программы, которая будет использовать ее неоднократно, для чего обратимся к листингу 6.1 (см. так же пример в Demo\Part1\Procs).

Листинг 6.1. Использование процедур

program procs; <$APPTYPE CONSOLE>procedure TriplePrint(str: string); procedure PrepareStr; begin str := ‘»‘+str+'»‘; end; var i: integer; begin PrepareStr; for i := 1 to 3 do begin writeln(str); end; end; // конец процедуры TriplePrint begin // начало тела основной программы TriplePrint(‘Hello. ‘); // первый вызов TriplePrint TriplePrint(‘How are you. ‘); // 2-й вызов TriplePrint(‘Bye. ‘); // 3-й readln; end.

Очевидно, что если бы не процедура, то нам трижды пришлось бы писать цикл, свой для каждого слова. Таким образом, процедуры позволяют использовать единожды написанный код многократно, что существенно облегчает написание программ.

Функции

Подобно процедурам, описание функции состоит из заголовка и тела. Однако описание заголовка имеет 2 отличия: прежде всего, для функций используется ключевое слово function. Кроме того, поскольку функции всегда возвращают результат, завершается строка заголовка типом возвращаемого значения. Таким образом, для объявления функции мы получаем следующий синтаксис:


Возвращаемое значение может быть любого типа, кроме файлового. Что касается дальнейшего описания функции, то оно полностью аналогично таковому для процедур. Единственным дополнением является то, что в теле функции обязательно должна присутствовать хотя бы одна операция присваивания, в левой части которой должно быть либо имя функции, либо ключевое слово result. Именно это выражение и определяет возвращаемое функцией значение.

Рассмотрим пример функции, которая будет возвращать куб числа, переданного ей в качестве аргумента:

function cube(value: integer) : integer; result := value * value * value; >

Здесь определена функция, имеющая параметр value типа целого числа, которое она возводит в третью степень путем троекратного умножения, и результат присваивается специальной переменной result. Таким образом, чтобы в любом месте программы вычислить значение числа в 3-й степени, достаточно написать такое выражение:

В результате выполнения этого выражения переменной x будет присвоено значение 27. Данный пример иллюстрирует использование функций в классическом случае — для явного вычисления значения переменной. Однако функции могут использоваться в выражениях и напрямую. Например, можно поставить вызов функции cube в каком-либо месте арифметического выражения подобно обычной переменной:

Подобно процедурам, функции так же могут быть встроенными. Кроме того, функции могут включать в себя не только локальные функции, но и процедуры. Впрочем, верно и обратное — в процедурах могут использоваться локальные функции. Например, в той же процедуре TriplePrint можно было бы использовать не процедуру, а функцию PrepareStr, которая принимала бы строку и возвращала ее же в кавычках:

procedure TriplePrint(str: string); function PrepareStr(s: string) : string; begin result := ‘»‘+s+'»‘; end; var i: integer; begin for i := 1 to 3 do begin writeln(PrepareStr(str)); // функция использована как переменная end; end;

Как уже отмечалось, помимо специальной переменной result, в функциях можно использовать другую автоматически объявляемую переменную, имя которой соответствует имени функции. Так, для функции cube имя переменной также будет cube:

function cube(value: integer) : integer; cube := value * value * value; >

В данном случае оба варианта будут вести себя полностью аналогично. Различия проявляются лишь в том случае, если использовать такую переменную в выражениях в теле функции. В подобных случаях следует использовать именно переменную result, а не имя функции, поскольку использ0овании имени функции в выражении внутри самой функции приведет к ее рекурсивному вызову.

Рекурсия

Таким образом мы подошли к теме рекурсии — вызову подпрограммы из самой себя. Это не является ошибкой, более того, целый ряд алгоритмов решить без рекурсии вообще было бы затруднительно.

Рассмотрим вопрос рекурсии на следующем примере:

function recfunc(x: integer) : integer begin dec(x); // функция декремента, уменьшает целое на 1 if x > 5 then x := recfunc(x); result := 0; // возвращаемое значение тут не используется end;

Здесь мы объявили функцию recfunc, принимающую один аргумент, и вызывающую саму себя до тех пор, пока значение этого аргумента больше 5. Хотя на первый взгляд может показаться, что такое поведение функции похоже на обычный цикл, на самом деле все работает несколько по-иному: если вы вызовите ее со значением 8, то она выдаст вам 3 сообщения в следующей последовательности: 5, 6, 7. Иначе говоря, функция вызывала саму себя до тех пор, пока значение x было больше 5, и собственно вывод сообщений начала 3-я по уровню получившейся вложенности функция, которая и вывела первое сообщение (в данном случае им стало 5, т.е. уменьшенное на единицу 6).

Чтобы представить себе более наглядно, как работает рекурсивный вызов, дополним эту функцию выводом комментариев, а так же счетчиком глубины рекурсии. Для этого мы, во-первых, задействуем возвращаемое функцией значение, а во-вторых, добавим еще один параметр, который и будет счетчиком. Результат проделанной работы приведен в листинге 6.2.

Листинг 6.2. Рекурсия с комментариями

program recurse; <$APPTYPE CONSOLE>function recfunc(x, depth: integer) : integer; begin dec(x); if x > 5 then begin write(‘Current recursion depth is: ‘); write(depth); write(‘, current x value is: ‘); writeln(x); inc(depth); depth:=recfunc(x, depth); end else writeln(‘End of recursive calls. ‘); write(‘Current recursion depth is: ‘); write(depth); write(‘, current x value is: ‘); writeln(x); dec(depth); result := depth; end; begin recfunc(8,0); readln; end.

Исходный код находится в Demo\Part1\Recurse, там же находится и исполняемый файл recurse.exe, результат работы которого вы можете увидеть на своем экране.

Использование параметров

Параметры в процедурах и функциях могут применяться не только по своему прямому предназначению — для передачи данных подпрограмме, но так же могут быть использованы для возвращения значений. Подобное их использование может быть вызвано, например, необходимостью получить более одного значения на выходе функции. Синтаксис объявления параметров в таком случае несколько отличается от стандартного — перед именем параметра следует использовать ключевое слово var:

procedure Circle (square: real; var radius, length: real);

Данная процедура принимает «на обработку» одно значение — площадь (square), а возвращает через свои параметры два — радиус (radius) и длину окружности (length). Практическая ее реализация может выглядеть таким образом:

procedure Circle (square: real; var radius, length: real); begin radius := sqrt(square / pi); // функция pi возвращает значение числа ? length := pi * radius * 2; end;

Теперь, чтобы воспользоваться этой функцией, следует объявить в программе 2 переменные, которые будут переданы в качестве аргументов этой процедуре и получат результаты. Их имена не важны, важно лишь, чтобы они были такого же, или совместимого типа, т.е. вещественные, например:

var r,l: real; . Circle(100,r,l);

После вызова функции Circle, переменные r и l получат значения радиуса и длины окружности. Остается их вывести при помощи writeln. Исходный код программы приведен в листинге 6.3.

Листинг 6.3. Процедура с параметрами

program params; <$APPTYPE CONSOLE>procedure Circle (square: real; var radius, length: real); begin //функция sqrt извлекает корень, а функция pi возвращает значение числа ? radius := sqrt(square / pi); length := pi * radius * 2; end; var r,l: real; begin Circle(100,r,l); writeln(r); writeln(l); readln; end.

Запустив такую программу, можно убедиться, что она работает и выводит верные результаты, однако вид у них получается довольно-таки неудобочитаемый, например, длина окружности будет представлена как «3,54490770181103E+0001». Чтобы сделать вывод более удобным для восприятия, нам понадобится функция FloatToStrF. С ее помощью мы можем определить вывод числа на свое усмотрение, например:

Кроме того, не помешало бы указать, где радиус, а где — длина окружности. Для этого модернизируем строки вывода результатов следующим образом:

writeln(‘Radius is: ‘+FloatToStrF(r,ffFixed,12,8)); writeln(‘Length is: ‘+FloatToStrF(l,ffFixed,12,8));

Наконец, не помешало бы сделать программу более полезной, для чего предусмотрим возможность ввода значения площади круга пользователем. В этих целях нам понадобится еще одна переменная (назовем ее s) и выражение для считывания ввода. Не помешает так же приглашение, объясняющее пользователю, что надо делать. В итоге основной блок программы получит следующий вид:

. var s,r,l: real; begin write(‘Input square: ‘); readln(s); Circle(s,r,l); writeln(‘Radius is: ‘+FloatToStrF(r,ffFixed,12,8)); writeln(‘Length is: ‘+FloatToStrF(l,ffFixed,12,8)); readln; end.

В принципе, это уже лучше, однако не помешало бы добавить обработку возможных ошибок ввода. Скажем, площадь должна быть больше 0. Проверку на то, является ли значение s больше нуля, можно производить непосредственно в основном коде программы, но в целях создания более универсального кода, вынесем ее в подпрограмму. Для этого первой инструкцией процедуры Circle должна быть проверка значения площади:

Таким образом, в случае, если введенное пользователем значение окажется нулевым или отрицательным, выполнение процедуры будет прекращено. Но возникает другой вопрос: как сообщить программе о том, что вычисления не были выполнены? Пожалуй, в данном случае следовало бы заменить процедуру функцией, которая возвращала бы истину, если вычисления произведены, и ложь в противном случае. Вот что у нас получится:

function Circle(square: real; var radius, length: real) : boolean; begin result := false; if (square

В начале функции мы определили возвращаемое значение как ложь. В результате, если параметр square не проходит проверку, то функция будет завершена и возвратит именно это значение. Если же проверка будет пройдена, то функция выполнится до конца, т.е. как раз до того момента, когда ее результатом станет истина.

Поскольку программа теперь может получить сведения о том, выполнились ли преобразования на основании возвращаемого функцией Circle булевского значения, остается добавить такую проверку в тело программы. В качестве условия для условного оператора в таком случае подойдет сама функция Circle (на самом деле, условием будет выступать не функция, а как раз возвращаемое ей значение):

if Circle(s,r,l) then begin // вывод end else // сообщить об ошибке

Результатом проделанной работы будет программа, приведенная в листинге 6.4. Она же находится в Demo\Part1\Params.

Листинг 6.4. Функция с параметрами

program params; <$APPTYPE CONSOLE>uses sysutils; //этот модуль соджержит функцию FloatToStrF function Circle(square: real; var radius, length: real) : boolean; begin result := false; if (square

Итак, при помощи ключевого слова var в списке параметров подпрограммы мы можем добиться использования передаваемых аргументов в том блоке, где был произведен вызов данной подпрограммы. В несколько другом аспекте используется ключевое слово const. Фактически, оно объявляет локальную константу, т.е. значение, которое нельзя изменять внутри данной процедуры или функции. Это бывает полезным в том случае, когда такое изменение недопустимо по логике программы и служит гарантией того, что такое значение не будет изменено.

При этом открывается еще одна возможность, связанная с константами, а именно — использование предопределенных значений. Например, можно определить функцию следующим образом:

function MyBetterFunc(val1: integer; const val2: integer = 2); begin result := val1*val2; end;

Обращение же к такой функции может иметь 2 варианта: с указанием только одного аргумента (для параметра val1), или же с указанием обоих:

x := MyBetterFunc(5); // получим 10 x := MyBetterFunc(5,4); // получим 20

Оба вызова будут верными, просто в первом случае для второго параметра будет использовано значение, заданное по умолчанию.

Области видимости

Еще одной важной деталью, касающейся использования подпрограмм, является видимость переменных. Само понятие видимости подразумевает под собой тот факт, что переменная, объявленная в одном месте программы может быть доступна, или наоборот, недоступна, в другом. Прежде всего, это касается подпрограмм: как мы уже успели отметить, переменные, объявленные в заголовке процедур или функций, только в данной процедуре (функции) и будут доступны — на то они и называются локальными:

program Project1; procedure Proc1; var a: integer; begin a := 5; //верно. Локальная переменная a здесь видна end; begin a := 10; //Ошибка! Объявленная в процедуре Proc1 переменнаая здесь не видна end.

В то же время переменные, объявленные в основном заголовке программы, доступны во всех входящих в нее подпрограммах. Потому они и называются глобальными. Единственное замечание по этому поводу состоит в том, что глобальная переменная должна быть объявлена до функции, т.е. выше ее по коду программы:

program Project2; var a: integer; // глобальная переменная a procedure Proc1; begin a := 5; // верно b := 10; // Ошибка! Переменая b на этот момент еще не объявлена end; var b: integer; // глобальная переменная b begin a := 10; // верно b := 5; // тоже верно. Здесь видны все г var a: integer; // глобальная переменная end.

Теперь рассмотрим такой вариант, когда у нас имеются 2 переменных с одним и тем же именем. Разумеется, компилятор еще на стадии проверки синтаксиса не допустит, чтобы в программе были объявлены одноименные переменные в рамках одного диапазона видимости (скажем, 2 глобальных переменных X, или 2 локальных переменных X в одной и той же подпрограмме). Речь в данном случае идет о том, что произойдет, если в одной и той же программе будет 2 переменных X, одна — глобальная, а другая — локальная (в какой-либо подпрограмме). Если с основным блоком программы все ясно — в нем будет присутствовать только глобальная X, то как быть с подпрограммой? В таком случае в действие вступает правило близости, т.е. какая переменная ближе (по структуре) к данному модулю, та и есть верная. Применительно к подпрограмме ближней оказывается локальная переменная X, и именно она будет задействована внутри подпрограммы.

program Project3; var X: integer; procedure Proc1; var X: integer; begin X := 5; // Здесь значение будет присвоено локальной переменной X end; begin X := 10; // Здесь же значение будет присвоено голобальной переменной X end.

Таким образом, мы внесли ясность в вопрос видимости переменных. Что касается видимости подпрограмм, то она определяется аналогичным образом: подпрограммы, объявленные в самой программе, видны всюду. Те же подпрограммы, которые объявлены внутри процедуры или функции, доступны только внутри нее:

program Project1; procedure Proc1; procedure SubProc; begin end; begin SubProc; // Верно. Вложенная процедура здесь видна. end; begin Proc1; // Верно. Процедура Proc1 объявлена в зоне глобальной видимости SubProc; // Ошибка! Процедура SubProc недоступна за пределами Proc1. end.

Наконец в том случае, когда имена встроенной и некой глобальной процедуры совпадают, то, по аналогии с переменными, в области видимости встроенной процедуры, именно она и будет выполнена.

Видимость в модулях

Все то, что мы уже рассмотрели, касалось программ, умещающихся в одном единственном файле. На практике же, особенно к тому моменту, когда мы перейдем к визуальному программированию, программы будут включать в себя множество файлов. В любом случае, программа на Object Pascal будет иметь уже изученный нами файл проекта — dpr, или основной модуль программы. Все прочие файлы будут располагаться в других файлах, или модулях (units), с типичным для Pascal расширением pas. При объединении модулей в единую программу возникает вопрос видимости переменных, а так же процедур и функций в различных модулях.

Для начала вернемся к рассмотрению структуры модуля, которая имеет ряд отличий от структуры программы. Итак, в простейшем случае, модуль состоит из названия, определяемого при помощи ключевого слова unit, и 2 секций — interface и implementation. Так вот как раз первая секция, interface, и служит для определения (декларации) типов данных, переменных, функций и процедур данного модуля, которые должны быть доступны за пределами данного модуля.

Чтобы лучше в этом разобраться, создадим программу, состоящую из 2 модулей — основного (dpr) и дополнительного (pas). Для этого сначала создайте новый проект типа Console Application, а затем добавьте к нему модуль, для чего из подменю File ‘ New выберите пункт Unit. После этого сохраните проект, щелкнув по кнопке Save All (или File ‘ Save All). Обратите внимание, что первым будет предложено сохранить не файл проекта, а как раз файл дополнительного модуля. Назовем его extunit.pas, а сам проект — miltiunits (см. Demo\Part1\Visibility). При этом вы увидите, что в части uses файла проекта произошло изменение: кроме постоянно добавляемого модуля SysUtils, появился еще один модуль — extunit, т.е. код стал таким:

uses SysUtils, extunit in ‘extunit.pas’;

Мы видим, что Delphi автоматически добавила пояснение, в каком файле находится подключаемый модуль. Это вызвано тем, что если о расположении собственных модулей Delphi все известно, то пользовательские модули могут находиться где угодно на жестком диске ПК. Но в данном случае мы сохранили и файл программы, и подключаемый модуль в одном каталоге, следовательно, их пути совпадают, и данное указание можно было бы опустить:

uses SysUtils, extunit;

Тем не менее, оставим код как есть, и приступим к разработке модуля extunit. В нем, в части implementation, напишем 2 процедуры — ExtProc1 и ExtProc2. Обе они будут делать одно и то же — выводить строку со своим названием. Например, для первой:

Теперь вернемся к главному модулю программы и попробуем обратиться к процедуре ExtProc1:

. begin ExtProc1; end.

Попытка компиляции или запуска такой программы приведет к ошибке компилятора «Undeclared identifier», что означает «неизвестный идентификатор». И действительно, одного лишь описания процедуры недостаточно, чтобы она была доступна вне своего модуля. Так что перейдем к редактированию extunit и в секции interface напишем строку:

Такая строка, помещенная в секцию interface, является объявлением процедуры ExtProc1, и делает ее видимой вне данного модуля. Отметим, что в секции interface допускается лишь объявлять процедуры, но не определять их (т.е. тело процедуры здесь будет неуместно). Еще одним полезным эффектом от объявления процедур является то, что таким образом можно обойти такое ограничение, как необходимость определения подпрограммы до ее вызова. Иначе говоря, поскольку в нашем файле уже есть 2 процедуры, ExtProc1и ExtProc2, причем они описаны именно в таком порядке — сначала ExtProc, а потом ExtProc2, то выведя объявление ExtProc2 в interface, мы сможем обращаться к ExtProc2 из ExtProc1, как это показано в листинге 6.5:

Листинг 6.5. Объявление процедур в модуле

unit extunit; interface procedure ExtProc1; procedure ExtProc2; implementation procedure ExtProc1; begin writeln(‘ExtProc1’); ExtProc2; // Если объявления не будет, то компилятор выдаст ошибку end; procedure ExtProc2; begin writeln(‘ExtProc2’); end; end.

Отметим, что теперь процедуры ExtProc2, так же, как и ExtProc1, будет видна не только по всему модулю extunit, но и во всех использующей этот модуль программе multiunits.

Разумеется, все, что было сказано о процедурах, верно и для функций. Кроме того, константы и переменные, объявленные в секции interface, так же будут видны как во всем теле модуля, так и вне него. Остается лишь рассмотреть вопрос пересечения имен, т.е. когда имя переменной (константы, процедуры, функции) в текущем модуле совпадает с таковым в подключенном модуле. В этом случае вновь вступает в силу правило «кто ближе, тот и прав», т.е. будет использоваться переменная из данного модуля. Например, если в extunit мы объявим типизированную константу Z, равную 100, а в multiunits — одноименную константу, равную 200, то обратившись к Z из модуля extunit, мы получим значение 100, а из multiunits — 200.

Если же нам в multiunits непременно понадобится именно та Z, которая находится в модуле extunit, то мы все-таки можем к ней обратиться, для чего нам пригодится точечная нотация. При этом в качестве имени объекта указывают название модуля:

Именно таким образом можно явно ссылаться на переменные, функции и процедуры, находящиеся в других модулях.

Некоторые стандартные функции

В Object Pascal, как уже отмечалось, имеются огромное количество стандартных процедур и функций, являющихся составной частью языка, и с некоторыми мы уже знакомы (например, приведенные в табл. 5.1 и 5.2 функции преобразования). Детальное описание всех имеющихся в Object Pascal процедур и функций можно получить в справочной системе Delphi, однако мы все-таки рассмотрим здесь некоторые из них, чтобы составить общее представление — см. таблицу 6.1.

Таблица 6.1. Некоторые стандартные процедуры и функции Delphi

Синтаксис Группа Модуль Описание
function Abs(X); арифметические System Возвращает абсолютное значение числа
procedure ChDir(const S: string); управления файлами System Изменяет текущий каталог
function Concat(s1 [, s2. sn]: string): string; строковые System Объединяет 2 и более строк в 1
function Copy(S; Index, Count: Integer): string; строковые System Возвращает часть строки
function Cos(X: Extended): Extended; тригонометрические System Вычисляет косинус угла
procedure Delete(var S: string; Index, Count: Integer); строковые System Удаляет часть строки
function Eof(var F): Boolean; ввод-вывод System Проверяет, достигнут ли конец файла
procedure Halt [ ( Exitcode: Integer) ]; управления System Инициирует досрочное прекращение программы
function High(X); диапазона System Возвращает максимальное значение из диапазона
procedure Insert(Source: string; var S: string; Index: Integer); строковые System Вставляет одну строку в другую
function Length(S): Integer; строковые System Возвращает длину строки или количество элементов массива
function Ln(X: Real): Real; арифметические System Возвращает натуральный логарифм числа (Ln(e) = 1)
function Low(X); диапазона System Возвращает минимальное значение из диапазона
procedure New(var P: Pointer); размещения памяти System Создает новую динамическую переменную и назначает указатель для нее
function ParamCount: Integer; командной строки System Возвращает количество параметров командной строки
function ParamStr(Index: Integer): string; командной строки System Возвращает указанный параметр из командной строки
function Pos(Substr: string; S: string): Integer; строковые System Ищет вхождение указанной подстроки в строку и возвращает порядковый номер первого совпавшего символа
procedure RmDir(const S: string); ввод-вывод System Удаляет указанный подкаталог (должен быть пустым)
function Slice(var A: array; Count: Integer): array; разные System Возвращает часть массива
function UpCase(Ch: Char): Char; символьные System Преобразует символ в верхний регистр
function LowerCase(const S: string): string; строковые SysUtils Преобразует ASCII-строку в нижний регистр
procedure Beep; разные SysUtils Инициирует системный сигнал
function CreateDir(const Dir: string): Boolean; управления файлами SysUtils Создает новый подкаталог
function CurrentYear: Word; даты и времени SysUtils Возвращает текущий год
function DeleteFile(const FileName: string): Boolean; управления файлами SysUtils Удаляет файл с диска
function ExtractFileExt(const FileName: string): string; имен файлов SysUtils Возвращает расширение файла
function FileExists(const FileName: string): Boolean; управления файлами SysUtils Проверяет файл на наличие
function IntToHex(Value: Integer; Digits: Integer): string; форматирования чисел SysUtils Возвращает целое в шестнадцатеричном представлении
function StrPCopy(Dest: PChar; const Source: string): PChar; строковые SysUtils Копирует Pascal-строку в C-строку (PChar)
function Trim(const S: string): string; строковые SysUtils Удаляет начальные и конечные пробелы в строке
function TryStrToInt(const S: string; out Value: Integer): Boolean; преобразования типов SysUtils Преобразует строку в целое
function ArcCos(const X: Extended): Extended; тригонометрические Math Вычисляет арккосинус угла
function Log2(const X: Extended): Extended; арифметические Math Возвращает логарифм по основанию 2
function Max(A,B: Integer): Integer; арифметические Math Возвращает большее из 2 чисел
function Min(A,B: Integer): Integer; арифметические Math Возвращает меньшее из 2 чисел

Те функции, которые имеются в модуле System, являются основными функциями языка, и для их использования не требуется подключать к программе какие-либо модули. Все остальные функции и процедуры можно назвать вспомогательными, и для их использования следует подключить тот или иной модуль, указав его в uses, например, как это делает Delphi уже при создании новой программы с SysUtils:

Что касается практического применения той или иной функции, то оно определяется, прежде всего, той группой, к которой данная функция относится. Например, арифметические функции используются для различных математических расчетов, строковые используются для манипуляций со строками и т.д. Разумеется, в каждой категории имеется множество других функций, помимо тех, что приведены в таблице 6.1, однако по ней можно получить общее представление о том, что есть в распоряжении Delphi-программиста.

Функции в действии

В целом мы уже ознакомились с несколькими десятками предопределенных процедур и функций, а так же умеем создавать собственные. Пора применить полученные знания на практике, для чего вновь вернемся к программе, рассмотренной в главе, посвященной операторам — игре «Угадай-ка». В ней, по сути, был реализован только один из рассмотренных в самом начале книги алгоритмов — угадывания числа. Что касается алгоритма управления, то на тот момент мы оставили его без внимания.


Но прежде, чем вносить в программу изменения, определимся с тем, что мы все-таки хотим получить в итоге. Допустим, что мы хотим сделать следующие вещи:

  1. Реализовать-таки возможность повторного прохождения игры без перезапуска программы;
  2. Добавить немного «геймплея». Иначе говоря, введем уровни сложности и подсчет очков. Новые уровни можно реализовать как повторное прохождение игры с увеличением сложности (скажем, за счет расширения диапазона загадываемых значений);
  3. В продолжение п. 2 добавить еще и таблицу рекордов, которая будет сохраняться на диске.

Поскольку часть работы уже выполнена, то для того, чтобы приступить к разработке новой версии игры (назовем ее «Угадай-ка 2.0»), мы не будем как обычно создавать новый консольный проект в Delphi, а откроем уже существующий (Ugadaika) и сохраним его под новым именем, скажем, Ugadaika2, и в новом каталоге. Таким образом, мы уже имеем часть исходного кода, отвечающую за угадывание, в частности, цикл while (см. листинг 4.5). Этот фрагмент логичнее всего выделить в отдельную процедуру, вернее даже функцию, которая будет возвращать число попыток, сделанное пользователем. Для этого создадим функцию, которая будет принимать в качестве аргумента число, которое следует угадать, а возвращаемым значением будет целое, соответствующее числу попыток. Ее объявление будет таким:

function GetAttempts(a: integer):integer;

Данная функция так же должна иметь в своем распоряжении переменную, необходимую для ввода пользователем своего варианта ответа. Еще одна переменная нужна для подсчета результата, т.е. количества попыток. В качестве первой можно было бы использовать глобальную переменную (b), однако во избежание накладок, для локального использования в функции следует использовать локальную же переменную. Что касается переменной-счетчика, то для нее как нельзя лучше подходит автоматическая переменная result. Еще одним изменением будет использование цикла repeat вместо while. Это вызвано тем, что с одной стороны, тем, что хотя бы 1 раз пользователь должен ввести число, т.е. условие можно проверять в конце цикла, а с другой мы можем избавиться от присвоения лишнего действия, а именно — присвоения заведомо ложного значения переменной b. Ну и еще одно дополнение — это второе условие выхода, а именно — ограничение на число попыток, которое мы установим при помощи константы MAXATTEMPTS:

const MAXATTEMPTS = 10;

В результате код функции получится таким, как представлено в листинге 6.6.

Листинг 6.6. Функция GetAttempts

function GetAttempts(a: integer):integer; var b: integer; begin Result:=0; repeat inc(Result); // увеличиваем счетчик числа попыток write(#13+#10+’?:’); read(b); if (b>a) then begin write(‘Too much!’); continue; end; if (b

Теперь, когда подготовительная работа сделана, можно браться за реализацию намеченных изменений. Прежде всего, в теле программы нам потребуется цикл, который как раз и будет обеспечивать логику исполнения программы. Для него нам так же понадобятся переменные. В частности, нужны счетчик цикла, устанавливающий текущий уровень сложности, так же нужны переменные для хранения набранных очков и числа попыток, и, кроме того, не помешает заранее определить файловую переменную для таблицы рекордов и строковую — для ввода имени «рекордсмена». Итого мы получаем следующий список переменных перед основным блоком программы:

var level, score, attempt: integer; f: TextFile; s: string;

Теперь инициализируем счетчик псевдослучайных чисел (т.е. оставим randomize на месте) и инициализируем нулем значения счета и уровня:

Наконец, напишем цикл для основного блока программы. Этот цикл должен быть выполнен хотя бы один раз и будет продолжать выполняться до тех пор, пока число попыток в последнем уровне было меньше максимально допустимого. В результате получаем цикл repeat со следующим условием:

В самом цикле нам потребуется, прежде всего, выводить информацию о текущем уровне, а так же о диапазоне отгадываемых чисел. После этого надо будет получить число попыток при помощи функции GetAttempts, вычислить набранные очки и сообщить о них пользователю, после чего увеличить счетчик цикла на 1 и перейти к следующей его итерации. В результате мы получим следующий фрагмент кода:

repeat writeln(‘Level ‘+IntToStr(level)+’:’); writeln(‘From 0 to ‘+IntToStr(level*100)); attempt:=GetAttempts(random(level*100+1)); score:=score+(MAXATTEMPTS-attempt)*level; writeln(#10+’You current score is: ‘+IntToStr(score)); inc(level); until attempt>MAXATTEMPTS;

После завершения работы цикла, т.е. когда пользователь хоть раз истратит на отгадывание все 10 попыток, следует сообщить итоговый результат и сравнит его с предыдущим значением, которое следует считать из файла. Файл мы назовем records.txt, и сопоставим с переменной f:

Но прежде, чем попытаться что-либо прочитать из этого файла, необходимо убедиться, что такой файл уже есть, а если нет — то создать его, записав в него некий минимальный результат.

if not FileExists(‘record.txt’) then begin Rewrite(f); writeln(f,’0′); // первая строка содержит число-рекорд writeln(f,’None’); // а вторая — имя последнего победителя CloseFile(f); end;

Теперь можно считать этот файл. Правда, мы упустили из виду, что нам здесь тоже нужна переменная — для считывания предыдущего рекорда. В то же время, на данный момент мы уже имеем 2 ненужных для дальнейшей работы программы переменных — attempt и level, так что вполне можно воспользоваться любой из них для этих целей. Таким образом, мы получим следующий код:

Reset(f); readln(f, attempt); readln(f,s); writeln(#10+’BEST SCORE: ‘+IntToStr(attempt)+’ by ‘+s); CloseFile(f);

Ну и последнее, чего нам остается — это проверить, является ли новое значение выше рекорда, и если да — то записать новый рекорд в файл, не забыв спросить имя игрока:

Вот, собственно, и все. Полный код получившейся программы можно увидеть на листинге 6.7, или же в файле проекта в каталоге Demo\Part1\Ugadaika2.

Листинг 6.7. Программа угадай-ка, окончательный вариант

В завершение отметим, что эта программа использует использование не только функций, но и констант, глобальных и локальных переменных, а так же циклов и операций файлового ввода-вывода. Таким образом, на текущий момент мы познакомились со всеми основами обычного, процедурного программирования. Пора двигаться дальше — к объектно-ориентированному программированию в Object Pascal!

Delphi.FireDAC. Выполнение хранимых процедур и функций

Данная статья посвящена выполнению хранимых процедур в FireDAC. Основой для данной статьи стала официальная документация.

Класс TFDStoredProc может быть использован как designtime так и в runtime. TFDStoredProc генерирует SQL команду для вызова хранимой процедуры, базирующейся на свойствах TFDStoredProc. Перед исполнением, FireDAC отправляет значения параметров к DBMS, и после этого исполняет хранимую процедуру и получает output параметры.

Замечание. FireDAC не поддерживает параметры со значениями по умолчанию.

Настройка хранимых процедур в Design Time

Чтобы выполнить хранимую процедуру, необходимо бросить компонент TFDStoredProc на форму. Свойство TFDStoredProc.Connection будет автоматически настроено, если на форме есть FDConnection.

Опционально можно установить CatalogName, SchemaName, и PackageName или выбрать их значения из выпадающего списка. После установки StoredProcName и когда fiMeta включено в FetchOptions.Items, коллекция параметров заполняется автоматически.

Чтобы унифицировать имена параметров, можно установить ResourceOptions.UnifyParams в True. Например, это исключит префикс ‘@’ из имен параметров SQL сервера.

Настройка хранимых процедур в RunTime

Аналогично design-time можно использовать следующий код для run-time

Отладка программ в среде Delphi

Читайте также:

  1. COM программы.
  2. XI. Системное программное обеспечение ЭВМ
  3. XIII. Инструментальное программное обеспечение ЭВМ
  4. Алгоритм, записанный на языке программирования называется программой.
  5. АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МИКРООПЕРАЦИЙ.МИКРОПРОГРАММЫ.
  6. АЛГОРИТМЫ, АЛГОРИТМИЗАЦИЯ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  7. Алфавит языка, лексика, структура программы.
  8. Анализ программы.
  9. Анализ. Первый программный пример строка за строкой
  10. Антивирусные программы
  11. Антивирусные программы
  12. Антивирусные программы

(для программирующих в Delphi)

В Delphi имеется мощный встроенный отладчик, значительно упрощающий отладку программ. Основными инструментами отладки являются точки контрольного останова и окно наблюдения за переменными.

(1)Точки контрольного останова

Точка контрольного остановаопределяет оператор в программе, перед выполнением которого программа прервет свою работу, и управление будет передано среде Delphi. Точка останова задается с помощью опции View|Debug windows|Breakponts.

Окно точек остановасодержит список всех установленных в проекте точек, перед выполнением которых происходит прекращение работы программы и управление получает среда Delphi.

Для добавления новой точки следует щелкнуть по окну правой кнопкой мыши и выбрать опцию Add. В этом случае появляется окно, с помощью которого можно указать положение добавляемой точки:

FileName – определяет имя файла;

Line number – номер строки от начала файла (в момент появления окна оно содержит файл и строку с текстовым курсором);

Condition – можно указать условие останова в виде логического выражения (например, MyValue = МахValue-12);

Pass count – количество проходов программы через контрольную точку без прерывания вычислений.

Окно точек останова (слева) и окно добавления новой точки (справа)

(2)Окно наблюдения

Наблюдать за состоянием переменной или выражения можно с помощью специального окна, вызываемого опцией View|Debug windows|Watches.

Окно наблюденияиспользуется в отладочном режиме для наблюдения за изменением значений выражений, помещенных в это окно.

Для добавления нового выражения следует щелкнуть по окну правой кнопкой мыши и выбрать опцию New Watch. В строке Expression ввести выражение. Окно Repeat count определяет количество показываемых элементов массивов данных; окно Digits указывает количество значащих цифр для отображения вещественных данных; переключатель Enabled разрешает или запрещает вычисление выражения. Остальные элементы определяют вид представления значения.

Значения переменных можно также посмотреть во время останова программы, наведя курсор мыши на переменную в тексте кода.

Окно наблюдения и окно добавления в него нового выражения

(3)Принудительное прерывание работы программы

Если программа запущена из среды Delphi, ее работу можно прервать в любой момент с помощью клавиш Ctrl+F2, кнопки ESC, опцией Run|Program Pause или, наконец, установив точку контрольного останова в той части программы, которая выполняется в данный момент или будет выполнена.

(4)Трассировка программы

Перед исполнением оператора, в котором установлена точка контрольного останова, работа программы будет прервана, управление получит среда Delphi, a в окне наблюдения отразится текущее значение наблюдаемых переменных и/или выражений.

Теперь программист может прослеживать работу программы по шагам с помощью клавиш F7 и F8 или инструментальных кнопок. При нажатии клавиши F8 будут выполнены запрограммированные в текущей строке действия, и работа программы прервется перед выполнением следующей строки текста программы.

Следует заметить, что контрольная точка останова выделяется по умолчанию красным цветом, а текущая прослеживаемая строка – синим. Если программа остановлена в контрольной точке, т. е. когда текущая строка совпадает со строкой останова, строка выделяется красным цветом. Признаком текущей строки является особое выделение строки в служебной зоне слева в окне редактора.

Фрагмент окна редактора в режиме отладки

Чтобы установить/снять точку контрольного останова, достаточно щелкнуть мышью по служебной зоне слева от нужной строки или установить в эту строку текстовый курсор и нажать клавишу F5.

При нажатии клавиши F7 выполняются те же действия, что и при нажатии клавиши F8, однако, если в текущей строке содержится вызов подпрограммы пользователя, программа прервет свою работу перед выполнением первого исполняемого оператора этой подпрограммы, т. е. клавиша F7 позволяет прослеживать работу вызываемых подпрограмм.

После трассировки нужного фрагмента программы можно продолжить нормальную ее работу, нажав клавишу F9.

(5)Действия в точках прерывания

В Delphi с любой точкой можно связать одно или несколько действий. Для этого нужно активизировать окно точек останова, вызвать его локальное меню (щелчок правой кнопкой) и выбрать продолжение Properties. В появившемся окне свойств щелкнуть по кнопке Advanced.

В нижней части окна имеется панель Actions, с помощью которой и определяются действия для точки останова, указанной в верхней части окна:

· Break – останов перед выполнением помеченного оператора;

· Ignore subsequent exceptions – если переключатель установлен, игнорируются все возможные последующие исключения в текущем отладочном сеансе до очередной точки останова, в которой, возможно, это действие будет отменено;

· Handle subsequent exceptions – после установки этого переключателя отменяется действие предыдущего переключателя и возобновляется обработка возможных исключений;

· Log message –можно указать произвольное сообщение, связанное с точкой останова;

· Eval expression – можно вычислить некоторое выражение и поместить его результат в это сообщение.

Окно свойств точек останова

(6)Группировка точек прерывания

В Delphi имеется возможность объединения точек останова в группы. Для этого используется все то же окно (рис. 7.4): в строке Group следует указать имя группы, к которой принадлежит точка, а в строках Enable group и Disable group соответственно разрешить или запретить действие всех точек останова, относящихся к соответствующей группе.

(7)Вычисление выражений и изменение значений

С помощью окна Evaluate/Modify опции Run можно узнать значение любого выражения или установить в переменную другое значение. Это окно вызывается в режиме отладки после нажатия Ctrl+F7.

Окно просмотра изменения значений

В строке Expression можно написать имя переменной или интересующее вас выражение. После щелчка по кнопке Evaluate в поле Result появится текущее значение переменной (выражения). Если в Expression содержится имя переменной, одновременно становится доступной кнопка Modify, а в строке New value повторяется текущее значение переменной. Если изменить эту строку и нажать Modify, в переменную будет помещено новое значение, которое и будет использоваться при дальнейшем прогоне программы (если определяется значение выражения, кнопка Modify и строка New value будут недоступны).

Можно использовать дополнительные кнопки этого окна Watch и Inspect. Если щелкнуть по первой из них, выражение (переменная) из окна Evaluate будет перенесено в окно наблюдений Watch, щелчок по второй отображает выражение (переменную) в специальном окне Inspect.

(8)Ведение протокола работы программы

В ряде случаев бывает неудобно или невозможно пользоваться пошаговой отладкой программ. В таких ситуациях могут помочь контрольные точки, которые не прерывают работу программы, а лишь помещают некоторую информацию в специальный файл трассировки. Для реализации такой точки следует раскрыть окно Run|Add Breakpoint|Source Breakpoint (рис. 7.1), убрать флажок в переключателе Break и написать сообщение в строке Log message. Можно также в строке Eval expression указать выражение, которое будет вычислено и вместе с сообщением помещено в протокол работы программы. Этот протокол можно просмотреть в любой момент (в том числе и после завершения прогона программы) с помощью опции View|Debug Windows|Event Log.

Глава 2. Лекция 6

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 3592 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Илон Маск рекомендует:  Иконка приложения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL