JavaScript — Описание языка


Содержание

Введение в JavaScript

JavaScript® (часто сокращают до JS) — это интерпретируемый язык программирования, разработанный для взаимодействия с веб-страницами. JavaScript запускается на стороне клиента Интернета и используется для программирования того, как веб-страницы будут вести себя при наступлении определенных событий.

Что такое JavaScript?

JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются. Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript в сравнении с ECMAScript

Этот учебник написан о языке, который известен как JavaScript. Тем не менее официальный стандарт, в котором определены спецификации, описывающие язык, называет его ECMAScript.

Компания Netscape представила язык JavaScript в организацию Ecma International, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных систем (изначально ECMA являлся акронимом European Computer Manufacturers Association), где он был утвержден в качестве стандарта ECMAScript в 1997 г.

Эта стандартизированная версия JavaScript, называемая ECMAScript, работает одинаково во всех приложениях, поддерживающих стандарт. Разработчики могут использовать открытый стандарт языка, чтобы разработать собственную реализацию JavaScript.

Формально, когда разработчики ссылаются на ECMAScript, они обычно имеют в виду «идеальный» язык, определенный стандартом Ecma. Чаще всего эти два понятия взаимозаменяемы. Поэтому, при упоминании об официальном стандарте в этом учебнике будет употребляться название ECMAScript, а в остальных случаях при ссылках на язык — JavaScript. Также в учебнике будет встречаться общепринятое сокращение ES5 при ссылке на пятый выпуск стандарта ECMAScript.

JavaScript – не Java

Прежде чем вы приступите к изучению JavaScript, вам следует понимать, что JavaScript – это не Java. Это два совершенно разных языка программирования. JavaScript не имеет ничего общего с языком Java, кроме похожего синтак­ сиса.

Java – объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый компанией Sun Microsystems с 1991 года и официально выпущенный 23 мая 1995 года. Java – это мощный и гораздо более сложный язык программирования, на нём можно писать самые разные программы. Для интернет-страниц есть особая возможность – написание апплетов.

Сценарии JavaScript размещаются внутри веб-страницы и не могут существовать отдельно от нее. Для выполнения JS-сценариев не нужен компилятор, они выполняются браузером на стороне пользователя. JS-скрипт – это обычный текст, и вы можете просмотреть код невооруженным взглядом – без какого-либо специального программного обеспечения.

Java — это язык, который основан на классах и отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Ориентированная на классы модель Java означает, что программы состоят исключительно из классов и их методов. Наследование классов и строгая типизация в языке Java обычно требуют тесно связанные иерархии объектов. Эти требования делают программирование на Java более комплексным, чем программирование на JavaScript.

JavaScript — это легкий язык программирования, который обладает простым синтаксисом, специализированной встроенной функциональностью и минимальными требованиями для создания объектов. Вам не нужно объявлять переменные, классы и методы. Не нужно беспокоиться о том, являются ли методы публичными (public), приватными (private) или защищенными (protected), а также вам не нужно реализовывать интерфейсы. Переменные, параметры и возвращаемые функциями типы JS-скриптов не являются явно типизированными.

Что вам нужно для изучения JavaScript?

Предварительное знание JavaScript не требуется, но поскольку JavaScript находится внутри веб-страниц и управляет их динамикой, предполагается, что вы знакомы с основами языка HTML, хотя не исключается возможность «параллельного» изучения HTML и JavaScript.

Большенство сценариев JavaScript призваны «оживить» HTML, т. е. цель создания сценария заключается в том, чтобы продемонстрировать, как будет меняться вид страницы при изменении значений параметров HTML-тегов. Вместе собранные и должным образом оформленные такого рода сценарии являются примером разработанного веб-приложения.

Прежде чем мы приступим к написанию первой программы на JavaScript, очень важно заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые инструменты у нас были настроены и находились на своих местах.

Изучая JavaScript, очень важно запускать примеры, представленные в каждом уроке, изменять их и опять запускать, чтобы проверить, насколько правильно вы понимаете изученный материал. Для этого необходим интерпретатор JavaScript. К счастью, как вы уже знаете, любой веб-браузер включает в себя интерпретатор JavaScript.

Чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, достаточно установить любой современный интернет-браузер (например Yandex, Internet Explorer, Mozilla Firefox или Google Chrome).

Далее в этом учебнике вы увидите, что код на языке JavaScript можно встраивать непосредственно в HTML-файлы, в теги

JavaScript :: Немного о языке программирования

Определение языка программирования JavaScript

Будем считать, что на данном этапе обучения вы уже имеете достаточное представление о языке гипертекстовой разметки HTML , который предназначен для логической разметки структуры веб-страниц, а также знакомы с каскадными таблицами стилей CSS , которые позволяют оформлять внешний вид страниц в соответствии с пожеланиями веб-дизайнера. Теперь же настало время познакомиться с языком программирования JavaScript , который отвечает за интерактивность и поведение веб-страниц на стороне клиента, заставляя их должным образом реагировать на действия пользователя.

– это высокоуровневый интерпретируемый язык программирования, разработанный специально для ведения веб-разработок.

Высокоуровневость языка означает, что он относительно прост и удобен для использования программистами, поскольку его синтаксис обычно состоит из сокращений обычных человеческих слов. Например, служебное слово var (от англ. variable ) используется в JavaScript для объявления переменной. Однако то, что хорошо для программистов, не совсем подходит для машин, т.к. напрямую процессор способен понимать только последовательности двоичных нулей и единиц. Поэтому для перевода высокоуровневых языков программирования в , т.е. понятный для устройств двоичный язык ‘нулей и единичек’, используются специальные программы: интерпретаторы и компиляторы .

Что такое интерпретаторы и компиляторы?

– это специальная программа, которая выполняет интерпретацию, т.е. последовательно анализирует поступающий на ее вход исходный код программы и тут же оператор за оператором, строчка за строчкой выполняет ее, предварительно преобразуя (транслируя) каждый кусок исходного кода в машинный код. Если в ходе интерпретации (выполнения программы) будет обнаружена ошибка, интерпретатор прекратит дальнейшее выполнение программы.

Так вот, JavaScript как раз и является интерпретируемым языком программирования, программы на котором могут выполняться на любом устройстве, в котором встроен интерпретатор языка JavaScript . А поскольку основным предназначением JavaScript является ведение веб-разработок, то его интерпретатор встроен в каждый уважающий себя браузер, что значительно облегчает жизнь веб-программистам, не требуя поиска и дополнительной установки интерпретатора.

– это специальная программа, которая выполняет компиляцию, т.е. полностью преобразует (транслирует) исходный код какого-либо языка программирования в понятный для процессора машинный код. Компиляция программы выполняется один раз, и если процесс компиляции завершается без ошибок, программу можно будет запустить на целевом устройстве без повторного компилирования даже при отсутствии на нем компилятора.

Как видим, главной задачей как интерпретатора, так и компилятора является преобразование кода языка высокого уровня в машинный код, хотя и делают они это по-разному.

Понятие скрипта

Отметим, что JavaScript представляет собой одну из реализацией языка ECMAScript , описание которого закреплено в стандарте ECMA-262 . Программы написанные на языке JavaScript называют . Скрипты подключаются напрямую к html -страницам при помощи html -элемента ‘script’ (смотреть здесь) и могут выполняться как в процессе загрузки страницы, так и в процессе взаимодействия страницы с пользователем. Поскольку скрипты (сценарии) JavaScript исполняются на клиентском компьютере в браузере, а не на веб-сервере, его, как правило, называют .

Деление JavaScript на разделы

Также отметим, что JavaScript можно четко разделить на три основных части:

  • ядро ( ECMAScript ), которое обеспечивает базовую функциональность языка;
  • объектная модель браузера BOM (от англ. Browser Object Model ), которая предоставляет средства для взаимодействия с браузером;
  • объектная модель документа DOM (от англ. Document Object Model ), которая предоставляет средства для работы с содержимым веб-страниц.

Как видим, первая часть представляет собой базовый JavaScript , т.е. более низкоуровневые основы языка, а две другие относятся к клиентскому JavaScript , позволяющему работать с элементами веб-страницы и окном браузера.

Возможности JavaScript

В общем случае JavaScript дает нам возможность:

  • создавать и удалять теги, а также их атрибуты;
  • изменять содержимое тегов, а также значения их атрибутов;
  • изменять стили элементов;
  • реагировать на действия пользователя, обрабатывая клики мыши, перемещения курсора, нажатия на клавиатуру, заполнение полей формы и т.д.;
  • получать и устанавливать , т.е. специальные текстовые строки, которые используются для хранения данных на стороне пользователя;
  • посылать запросы на сервер и загружать данные без полной перезагрузки страницы (технология ‘AJAX’ );
  • определять браузер пользователя;
  • ну, и делать много других полезных вещей.

Ограничения JavaScript

В месте с тем, современный JavaScript можно смело назвать ‘безопасным’ языком программирования, поскольку уже изначально он разрабатывался с упором на браузеры и не предоставляет низкоуровневых средств для работы с памятью и процессором. Все это накладывает на его использование некоторые ограничения, которые в основном определяются текущим окном и страницей:

  • сценарий JavaScript , который работает в открытой вкладке браузера, из соображений безопасности не может влиять на другие окна и вкладки; исключение составляют только те окна и вкладки, которые были открыты данным скриптом из одного источника;
  • JavaScript не может скрыть исходный код страницы, поэтому любой может спокойно скопировать не только сам код, но и всю информацию с веб-страницы;
  • JavaScript не имеет доступа к операционной системе и, как следствие, не может читать или записывать произвольные файлы на жесткий диск, копировать их или вызывать программы; исключение может составлять только специально выделенная браузеру для работы с файлами директория, называемая .

Если говорить короче, то JavaScript разрабатывался таким образом, чтобы выполнение вредоносного кода на компьютере пользователя было максимально затруднено.

В конце хотелось бы добавить, что JavaScript постоянно улучшается и развивается, заслуженно завоевывая всемирную популярность и становясь одним из самых востребованных языков программирования в мире.

Что такое JavaScript? История появления и основные особенности

Современный Интернет трудно представить без интерактивных веб-страниц. Незаметное обновление, получение сообщений, их отправка — все это стало обыденностью во многом благодаря специальным скриптовым языкам. В этой статье речь пойдёт о том, что такое JavaScript.

Описание

JavaScript относится к языкам, в которых нет особых различий в парадигмах. Это значит, что можно писать в объектно-ориентированном, функциональном, императивном и других стилях. Именно такой подход сильно повлиял на простоту его изучения и применения. К слову, как раз с этой целью он и создавался.

Скорее всего, факт простоты и функциональности и сыграл решающую роль в развитии и распространении языка. Он стал настолько популярен, что используется практически во всех сферах веб-программирования. JavaScript не принадлежит ни одной компании. Однако само название JavaScript зарегистрировано за Oracle, которой также принадлежит Java.

Немного истории

Первые попытки создать новый удобный язык были предприняты в 1992 компанией Nombas. За основу был взят язык С. Конечная версия обрела название CEnvi. Однако большого распространения данный продукт так и не получил. Затем за дело взялись программист Брендан Эйх, сооснователь Netscape Марк Андриссен и сооснователь Sun Билл Джой. Они лелеяли мечту создать такой язык, который бы смог объединить все части веб-интерфейса, и при этом был бы лёгким для изучения и применения. Синтаксис был взят из модных на тот момент языков высокого уровня — СИ и Java.

По ходу разработки продукт несколько раз переименовывали. Начальная версия называлась Mocha, затем — LiveScript, и уже в финале — JavaScript. В наше время практически каждый пользователь Интернета хотя бы отдалённо знает, что такое JavaScript.

Возможности языка

То, что можно сделать на языке JavaScript, практически не ограничено. Его встраивают в приложения, веб-страницы, сервисы и standalone-продукты. Новомодная и мощная связка AJAX привнесла ещё больше возможностей для реализации потенциала JavaScript. Именно она даёт возможность незаметно для пользователя обновлять небольшую часть страницы, не перезагружая её целиком. Это позволяет сэкономить трафик и увеличить удобство использования веб-интерфейсов.

Применение внутри веб-страниц

Внедрение в документ происходит путем указания специальных тегов, означающих начало и конец скрипта — . Как правило, встраивать скрипт непосредственно в HTML-код считается моветоном. Более изящным и признанным способом является вынесение кода в отдельный файл, а затем подключение его в нужном месте страницы.

Что такое JavaScript в плане синтаксиса? Типичный код может выглядеть так:

Это самая простейшая реализация, с помощью которой можно увидеть базисные элементы и их использование. Объявление переменных в языке происходит путем указания ключевого слова var и последующего имени. Например, так: var variablename.

Чтобы присвоить ей некое значение, используется знак равенства. Есть 6 известных типов переменных в JavaScript. Это число, строка, булев, нуль, неопределённый и объект. Как правило, жёсткого указания типа при создании не требуется. То есть переменная может принимать практически любое значение. Более подробно о свойствах языка можно узнать из официальных руководств по нему.

Связь с Java

Бытует мнение, что скриптовый язык JavaScript связан с Java. Это не совсем так. Они похожи в нескольких аспектах — оба являются объектно-ориентированными, имеют похожий на С синтаксис. Также языки активно используются для создания веб-приложений и сервисов.

Однако различия более существенны. Реализация объектно-ориентированной парадигмы происходит в Java с помощью классов, а в JavaScript — прототипов. Различаются они ещё и типизацией. Java компилируется в свой особенный байт-код. JavaScript же интерпретируется прямиком из скрипта.

Известные проблемы

Связанные с безопасностью в JavaScript неприятности — использование так называемой атаки типа XSS. В её основе лежит внедрение скрипта в тело страницы, которая отображается пользователю. Код может получить права текущего посетителя и использовать их во вред, например, похитить личные данные.

Что такое куки и JavaScript? Куки — небольшая часть данных, которая отправляется веб-приложением на компьютер пользователя. Применяется для идентификации посетителей, записи их предпочтений или просто для хранения настроек сайта. Это могут использовать и злоумышленники с помощью JavaScript. Получив доступ к кукис, хакер может авторизоваться на сайте под профилем пользователя и похитить личные данные. Клиентское приложение, написанное на JavaScript, может подвергнуться обратной разработке, неправильно проходить авторизацию. Поэтому JavaScript не предоставляет средств по обеспечению достойного уровня безопасности.

Вопросы уязвимости и возникающих ошибок могут происходить и не по вине JavaScript. Многие браузеры содержат потенциальные «дыры» в своем коде. А JavaScript очень часто применяется лишь как инструмент их использования.

Илон Маск рекомендует:  Столбцовая диаграмма

Нередко в Сети можно встретить вопрос от пользователей соцсетей: что такое JavaScript error «Вконтакте»? Это довольно распространённая проблема. Ее корень может скрываться в старом ПО, кеше или же в присутствии вирусов на компьютере. Для лечения нужно попробовать очистить кеш, обновить Java и Flash на ПК. Также очень часто люди интересуются тем, что такое JavaScript void 0. Если говорить простым языком, то веб-разработчик ввиду каких-то причин решил сохранить активность и деятельность какой-либо ссылки, при этом оставляя за ней возможность обрабатывать события, например, клик по ней.

Заключение

Итак, что такое JavaScript? Это лёгкий в изучении и применении скриптовый язык, который используется практически на каждом сайте или веб-сервисе в Интернете. На его основе создаются и продвигаются библиотеки, расширяющие функционал и упрощающие разработку. Стандартных же возможностей JavaScript вполне хватает для реализации большинства задач, связанных не только с веб-программированием, но и с прикладными решениями.

Основы работы с JavaScript

Учебник JavaScript

Практика

Работа с DOM

Практика

Некоторые продвинутые вещи

Рекомендованное ES6

Некоторые видео могут забегать вперед, тк к этому месту учебника мы прошли еще не весь ES6. Просто пропускайте такие видео, посмотрите потом.

Регулярки

Разное

Работа с канвасом

Практика

  • урок исключен (мало материала), по аяксу скоро будет отдельный учебник (много материала)
    Работа с
    AJAX в JavaScript
    Работа с
    AJAX + PHP

Контекст

Drag-and-Drop

  • Урок №
    Введение
    в ООП в стиле ES6
  • Урок №
    Основы
    работы с ООП
  • Урок №
    Наследование
    классов в JavaScript
    Продвинутая работа
    с классами на JavaScript
  • Урок №
    Применение
    ООП при работе с DOM
  • Урок №
    Практика
    по ООП в JavaScript
  • Тут скоро будут еще уроки
    по функциональному и прототипному
    стилю ООП.

Практика по ООП

Ваша задача: посмотрите, попробуйте повторить.

Практика

Promise ES6


Библиотека jQuery

Тк. jQuery устаревает, объявляю эти уроки не обязательными и выношу в конец учебника (так по уровню уроки середины учебника, если что). В перспективе переедет в отдельный учебник по jq.

В этом уроке мы разберем работу с данными на языке JavaScript.

Данные — это объекты, которыми может оперировать JavaScript, к примеру, имя пользователя — это строка, а его возраст — это число. Данные могут быть разных типов.

Строки и числа

Самыми простыми типами данных в JavaScript являются строки и числа.

Числа обозначают сами себя: 1, 12, 145, а вот строки требуется брать в кавычки (одинарные или двойные — без разницы):

Переменные

Одним из самых главных и распространенных объектов в программировании является переменная.

Переменная — это такой объект, который может хранить внутри себя различные данные, например, строки или числа.

Имя переменной должно состоять из английских букв: больших или маленьких, а также цифр и знака_подчеркивания.

В JavaScript при объявлении переменной обязательно должно быть написано ключевое слово var:

Операция присваивания

Очень важным элементом программирования является операция присваивания. Пример присваивания:

Комментарии

В коде JavaScript, так же, как и в HTML и CSS, можно оставлять комментарии. Они могут быть многострочными и однострочными:

Комментарии игнорируются браузером при выполнении кода, в них можно оставлять какие-либо пометки или временно закрывать код от исполнения, чтобы потом его при необходимости вернуть (откомментировать).

Функция alert

В JavaScript существует специальная функция alert, которая позволяет вывести какой-либо текст в окно браузера в виде диалогового окошка.

Следующий код выводит на экран заданный текст:

Нажмите на эту ссылку, чтобы увидеть такое окошко.

А в следующим коде переменной text присваивается фраза, а затем содержимое этой переменной выводится на экран:

Математические операции

В JavaScript между числами можно совершать различные математические операции:

Получение определенного символа строки

В JavaScript можно получить доступ к определенному символу строки по его номеру таким образом: a[n] – n-ный символ строки (учтите, что нумерация идет с нуля):

Сложности с операцией присваивания

Очень часто новички не понимают, что присваивание отличается от обычного равенства. Посмотрите следующий пример:

С точки зрения математики запись a = a + 2 абсурдна, но не с точки зрения программирования.

В данном случае переменная a имела значение 1, а затем мы переменной a присвоили новое значение — старое значение переменной a плюс 2.

Операции инкремента и декремента

Операция a++ или ++a – увеличивает переменную a на единицу. Эта операция называется инкремент.

Операция a— или —a – уменьшает переменную a на единицу. Эта операция называется декремент.

Давайте посмотрим, в каких случаях проявляется разница между ++a и a++.

Пусть у нас есть код alert(++a) и код alert(a++).

В первом случае переменная сначала увеличится на единицу, а потом выведется, а во втором случае — сначала выведется, а потом увеличится.

Операции +=, -=, *=, /=

Мы уже рассматривали код, который демонстрирует сложности с операцией присваивания:

В данном случае мы присваиваем переменной a ее текущее значение, увеличенное на 2. Однако JavaScript позволяет записать этот код еще короче с помощью оператора +=:

Кроме того, существуют операторы -=, *=, /=, которые эквивалентны следующему коду:

Специальные значения

В JavaScript, как и в других языках программирования, существуют ключевые слова для некоторых специальных значений. Вот они: undefined, null, true, false, NaN, Infinity, -Infinity.

Значения undefined и null

Значение undefined обозначает неопределенность. К примеру, если мы попробуем обратиться к переменной, которой мы еще не задали значение — то ее значение и будет undefined.

Значение null обозначает ‘ничего’. К примеру, мы можем присвоить переменной значение null в знак того, что там ничего не лежит.

Это значение очень похоже на undefined, отличие в том, что undefined — это не определенное значение, а null — определенное — ничего.

Значения true и false

Значения true и false обозначают истину и ложь соответственно. Они используются для таких вещей, которые предполагают два варианта ответа — да или нет.

К примеру, на вопрос ‘вам уже есть 18 лет?’ в можете ответить да, то есть true, или нет, то есть false.

Значение NaN

Значение NaN (Not-A-Number) обозначает не число. Оно может получится, к примеру, в таком случае — когда вы умножаете строку с буквами на число:

Значения Infinity и -Infinity

Значения Infinity и -Infinity обозначают соответственно бесконечность и минус бесконечность. Они получаются если какое-то число поделить на ноль — в этом случает JavaScript не выдает ошибку, как в других языках программирования, а возвращает эти значения.

Если мы делим на ноль положительное число, то получаем Infinity, а если отрицательное — то -Infinity.

Функция prompt

Кроме функции alert, которая выдает диалоговое окошко, существует функция prompt, которая не только выдает окошко с текстом, но и позволяет получить от пользователя какой-либо текст.

Этот текст можно записать в переменную и затем выполнить над ним какие-либо операции.

В следующем примере мы спросим имя пользователя, запишем его в переменную name и с помощью функции alert выведем на экран:

Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.

Функция confirm

Если вам нужно просто спросить у пользователя ‘Да’ или ‘Нет’, не давая ему возможность ввести иной текст — используйте функцию confirm.

Эта функция вызывает окошко с вопросом, на который нужно ответить пользователю, и двумя кнопками для ответа: с кнопкой ‘ОК’ и с кнопкой ‘Отмена’.

Если пользователь нажмет ‘ОК’ — то функция вернет true, а если ‘Отмена’ — то вернет false.

В следующем примере функция confirm выведет диалоговое окно с вопросом ‘Вам уже есть 18 лет?‘.

Если вы нажмете ‘Ок’, то в переменную ok запишется true и выведется на экран функцией alert, а если нажмете ‘Отмена’ — то false:

Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.

Типизация переменных

Что будет, если попробовать перемножить, к примеру, число и строку, вот так: 3 * ‘3’? В результате вы получите число 9. Это значит, что JavaScript автоматически осуществляет преобразование типов при необходимости, вам не нужно за это переживать.

Однако, есть нюанс: если мы попытаемся сложить строку и число, то JavaScript сложит их как строки, а не как числа, вот так: ‘3’ + 3 получится строка ’33’, а не число 6.

В случае, например, с умножением JavaScript понимал, что нельзя перемножить строки, поэтому строки переводил в числа и перемножал их. А случай со сложением можно трактовать двояко: складывать как строки или как числа (плюс-то используется как для сложения строк, так и чисел).

Бороться с этим можно следующем способом: нужно сделать недопустимую для строк операцию, например, так: +’3′ + 3 — поставим плюс перед строкой и она преобразуется к числу.

Второй вариант такой: можно сказать яваскрипту, что мы хотим явно преобразовать строку к числу. Это делается с помощью функции Number, вот так: Number(‘3’) + 3. В результате получится 6, а не ’33’.

К числам могут преобразовываться не только строки, но и любые другие типы данных, например true тоже можно преобразовать к числу таким образом: Number(true).

Можно преобразовывать и к другим типам с помощью функций Boolean, String и других подобных.

Что вам делать дальше:

Приступайте к решению задач по следующей ссылке: задачи к уроку.

Когда все решите — переходите к изучению новой темы.

Список инструментов разработчика JavaScript

В программной экосистеме JavaScript существует множество инструментов. В этой статье вам будут представлены наиболее удобные с точки зрения автора инструменты работы с JavaScript.

Инструменты сборки и автоматизации

  • Webpack — представляет собой модульный упаковщик, который создаёт граф зависимостей со всеми модулями для приложения на JavaScript. Webpack упаковывает модули в один или несколько маленьких пакетов для загрузки браузером. Кроме того, Webpack может использоваться в качестве средства запуска задач, так как он анализирует зависимости между модулями и образовывает ресурсы (ассеты). Подробнее с использованием Webpack в своих проектах вы можете ознакомиться в нашей статье.
  • Grunt — таск раннер, предназначенный для автоматизации повторяющихся и трудоёмких задач, которые отнимают много времени. В его программной экосистеме существует огромное количество плагинов (более 6000).
  • Gulp — не очередной диспетчер запуска задач, а инструмент с интересным подходом: он определяет задачи в JavaScript как функции, также GUl автоматизирует «болезненные» задачи, предлагая обширную программную экосистему (более 2700 плагинов), также он обеспечивает лучшую прозрачность и контроль над процессом.
  • Browserify позволяет разработчикам программного обеспечения использовать модули стиля NodeJS в браузерах. Вы определяете зависимости, а Broweserify упаковывает всё это в аккуратный JS-файл.
  • Brunch.io — инструмент, основными идеями которого являются скорость и простота. Он поставляется с простой конфигурацией и подробной документацией для быстрого запуска. Brunch автоматически создаёт карту JS-файлов вместе с таблицами стилей CSS, что упрощает процесс отладки на стороне клиента.
  • Yeoman — универсальный инструмент, который может использоваться с почти любым языком программирования (JavaScript, Python, C#, Java и прочие). Эта базовая система кодогенерации с богатой программной экосистемой (более 6200 плагинов) служит для разработки веб-приложений. Благодаря Yeoman вы можете быстро создавать новые проекты, не забывая об обслуживании и улучшении уже существующих.

IDE и редакторы кода

  • WebStorm — мощная IDE для продвинутой разработки веб-приложений на JavaScript. Она предлагает поддержку различных фреймворков и языков разметки. WebStorm может быть легко интегрирован с дополнительными инструментами вроде тестеров, средств контроля качества кода, сборщиков и т. д. В IDE также встроены такие функции, как автоматическое завершение кода, немедленное обнаружение ошибок, навигация, встроенный терминал, богатый набор плагинов и многое другое.
  • Atom — бесплатный продукт от GitHub и выбор №1 для многих разработчиков. Он представляет собой легко настраиваемый редактор кода, который поставляется с некоторыми интересными функциями «прямо из коробки». В Atom имеется встроенный менеджер пакетов, интеллектуальное автоматическое завершение кода и прочие полезные функции. Также Atom является кроссплатформенным редактором кода.
  • Visual Studio Code — поддерживается компанией Microsoft и полностью поддерживает TypeScript «прямо из коробки». В Visual Studio Code есть интеллектуальное завершение кода и подсветка синтаксиса с помощью технологии автодополнения IntelliSense, также есть встроенный инструмент отладки, встроенная поддержка команд Git, контроль версий и многое другое. Более того, вы можете расширить функциональность редактора путём подключения широкого спектра расширений.
  • Brackets — это лёгкий редактор кода с открытым исходным кодом. В основном он ориентирован на визуальные инструменты и поддержку процессора для упрощения работы в браузере. Brackets поставляется с удобной функцией предварительного просмотра в реальном времени.

Инструменты документирования кода

Документирование кода превращает ваше приложение в «стеклянную коробку», показывая, как работает тот или иной фрагмент кода. Инструменты автоматического документирования кода описывают функции и их назначения, что позволяет экономить время на анализе и понимании кода в будущем.

  • Swagger — это набор правил и инструментов для описания API. Инструмент представляет собой языконезависимую утилиту. Это значит, что Swagger создаёт чёткую документацию, которая читается одинаково хорошо как человеком, так и машиной, позволяя автоматизировать процессы зависящие от API.
  • JSDoc — набор инструментов, автоматически создающий многостраничную текстовую документацию (HTML, JSON, XML и т. д.) из комментариев из исходного кода на JavaScript. Это приложение может пригодиться для управления крупномасштабными проектами.
  • jGrouseDoc (jGD) — это гибкий инструмент с открытым исходным кодом, который позволяет разработчикам генерировать API из комментариев из исходного кода на JavaScript. jGD документирует не только переменные и функции, но и пространства имён, интерфейсы, пакеты и некоторые другие элементы.
  • YUIDoc — приложение, написанное на NodeJS. Оно использует синтаксис, подобный тому, который применяется в Javadoc и Doxygen. Также инструмент может похвастаться поддержкой предварительного просмотра в реальном времени, расширенной поддержкой языка и продвинутой разметку.
  • Docco — бесплатный инструмент для документации, написанный на «литературном» CoffeeScript. Он создаёт HTML-документ для отображения ваших комментариев, чередующихся с кодом. Следует отметить, что инструмент поддерживает не только JavaScript, но и другие языки. Например, Python, Ruby, Clojure и прочие.

Инструменты тестирования

Инструменты тестирования для JavaScript созданы для обнаружения ошибок на этапе разработки, чтобы избежать в будущем ошибок у пользователей. С ростом сложности пользовательских приложений автоматические тесты не только повышают производительность приложения, но и помогают компаниям сохранить бюджет.

  • Jasmine — BDD-фреймворк (Behavior-driven Development — разработка на основе поведений) служит для тестирования JS-кода. У него нет внешних зависимостей, и он не требует запуска DOM. Jasmine имеет чистый и понятный синтаксис, что позволяет ускорять и упрощать тестирование. Также фреймворк может использоваться для тестирования кода Python и Ruby.
  • Mocha — это функциональная тестовая среда, работающая на Node.js в браузере. Она проводит тесты последовательно для обеспечения гибкой и точной отчётности, делая асинхронные тесты весёлыми и лёгкими. Mocha часто используется вместе с Chai для проверки результатов теста.
  • PhantomJS часто используется для интерфейсных тестов и юнит-тестов. Учитывая то, что это что-то вроде «безголового» WebKit, скрипты выполняются намного быстрее. Также он включает в себя встроенную поддержку различных веб-стандартов. Например, JSON, Canvas, обработку DOM, SVG и селекторы CSS.
  • Protractor — это сквозной тестовый фреймворк, написанный на Node.js для тестирования приложений на AngularJS и Angular. Он был создан на основе WebDriverJS и проверяет приложения подобно конечному пользователю, используя специальные драйвера и встроенные события.

Инструменты отладки

Отладка кода — довольно трудоёмкий и поглощающий время процесс для JavaScript-разработчиков. Инструменты для отладки кода будут особенно полезны при работе с тысячами строк кода. Многие из инструментов отладки обеспечивают довольно точные результаты.

  • JavaScript Debugger — инструмент от сообщества разработчиков Mozilla (MDN), который может быть использован как автономное веб-приложение для отладки кода в разных браузерах. Firefox предлагает локальные и удалённые функциональные возможности, а также возможность отладки кода на Android-устройстве с помощью Firefox для Android.
  • Chrome Dev Tools — набор инструментов, включающий в себя несколько утилит для отладки кода JavaScript, редактирования CSS и тестирования производительности приложений.
  • ng-inspector — кроссбраузерное расширение, которое призвано помочь разработчикам с написанием, пониманием и отладкой приложений на AngularJS. Утилита поставляется с обновлениями в реальном времени, подсветкой DOM, прямым доступом к областям, моделям и прочим элементам приложения.
  • Augury — расширение для браузера Google Chrome и отладки приложений на Angular 2. Оно позволяет разработчикам приложений на Angular 2 напрямую анализировать структуру приложения и рабочие характеристики, а также позволяет обнаружить изменения.

Инструменты безопасности

  • Snyk — коммерческий инструмент для обнаружения, исправления и предотвращения известных уязвимостей в приложениях на JavaScript, Java и Ruby. Служба имеет собственную базу данных уязвимостей и берёт данные из NSP и NIST NVD. Патчи и обновления, которые предлагает компания, позволяют разработчикам предупредить риски, связанные с безопасностью.
  • Node Security Project предлагает полезные инструменты для сканирования зависимостей и обнаружения уязвимостей. NSP использует свою собственную базу данных, построенную на сканировании модулей npm, а также данные из общих баз данных, таких как NIST NVD (National Vulnerability Database). Кроме того, NSP обеспечивает интеграцию с программным обеспечением GitHub Pull Request и CI. Также имеется проверка в реальном времени, предупреждения и рекомендации по устранению уязвимостей в приложениях на Node.js.
  • RetireJS — это средство проверки зависимостей с открытым исходным кодом. Включает в себя различные компоненты, такие как сканер командной строки, плагин Grunt, расширения Firefox и Chrome, плагины Burp и OWASP ZAP. Retirejs собирает информацию об уязвимостях из NIST NVD и других источников, таких как системы отслеживания ошибок, блоги и списки рассылки.
  • Gemnasium — это коммерческий инструмент с бесплатной пробной версией. Он поддерживает различные технологии и пакеты, включая Ruby, PHP, Bower (JavaScript), Python и npm (JavaScript). Инструмент безопасности Gemnasium поставляется с полезными функциями, такими как автоматическое обновление, оповещения в реальном времени, уведомления о безопасности и интеграция с сервисом Slack.
  • OSSIndex поддерживает различные экосистемы (Java, JavaScript и .NET / C #) и множество платформ, таких как NuGet, npm, Bower, Chocolatey, Maven, Composer, Drupal и MSI. Он собирает информацию об уязвимостях из Национальной базы данных уязвимостей (NVD) и отзывов. Также он обрабатывает информацию от членов сообщества.
Илон Маск рекомендует:  Псевдоэлемент -ms-reveal

Инструменты аналитики и оптимизации кода

Для проверки качества кода обычно обращаются к функциональному тестированию и юнит-тестированию. Однако существует еще один подход, который позволяет разработчикам проверять качество кода и его соответствие стандартам кодирования, а именно статический анализ кода.

В настоящее время в современном программном обеспечении объединяются инструменты анализа статического кода во время разработки, чтобы исключить попадание некачественного кода в продакшен.

  • JSLint — это аналитический веб-инструмент для проверки качества кода JavaScript. Как только он обнаруживает проблему в источнике, он возвращает сообщение с описанием проблемы и приблизительным местоположением в коде. JSLint способен анализировать некоторые нормы стиля и раскрывать синтаксические ошибки и структурные проблемы.
  • JSHint — гибкий инструмент, развивающийся сообществом, для обнаружения ошибок и потенциальных проблем в вашем JS-коде, кроме того, JSHint — форк от JSLint. Основная цель этого инструмента статического анализа кода — помощь разработчикам JavaScript, работающим над сложными программами. Он способен обнаруживать ошибки синтаксиса, неявное преобразование типов данных или отсутствие переменной. Однако он не может определить скорость и правильность работы вашего приложения, как и не сможет определить проблемы с памятью в вашем приложении. JSHint — форк от JSLint.
  • ESLint – это линтер с открытым исходным кодом для веб-приложений JSX и JavaScript. Он помогает обнаруживать сомнительные шаблоны или находить код, который не соответствует конкретным стилям. Это позволяет разработчикам обнаруживать ошибки в JS-коде без его выполнения, тем самым экономя время. Будучи написанным на Node.js, инструмент предлагает оперативную среду выполнения и плавную установку через npm.
  • Flow — статический контролёр кода для JavaScript, разработанный компанией Facebook. Он использует аннотации статического типа для проверки кода на предмет ошибок. Типы — параметры, установленные разработчиками, а Flow проверяет ваше программное обеспечение на соответствие требованиям.

Инструменты управления версиями

  • В последние годы Git стала широко используемой системой контроля версий как для небольших, так и для крупных проектов. Эта бесплатная утилита обеспечивает отличную скорость работы и эффективность. Её популярность объясняется распределённой системой и различными типами элементов управления, а также промежуточной областью, где версии могут быть просмотрены и отформатированы непосредственно перед завершением фиксации.
  • Инструмент Subversion или SVN приобрёл огромную популярность, и он по-прежнему широко используется в проектах с открытым исходным кодом и такими платформами, как Python Apache или Ruby. Этот CVS поставляется со множеством функций, позволяющих управлять различными операциями (переименование, копирование, удаление и т. д.), слияниями, блокировкой файлов и многим другим.

Инструменты управления пакетами и зависимостями


  • Bower — разработка Twitter, которая помогает управлять ресурсами, фреймворками, библиотеками и другими утилитами. Она предлагает доступ к большому количеству пакетов, помогая разработчикам JavaScript оптимизировать процесс разработки и улучшить результаты.
  • Npm — диспетчер пакетов Node.js. Пакеты могут использоваться как для фронтенда, так и для бэкенда. Npm является системой управления пакетами для JavaScript и самым большим реестром программного обеспечения в мире.
  • Yarn — инструмент, который приобрёл популярность благодаря Google, Facebook, Tilde и Exponent. Основное внимание в нём уделено безопасности, скорости и быстродействию. Инструмент позволяет совместно использовать код через пакеты и модули вместе с файлом, описывающим пакет.
  • Duo вобрал в себя лучшее из Browserify, Component и Go, превратив разработку фронтенда в быстрый и простой процесс. Основная идея Duo заключается в упрощении написания модульных компонентов и создания масштабных веб-приложений быстро и безболезненно.

Список лучших инструментов для разработки на JavaScript может продолжаться до бесконечности. В этой статье вы увидели лишь популярные и надёжные инструменты, которые служат основой для качественных продуктов.

Основы языка JavaScript

1. Основы языка JavaScript *

1.1. Основные особенности JavaScript *

1.2. Возможности языка JavaScript *

1.3. Основные типы данных *

1.4. Переменные. Приведение типов *

1.5. SCRIPT-вставки в HTML-документе *

2. Операторы, выражения, функции *

2.1. Операторы: арифметических действий, присваивания, инкрементные, декрементные. Условные выражения *

2.2. Строковые операции *

2.3. Побитовые операции присваивания *

2.4. Операторы сравнения *

2.5. Старшинство операций *

2.7. Условный оператор if *

3. Объектная модель *

3.1. Классы, объекты, поля данных, методы *

3.2. Работа с полями данных и методами уже существующих объектов *

3.3. Задание нового класса объектов. Квалификатор this *

3.4. Операторы for и with для работы с объектами *

3.5. Правила работы с объектами *

3.6. Динамическое формирование документа *

4. Классы и объекты языка JavaScript *

4.1. Класс Global (задан неявно) *

4.3. Класс Window *

4.4. Коллекция фреймов (window.frames) *

4.5. Класс Document (window.document) *

4.6. Класс Location (window.location) *

4.7. Класс Link (document.link) *

4.8. Класс History *

4.9. Класс MimeType *

4.10. Класс Navigator *

5. Экранные формы *

5.1. Класс Form (document.forms[i]) *

5.2. Классы Button, Checkbox, Hidden, Password, Radio, Reset, Submit, Text, Textarea *

5.3. Класс Checkbox *

5.6. Классы Text и Password *

5.7. Класс Textarea *

5.8. Классы Select и Option *

6. Классы для программной обработки данных *

6.1. Класс Object *

6.1.1. Свойство constructor *

6.1.2. Свойство prototype *

6.2. Класс Number *

6.3. Класс Boolean *

6.4. Класс String *

6.6. Класс Function *

6.7. Класс JavaArray *

6.8. Класс JavaClass *

6.9. Класс JavaObject *

6.10. Класс JavaPasckage *

6.11. Класс Screen *

6.11.1. Свойства availHeight и availWidth для Netscape Navigator *

6.11.2. Свойство bufferDepth для Internet Explorer *

6.11.3. Свойство colorDepth *

6.11.4. Свойства height и width *

6.11.5. Свойство pixelDepth для Netscape Navigator *

6.11.6. Свойство updateInterval для Internet Explorer *

JavaScript — это относительно простой объектно-ориентированный язык, предназначенный для создания небольших клиентских и серверных приложений для Internet. Программы, написанные на языке JavaScript, включаются в состав HTML-документов и распространяются вместе с ними. Программы просмотра (браузеры – от англ. browser ) типа Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer распознают встроенные в текст документа программы-вставки ( script- коды) и выполняют их. Таким образом, JavaScript — интерпретируемый язык программирования. Примерами программ на JavaScript могут служить программы, проверяющие введенные пользователем данные или выполняющие какие-то действия при открытии или закрытии документа. Такие программы могут реагировать на действия пользователя — нажатие кнопок «мыши», ввод данных в экранной форме или перемещение «мыши» по странице. Более того, JavaScript-программы могут управлять самим браузером и атрибутами документа.

Язык JavaScript, будучи схожим по синтаксису с языком Java, за исключением объектной модели, в то же время не обладает такими свойствами, как статические типы данных и строгой типизацией. В JavaScript, в отличие от Java, понятие классов не является основой синтаксических конструкций языка. Такой основой является небольшой набор предопределенных типов данных, поддерживаемых исполняемой системой: числовые, булевские и строковые; функции, которые могут быть как самостоятельными, так и методами объектов (метод в терминологии JavaScript — не что иное, как функция/подпрограмма); объектная модель с большим набором предопределенных объектов со своими свойствами и методами, а также правилами задания в программе пользователя новых объектов.

Для создания программ на JavaScript не требуется никаких дополнительных средств— необходим лишь браузер, поддерживающий язык JavaScript соответствующей версии и текстовый редактор, позволяющий создавать HTML-документы. Так как программа на JavaScript встраивается непосредственно в текст HTML-документа, вы можете немедленно увидеть результаты своей работы во время просмотра документа браузером и при необходимости внести изменения.

С его помощью можно динамически управлять отображением и содержимым HTML-документов. Можно записывать в отображаемый на экран документ произвольный HTML-код в процессе синтаксического анализа загруженного браузером документа. С помощью объекта Document можно генерировать документы «с нуля» в зависимости от предыдущих действий пользователя или каких-либо иных факторов.

JavaScript позволяет контролировать работу браузера. Например, объект Window поддерживает методы, позволяющие выводить на экран всплывающие диалоговые окна, создавать, открывать и закрывать новые окна браузера, задавать режимы прокрутки и размеры окон и т.д.

JavaScri pt позволяет взаимодействовать с содержимым документов. Объект Document и содержащиеся в нем объекты позволяют программам читать части HTML- документа и иногда взаимодействовать с ними. Сам текст прочитать невозможно, но можно, например, получить список гипертекстовых ссылок, имеющихся в данном документе. На текущий момент широкие возможности взаимодействия с содержимым документов обеспечивает объект Form и объекты, которые он может содержать: Button, Checkbox, Hidden, Password, Radio, Reset, Select, Submit, Text и Textarea.

JavaScript обеспечивает взаимодействие с пользователем. Важной особенностью этого языка является реализованная в нем возможность определять обработчики событий — произвольные порции кода, которые выполняются при наступлении конкретных событий (обычно действий пользователя). JavaScript позволяет использовать в качестве обработчиков событий любые новые предварительно заданные функции. Например, можно написать программу, которая выведет в строке состояния специальное сообщение, если пользователь установит указатель «мыши» на гипертекстовую ссылку, или выведет на экран диалоговое окно с запросом на подтверждение выполнения некоторого действия, или осуществит проверку введенного пользователем значения и в случае ошибки ввода выдаст соответствующую диагностику и заставит ввести правильное значение.

JavaScript дает возможность выполнять произвольные математические вычисления. Кроме того, этот язык имеет развитые средства работы со значениями даты и времени. JavaScript был создан в качестве альтернативы CGI -программам и языку сценариев Perl , а также в качестве дополнения м в ряде случаев альтернативы языку Java.

Ниже приведена таблица, в которой проводится сравнение Java и JavaScript:

JavaScript

Исходный код программ встраивается непосредственно в HTML-документ либо загружается из независимых файлов.

Исходный код программ не распространяется с приложением -апплетом. Апплеты загружаются с сервера из независимых файлов.

Программа выкладывается на сервер в виде исходного кода в текстовой форме и в дальнейшем интерпретируется (без предварительной компиляции) браузером после загрузки ее с сервера.

Программа компилируется в машинно-независимый байтовый код Java-код, после чего выкладыватся на сервер. Браузер (виртуальная Java-машина) исполняет Java-код.

Объектный . Можно программировать как без использования объектного программирования, так и используя предопределенные встроенные классы. Имеется теоретическая возможность расширения этих классов, но реально она никогда не используется.

Объектно-ориентированный . Программировать без использования объектного программирования нельзя. Апплеты состоят из классов с возможностью иерархического наследования по традиционной схеме наследования. Использование наследования и полиморфизма – основа программирования в Java.

В отличие от подавляющего большинства языков объектного программирования в JavaScript структура объектов не задается однозначно устройством класса, а является динамической и может меняться на этапе выполнения программы. Объекты могут динамически получать новые поля и методы или изменять любые параметры старых.

Структура объектов полностью задается на этапе компиляции их классов.

Свободная типизация : элементарные типы данных переменных не описываются, при присваивании тип левой части всегда определяется по результату присваивания (т.е. по правой части)

Строгая типизация : типы данных любых переменных должны быть описаны перед использованием, тип левой части должен совпадать с типом правой (за редкими исключениями, когда работает автоматическое приведение типа результата к типу левой части)

Динамическое связывание кода с объектами : ссылки на объекты проверяются во время выполнения программы.

Статическое связывание кода с объектами : ссылки на объекты должны существовать на момент компиляции

Значения переменных, функций и выражений бывают следующих типов:

в десятичной системе единиц: 0, 29, 70, -147 и т.п.;

в 16-ричной: 0х70 или 0х70, 0 X FA7D0 и т.п.;

в 8-ричной: 070, 0710 ( Внимание. В едущий ноль воспринимается как символ 8-ричного числа ) и т.п.

0.0, -2.9, 0.7E1, 14.7e-2, 1e+308 (максимальное вещественное число), 1.001e-305 (минимальное по модулю вещественное число, отличное от нуля) и т.п.;

  • логические (булевские): true и false;
  • строковые: » Привет, все! «, » ОК «, ‘ Слово «Привет!» с кавычками внутри строки’, «Другой вариант ‘Привет’ с кавычками внутри строки» и т.п. (допускаются оба типа кавычек и многократное использование таких пар внутри друг друга). Специальные символы обозначаются комбинацией символа \ и буквы (или последовательности цифр), например: \b — «забой», \n — перевод на новую строку, \» — » кавычка «.
  • null — специальное значение для обозначения “пустого множества” значений.
  • Глобальные переменные можно вводить в любом месте текста программы путем простого присваивания значения . Но необходимо, чтобы переменная была определена до того момента, когда вызывается при исполнении:

    и т.п. При этом тип переменной приводится к типу присваиваемого значения, причем в последующем этой же переменной можно присвоить значение другого типа:

    myVariable=» Теперь это текстовая переменная «

    При задании переменной использование зарезервированного слова var не обязательно, но желательно, т.к. помогает при использовании отладчика фирмы Microsoft и делает текст программы более структурированным. На деле вместо переменной в текущем объекте window создается новое поле с таким именем. В функциях при задании локальных переменных использование var обязательно (иначе будет создана глобальная переменная).

    При наличии численных и строковых значений в одном выражении идет приведение к строковому типу. Значением переменной

    a=7+» раз отмерь,»+1+»раз присвой «

    будет строка «7 раз отмерь, 1 раз присвой «.

    Стоит отметить, что существуют также функции parseFloat и parseInt , которые осуществляют преобразование из строкового значения в численное.

    Идентификатором переменной может быть последовательность символов из набора букв от «A» до «Z», от «a» до «z», цифр от «0» до «9», а также символ подчеркивания «_». При этом первым символом имени не может быть цифра, а заглавные и строчные буквы отличаются (т. е. имена MyVariable и myvariable относятся к разным переменным).

    Кроме глобальных переменных в функции или другом блоке кода можно определить локальные, для них областью видимости будет только функция (без кода), в которой они определены:

    Для встраивания программы на JavaScript в HTML — файл используются теги . При этом результат работы можно увидеть сразу и при необходимости внести изменения.

    Основы языка javascript: введение в программирование для создания функциональных сайтов

    Доброго времени суток всем желающим окунуться в интересный мир программирования и изучить основы языка JavaScript. Все мои последующие публикации в данном разделе помогут вам разобраться во многих базовых аспектах языка, научиться реализовывать популярные задачи программно, а также развивать свои навыки до более высоких уровней эрудиции.

    Хочу отметить, что курс писался для начинающих javascript-овых разработчиков, однако он будет полезен и продвинутым девелоперам.

    Что касается данной статьи, то я предоставлю вам общее представление о языке JavaScript, расскажу, в каких случаях его используют, и для любопытных приведу пример первого традиционного программного кода. А теперь давайте приступим к основной части!

    Мир JavaScript-а

    Сначала хочу поведать вам несколько интересных фактов, которые нужно знать, если вы хотите писать на конкретно этом языке и вообще работать в ИТ-шной области.


    Итак, главным разработчиком JavaScript был Бредан Эйх. Он вместе с командой опытных экспертов начал создавать новый язык, который сможет внедряться в разметку на html. Это было в далеком 1995 году.

    Некоторые из вас конечно могут сказать: «Как же далеком, если я застал тот год». В мире IT все развивается с бешенной скоростью (думаю вы обратили на это внимание), новые фреймворки и технологические решения появляются буквально каждый месяц.

    Конечно языки выпускаются не с такой частотой, но большинство популярных и перспективных языков были созданы менее 15 лет назад (например, Swift презентовали только 2 года назад). Так что разработки быстро переходят из состояния «инновация» в состояние «старый (традиционный) инструмент для работы».

    Очень часто новички путают JavaScript с Java, обращая внимание только на название и не понимая, в чем же собственно разница.

    Вспоминая свое первое знакомство с этими двумя языками, хочу вас предупредить: профессиональные девелоперы очень не любят, когда кто-то оговаривается или по своей неопытности неверно использует эти два наименования. Косой взгляд вам обеспечен.

    Java – это язык высокого уровня, код которого транслируется на виртуальной машине. В 1995 году он считался самым популярным и часто используемым языком для написания множества программ в разных сферах IT.

    JavaScript же является встраиваемым языком в html-код и его главное предназначение – сделать страницу веб-ресурса интерактивной, т.е. более гибкой и «коммуникабельной». Он основан на ECMAScript, который в свою очередь является фундаментом еще для нескольких скриптовых языков.

    JavaScript такое название получил не сразу. Изначально он был прозван Mocha, после переименован на LiveScript. Однако было принято решение воспользоваться хитрой маркетинговой фишкой и в название нового продукта включить слово «Java». Кстати, любое приложение, написанное на этом языке, называется скриптом.

    Илон Маск рекомендует:  Random - Функция Delphi

    Возможности JavaScript

    Современный JavaScript является интерпретируемым языком. Это означает, что код программ обрабатывается и выполняется «как есть». Именно так браузеры работают со скриптами.

    Если отойти в сторону от веб-разработки, то JavaScript можно найти и в других областях. С его помощью пишут разные виды приложений, игры, прикладное ПО и многое другое. Скрипты можно запустить абсолютно везде и не только в браузерах. Главное условие – наличие интерпретатора кода.

    Основными преимуществами и навыками JavaScript-а являются:

    • Умение создавать пользовательские теги в разметке html, а также удалять и видоизменять существующие;
    • Быстрое и простое подключение к html;
    • Возможность реагировать на различные пользовательские действия: кликанье, перемещение курсора по веб-странице, набор символов на клавиатуре и т.д.;
    • Способность срабатывать в указанные моменты;
    • Взаимодействие с jquery и ajax. При помощи первой технологии, которая является библиотекой JavaScript, упрощается работа с многими элементами веб-сервисов и в том числе с ajax. Ajax в свою очередь позволяет реализовывать очень классный финт ушами: отправлять информацию на сторону сервера, получать ответ и обновлять данные на веб-странице, не перегружая ее целиком.
    • Спецификация JavaScript является общим стандартом и поэтому поддерживается всеми существующими браузерами;
    • Высокая скорость работы.

    Также я хочу отметить, что код, написанный на JavaScript иногда может заменить css. Однако тут есть несколько нюансов.

    Во-первых, ключевое слово в предыдущем предложении – «иногда». Да, некоторые свойства внешнего вида веб-сервисов можно прописать с помощью скриптов, однако далеко не все.

    Все-таки css и css3 живут ради исполнения своей главной цели – обеспечение качественного и многофункционального дизайна страниц сайтов. И стоит им отдать должное, ведь справляются со своей задачей они безупречно.

    Во-вторых, в случае необходимости изменить оформление внешнего вида веб-сервисов, реализованных на языке js, будет намного труднее и ресурсозатратнее.

    Ограничения js

    Как и всегда, не бывает идеальных технологий, подходящих под все задачи и умеющих выполнять любые действия. Js не исключение. Несмотря на огромный список преимуществ, он тоже прячет несколько скелетов в шкафу.

    Для начала в JavaScript отсутствует строгая типизация. Это может порадовать только вначале, когда голову посещают мысли: «Наконец не надо заморачиваться по поводу типов переменных и их конвертации».

    Однако по мере увеличения сложности и объемов кода отсутствие типизации открывает свою настоящую сущность. Хотя бы взять компилятор. Он не может сообщить об ошибках несоответствия типов данных, так как сам не знает их до тех пор, пока не отработает нужная строчка программы.

    Помимо этого, в языке не предусмотрена работа с файловыми системами (создание, удаление, подключение и т.д. файлов), а также с потоками ввода-вывода информации, что иногда очень критично. В этом случае девелоперам приходится искать другие инструменты для работы с документами.

    Что касается наследования, то эту тему нужно подробно разбирать, ведь наследование в js – это совершенно другой механизм, отличающийся от привычного наследования в популярных языках. Пока скажу только, что он основан на прототипах и наследование выполняется через объекты.

    Как подключается скриптовый код к html?

    Для этого существует несколько способов, а точнее три. Выбор одного из них зависит от количества кода и самого проекта.

    Если кто помнит мою публикацию о вставке css в html, то сразу поймет, о чем пойдет речь, потому что способы внедрения скриптов и стилевых правил идентичны.

    Начнем с первого. Небольшой кусок кода можно вставить в язык разметки при помощи специального парного тега . По установленным правилам скриптовую часть, как и стилевые таблицы, принято вписывать внутри элемента .

    Однако если вы вставите код в любом другом месте, результат работы от этого не изменится. Сейчас я покажу стандартный пример первой программы на js, который стал своего рода традицией посвящения новичков в изучение нового языка программирования. Давайте поприветствуем мир!

    Возможности языка JavaScript

    Читайте также:

    1. ActionScript 3.0 в распространенных операциях взаимодействия без необходимости изучения языка
    2. Flash Player или запрещены сценарии JavaScript. Учтите такую возможность и предоставьте этим
    3. I. Отчет составляется по строго установленной форме с учетом возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
    4. III. ВОЗМОЖНОСТИ СЕРВИСА SCIENCE INDEX
    5. Silent Boolean Специальные возможности для
    6. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
    7. Адаптивные возможности психокоррекционной группы
    8. Алфавит языка Free Pascal
    9. Анализ возможности использования СММ при оформлении наиболее встречаемых конструкций швов
    10. АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    11. АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    12. Англоамериканизмы в русском и некоторых европейских языках

    Основные особенности JavaScript

    Тема: Характеристика программного средства Java Script, его назначение и возможности. Некоторые элементы языка JavaScript

    План:

    1. Особенности и возможности языка программирования JavaScript.

    2. Описание функций в JavaScript.

    3. Обработка событий в JavaScript.

    1. Особенности и возможности языка программирования JavaScript

    При генерации страниц в Web возникает дилемма, связанная с архитектурой «клиент-сервер». Страницы можно генерировать как на стороне клиента, так и на стороне сервера. В 1995 году специалисты компании Netscape создали механизм управления страницами на клиентской стороне, разработав язык программирования JavaScript.

    Таким образом, JavaScript — это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Если быть более точным, то JavaScript — это не только язык программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Однако наибольшую популярность JavaScript обеспечило программирование на стороне клиента.

    Основная идея JavaScript состоит в возможности изменения значений атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом перезагрузки страницы не происходит.

    JavaScript — это относительно простой объектно-ориентированный язык, предназначенный для создания небольших клиентских и серверных приложений для Internet. Программы, написанные на языке JavaScript, включаются в состав HTML-документов и распространяются вместе с ними. Программы просмотра (браузеры – от англ. browser) типа Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer распознают встроенные в текст документа программы-вставки (script-коды) и выполняют их. Таким образом, JavaScript — интерпретируемый язык программирования. Примерами программ на JavaScript могут служить программы, проверяющие введенные пользователем данные или выполняющие какие-то действия при открытии или закрытии документа. Такие программы могут реагировать на действия пользователя — нажатие кнопок «мыши», ввод данных в экранной форме или перемещение «мыши» по странице. Более того, JavaScript-программы могут управлять самим браузером и атрибутами документа.

    С его помощью можно динамически управлять отображением и содержимым HTML-документов. Можно записывать в отображаемый на экран документ произвольный HTML-код в процессе синтаксического анализа загруженного браузером документа. С помощью объекта Document можно генерировать документы «с нуля» в зависимости от предыдущих действий пользователя или каких-либо иных факторов.

    JavaScript позволяет контролировать работу браузера. Например, объект Window поддерживает методы, позволяющие выводить на экран всплывающие диалоговые окна, создавать, открывать и закрывать новые окна браузера, задавать режимы прокрутки и размеры окон и т.д.

    JavaScript позволяет взаимодействовать с содержимым документов. Объект Document и содержащиеся в нем объекты позволяют программам читать части HTML-документа и иногда взаимодействовать с ними. Сам текст прочитать невозможно, но можно, например, получить список гипертекстовых ссылок, имеющихся в данном документе. На текущий момент широкие возможности взаимодействия с содержимым документов обеспечивает объект Form и объекты, которые он может содержать: Button, Checkbox, Hidden, Password, Radio, Reset, Select, Submit, Text и Textarea.

    JavaScript обеспечивает взаимодействие с пользователем. Важной особенностью этого языка является реализованная в нем возможность определять обработчики событий — произвольные порции кода, которые выполняются при наступлении конкретных событий (обычно действий пользователя). JavaScript позволяет использовать в качестве обработчиков событий любые новые предварительно заданные функции. Например, можно написать программу, которая выведет в строке состояния специальное сообщение, если пользователь установит указатель «мыши» на гипертекстовую ссылку, или выведет на экран диалоговое окно с запросом на подтверждение выполнения некоторого действия, или осуществит проверку введенного пользователем значения и в случае ошибки ввода выдаст соответствующую диагностику и заставит ввести правильное значение.

    JavaScript дает возможность выполнять произвольные математические вычисления. Кроме того, этот язык имеет развитые средства работы со значениями даты и времени. JavaScript был создан в качестве альтернативы CGI-программам и языку сценариев Perl, а также в качестве дополнения м в ряде случаев альтернативы языку Java.

    Название «JavaScript» является собственностью Netscape.

    JavaScript стандартизован ECMA (European Computer Manufacturers Association — Ассоциация европейских производителей компьютеров). Соответствующие стандарты носят названия ECMA-262 и ISO-16262. Этими стандартами определяется язык ECMAScript, который примерно эквивалентен JavaScript 1.1. Отметим, что не все реализации JavaScript на сегодня полностью соответствуют стандарту ECMA.

    Дата добавления: 2014-12-23 ; Просмотров: 1697 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    лабы по информатике, егэ

    лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

    Javascript урок 1. Внедрение сценариев в HTML

    1. Добавление сценариев Javascript в HTML

    Скрипты используются в html-страницах для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с посетителями сайта.

    Для добавления сценария на страницу HTML используется дескриптор:

    Или сегодня можно использовать упрощенный вариант:

    Атрибуты дескриптора:

    • type — атрибут, пришедший на замену language ; он сообщает браузеру, какой язык используется внутри дескрипторов;
    • src — атрибут определяет URL внешнего исходного JavaScript-файла, сценарий которого прикрепляется к html-странице.

    Лекции по веб-программированию

    Современный JavaScript – это «безопасный» язык программирования общего назначения. Обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.

    Язык программирования JavaScript был разработан фирмой Netscape в сотрудничестве с Sun Microsystems и анонсирован в 1995 году.

    Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.

    В браузере JavaScript умеет делать всё, что относится к манипуляции со страницей, взаимодействию с посетителем и, в какой-то мере, с сервером:

    • Создавать новые HTML-теги, удалять существующие, менять стили элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
    • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора, нажатия на клавиатуру и т.п.
    • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы (эта технология называется «AJAX»).
    • Получать и устанавливать cookie, запрашивать данные, выводить сообщения…
    • …и многое другое!

    Язык JavaScript регистрозависимый, т.е. заглавные и прописные буквы алфавита считаются разными символами.

    Прежде, чем приступить к написанию сценариев, необходимо ознакомиться с основными понятиями, такими как типы данных, переменные и выражения.

    Типы данных

    1. Единый тип «число» (number) используется как для целых, так и для вещественных чисел.
    Целые числа в представлении:
    — десятичном: 15, +5, -174.
    — шестнадцатеричном: 0х25, 0хff. Шестнадцатеричные числа включают цифры 0-9 и буквы a, b, c, d, e, f. (Записываются они с символами 0х перед числом.)
    — восьмеричном: 011, 0543. Восьмеричные числа включают только цифры 0-7. (Записываются они с символа 0 перед числом.)

    Вещественные числа.
    Целая часть отделяется от дробной точкой, например: 99.15, -32.45. Возможна экспоненциальная форма записи, например: 2.73E-7. В привычном виде это 2.73*10 -7 .

    2. Строка «string»

    В JavaScript одинарные и двойные кавычки равноправны. Можно использовать или те или другие. Тип символ не существует, есть только строка.

    3. Булевый (логический) тип «boolean»

    У него всего два значения: true (истина) и false (ложь).

    4. Специальное значение «null»

    Значение null не относится ни к одному из типов выше, а образует свой отдельный тип, состоящий из единственного значения null:

    В JavaScript null не является «ссылкой на несуществующий объект» или «нулевым указателем», как в некоторых других языках. Это просто специальное значение, которое имеет смысл «ничего» или «значение неизвестно».

    5. Специальное значение «undefined»

    Значение undefined, как и null, образует свой собственный тип, состоящий из одного этого значения. Оно имеет смысл «значение не присвоено».

    Если переменная объявлена, но в неё ничего не записано, то её значение как раз и есть undefined:

    6. Объекты «object»

    Первые 5 типов называют «примитивными».

    Особняком стоит шестой тип: «объекты».

    Он используется для коллекций данных и для объявления более сложных сущностей.

    Объявляются объекты при помощи фигурных скобок <. >, например:

    Таким образом в javascript определено 5 «примитивных» типов: number, string, boolean, null, undefined и 6-й тип – объекты object.

    Переменные

    Переменные используются для хранения данных. Переменные определяются с помощью оператора var , после которого следует имя переменной. Имя переменной должно начинаться с буквы латинского алфавита или с символа подчеркивания. Само имя может включать буквы латинского алфавита, цифры и знак подчеркивания.

    Каждая переменная имеет тип, определяемый значением переменной.

    Выражения

    Выражения строятся из литералов, переменных, знаков операций и скобок. В результате вычисления выражения получается единственное значение, которое может быть числом, строкой или логическим значением.

    В выражении a*b, a и b называются операндами, а * — знак операции. В javascript определены следующие операции:

    операция название
    + сложение
    вычитание
    * умножение
    / деление
    % остаток от деления целых чисел
    ++ увеличение значения операнда на единицу
    уменьшение значения операнда на единицу

    Операторы в выражении вычисляются слева направо в соответствии с приоритетами арифметических операций. Изменить порядок вычисления можно с помощью скобок.

    Для каждого из арифметических операторов есть форма, в которой одновременно с заданной операцией выполняется присваивание:

    оператор эквивалентный оператор присваивания
    X+=Y X=X+Y
    X-=Y X=X-Y
    X*=Y X=X*Y
    X/=Y X=X/Y
    X%=Y X=X%Y

    В данном случае сначала вычисляется правый операнд, а затем полученное значение присваивается левому операнду.

    Для того, чтобы можно было сравнивать два значения в javascript определены операции сравнения, результатом которых может быть только логическое значение: true или false:

    операция название
    = больше или равно
    > больше

    В javascript определены логические операции:
    && — логическое И (AND),
    || — логическое ИЛИ (OR),
    ! — логическое НЕ (NOT).

    Для строковых переменных определена операция конкатенация строк, т.е. их объединение. Обозначается эта операция знаком плюс (+). Результатом выполнения операции является также строка. Пример:

    В результате в переменной st3 будет значение «Веб-программирование студентам».
    В конце приведем таблицу приоритетов операций в порядке их убывания. Приоритет операций определяет порядок, в котором
    выполняются операции в выражении.

    название обозначение
    инкремент ++
    декремент
    отрицание !
    унарный минус
    умножение *
    деление, остаток от деления /,%
    сложение +
    вычитание
    сравнение , =
    равенство ==
    не равенство !=
    логическое И &&
    логическое ИЛИ ||
    присваивание =, +=, -=, *=, /=, %=, !=

    Встраивание в веб-страницы

    Расположение внутри страницы

    Для добавления JavaScript-кода на страницу, можно использовать теги script > / script > , которые рекомендуется, но не обязательно, помещать внутри контейнера head > . Контейнеров script > в одном документе может быть сколько угодно. Атрибут «type=’text/javascript’» указывать необязательно, данное значение используется по умолчанию.

    Скрипт, выводящий модальное окно с классической надписью «Hello, World!» внутри браузера:

    Расположение внутри тега

    Спецификация HTML описывает набор атрибутов, используемых для задания обработчиков событий. Пример использования:

    В приведённом примере при нажатии на ссылку функция confirm(‘Вы уверены?’); вызывает модальное окно с надписью «Вы уверены?», а return false; блокирует переход по ссылке. Разумеется, этот код будет работать только если в браузере есть и включена поддержка JavaScript, иначе переход по ссылке произойдёт без предупреждения.

    Вынесение в отдельный файл

    Есть и третья возможность подключения JavaScript — написать скрипт в отдельном файле, а потом подключить его с помощью конструкции

    Обработка событий

    При интерпретации html-страницы браузер создает объекты javascript. Они хранятся в виде иерархической структуры, отражая структуру документа, например:

    На самом верхнем уровне находится объект window, представляющий окно браузера и являющийся «родителем» всех остальных объектов. Расположенные ниже могут иметь свои подчиненные объекты. Так объект document (текущая страница) может иметь дочерний объект form (форма) и т.д.

    Все объекты имеют методы (отделяются от объекта точкой), например:
    document.write позволяет писать текст в текущую страницу,
    window.open открывает новое окно браузера.

    Сценарий, написанный на javascript, может выполняться на определенное событие. Для этого в тегах элементов страницы введены параметры обработки событий, задающие действия, выполняемые при возникновении события, связанного с элементом. Например:

    Здесь Click — событие (щелчок по div-у), onClick — обработчик события,
    addText() — имя функции, которая сработает при возникновении этого события (щелчка по div-у).

    Перечислим события, которые поддерживаются javascript.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Кодинг, CSS и SQL