Min — Функция Delphi


Содержание

Математические функции в Дельфи

Математические функции описаны в модуле Math. Этот модуль должен быть подключен к приложению оператором uses.

Таблица математических функций в Delphi:

Функция

Описание

Аргумент

Abs (X)

абсолютное значение

целое и действительное

выражение

Ceil (X)

округление донаименьшего целого

Compare

Value (A, B) сравнение двух значений

целые и действительные

выражения

DivMod (Divided,

Divisor, Result,

Remainer) целочисленное деление:Result – результат,

Remainder – остаток

EnsureRange

(AValue,

Amin,Amax) возвращает ближайшеек Avalue в диапазоне

Amin — Amax

целые и действительные

выражения

Exp(X)

экспонента

выражение

Floor (X)

округление до наиб целого,меньшего или равного

аргумента

Frac (X)

дробная часть X-Unt(X)

Frexp(X, Mantissa,

Exponent) выделяет мантиссуи показатель степени 2

Int(X)

целая часть аргумента

выражение

IntPower(X,E)

возведение Xв целую степень E: X в степени Е

Integer

IsInfinite(X)

определяет, не равенли аргумент бесконеч

выражение

IsNan (X)

определяет, не равен лиаргумент Nan – нечисловой

величине

выражение

IsZero(X, Epsilon)

определяет, не явлли аргумент от нуля

менее чем на Epsilon

целые или действ

числа

Ldepx(X,P)

умножение X на 2 в степени Р

Integer

Ln(X)

натуральный логарифм (X)

выражение

LnXP1(X)

натуральный логарифм(X+1)

Log10(X)

десятичный логарифм от X

Log2(X)

логарифм от Xпо основанию 2

LogN (N,X)

логарифм от Xпо основанию N

Max(A,B)

максимум двух чисел

int64, Single, Double

Extended

Min(A,B)

минимум двух чисел

Pi

Poly(X,C)

вычисляет полином Xс массивом коэфф С

массив Double

Power (X, E)

Почему в Delphi MinDouble > 0?

. И как с ним правильно сравнивать?

Попробую подробнее объяснить суть вопроса: минимальное и максимальное возможное значение для того и нужно, чтобы определять границы диапазона. Для того и заведены эти константы. И то, что минимальное значение больше нуля это странно, т.к. отрицательные значения этому типу никто не запрещал присваивать. На практике получается все отрицательные числа меньше минимального значения, хотя на то оно и минимальное, чтобы меньше его ничего не было.

2 ответа 2

Заблуждение в том, что:

  • в отличии от целых чисел, где минимальное — это наиболее отрицательное значение
  • минимальное число типа Double (и аналогичных типов с «плавающей» точкой) — это минимальное отличное от нуля значение.

Дело в том, что знак числа с точкой кодируется одним битом, и никак не влияет на минимальное / максимальное представляемые этим типом значения.

  • MinDouble = 5.0e-324; Минимальное представимое число отличное от нуля
  • MaxDouble = 1.7e+308; Максимальное представимое число отличное от нуля

Положительное или отрицательное число — для этих констант не важно, вы сами добавляете знак как вам нужно. Например, используя 4 числа и знак, получаем вот такие диапазоны:

Функции Delphi

Стандартные функции Delphi:

Для проведения всевозможных математических вычислений и многочисленных преобразований язык программирования Delphi содержит библиотеки стандартных процедур и функций. Давайте подробнее рассмотрим стандартные функции Delphi.

Между значением и именем функции существует зависимость. Поэтому всякая функция может быть представлена как операнд некоторого выражения (к примеру, в инструкции присваивания). Для возведения числа в n-ую степень достаточно записать

откуда ln — функция, вычисляющая натуральный логарифм числа exp(x), exp — функция, вычисляющая экспоненту в степени x, x — число, n-ую степень которого надо найти, а n — степень числа x. Каждая функция обладает следующими характеристиками: тип значений, тип параметров.

Должно существовать соответствие между типом переменной (ей присваивается определенное значение функции) и типом функции. И в то же время необходимо соответствие между типом фактического параметра данной функции (фактический параметр — это параметр, который указывается при обращении к функции) и типом формального параметра. В противном случае компилятором выводится сообщение об ошибке.

Математические функции Delphi:

Библиотеки языка Delphi включаются в себя и множество математических функций:

Величину угла при использовании тригонометрических функций необходимо выражать в радианах. Чтобы преобразовать угол из градусов в радианы, используйте следующую формулу:

где a выражает угол в градусах; 3.1415926 означает число pi. На месте константы 3.1415926 с дробной частью для достижения большей точности чаще всего пользуются стандартной именованной константой pi. Тогда выражения для угла в пересчете в радианы будет выглядеть следующим образом:

Функции преобразования Delphi:

Наиболее частое использование функций преобразования связано с инструкциями, которые обеспечивают ввод/вывод какой-либо информации. Например, для вывода значения переменной c типом real в поле вывода диалогового окна (компонент Label), нужно провести преобразование числа в строку символов, которая собственно изображает данное число. Это можно достичь, применяя функцию FloatToStr, которая заменяет значение выражения (оно указано как параметр функции) его строковым представлением.

Пример.

В приведенном примере значение переменной m будете выведено в поле Label. В таблице ниже Вам будут представлены основные функции преобразования Delphi:

Применение функций Delphi:

В любом выражении функция используется как операнд. В качестве ее параметра можно выбрать переменную, константу, выражение определенного типа данных.

Примеры.

Структура функции Delphi

Как организована инструкция функции в языке Delphi? В любом языке программирования на первом этапе описания функции указывается ее заголовок. Далее за заголовком программист описывает раздел объявления констант const (если таковы имеются), затем занимается описанием раздела объявления типов type, далее следует раздел объявления переменных var и, наконец, раздел инструкций.

В приведенном примере в заголовке функции вначале указывается зарезервированное слово function, а следом идет имя функции. Далее в скобках программист перечисляет список параметров, и вслед за ним, используя символ «:», указывает тип значения функции. В конце каждого заголовка стоит символ «;». После заголовка следуют раздел констант, раздел типов, раздел переменных. Внутри раздела инструкций кроме констант и переменных, описанных соответственно в разделах const и var, может находится переменная result.

Когда инструкции функции завершат свое выполнение, значению переменной result присваивается значение функции. Таким образом, среди всех инструкций функций необходимое присутствие инструкции, которая бы присваивала переменной result окончательное значение функции. Обычно подобная инструкция есть последняя исполняемая инструкция функции. Представим пример функции FuntToKg, преобразующей фунты в килограммы.

Математические функции в Delphi

Занимаясь программированием, невозможно обойтись без использования математических функций. Большинство алгоритмических задач, вычисления требуют умения пользоваться ими. Конечно, некоторые из этих функций можно заменить какими-то наборами операторов, но такие решения всегда будут громоздкими, содержать дополнительные условия и выглядеть как изобретенный велосипед. Гораздо проще посвятить немного времени изучению готовых функций и разобраться в их использовании.

Для работы с этими функциями, в разделе описания uses нужно указать математическую библиотеку Math:

В таблице приведены наиболее часто используемые функции.

DelphiComponent.ru — бесплатно видеоуроки по Delphi, статьи, исходники

Процедуры и функции в Delphi

Посмотрите видеоурок по процедурам и функциям (подпрограммы):

Скачайте бесплатно видеокурс Мастер Delphi Lite прямо сейчас — в нем больше видеоуроков — СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО!

Процедуры и функции — это наиболее важный материал, который необходимо усвоить, прежде чем можно будет называть себя программистом. Объектно-ориентированное программирование в целом и программирование в Delphi в частности в огромной степени основано на использовании процедур и функций.

Использование процедур Write и WriteLn действительно не представляет особой сложности, поскольку они встроены в компилятор Delphi. Компилятор содержит лишь небольшое количество встроенных процедур. Большинство процедур и функций можно найти в отдельных исходных файлах, называемых модулями. Все модули Delphi имеют расширение . pas.

Прежде чем процедуру можно будет использовать в приложении, следует знать имя процедуры, модуль, в котором она объявлена, и принимаемые процедурой параметры. Имя процедуры и список параметров — составные части заголовка процедуры. Заголовок простой процедуры выглядит следующим образом:

После зарезервированного слова procedure всегда указывается имя процедуры, которым может быть любой допустимый идентификатор. В приведенном примере процедура не имеет параметров. Заголовок процедуры со списком параметров выглядит следующим образом:

Список параметров — это механизм передачи значений процедурам (равно как и функциям). Список параметров может содержать один или более параметров. Если список содержит более одного параметра, они разделяются точкой с запятой. Ниже приведен пример заголовка процедуры, которая принимает единственное строковое значение:

Показать скрытое содержание
unit Unit1;
interface
implementation
end.

Обучающий курс. 12. Функции и процедуры в Delphi. Математические вычисления. Случайные числа

Сегодня мы поговорим о процедурах и функциях в Delphi . Что такое процедура? Это маленькая программа, выполняющая операции с указанными данными. Различают собственно процедуры и функции. Их основное отличие — процедура просто совершает какие-либо операции, а функция обязательно выдаёт какой-либо результат в результате своей работы. Существует огромное количество стандартных процедур и функций. Подпрограммы (так называют процедуры и функции) можно писать и самостоятельно, но об этом речь пойдёт позже. Сейчас нам нужно научиться работать с готовыми функциями.

Общие сведения о подпрограммах

Фактически, подпрограмма — это такая же полноценная программа, просто работает она не отдельно, не сама по себе, а включена в другую программу.
У подпрограммы всегда есть имя. Имя строится по тем же правилам, что и идентифмкатор. Как правило, имена даются вполне логичные. Например, если функция находит максимальное из нескольких чисел, то её логично назвать Max .
Подпрограммы могут иметь входные параметры. Входные параметры — это данные, которые сообщаются подпрограмме до начала её работы, а в процессе выполнения эти данные могут использоваться. Тем не менее, подпрограммы могут и не иметь входных параметров. Входные параметры также называют аргументами. Например, функции, которая узнаёт текущее время, никакие дополнительные параметры не нужны, а вот если функция считает факториал, то обязательно должно быть число, для которого он считается.
Как было сказано выше, функция выдаёт какое-то значение в результате своей работы. Процедура в общем случае значения не выдаёт.

Вызов подпрограмм

Вызываются подпрограммы по имени. Если подпрограмме требуется передать какие-либо параметры, то они указываются в скобках после имени подпрограммы через запятую. Если входные параметры отсутствуют, достаточно просто написать имя подпрограммы, либо оставить скобки пустыми. В случае, если работа происходит с функцией, результат можно «сохранить» в какой-то переменной, просто «присвоив» этой переменной функцию.

Обратите внимание: работа с функциями происходит как с обычными переменными, просто их значения вычисляются «на лету».

Функции математических вычислений

Эти функции работают с числовыми данными. Как правило, входным параметром является какое-то число, а выходным — результат вычисления. Практически везде аргумент является либо целым числом ( Integer ), либо вещественным ( Real ). Возвращаемое значение — тоже число. Рассмотрим некоторые из этих функций:

Abs(x) — модуль (абсолютное значение) указанного числа x . Пример: Abs(-5) = 5 .

Sin(x) — синус числа x . Здесь x — угол в радианах (не в градусах!). Пример: Sin(Pi/2) = 1 .

Cos(x) — косинус числа x . Аналогично, x — радианы. Пример: Cos(Pi) = -1 .

Exp(x) — экспонента, e x ( e в степени x ).

Ln(x) — натуральный логарифм числа x . Пример: Ln(Exp(2)) = 2 .

Sqr(x) — квадрат числа x ( x 2 ). Пример: Sqr(5) = 25 .

Sqrt(x) — квадратный корень числа x . Пример: Sqrt(64) = 8 .

Int(x) — целая часть числа x . Пример: Int(1.234) = 1 .

Frac(x) — дробная часть числа x . Пример: Frac(1.234) = 0.234 .

Round(x) — округление аргумента до ближайшего целого числа. Пример: Round(1.234) = 1 .

Trunc(x) — целая часть вещественного числа x. Пример: Trunc(1.234) = 1 .

Pred(x) — предыдущее значение x (например, для x = 2 это 1 ).

Succ(x) — следующее значение x (для x = 2 это 3 ).

Odd(x) — проверка аргумента на нечётность. Функция возвращает значение True , если аргумент является нечётным числом и False — если чётным. Пример: Odd(5) = True .

Предсказываю вопрос: в чём отличие Int() от Trunc() ? А отличие в том, что Int() возвращает число вещественного типа, а Trunc() — целочисленного .

Это лишь часть всех доступных функций. На самом деле их гораздо больше. Но помимо функций есть ещё процедуры.

Процедуры работы с числами

Поскольку процедуры в результате работы не выдают никакого значения, процедуры работы с числами просто изменяют переданные им параметры-переменные.

Inc(x) — увеличение аргумента на единицу. Фактически, это то же самое, что x:=x+1 . Тем не менее, рекомендуется использовать именно эту функцию, так как работает она быстрее.
Примечание: под понятием «быстрее» подразумевается, конечно, быстрота «компьютерная». Компьютер выполняет миллионы операций в секунду и для человека такие вещи незаметны.

Inc(x,n) — увеличение аргумента на число n . Эквивалентно записи x:=x+n .

На самом деле, это не две разные процедуры — просто параметр n является необязательным. Да, бывают необязательные параметры, которые можно указать, а можно и не указывать. Если они отсутствуют, то просто берётся какое-то значение по умолчанию. В данном случае n по умолчанию имеет значение 1 .

Dec(x,n) — уменьшение аргумента на n единиц. Точно также, как и в Inc , параметр n является необязательным. Эквивалентно записи x:=x-n .

В документации необязательные параметры обычно заключают в квадратные скобки, т.е. обычно пишут Inc(x , [n]) . Обратите внимание: это лишь условное обозначение, которое создано с целью узнавания, что параметр необязательный. В программном коде никаких скобок нет и быть не может.

Не хватает стандартных математических функций?

Существует дополнительный модуль с именем Math , в котором содержится большое число математических функций. Например, если нужно посчитать гиперболический арксеканс числа, то мучаться и описывать способ его вычисления вручную не придётся — есть готовая функция ArcSecH() .
Чтобы подключить модуль Math , откройте исходный код модуля. Для этого, когда открыта форма, следует нажать F12 , либо выбрать пункт меню View » Toggle Form/Unit . Далее нужно переместиться в самое начала модуля в раздел uses . В этом разделе через запятую описываются имена подключённых модулей. Как можно заметить, даже при наличии пустой формы несколько модулей уже подключены. В этот список и следует добавить Math :

Всё, теперь в Вашем распоряжении большое количество математических функций.

Пример комбинирования функций

Раз уж речь пошла о математических функциях, пусть пример будет на них и основан. Допустим, у нас есть такая сравнительно сложная функция:

Нам нужно создать программу, которая бы вычисляла значение этой функции по заданным числам x и y . Рассмотрим поэтапно элементы функции:
1) Возведение числа e в степень, модуль — функции Exp() и Abs() соответственно.
2) Натуральный логарифм — функция Ln() .
3) Число e . Часто спрашивают — как получить число e ? Ведь это, по сути, такая же константа, как и число пи . Но она не объявлена. А ответ прост: e = e 1 , поэтому e — это exp(1) .
4) Тангенс — функция Tan() .
Всё необходимое у нас есть, поэтому можно приступить к записи. Главное — не забывать заключать в скобки отдельные элементы формулы, чтобы порядок действий сохранился (в нашем примере это не потребуется).

Как возвести число в степень?

Почему я останавливаюсь на таких вопросах? Просто они очень часто возникают у новичков и не каждый может догадаться, как выполнить требуемую операцию.

Способ 1. X y можно преобразовать к виду e ln(x)⋅y . Тогда возведение в степень можно записать так:

Способ 2. В модуле Math есть функция для возведения в степень — Power . У функции 2 аргумента — основание и показатель степени. Запись, соответственно, следующая :=Power(x,y);

Случайные числа

Зачем нужны случайные числа? Как правило, чтобы проверить результаты какого-то эксперимента при различных условиях. На основе случайных чисел можно вычислять различные вероятности. Во всех языках программирования есть возможность использовать случайные числа.

В Pascal (и Delphi соответственно) случайные числа генерируются функцией Random . Функция принимает один параметр, да и тот необязательный. Этот параметр позволяет указать границу диапазона, из которого будет выбрано случайное число. Итак: Random([Range: Integer]) . Если Range указан, то число выбирается из диапазона 0 ( X — само случайное число, которое будет получено). Обратите внимание, что сама граница в диапазон не включается, т.е. Random(10) никогда не выдаст число 10 , хотя 0 — запросто. Если диапазон не указан, то он считается равным единице, т.е. 0 .

Пример. Создадим форму с кнопкой, но пусть кнопка каждую секунду изменяет своё положение. Воспользуемся таймером ( TTimer , вкладка System палитры компонент). Interval оставим без изменения ( 1 сек. ), а вот в обработчике запрограммируем произвольное изменение положения кнопки на форме. Разберёмся, что нам нужно:
1) Позиция кнопки на форме. Как Вы уже знаете, за положение отвечают свойства Left и Top , которые указывают положение левого верхнего угла кнопки относительно левого верхнего угла формы. Именно этим свойствам мы будем присваивать произвольные значения.
2) Каков будет диапазон для генерации случайных чисел? Очевидно, что кнопка не должна уйти за границы формы. Значит нам нужно подключить размеры самой формы, т.е. её высоту и ширину. В данном случае будем использовать не Width и Height , а ClientWidth и ClientHeight , так как в первые свойства входят заголовок и границы формы, а это лишние пиксели, за которые кнопка может вылезти. Однако и это ещё не всё — из этих размеров мы должны вычесть соответственно ширину и высоту самой кнопки, иначе она может частично скрыться за границами.
Пишем обработчик:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Запускаем программу и наблюдаем. Кнопка действительно прыгает с места на место. Но есть один крайне неприятный момент: запустите программу несколько раз и понаблюдайте за точками, в которые попадает кнопка. Вы сразу заметите, что каждый раз кнопка перемещается по одним и тем же точкам.

Отчего это происходит? Дело в том, что числа, выдаваемые функцией Random() на самом деле не являются случайными — они псевдослучайны , т.е. наблюдается повторение. К счастью, решение есть — специальная процедура Randomize() инициализирует генератор случайных чисел, который выдаёт действительно случайные числа. Вызвать эту процедуру нужно всего один раз за время работы программы — обычно это делается при запуске (например, в событии OnCreate формы). Процедура не принимает никаких параметров. Вернёмся к нашему примеру:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Randomize
end ;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random(ClientWidth-Button1.Width);
Button1.Top := Random(ClientHeight-Button1.Height)
end ;

Теперь кнопка будет прыгать совершенно по разным точкам при каждом запуске программы.

Кстати, можно дописать скобки к названию процедуры — от этого работа не изменится: Randomize; = Randomize(); А запись немного красивее (на мой взгляд).

Дополнительные возможности редактора кода

В редакторе кода есть одна очень хорошая вещь — после того, как написано имя процедуры или функции и открыта скобка, появляется подсказка со всеми параметрами, которые подпрограмма принимает. Более того, там же указаны и типы данных всех параметров. Попробуйте, к примеру, набрать Inc( и подождать секунду — появится подсказка:

Как и было отмечено выше, второй параметр является необязательным и он заключен в квадратные скобки.

Такие подсказки позволяют моментально узнать, что подпрограмма требует на вход. При этом не придётся открывать модуль, где находится функция, либо искать её описание в документации или справочной системе.

Если функции или процедуре входные параметры не нужны, подсказка всё равно появится и сообщит об этом:

Если после набора имени и скобки подсказка не появилась, то и при компиляции программы скорее всего возникнет ошибка. Причиной, по которой компилятор не смог найти указанную функцию или процедуру, может быть ошибка при наборе имени, либо модуль, в котором описана подпрограмма, не подключен.
Ошибки при компиляции появляются внизу окна редактора кода с указанием номера строки, где обнаружена ошибка и описанием самой ошибки.
Попробуем запросить процедуру Randomiz (например, мы случайно недописали букву » e » на конце):

Строка с ошибкой выделилась, а внизу появился её номер ( 28 ) и описание — Undeclared identifier (неописанный идентификатор).

Заключение

В этом уроке охвачено сразу несколько тем — знакомство с процедурами и функциями, обзор математических функций и процедур, модуль Math, работа со случайными числами, а также удобства редактора кода и выделение ошибок при компиляции.

Использование процедур и функций в Delphi

Скобки

Добавление скобок при вызове процедур и функций без параметров уже давно не является новинкой в Delphi, тем не менее, эта возможность мало известна. Эту возможность оценят по достоинству те программисты, которым приходится работать на двух языках (C++ и Delphi), так как им не нужно будет постоянно помнить о разнице в синтаксисе при вызове процедур и функций в разных языках. В Delphi оба варианта, приведенные ниже, считаются корректными.

Возможность перегрузки

Впервые концепция перегрузки процедур и функций была реализована в Delphi 4. Она позволяет иметь несколько различных процедур и функций с одинаковыми именами, но с разными списками параметров. Такие процедуры и функции должны быть описаны с применением директивы overload.

procedure Test (I: integer); overload;
procedure Test (S: string); overload;
procedure Test (D: double); overload;

При вызове процедуры Test, Delphi сама решит, какую из трех процедур необходимо выполнить, в зависимости от передаваемого ей параметра. Но нужно отметить, что это не самая безопасная возможность языка. Применение перегружаемых процедур и функций может стать неиссякаемым источником трудноуловимых ошибок в программе. Поэтому пользуйтесь этой возможностью осторожно.

Передача параметров

Pascal позволяет передавать параметры в функции и процедуры либо по значению, либо по ссылке. Передаваемый параметр может иметь любой встроенный или пользовательский тип либо являться открытым массивом. Параметр также может быть константой, если его значение в процедуре или функции не меняется.

Передача параметров по значению

Этот режим передачи параметров применяется по умолчанию. Если параметр передается по значению, создается локальная копия данной переменной, которая и предоставляется для обработки в процедуру или функцию. Посмотрите на следующий пример:

procedure Test(s: string);

При вызове указанной процедуры будет создана копия передаваемой ей в качестве параметра строки s, с которой и будет работать процедура Test. При этом все внесенные в строку изменения никак не отразятся на исходной переменной s.

Однако это не относится к объектам. Например, если в функцию передается переменная (а точнее экземпляр объекта) TStringList, то в данном случае произойдет передача по ссылке (даже если это не указано явно). Этот способ передачи является у большинства самым излюбленным, но в тоже время является и самым не практичным, т.к. для выполнения метода выделяется дополнительная память для создания точной копией передаваемой переменой. Для решения этой проблемы следует использовать один из способов описанных ниже.

Передача параметров по ссылке

Pascal позволяет также передавать параметры в функции или процедуры по ссылке — такие параметры называются параметрами-переменными. Передача параметра по ссылке означает, что функция или процедура сможет изменить полученные значения параметров. Для передачи параметров по ссылке используется ключевое слово var, помещаемое в список параметров вызываемой процедуры или функции.

procedure ChangeMe(var x: longint);
begin
x := 2; // Параметр х изменен вызванной процедурой
end;

Вместо создания копии переменной x, ключевое слово var требует передачи адреса самой переменной x, что позволяет процедуре непосредственно изменять ее значение.

Передача параметров констант

Если нет необходимости изменять передаваемые функции или процедуре данные, можно описать параметр как константу. Ключевое слово const не только защищает параметр от изменения, но и позволяет компилятору сгенерировать более оптимальный код передачи строк и записей. Вот пример объявления параметра-константы:

procedure Test(const s: string );

Передача открытых массивов

Открытый массив параметров позволяет передавать в функцию или процедуру различное количество параметров. В качестве параметров можно передать либо открытый массив элементов одинакового типа, либо массивы констант различного типа. В приведенном ниже примере объявляется функция, которой в качестве параметра должен передаваться открытый массив целых чисел.

function AddEmUp(A: array of integer): integer;

В открытом массиве можно передавать переменные, константы или выражения из констант.

Для получения информации о фактически передаваемом массиве параметров в функции или процедуре могут использоваться функции High, Low и SizeOf.

Object Pascal также поддерживает тип array of const, который позволяет передавать в одном массиве данные различных типов. Синтаксис объявления функций или процедур, использующих такой массив для получения параметров, следующий:

procedure WhatHaveIGot( A: array of const );

Вызвать объявленную выше функцию можно, например, с помощью такого оператора:

procedure WhatHaveIGot( [‘Text’, 10, 5.5, @WhatHaveIGot, 3.14, true, ‘c’] );

При передаче функции или процедуре массива констант все передаваемые параметры компилятор неявно конвертирует в тип TVarRec. Тип данных TVarRec объявлен в модуле System следующим образом:

PVarRec = ^TVarRec;
TVarRec = record
case Byte of
vtInteger: (VInteger: Integer; VType: Byte);
vtBoolean: (VBoolean: Boolean);
vtChar: (VChar: Char);
vtExtended: (VExtended: PExtended);
vtString: (VString: PShortString);
vtPointer: (VPointer: Pointer);
vtPChar: (VPChar: PChar);
vtObject: (VObject: TObject);
vtClass: (VClass: TClass);
vtWideChar: (VWideChar: WideChar);
vtPWideChar: (VPWideChar: PWideChar);
vtAnsiString: (VAnsiString: Pointer);
vtCurrency: (VCurrency: PCurrency);
vtVariant: (VVariant: PVariant);
vtInterface: (VInterface: Pointer);
vtWideString: (VWideString: Pointer);
vtInt64: (VInt64: PInt64);
end;

Поле VType определяет тип содержащихся в данном экземпляре записи TVarRec данных и может принимать одно приведенных значений.

Поскольку массив констант способен передавать данные разных типов, это может вызвать определенные затруднения при создании обрабатывающей полученные параметры функции или процедуры. В качестве примера работы с таким массивом рассмотрим реализацию процедуры WhatHaveIGot, которая просматривает элементы полученного массива параметров и выводит их тип.

procedure WhatHaveIGot( A: array of const );
var
i: integer;
TypeStr: string;
begin
for i := Low(A) to High(A) do
begin
case A[i].VType of
vtInteger : TypeStr := ‘Integer’;
vtBoolean : TypeStr := ‘Boolean’;
vtChar : TypeStr := ‘Char’;
vtExtended : TypeStr := ‘Extended’;
vtString : TypeStr := ‘String’;
vtPointer : TypeStr := ‘Pointer’;
vtPChar : TypeStr := ‘PChar’;
vtObject : TypeStr := ‘Object’;
vt ;
vtW ;
vtPW ;
vtAnsiString : TypeStr := ‘AnsiString’;
vtCurrency : TypeStr := ‘Currency’;
vtVariant : TypeStr := ‘Variant’;
vtInterface : TypeStr := ‘Interface’;
vtW ;
vtInt64 : TypeStr := ‘Int64’;
end;
ShowMessage( Format( ‘Array item %d is a %s’, [i, TypeStr] ) );
end;
end;

Значения параметров по умолчанию

В Delphi есть одна очень полезная возможность — использование значений параметров по умолчанию. Она позволяет установить принимаемое по умолчанию значение параметра процедуры или функции. Это значение будет использоваться в тех случаях, когда вызов процедуры или функции производится без указания значения данного параметра. В объявлении процедуры или функции принимаемое по умолчанию значение параметра указывается после знака равенства, следующего после его имени. Поясним это на следующем примере:

procedure HasDefVal( s: string; i: integer = 0 );

Подобное объявление означает, что процедура HasDefVal может быть вызвана двумя путями. В первом случае — как обычно, с указанием обоих параметров:

procedure HasDefVal( ‘Hello’, 26 );

Во втором случае можно задать только значение параметра s, а для параметра i использовать значение, установленное по умолчанию:

procedure HasDefVal( ‘Hello’ );

При использовании значении параметров по умолчанию следует помнить о нескольких приведенных ниже правилах:

  • Параметры, имеющие значения по умолчанию, должны располагаться в конце списка параметров. Параметр без значения по умолчанию не должен встречаться в списке после параметра, имеющего значение по умолчанию.
  • Значения по умолчанию могут присваиваться только параметрам обычных типов, указателям или множествам.
  • Значение по умолчанию может передаваться только по значению либо с модификатором const. Оно не может быть ссылкой или нетипизированным параметром.

Одним из важных преимуществ применения значений параметров по умолчанию является простота расширения функциональных возможностей уже имеющихся процедур и функции с соблюдением обратной совместимости. Предположим, на рынок программных продуктов была выпущена программа, ключевым звеном которой является функция сложения двух целых величин:

function Add( I1, I2: integer ): integer;
begin
Result := I1 + I2;
end;

Предположим также, что исследования показали целесообразность добавления в программу возможности сложения трех чисел. Однако замена имеющейся функции функцией сложения трех чисел приведет к тому, что вам придется переправлять немало текста, который перестанет компилироваться из-за внесения в функцию еще одного параметра. Однако при использовании значений параметров по умолчанию проблема решается легко и просто. Достаточно изменить объявление функции так, как показано ниже.

function Add( I1, I2: integer; I3: integer = 0 ): integer;
begin
Result := I1 + I2 + I3;
end;

Директива

Директива <$X->запрещает вызов функций как процедур (с игнорированием возвращаемого результата). По умолчанию этот режим включен (<$X+>). Так вот, запомните, использование переменной Result недопустимо при сброшенном флажке опции Extended Syntax, расположенном во вкладке Compiler диалогового окна Project Options, или при указании директивы компилятора <$X->.

В каждой функции языка Objecl Pascal существует локальная переменная с именем Result, предназначенная для размещения возвращаемого значения. Кроме того, вернуть значение из функции можно также путем присвоения значения переменной, имеющей то же имя, что и данная функция. Это стандартный синтаксис языка Pascal, сохранившийся от его предыдущих версий. При использовании в теле функции переменной с ее именем не забывайте, что существуют большие отличия в обработке этого имени — все зависит от того, где она расположена — в левой части оператора присвоения или же в любом другом месте текста функции. Если имя функции указано в левой части оператора присвоения, то предполагается, что назначается возвращаемое функцией значение. Во всех других случаях предполагается, что осуществляется рекурсивный вызов этой функции.

Процедура и функция — это ключевые понятия в любом языке программирования, без которых не обходится ни одна серьезная программа. И поэтому очень важно иметь полное понимание о механизме их работы.

Функция максимального и минимального значения в массиве. Делфи. Delphi.

Здравствуйте! Писал программу по такому условию:
Вычислить количество элементов массива, которые больше величины
переменной Z;Среднее значение; Максимальное и минимальное значение массива; произведение элементов массива, порядковые номера которых больше номера максимального по модулю элемента; построить массив так, чтобы сначала размещались все отрицательные
элементы, а затем все положительные в порядке возрастания (элементы,
равные нулю, считать положительными).

1.Так вот, минимум и максимум считает какой-то бред, просто ставятся числа из массива.
Подскажите где я допустил ошибку и как её исправить?
2.И как реализовать вот это условие:
«произведение элементов массива, порядковые номера которых больше номера максимального по модулю элемента».В голове себе представляю, а как в коде написать ума не приложу.
Вот мой код:

Min — Функция Delphi

Подпрограммы — процедуры и функции в языке Delphi служат для выполнения специализированных операций. Delphi имеет множество стандартных подпрограмм, но всё равно приходится создавать собственные для выполнения часто повторяющихся операций с данными, которые могут меняться.

Вообще, существует методика программирования «сверху вниз». Методика программирования «сверху вниз» разбивает задачу на несколько более простых, которые оформляются в виде подпрограмм. Те, в свою очередь, при необходимости также делятся до тех пор, пока стоящие перед программистом проблемы не достигнут приемлемого уровня сложности (то есть простоты!). Таким образом, эта методика программирования облегчает написание программ за счёт создания так называемого скелета, состоящего из описателей подпрограмм, которые в дальнейшем наполняются конкретными алгоритмами. Пустое описание подпрограммы иначе называется «заглушкой».

И процедуры, и функции позволяют добиться одинаковых результатов. Но разница всё же есть.

Процедура Delphi просто выполняет требуемые операции, но никаких результатов своих действий не возвращает. Результат — в тех изменениях, которые произошли в программе в процессе выполнения этой процедуры. В частности, процедура может поменять значения переменных, записать новые значения в ячейки компонентов, сделать запись в файл и т.д.

Функция Delphi также позволяет выполнить всё перечисленное, но дополнительно возвращает результат в присвоенном ей самой значении. То есть вызов функции может присутствовать в выражении справа от оператора присваивания. Таким образом, функция — более универсальный объект!

Описание подпрограммы состоит из ключевого слова procedure или function, за которым следует имя подпрограммы со списком параметров, заключённых в скобки. В случае функции далее ставится двоеточие и указывается тип возвращаемого значения. Обычная точка с запятой далее — обязательна! Сам код подпрограммы заключается в «логические скобки» begin/end. Для функции необходимо в коде присвоить переменной с именем функции или специальной зарезервированной переменной Result (предпочтительно) возвращаемое функцией значение. Примеры:

function Имя_функции(параметры): тип_результата;
begin
Код функции;
Result:= результат;
end;

procedure Имя_процедуры(параметры);
begin
Код процедуры;
end;

Описанная таким образом подпрограмма должна быть размещена в основной программе до первого её вызова. Иначе при компиляции получите извещение о том, что «неизвестный идентификатор. » Следить за этим не всегда удобно. Есть выход — разместить только заголовок подпрограммы там, где размещают .

Параметры — это список идентификаторов, разделённых запятой, за которым через двоеточие указывается тип. Если списков идентификаторов разных типов несколько, то они разделяются точкой с запятой. Всё, как и в случае обычного описания данных. Это так называемые формальные параметры. При вызове подпрограммы они заменяются на фактические — следующие через запятую данные того же типа, что и формальные.
Параметры в описании подпрограммы могут и отсутствовать, тогда она оперирует данными прямо из основной программы.

Теперь нужно ввести понятие локальных данных. Это данные — переменные, константы, подпрограммы, которые используются и существуют только в момент вызова данной подпрограммы. Они так же должны быть описаны в этой подпрограмме. Место их описания — между заголовком и началом логического блока — ключевым словом begin. Имена локальных данных могут совпадать с именами глобальных. В этом случае используется локальная переменная, причём её изменение не скажется на глобальной с тем же именем.
Совершенно аналогично локальным типам, переменным, константам могут быть введены и локальные процедуры и функции, которые могут быть описаны и использованы только внутри данной подпрограммы.

Теперь пример. Напишем программу суммирования двух чисел. Она будет состоять из Формы, на которой будет кнопка (компонент Button), по нажатию на которую будет выполняться наша подпрограмма, и двух строк ввода (компоненты Edit), куда будем вводить операнды. Начнём с процедуры.

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
procedure Sum(A, B: Integer);

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Sum(A, B);
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

procedure Sum(A, B: Integer);
begin
Summa:=A+B;
end;

Наша процедура находится после обработчика нажатия кнопки, где осуществляется её вызов. И программа работает именно потому, что заголовок процедуры вынесен в блок описания данных. Но всё же операция суммирования в данном случае производится как-то невнятно.
Теперь сделаем то же самое с помощью функции.

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
function Sum(A, B: Integer): Integer;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Summa:=Sum(A, B); // На мой взгляд, сейчас более понятно, откуда что берётся
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

function Sum(A, B: Integer): Integer;
begin
Result:=A+B;
end;

Есть особенности в использовании в качестве параметров больших по объёму структур данных, например, массивов, состоящих из нескольких тысяч (и больше) элементов. При передаче в подпрограмму данных большого объёма могут быть большие расходы ресурсов и времени системы. Поэтому используется передача не самих значений элементов (передача «по значению», как в предыдущих примерах), а ссылки на имя переменной или константы (передача «по имени»). Достигается это вставкой перед теми параметрами, которые мы хотим передать по имени, ключевого слова var.

function Sum(A, B: Integer; var Arr: array[1..1000000] of Integer): Integer;

Если взглянуть на описание нашей подпрограммы и описание обработчика нажатия кнопки (это тоже подпрограмма!), который был создан Delphi, то видим, что перед именем обработчика (Button1Click) стоит TForm1. Как мы знаем, в Delphi точкой разделяется объект и его атрибуты (свойства и методы). Таким образом, Delphi создаёт Button1Click как метод объекта Form1. Причём, буква T перед объектом говорит о том, что Button1Click не просто метод объекта, а метод класса объекта. Не будем этим пока заморачиваться, а просто будем поступать также. Описав свою процедуру или функцию как метод класса TForm1, мы получаем возможность использовать в ней объекты класса без указания его имени, что гораздо удобнее. То есть, если мы используем в нашей подпрограмме какие-либо компоненты, размещённые на Форме (например, Button1), то мы пишем

Button1.W >
а не
Form1.Button1.W >

Также появляется возможность использовать встроенные переменные, такие как параметр Sender. В каждом обработчике этот объект указывает на источник, то есть тот объект, который вызывает данную подпрограмму. Например, в нашей процедуре суммирования Sender = Button1. Проанализировав эту переменную, можно принять решение о тех или иных действиях.

Описав подпрограмму как метод класса, её описание мы должны поместить туда же, куда их помещает описание класса TForm1. Смотрите сами, где находится описание процедуры Button1Click. Для этого, поставив курсор внутрь подпрограммы Button1Click, нажмите CTRL+Shift и кнопку управления курсором «Вверх» или «Вниз» одновременно. Произойдёт переход к описанию подпрограммы (чтобы вернуться обратно, повторите это действие ещё раз). Ставьте описание своей подпрограммы рядом, с новой строки. Обратите внимание, что TForm1 уже не пишется.

Рекурсия — важное и мощное свойство процедур и функций в Delphi. Рекурсия это возможность подпрограммы в процессе работы обращаться к самой себе. Без использования рекурсии приходилось бы применять циклы, а это усложняет чтение программы. Рекурсивный вызов подпрограммы сразу проясняет смысл происходящего. Естественно, приходится следить за тем, чтобы в подпрограмме обязательно было условие, при выполнении которого дальнейшая рекурсия прекращается, иначе подпрограмма зациклится.

Пример. Вычисление факториала

Вычисление факториала — классическая в программировании задача на использование рекурсии. Факториал числа N — результат перемножения всех чисел от 1 до N (обозначается N!):

Создавая программу вычисления факториала числа, мы можем применить и функции, и рекурсию. Можно скачать проект данной программы.

Удобство применения рекурсии особенно наглядно при вычислении дискриминанта матрицы. Дискриминант матрицы можно подсчитать методом Гаусса — приведением матрицы к треугольному виду, что требует использования нескольких вложенных циклов. Алгоритм получается достаточно громоздкий. Используя вместо этого рекурсию, получается очень элегантный алгоритм: вычисление дискриминанта матрицы с использованием рекурсии.

Математические функции в Delphi

Занимаясь программированием, невозможно обойтись без использования математических функций. Большинство алгоритмических задач, вычисления требуют умения пользоваться ими. Конечно, некоторые из этих функций можно заменить какими-то наборами операторов, но такие решения всегда будут громоздкими, содержать дополнительные условия и выглядеть как изобретенный велосипед. Гораздо проще посвятить немного времени изучению готовых функций и разобраться в их использовании.

Для работы с этими функциями, в разделе описания uses нужно указать математическую библиотеку Math:

В таблице приведены наиболее часто используемые функции.

Илон Маск рекомендует:  Выравнивание кнопок-изображений в формах
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL