Олимпиады по информатике


Содержание

Олимпиадные задания по информатике с ответами

В современной школе предмет информатики — одна из важнейших дисциплин, изучаемых школьниками. Какую бы профессию ни выбрали ваши ученики, в большинстве случаев им придется иметь дело с компьютерами. Уже сейчас, используя информационные технологии, ученики могут расширить и углубить свои знания в отрасли.

Именно поэтому так важно со школьных лет научить ребят пользоваться компьютером. Этой цели служат и олимпиады по информатике, которые дают возможность выйти за рамки школьной программы. Задания олимпиады помогают ученикам раскрыть свои способности, научиться применять знания в решении нестандартных ситуаций.

Чтобы ученикам было легче добиться высоких результатов на олимпиаде, мы предлагаем им подготовиться, используя материалы из этого раздела. У нас собраны примеры олимпиадных заданий по информатике для 5 — 11 классов. К представленным заданиям указаны правильные ответы и решения, а значит, их можно использовать не только на уроке с учителем, но и самостоятельно. Сверяясь с ответами, ученик сможет выполнить работу над ошибками и восполнить пробелы в знаниях.

Регулярная практика в решении заданий олимпиады по информатике помогает научиться лучше понимать задачи и находить нестандартные подходы к их решению. Мы знаем, что если вы приложите максимум усилий для подготовки к олимпиаде по информатике, результат приятно удивит вас.

Олимпиада по информатике и ИКТ

✨ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ»

Сроки проведения: до 15 декабря 2020г.

Организаторы дистанционной олимпиады:

2. Интернет-издание Профобразование
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 54950
ISSN: 2409-4455, Емайл: info-profobr@yandex.ru

3. Профконкурс-молодежная редакция профобразования
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 55893
Емайл: prof-konkyrs@yandex.ru

Участники олимпиады: обучающиеся техникумов, колледжей, лицеев, школ.

Пройдите увлекательные интерактивные задания, созданные в iSpring QuizMaker 8. и узнайте результат сразу после выполнения заданий олимпиады.
Олимпиадные задания состоят из 20 вопросов. (за каждый правильный ответ — 5 баллов, есть вопросы на соответствие и порядок действия).
Общее количество набранных баллов- 0-100.

Критерии оценки:
1- место 90-100 баллов;
2- место 75-85 баллов;
3- место 60-70 баллов.

Участники, набравшие 50-55 баллов, получают диплом лауреата, кто набрал менее 50 баллов, после подготовки могут повторно пройти тест.
Олимпиадные задания находятся в свободном доступе без пароля и предварительной оплаты.

Порядок прохождения олимпиады.
Нажмите на кнопку «Начать тест»
Заполните форму, в которой необходимо указать:
Фамилию Имя Отчество участника,
емайл педагога или участника (обязательно проверьте правильность заполнения емайла),
краткое название вашего ОУ (пример ГБПОУ Московский педагогический колледж,МБОУ СОШ №1 г. Волгоград),
Фамилию Имя Отчество педагога, подготовившего участника(для студентов).
Нажать кнопку «Отправить», после этого приступить к тесту.
У вас есть возможность вернуться к предыдущим ответам, нажав кнопку «Назад».
После окончания теста нажать кнопку «Отправить все».
Результат вы узнаете сразу, после прохождения олимпиады.

Результаты автоматически отправятся на емайл участника и редакции.
Если вы набрали 50 и более баллов, то вы можете отправить заявку на получения диплома, оплатив организационный взнос 100 руб. (способы оплаты здесь: http://профконкурс.рф/index/0-5) и заполнив форму заявки, которая находится ниже теста.

В течение 10 дней, после получения заявки, вам оформят диплом в электронном виде согласно критериям оценки и занесут в реестр дипломов. Для скачивания дипломов участник должен кликнуть мышкой по картинке «Реестра дипломов», найти в реестре дипломов свою ФИО и скачать диплом (из-за большого количества заявок сроки оформления дипломов могут быть увеличены на 1-2 дня).
Если вы не нашли диплом в реестре после этого срока, то отправьте заявку на эл. адрес: profyspex@yandex.ru в теме заявки укажите название олимпиады или викторины, в тексте письма — ФИО участника, название ОУ, ФИО руководителя, набранные баллы и прикрепите к письму чек с оплатой (без чека заявки рассматриваться не будут).

Задания олимпиады
Олимпиаду можно пройти на мобильном телефоне. Для этого нужно загрузить приложение SWF Player — Flash File Viewer из Play Маркет и открыть доступ к файлам телефона.
Сохранить ссылку СКАЧАТЬ ОЛИМПИАДУ на мобильном телефоне. В папке загрузки открыть загруженный файл.
Смотреть подробную инструкцию «Как открыть олимпиаду на смартфоне»

Всероссийская олимпиада школьников по информатике

Олимпиада состоит из 4 последовательных этапов — школьного, муниципального, регионального и заключительного. Все этапы проводятся очно, площадку для проведения и все необходимое предоставляет организатор текущего конкретного этапа.

Примерные сроки проведения

Кто может принимать участие

Все желающие (обучающиеся
5-11 классов)

Победители и призеры предыдущего этапа, а также победители и призеры соответствующего этапа в прошлом году

Органы местного самоуправления

Органы образования субъектов РФ

Муниципальный этап предполагается для участия начиная с 7 класса, региональный и заключительный – с 9. Несмотря на это, участники могут принимать участие в этих этапах уже начиная с 5 класса, но в таком случае они будут выполнять задания рассчитанные на обучающихся 7 или 9 классов соответственно.


МФТИ регулярно занимается организацией проведения муниципального и регионального этапов ВсОШ по информатике.

Муниципальный этап 2020-2020 учебного года будет проводиться 15 декабря 2020 года.

Региональный этап 2020-2020 учебного года будет проводиться в МФТИ 26 и 28 января 2020 года.

Репетиторы: олимпиады по информатике в Москве

Предметы: математика, физика, информатика, программирование, олимпиады по информатике.

Образование:
• Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», факультет кибернетики и информационной безопасности, кафедра компьютерных систем и технологий, специальность – вычислительные машины, комплексы, системы и сети, квалификация – инженер, 2015 г.
• Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое информатика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования; учитель, преподаватель информатики» в Московской академии профессиональных компетенций, 2020 г.
• Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое математика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования; учитель, преподаватель математики» в Московской академии профессиональных компетенций, 2020 г.
Опыт:
• Опыт репетиторства — 9 лет.

Район: Бунинская аллея. Выезд: Юго-Запад, Юг, Бутово.

Ставка: 1667 руб. / ч

ОГЭ по математике: 1667 руб. / ч

ОГЭ по информатике: 1667 руб. / ч

Длительность занятия: 90 мин.

Предметы: физика, математика, программирование, информатика, олимпиады по информатике.

Образование:
• Окончил МФТИ, ФОПФ, два красных диплома, 2005 г.
Опыт:
• Опыт репетиторской деятельности: абитуриенты в АНХ, ВШЭ, ГУГН, ГУУ, МАДИ, МАИ, МАМИ, МАРХИ, МАТИ, МГИМО, МГСУ, МГТУ, МГУ, МИИГАиК, МИИТ, МИРЭА, МИСиС, МИФИ, ММА, МТУСИ, МФТИ, МЭИ, РГГУ, РГСУ, РЭА, ФА — 19 лет.
• Научный сотрудник ФИАН (2002-2007 годы) и МФТИ (с 2007 года) — 17 лет.
• Преподаватель кафедры общей физики МФТИ — 15 лет.
• Редактор образовательного журнала «Потенциал» (2005-2008 годы) и научного журнала «Труды МФТИ» (с 2008 года) — 14 лет.
• Преподаватель подготовительного отделения МФТИ — 13 лет.
• Лектор, автор заданий и рецензент ЗФТШ при МФТИ — 13 лет.
• Преподаватель спецкурса по физике и математике в Лицее №11 «Физтех», г. Долгопрудный, 2008 г.
• Научный руководитель Международной олимпиады «Тенгри» по физике (с 2015 г.) и информатике (с 2020 г.) — 4 года.
Достижения:
• Золотая медаль на Международной олимпиаде по физике (Италия), 1999 г.
• Председатель методической комиссии и заместитель председателя жюри Международной олимпиады школьников «Туймаада» по физике (с 2006 г.).
• Член жюри и методической комиссии Всероссийских олимпиад школьников по физике, тренер сборной команды России на международные физические олимпиады, 2001–2007 гг.
• Награда «За преданность олимпиадному движению» от министра образования Якутии, 2020 г.
• Автор тестирующей системы «Чудесная проверка» (chupro.profi.ru).
• Автор статей, лекционных курсов и методических пособий для школьников.
• Разработчик специальной методики интенсивной подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам для отстающих школьников и учащихся непрофильных классов.

Я являюсь техническим руководителем проекта «Учу на Профи.Ру» и активно использую сайт как в ходе регулярных занятий, так и для отбора новых учеников. Ученики, успешно прошедшие входной тест на сайте, могут рассчитывать на резервные места в моём расписании, которые я специально придерживаю для целеустремлённых учеников, а клиенты, успешно прошедшие основной тест на сайте, – ещё и на скидки.

Плюс: дистанционные занятия.

Ставка: 1000-3000 руб. / 45 мин.

Олимпиады по физике: 1000-3000 руб. / 45 мин.

ЕГЭ по математике: 1000-3000 руб. / 45 мин.

Олимпиады и ЕГЭ по информатике: в чём их отличия и как к ним готовиться

Если подросток мечтает поступить в хороший вуз на IT-специальность, у него две дороги — олимпиады или ударная подготовка к ЕГЭ по информатике. Но одно не всегда отменяет другое: даже если завоевать золото на престижном турнире программистов, от госэкзамена всё равно не отвертеться. «Мел» и 1С объясняют, чем один путь отличается от другого и как достичь отличных результатов на каждом из них.

Как устроены олимпиады по информатике

Проще всего, когда ребёнок в седьмом или восьмом классе уже решил, что будет программистом. Впереди полно времени, чтобы прокачать знания алгоритмов, языков программирования и поучаствовать в олимпиадах. Начнём с того, что они делятся на два типа: проектные и олимпиады по спортивному программированию.

Конкурс проектов подойдёт, если школьник больше любит долгосрочные задачи, а не работу на скорость. Здесь важно детально продумывать идею проекта и находить самое удачное решение. Проектные олимпиады принадлежат конкретному вузу. Например, «Старт в науку» (МФТИ), «Юниор» (МИФИ) или «Шаг в будущее» (МГТУ имени Баумана). Плюс в том, что свой проект можно заявить на все три конкурса сразу.

Участие в олимпиадах по спортивному программированию принесёт больше бонусов. Правда, здесь нужно уметь быстро придумать и написать решение, чтобы оно работало корректно. При этом не важно, насколько красиво оформлен код: главное, чтобы он решал задачу. Высший пилотаж — Всероссийская олимпиада школьников по информатике. Если вы выбираете Всерос, будьте готовы посвящать ему всё своё время, интенсивно готовиться и иногда даже жертвовать другими предметами. Вас ждёт четыре этапа — школьный, муниципальный, региональный и финальный. Диплом победителя или призёра заключительного этапа позволит поступить без вступительных испытаний в любой вуз и освободит от ЕГЭ в принципе (но школа, скорее всего, всё равно попросит сдать госэкзамен, даже если вам он уже не пригодится). А самое главное, можно подстраховаться — получить диплом ещё в восьмом классе и потом не переживать о поступлении: он действует четыре года.

Кроме Всероса, бывают так называемые уровневые олимпиады — их проводят как вузы, так и крупные IT-корпорации. Например, олимпиада «Ломоносов» (МГУ), «Высшая проба» (ВШЭ), Открытая олимпиада школьников по программированию (МФТИ, МГУ и 1С). Готовиться к ним нужно заранее, но актуальны они именно для 11 класса. Уровень олимпиады — первый, второй или третий — каждый год утверждают на государственном уровне, и в зависимости него победители и призёры получают разные преимущества. Бывает так, что за один и тот же диплом в одном вузе дают 100 баллов по информатике, в другом — зачисляют без экзаменов. Впрочем, дипломанты олимпиад всё равно должны подтвердить свои льготы, сдав ЕГЭ по информатике не менее чем на 75 баллов.

В олимпиадах по спортивному программированию (как во всероссийской, так и в уровневых) есть минус: конкуренция выше, чем в проектных. Но при этом гораздо ниже, чем среди сдающих ЕГЭ.


Как лучше готовиться

1. Найти хорошего преподавателя

Чтобы круто выступать на соревнованиях, в первую очередь нужен талантливый тренер. Если вам не повезло с таким в школе, не отчаивайтесь: сильных преподавателей легко найти на специализированных курсах. Например, учитель информатики Владимир Ильин из «Клуба программистов» подготовил не одного призёра и победителя всероссийских олимпиад. А ещё разработал авторский курс «Алгоритмы. Олимпиадное программирование», на котором учат не просто составлять конкретные алгоритмы, но и понимать, как они работают в целом.

2. Соревноваться с крутыми программистами

Одно дело — решать олимпиадные задачи дома, в спокойной обстановке с печеньками и кока-колой. Совсем другое — на реальной олимпиаде: соревновательная обстановка, пристальное наблюдение и сосед, который, кажется, уже всё решил. Чтобы привыкнуть к ритму олимпиад, можно тренироваться на платформе CodeForces. Это международная площадка, где проводятся соревнования по программированию и «Раунды» — мини-олимпиады. По итогам каждого раунда у пользователей меняется рейтинг. Отличный шанс помериться силами с лучшими спортивными программистами мира, такими как Геннадий Короткевич или Пётр Митричев.

Илон Маск рекомендует:  Что такое код readline_info

3. Учиться на наглядных примерах

Олимпиадное программирование — это всегда сложные алгоритмы. Зубрить их бесполезно, всё равно для каждой задачи придётся настраивать алгоритмы по-своему. Часто нужно рисовать схемы и иллюстрации, чтобы разобраться в сложной логической цепочке команд. К счастью, программисты — творческие люди (это правда!), и постоянно ломают голову над тем, как сделать круто, и тащат алгоритмы в мир привычных вещей. Когда абстрактный принцип появляется в реальности, он тут же становится понятным. Если погуглить, можно найти много таких примеров. Возьмём хотя бы Гарвард, где на первой лекции курса «Computer Science 50»преподаватель объясняет метод деления отрезка пополам с помощью телефонного справочника:

Как устроен ЕГЭ по информатике

Надеяться только на ЕГЭ — вариант для тех, кто определился с вузом только в 10-11 классе. Согласитесь, для старшеклассника начать готовиться к олимпиадам с нуля и успешно на них выступить — практически невыполнимая задача. Проходные баллы в хорошие вузы начинаются от 270 и выше, так что стоит поставить себе планку как минимум в 90 баллов.

В госэкзамене по информатике две части. В первой 23 задания, в каждом из которых нужен короткий ответ. Во второй — четыре задачи посложнее, которые требуют подробного решения. Жаль только школьники вынуждены писать программы на листочках вместо привычной клавиатуры. Но есть и плюсы — все задания стандартны и более-менее понятны. А вероятность, что на экзамене попадётся что-то похожее, очень велика.

Чтобы подготовиться, придётся терпеливо прорешивать сотни похожих друг на друга вариантов. Чаще всего это делают на уроках в школе или с репетитором. Но ограничиваться только этим слишком скучно.

Как лучше готовиться

1. Скупить кучу книг с тестами по информатике

Как бы это скучно ни звучало, нужно набрать как можно больше книжек с типовыми экзаменационными заданиями. Увы, вы никогда не будете уверены в том, содержит ли конкретное издание то, что ожидается на самом ЕГЭ — поэтому нужно пробовать разные варианты. Полки книжных магазинов забиты «тренажёрами» ЕГЭ круглый год, но лучше выбирать пособия именно для вашего года поступления. А ещё можно (и нужно!) изучить задачи с экзамена прошлого года. Сначала лучше прорешивать всё в спокойном темпе, чтобы понять, какие темы вам даются легко, а с какими придётся повозиться.

2. Устроить с друзьями баттл (или марафон)

Когда кажется, что не осталось темы, которая может ввести в ступор, зовите друзей и устраивайте баттлы на скорость решения или на количество набранных баллов. Выберите в качестве награды что-нибудь приятное (и не связанное с ЕГЭ) — билет в кино, на концерт любимой группы или в парк развлечений, сертификат в классный магазин и так далее. Ещё один вид нескучной подготовки — марафон из тематических фильмов и сериалов про программистов (например, «Теория большого взрыва» или «Кремниевая долина»). Решаете вариант ЕГЭ — и в качестве отдыха смотрите серию. А потом вновь возвращаетесь к подготовке.

3. Записаться на курсы, где к экзамену готовит опытный тьютор

Готовиться с друзьями — хороший подход. Но как быть, если среди друзей больше никто не собирается сдавать ЕГЭ по информатике? Найти единомышленников можно на курсах подготовки к ЕГЭ, например, в «1С: Клуб программистов». Здесь дети занимаются в небольших группах, узнают обо всех нюансах экзамена и все вместе их обсуждают. Преподаватели помогают вспомнить темы школьной программы, которые уже забылись, разбирают свежие демо-варианты от ФИПИ и отвечают на вопросы каждого ребёнка. И обстановка, надо сказать, не такая стрессовая, как на школьных уроках.

Олимпиадное движение

Муниципальный этап ВОШ по информатике 2020/18 года в Московской области

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Московской области состоялся 9 декабря 2020 года .

Опубликованы проходные баллы на региональный этап по информатике:

9 класс — 208 баллов

10 класс — 240 баллов

11 класс — 278 баллов

Индивидуальные предварительные результаты олимпиады доступны в тестирующей системе. При входе требуется указать логин/пароль участника, выданный организаторами муниципального этапа.

Апелляции на результаты олимпиады принимаются по электронной почте olymp2020@informatics.ru до 16 декабря включительно. В тексте апелляции должно быть указано:
1. Фамилия, имя, отчество участника олимпиады, наименование образовательного учреждения, класс;
2. Логин в тестирующей системе;
3. Место участия в муниципальном этапе олимпиады;
4. Аргументированное заявление о несогласии с выставленными баллами.


Опубликованы разбор задач для 7-8 класса, для 9-11 класса, а также архивы с тестами и авторскими решениями.

Опубликованы условия задач для 7-8 класса и 9-11 класса.

Личные результаты участников будут опубликованы в тестирующей системе до 15 декабря включительно после проведения проверки на списывание. Для просмотра результатов необходимо иметь логин и пароль.

Разосланы логины и пароли участников на адреса муниципальных координаторов ВсОШ.

Опубликован образец протокола пункта проведения олимпиады.

«За время, которое обычный программист тратит на понимание задачи, спортивный ее уже решает»

В сентябре российские школьники привезли две золотые и две серебряные медали с Международной олимпиады по информатике IOI 2020 (International Olympiad in Informatics). Результат неплохой, и это неудивительно: нашим командам это не впервой. Россия держится в пятерке самых успешных команд по числу и достоинству медалей. IOI – вершина олимпиадной цепочки, которая начинается со школьного этапа Всероссийской олимпиады. Как она устроена, кто и как пробивается к вершинам и как России удалось занять вторую строчку в общем количестве золотых медалей после Китая, читайте в материале Indicator.Ru.

Что такое спортивное программирование

Олимпиады по информатике для школьников — первый шаг в мир спортивного программирования. Главное его отличие от обычного состоит в том, что здесь нужно найти алгоритм, полностью или наиболее эффективно решающий задачу, за ограниченное время. И, разумеется, сделать это лучше соперников.

«За время, которое обычный программист тратит на понимание задачи, спортивный программист ее уже решает», — комментирует технический координатор сборов перед IOI 2020 года, главный судья сборов по программированию Moscow Workshops ICPC Олег Христенко.

Технический координатор сборов перед IOI 2020 года Олег Христенко

Александр Ломакин/Центр развития ИТ-образования МФТИ

В обычном программировании эффективность кода не настолько критична, а задачи часто нечетко сформулированы и предполагают то самое «приближенное» решение. В спортивном программировании задачи, напротив, формулируются математически точно, у них есть строгие рамки и множество переменных.

Как устроен мир спортивного программирования

Путь школьника в спортивное программирование начинается с этапов Всероссийской олимпиады школьников: школьного, муниципального, областного и заключительного. По результатам Всероса и с учетом других заслуг Центральная предметно-методическая комиссия Министерства просвещения отбирает около 20 человек в национальную сборную для поездки на Международную олимпиаду — IOI. Кроме того, школьники участвуют во Всероссийской командной олимпиаде по программированию (ВКОШП) и в ряде перечневых олимпиад таких, как олимпиада «Ломоносов», Открытая олимпиада школьников по программированию, «Когнитивные технологии», «Технокубок» и другие. Перечневые олимпиады бывают трех уровней. Из них только первый обеспечивает поступление в определенные вузы без экзаменов или 100 баллов по информатике за ЕГЭ. Олимпиады второго уровня дают 100 баллов по ЕГЭ, но только в определенных вузах. Льготы по результатам олимпиад третьего уровня каждый вуз определяет сам.

Многие продолжают занятия спортивным программированием и в студенчестве. В самом масштабном соревновании по олимпиадному программированию для студентов — чемпионате мира International Collegiate Programming Contest (ICPC) — за год на отборочных этапах участвует 50 тысяч студентов со всего мира. В отличие от Всероссийской олимпиады и IOI, здесь ребята соревнуются не индивидуально, а в составе команд из трех человек. По правилам ICPC проходят и локальные соревнования при университетах всего мира.

Помимо вузовских олимпиад, существуют популярные онлайн-сообщества с регулярными соревнованиями, в которых участники в личном зачете борются за место в рейтинге. Например, TopCoder или российская платформа Cofeforces.

Свои чемпионаты устраивают и крупные IT-компании. Чаще всего в них предлагается решить «приближенные» задачи. Как правило, у них нет конкретного решения. Участники этих соревнований должны разработать некий продукт, который ближе всего подошел бы к идеальному решению этой проблемы. Обычно такие соревнования проходят в несколько отборочных туров в режиме онлайн, а в финале лучших собирают на очной площадке.

Экскурс в историю

Первые соревнования по спортивному программированию проходили среди студентов. Чемпионат ICPC в первый раз был органиован в 1977 году в Атланте (США). Он начинался как соревнование между четырьмя американскими университетами при поддержке ассоциации вычислительной техники ACM и только в 1990 году вышел на международный уровень.

Участники 13-го чемпионата по спортивному программированию ACM

Идею организовать соревнование среди школьников на двадцать четвертой Генеральной конференции ЮНЕСКО предложил болгарский профессор Благовест Сендов. В болгарском городе Правец, и состоялась первая олимпиада. В ней приняли участие 46 участников из 13 стран. Лучший результат и в индивидуальном, и в командном зачете показала принимающая страна.

С 1989 года Международная олимпиада по информатике IOI проходит ежегодно. В 1991 году соревнования состоялись в СССР, в Минске, и после этого Россия принимала IOI единственный раз – в 2020 году. Делегатов со всего мира встречали в Татарстане, в Казанском федеральном университете. Тогда России, как принимающей стороне, разрешалось выставить на соревнования не одну, а сразу две команды – одна соревновалась «в зачет», вторая – «не в зачет». Наши школьники выиграли три золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медали и в итоге заняли второе место после Китая.

Шансов на то, что Россия снова примет IOI немного, но такие случаи были — дважды проводилась олимпиада в Болгарии и Греции. Всего принимали у себя олимпиаду 28 стран.

Как устроена IOI

От каждой страны на IOI отправляется команда из четырех школьников, которых каждая страна выбирает сама. В России — по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады и решению специальной комиссии Министерства просвещения. Соревнования проводятся в два дня. В каждый из них ребятам дается пять часов на решение трех алгоритмических задач. Чтобы участники освоились и познакомились с правилами, за день до начала олимпиады они решают двухчасовой пробный тур по задачам, которые известны заранее.


Олимпиада проходит на английском языке, но по заявке участников им могут положить в конверт с английским заданием еще и версию на их родном языке. Решать задачи олимпиады можно на любом из трех языков программирования: C++, Pascal или Java. Каждую задачу можно «сабмитить», то есть посылать ее решение в систему, максимум 50 раз. В системе ребята сразу видят статус своего сабмита — прошло решение или нет. Программа выдает им короткий автоматический ответ о наличии ошибок, и участники могут их исправить. На количество полученных баллов влияет способ решения задачи и количество потраченного на это времени. Из нововведений этого года – новые рекомендации по подаче уточняющих вопросов к задачам. Во время соревнования участник может попросить пояснения задачи от организаторов и получить ответ в формате «да», «нет», «без комментариев», «ответ есть в условии задачи» или «invalid question». Это значит, что вопрос надо переформулировать.

Сборы будущих участников олимпиады в МФТИ

Центр развития ИТ-образования МФТИ

Кроме школьников на IOI едут руководитель команды, заместители руководителя (обычно это тренеры) и гости. Для всех участников делегации, кроме участников сборной, объявляется «карантин» с вечера перед первым туром и до его окончания, и с вечера перед вторым туром до его завершения. В это время они не могут контактировать со школьниками, потому что делегатам накануне двух туров показывают задачи олимпиады для перевода на родной язык участников. Переводом, который выполнила российская делегация, в этом году пользовались десять команд других стран. Кстати, переводы задач на разные языки можно посмотреть на сайте организатора.

Общаться нельзя ни лично, ни по телефону, ни в социальных сетях или по e-mail. Запрещается говорить о задачах с теми, кто их еще не видел, чтобы они не передали их участникам. Нельзя даже появляться в местах, где живут участники команды во время соревнования. Обычно олимпиада проводится либо в университетах, либо в выставочных центрах, а размещают ребят в общежитиях или отелях отдельно от остальной делегации.

По итогам решения задач, уже в конце олимпиады, половина участников награждаются медалями. На этом официальная часть в отношении результатов IOI заканчивается. Но многие страны подсчитывают и свой рейтинг по количеству и весу медалей или общему количеству баллов, которые набрали все участники сборной. В рейтинге по медалям наибольший вес имеет количество золотых медалей в команде, затем серебряных, а потом уже бронзовых. То есть «два серебра-две бронзы» будут ниже, чем «золото-три бронзы».

Руководитель национальной сборной на IOI 2020, проректор МФТИ Алексей Малеев поясняет, что соотношение медалей помогает оценить распределение сил между странами год от года. А сравнение количества баллов картину не проясняет: «По баллам результаты сравнивать сложно, каждый раз новые задачи. Если дать легкие задачи, значит будет в среднем больше набрано баллов, если сложные – меньше».

О задачах олимпиады

Задачи для олимпиады специальному международному жюри предлагают программисты из разных стран. Лучшие из них отбираются для олимпиады. Оргкомитет, как правило, не говорит заранее, сколько он будет платить за такие задачи и будет ли вообще, все это решается в частном порядке.

Илон Маск рекомендует:  Почему функция createprocess не запускает lnk файлы

Одну из задач первого тура подготовил россиянин Михаил Пядеркин, который сам был медалистом IOI и двукратным вице-чемпионом мира в командных студенческих соревнованиях по программированию ICPC. В его задаче школьникам нужно было написать программу, которая бы рассаживала гостей в помещении в определенном порядке.

В каждой задаче на IOI выделены подзадачи, за решение которых можно набрать баллы, даже если школьник не справился с задачей целиком. Об этом рассказывает Олег Христенко: «На IOI решение задачи оценивается в баллах от 0 до 100. Баллы выставляются системой по результатам запуска программы участника на тестах. В обычных задачах оценка за каждый тест — «верно» или «неверно». Полный балл выставляется за прохождение всех тестов. За прохождение определенных групп тестов, обычно соответствующих более простым подзадачам, выставляются частичные баллы».

Один из участников российской команды — Егорь Лифарь — на сборах

Центр развития ИТ-образования МФТИ

При этом так называемые оптимизационные задачи оцениваются по-другому: «Там результат проверки задачи на каждом отдельном тесте приносит какие-то баллы, например, от 1 до 100, а итоговый балл за задачу вычисляется по разным схемам: например, в каких-то задачах он равен среднему баллу за все тесты, в каких-то — наименьшему из всех. Могут быть и другие схемы — это все зависит от изобретательности авторов».

Христенко отметил, что на школьной международной олимпиаде по информатике задачи более разнообразные, чем на студенческой: «Бывают интересные задачи с открытыми тестами, задачи на encoder-decoder, когда одна и та же программа участника должна работать в двух режимах».

Как это было в 2020 году

Нынешняя олимпиада в Японии стала тридцатой. Она проходила в Цукубе, научном городке вблизи Токио, с 1 по 8 сентября 2020. В ней приняли участие 335 участников из 87 стран. Абсолютный победитель IOI этого года, член сборной США Бенджамин Ци был единственным среди участников олимпиады, кто носит титул «Легендарный гроссмейстер» в одном из самых популярных сообществ олимпиадных программистов Codeforces. Это означает, что он входит в число 19 программистов, которые набрали на Codeforces более 3000 баллов в регулярных соревнованиях. Сейчас Бенджамин Ци — восьмой в этом рейтинге.

В российскую сборную вошли выпускник Общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ Рамазан Рахматуллин, 11-классник московской школы-интерната имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Романов, выпускник питерского «Президентского физико-математического лицея № 239» Михаил Анопренко, а также самый юный участник команды – девятиклассник из московской Школы «Интеллектуал» Егор Лифарь.

«Для решения задачи требуется изобрести верный алгоритм, а также правильно и аккуратно реализовать его в программе. Оба этапа важны: не зная алгоритм, нельзя написать программу, но без навыков программирования даже гениальная идея сама по себе не принесет баллов. В некоторых задачах придумать решение сложнее, чем потом написать программу, а в некоторых наоборот: идея решения на поверхности, но кода нужно очень много. В задачах олимпиады прошлого года гораздо сложнее было изобрести правильную идею, чем писать код. В этом году баланс чуть сместился в сторону реализации, написания больших программ, но и дойти до идеи решения тоже было непросто. С отборочными мы хорошо угадали. На отборах было несколько задач, похожих на те, что были в итоге на Межнаре», – рассказал один из тренеров команды, финалист престижных индивидуальных соревнований по спортивному программированию Topcoder Open и Russian Code Cup, тренер Moscow Workshops ICPC и команд-чемпионов ICPC Михаил Тихомиров. Кроме него команду готовил и медалист ICPC, тренер шестикратных чемпионов ICPC, судья Всероссийской олимпиады по информатике Андрей Станкевич. Ранее в течение многих лет команду тренировал Владимир Кирюхин, он совсем недавно передал ее новому поколению.

Как ребята готовились

До того, как попасть на сборы перед IOI, школьники проходят четыре этапа Всероссийской олимпиады школьников: школьный, муниципальный, два тура областного и два тура заключительного. Кроме того, они участвуют в двух профильных сменах образовательного центра «Сириус»: в марте там готовили призеров регионального этапа Всероса к заключительному этапу, в июне —призеров и победителей заключительного этапа к Международной олимпиаде. Дальше 20 участников, отобранных ЦПМК, приезжают на сборы, которые в этом году впервые организовал Физтех.

«Я много участвовал в отборах в сборную, где-то четыре раза, это больше, чем у остальных, – рассказал Рамазан Рахматуллин. – Я очень хотел победить, но, в первую очередь, хотел пройти в сборную, победить уже потом».

Для подготовки школьников к IOI в МФТИ также организовывают лагерь Moscow Workshops Juniors (Зимняя компьютерная школа), в котором школьники из разных стран могут учиться информатике и готовиться к олимпиаде. Трое из четырех участников российской сборной этого года, вся сборная Белоруссии и Казахстана, а также участник сборной Греции тренировались в этом лагере.

Школьники готовились, решая задания десяти соревновательных этапов, четыре из которых были отборочными, а остальные шесть состояли из задач прошлых лет.

Сборы команды в МФТИ

Центр развития ИТ-образования МФТИ

Результаты олимпиады: мы и они


В этом году были награждены 167 участников из 335. 29 золотых медалей вручили тем, кто набрал 336 баллов и больше, 55 серебряных – тем, чей результат перевалил за 272 балла, и 83 бронзовые медали – тем, кто преодолел границу в 187 баллов.

Были среди участников и те, кто не решил ни одну задачу. А вот победитель IOI, Бенджамин Ци, решил четыре задачи из шести на максимальные 100 баллов и в сумме набрал 499 баллов из максимальных 600. В этом году впервые удалось завоевать два золота Грузии, пока это лучший результат страны за всю историю выступлений. В медальном зачете хорошо выступила Белоруссия, завоевав две золотые и две серебряные медали. Благодаря этому в общекомандном зачете они поделила с Россией 4-5 место. За Беларусь с 2006 по 2012 год выступал легендарный олимпиадник Геннадий Короткевич из Гомеля, что много лет выводило страну в лидеры IOI. Короткевич был абсолютным победителем IOI трижды — с 2009 по 2011 годы, еще три раза брал золото и один раз серебро.

Любопытно, что впервые за историю IOI вторая команда принимающей олимпиаду страны (в этом году — Японии), которую стране можно выставлять для соревнования вне конкурса, выступила лучше первой — как по баллам, так и по медалям: одно золото, два серебра и одна бронза против одного золота, одного серебра и двух бронз.

В нашей сборной места и медали распределились таким образом:

Рамазан Рахматуллин — 11 место (золото),

Владимир Романов — 20-21 место (золото),

Михаил Анопренко — 33-36 место (серебро),

Егор Лифарь — 60-64 место (серебро).

Российская команда на награждении. Слева направо: Егор Лифарь, Владимир Романов, Рамазан Рахматуллин, Михаил Анопренко

«Ребята хорошо выступили. Но есть и что доработать, — отметил Михаил Тихомиров. — У кого-то было хорошо с придумыванием идей, но плохо с аккуратным написанием кода. А у кого-то наоборот. Надо, чтобы все было хорошо. У двоих из ребят есть еще несколько лет для участия в IOI, и мы теперь еще лучше понимаем, что с ними делать».

Бонусы

Призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников без экзаменов поступают в вузы и могут получать стипендию по президентскому гранту — 20 тысяч рублей в месяц на все время учебы в вузе, при условии, что после выпуска они три года отработают в России. Университеты, как правило, тоже поощряют медалистов именными стипендиями.

За победу на олимпиадах власти каждого региона по-своему поощряют своих школьников. Правда, тут есть перекос: москвичам за золотую медаль дают по миллиону рублей, другие регионы этого себе позволить не могут. Но каждый из них пытается поддерживать своих сильнейших ребят.

Итоги разных стран на IOI

Среди лидеров Международной олимпиаде из года в год остаются Китай, США, Республика Корея, Иран и Россия.

Таблица с результатами российских сборных за последние 5 лет и сравнение с другими странами

Год, место Участники от России Их баллы Призеры и Россия
2020, Цукуба, Япония Рамазан Рахматуллин 383 1. Китай
Владимир Романов 353 2. Республика Корея
Михаил Анопренко 326 3. США
Егор Лифарь 294 4-5. Россия и Белоруссия
2020, Тегеран, Иран Владимир Романов 373 1. Япония
Денис Шпаковский 350 2. Китай
Егор Лифарь 310 3. Россия
Александра Дроздова 275
2020 (Казань, РФ) Владислав Макеев 557 1. Китай
Михаил Путилин 531 2. Россия
Григорий Резников 432 3. Иран
Станислав Наумов 370
Денис Солонков 390
Александра Дроздова 363
Михаил Анопренко 335
Асхат Сахабиев 312
2015, Алма-Ата, Казахстан Михаил Ипатов 561 1-4. Южная Корея, Китай, Россия, США
Владислав Макеев 505
Михаил Путилин 498
Николай Будин 335
2014, Тайбэй, Тайвань Николай Калинин 556 1-2. Китай, США
Николай Сивухин 454 3-5. Австралия, Россия, Иран
Константин Семенов 388
Никита Уваров 365

По числу золотых медалей IOI Россия находится на втором месте после Китая, опережая США, Польшу и Республику Корея.

Страна Принимала IOI Золото Серебро Бронза Итого
Китай 2000 81 26 12 119
Россия 2020 58 38 12 108
США 2003 49 34 16 99
Польша 2005 40 39 30 109
Республика Корея 2002 39 38 26 103

На студенческих соревнованиях по спортивному программированию ICPC список стран-лидеров похожий, но Россия уже сильно опережает другие страны. С 2000 года российские студенты на ICPC завоевали 32 золотые медали. Для сравнения: студенты из Китая всего 13 раз удостаивались золота за этот период, европейские участники без учета России — 11, США — всего 6.

Казалось бы, странно: на студенческих олимпиадах наши ребята выступают намного лучше, в чем же дело на школьных соревнованиях? Алексей Малеев считает, что все дело в разнице системы подготовки и дефиците кадров в учительской среде. «Разрыв в уровне преподавания информатики в российских школах огромный. Москва выставляет иногда по 70 человек на заключительный этап Всероса, а есть регионы, от которых и одного человека не могут отправить. Но даже московские школьники порой не добираются до такого учителя, который мог бы вытащить их на абсолютное чемпионство в мире», — объясняет он.

Он также пояснил, что в России очень сильное университетское сообщество, и многие студенческие тренировки проводятся совместными усилиями. Есть международные сборы по спортивному программированию Moscow Workshops ICPC. Сильные тренеры из разных вузов, имена которых у всех на слуху, ездят по сборах в разные города и тренируют студентов. А у школьников такого практически нет. Они большую часть времени готовятся локально в своем городе, в своей школе. И тут уже все упирается в то, повезет или нет с учителем.

«Надо дать возможность школьникам из любого уголка России учиться у сильнейших педагогов. И параллельно готовить сильных тренеров, переманивать лучших специалистов из индустрии в преподавание. Это не только даст возможность стать абсолютными лидерами IOI, но и в перспективе поможет развитию IT-отрасли в нашей стране», — заключил Малеев.

Разбор задачи с Международной олимпиады по информатике IOI 2020

В августе этого года в Казани прошла Международная олимпиада по программированию для школьников — IOI 2020. Российская команда стала второй в общем зачете.

Один из серебряных медалистов, Денис Солонков из г. Мытищи, сделал разбор задачи «Обнаружение молекул», которая предлагалась участникам олимпиады.


Денис Солонков — многократный победитель Всероссийских олимпиад по программированию и Moscow CTF School, выпускник Школы программистов, ныне студент ВШЭ.

Являясь одним из преподавателей Дениса, я попросил его сделать разбор задачи с IOI 2020.

Условие задачи

Петр работает в компании, которая создала прибор для обнаружения молекул. Каждая молекула имеет целый положительный вес. Прибор характеризуется интервалом обнаружения [l, u], где l и u целые положительные числа. Прибор может обнаружить множество молекул тогда и только тогда, когда это множество содержит такое подмножество, что суммарный вес молекул в нем принадлежит интервалу обнаружения прибора.

Более формально, рассмотрим n молекул с весами w0. wn−1. Обнаружение считается успешным, если существует множество различных индексов I = такое, что l ≤ wi1 +. + wim ≤ u.

В силу особенностей работы прибора разница между l и u гарантированно больше либо равна разнице весов между самой тяжелой и самой легкой молекулами. Более формально, u − l ≥ wmax − wmin, где wmax = max(w0 . wn−1) и wmin = min(w0 ,…,wn−1).

Требуется написать программу, которая либо находит любое подмножество молекул с суммарным весом, принадлежащим интервалу обнаружения прибора, либо определяет, что такого подмножества не существует.

Детали реализации

Вам следует реализовать одну функцию (метод):

int[] solve(int l, int u, int[] w)

  • l и u: границы интервала обнаружения,
  • w: веса молекул.

Если требуемое подмножество существует, то функция должна вернуть массив индексов молекул, которые формируют любое такое подмножество. Если существует несколько правильных ответов, верните любой из них.

Если требуемого подмножества не существует, то функция должна вернуть пустой массив.

Для языка программирования Си сигнатура функции немного отличается:

int solve(int l, int u, int[] w, int n, int[] result)
n: количество элементов в w (то есть число молекул),
остальные параметры такие же, как описано выше.

Вместо того, чтобы возвращать массив состоящий из m индексов (как указано выше), функция должна записать индексы в первые m ячеек массива result и затем вернуть m.
Если требуемого подмножества не существует, то функция должна вернуть 0, не записывая ничего в массив result.

Ваша программа может записывать индексы в возвращаемый массив (или в массив result для языка Си) в любом порядке.

Пожалуйста, используйте предоставленные шаблоны файлов для уточнения реализации на выбранном вами языке программирования.

Примеры

Пример 1
solve(15, 17, [6, 8, 8, 7])
В этом примере есть четыре молекулы с весами 6, 8, 8 и 7. Прибор может обнаружить подмножества молекул с суммарным весом от 15 до 17 включительно. Обратите внимание, что 17 − 15 ≥ 8 − 6. Суммарный вес молекул 1 и 3 равен w1 + w3 = 8 + 7 = 15, таким образом функция может вернуть [1, 3]. Другие возможные правильные ответы: [1, 2] (w1 + w3 = 8 + 8 = 16) и [2, 3] (w1 + w3 = 8 + 7 = 15).

Пример 2
solve(14, 15, [5, 5, 6, 6])
В этом примере есть четыре молекулы с весами 5, 5, 6 и 6. Требуется найти подмножество с суммарным весом от 14 до 15 включительно. Опять же, обратите внимание, что 15 − 14 ≥ 6 − 5. Для данного примера не существует подмножества молекул с суммарным весом от 14 до 15, соответственно функция должна вернуть пустой массив.

Пример 3
solve(10, 20, [15, 17, 16, 18])
В этом примере есть четыре молекулы с весами 15, 17, 16 и 18. Требуется найти подмножество с суммарным весом от 10 до 20 включительно. Вновь, обратите внимание, что 20 − 10 ≥ 18 − 15. Любое подмножество, состоящее из одного элемента, имеет вес от 10 до 20, соответственно возможные правильные ответы это [0], [1], [2] и [3].

Система оценивания
(9 баллов): 1 ≤ n ≤ 100, 1 ≤ wi ≤ 100, 1 ≤ u, l ≤ 1000, все wi равны.
(10 баллов): 1 ≤ n ≤ 100, 1 ≤ wi, u, l ≤ 1000, и max(w0 ,…, wn−1) − min(w0,…, wn−1 ) ≤ 1.
(12 баллов): 1 ≤ n ≤ 100 и 1 ≤ wi,u, l ≤ 1000.
(15 баллов): 1 ≤ n ≤ 10 000 и 1 ≤ wi, u, l ≤ 10 000.
(23 балла): 1 ≤ n ≤ 10 000 и 1 ≤ wi, u, l ≤ 500 000.
(31 балл): 1 ≤ n ≤ 200000 и 1 ≤ wi, u, l #include
#include
#include

#include «molecules.h» //Including grader file

using ll = long long ; //A little alias to save time.

using namespace std ;

vector int > find_subset ( int l, int u, vector int > w ) <
int n = w. size ( ) ;
vector pair int , int > > weight ( n ) ;
for ( int i = 0 ; i n ; i ++ ) <
weight [ i ] = < w [ i ] , i >; //Storing initial index for the output.
>
sort ( weight. begin ( ) , weight. end ( ) ) ;
ll cur_sum = 0 ;
int bad_i ;
for ( bad_i = 0 ; bad_i n ; bad_i ++ ) < //Locating first bad length
cur_sum + = weight [ bad_i ] . first ;
if ( cur_sum > u )
break ;
>
if ( bad_i == 0 ) //no solution
<
return vector int > ( ) ;
>
set pair int , int > > picked, remain ;
ll curpicked = 0 ;
for ( int i = 0 ; i bad_i ; i ++ ) <
picked. insert ( weight [ i ] ) ;
curpicked + = weight [ i ] . first ;
>
for ( int i = bad_i ; i n ; i ++ ) <
remain. insert ( weight [ i ] ) ;
>
while ( curpicked l && ! remain. empty ( ) ) <
if ( picked. begin ( ) — > first >= remain. rbegin ( ) — > first ) //Nothing left to swap
break ;
//Swap the lowest and the highest elements.
curpicked + = remain. rbegin ( ) — > first — picked. begin ( ) — > first ;
auto el1 = * picked. begin ( ) ;
auto el2 = * remain. rbegin ( ) ;
picked. erase ( el1 ) ;
picked. insert ( el2 ) ;
remain. erase ( el2 ) ;
>
if ( curpicked l ) < //no solution
return vector int > ( ) ;
>
vector int > answer ;
for ( auto el : picked )
answer. push_back ( el. second ) ;
return answer ;
>


Решение подобных задач требует серьезной подготовки, которую можно получить в Школе программистов. В этом году ШП открывает новое отделение – в Физтехпарке, IT-парке рядом с МФТИ. Программа обучения усложненная, такая же, как в отделении при Яндексе, включающая в себя изучение высокоуровневых и низкоуровневых языков, дискретную математику, алгоритмику, структуры данных, сети, ОС и прочее.

Набор на 2020/17 учебный год проводится для школьников 6–10 классов по результатам экзамена, который состоится 8 октября 2020 в 14:00. Зарегистрироваться на экзамен и пройти подготовительный онлайн-курс можно здесь.

В Школе программистов также есть Онлайн отделение. Уроки проходят в формате вебинаров, принимаются студенты со всей России, начиная с 13 лет. Ближайший вступительный экзамен пройдет 15 октября в 17:00. Зарегистрироваться на экзамен в Школу программистов Онлайн и пройти подготовительный курс можно здесь.

Внимание! Акция до 14 ноября!

Олимпиады по информатике для студентов

Информатика для студентов

0 из 10 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 10

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )


Рубрики

  1. Нет рубрики 0%

Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!

Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!

Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!

Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Автомобильный номер состоит из трех букв, за которыми следуют три цифры. При этом используются 10 цифр и только 6 букв: Я, Н, Д, Е, К и С. Для хранения одного номера используется минимально возможное и одинаковое для всех номеров количество бит. Сколько байт памяти потребуется для хранения 400 автомобильных номеров? Номера хранятся без разделителей.


  • 900
  • 800
  • 1000
  • 1200

24 мая 1844 года С. Морзе передал первую в мире телеграмму, в ней каждый символ был закодирован последовательностью коротких и длинных сигналов (точек и тире). Сколько различных символов можно закодировать, используя последовательности точек и тире, содержащие не менее семи и не более девяти знаков?

  • 896
  • 890
  • 900
  • 912

На числовой прямой даны два отрезка: P=[5,15] и Q=[11,21]. Выберите такой отрезок A, что формула

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х.

  • [4, 14]
  • [4, 24]
  • [4, 34]
  • [14, 24]

По каналу связи передаются сообщения, содержащие только 4 буквы Э, Ю, Я, Ы. Для передачи сообщений нужно использовать неравномерный двоичный код, допускающий однозначное декодирование. В любом сообщении больше всего букв Я, следующая по частоте буква — Ю, затем — Э. Буква Ы встречается реже, чем любая другая. Какой из перечисленных ниже кодов нужно использовать, чтобы передаваемые закодированные сообщения были как можно более короткими?

  • Я — 0, Ю — 11, Э — 101, Ы — 100
  • Э — 0, Ю — 1, Я — 00, Ы — 11
  • Я — 1, Ю — 0, Э — 01, Ы — 10
  • Э — 1, Ю — 01, Я — 001, Ы — 000

Я — 0, Ю — 11, Э — 101, Ы – 100

Я — 0, Ю — 11, Э — 101, Ы – 100

Производится двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением. Результаты записи записываются в файл, размер полученного файла – 50 Мбайт; сжатие данных не производилось. Какая из приведенных ниже величин наиболее близка к времени, в течение которого происходила запись?

  • 8 мин
  • 4 мин
  • 12 мин
  • 16 мин

В ячейке D6 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейку B8. В результате значение в ячейке B8 вычисляется по формуле x+y, где x – значение в ячейкеC22, а y — значение в ячейке D22. Укажите, какая формула могла быть написана в ячейке D6.

  • =E$22+$D20
  • =$C22+$D22
  • =C$22+$F22
  • =C22+D22

Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов.
Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:
Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

В каталоге находится 7 файлов:

binom91.mpr
dinar19.mpg
inoe99.mpg
line29.mpeg
mine59.mdb
mine59.mp3
pinoccio9.mp3
Определите, по какой из масок из них будет отобрана указанная группа файлов:

dinar19.mpg
line29.mpeg
mine59.mp3
pinoccio9.mp3

  • ?in*9.mp*
  • ?in*9*.mp*
  • ?in*9.m*
  • ?in*9*.m*

Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1,x2,x3,x4,x5,x6,x7,x8, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?

  • 121
  • 129
  • 111
  • 118

При регистрации в компьютерной системе, используемой при проведении командной олимпиады, каждому ученику выдается уникальный идентификатор – целое число от 1 до 1000. Для хранения каждого идентификатора используется одинаковое и минимально возможное количество бит. Идентификатор команды состоит из последовательно записанных идентификаторов учеников и 8 дополнительных бит. Для записи каждого идентификатора команды система использует одинаковое и минимально возможное количество байт. Во всех командах равное количество участников. Сколько участников в каждой команде, если для хранения идентификаторов 20 команд-участниц потребовалось 180 байт?

  • 6
  • 5
  • 4
  • 3

По каналу связи передаются сообщения, содержащие только 4 буквы А, И, С, Т. Для кодирования букв А, И, С используются 5-битовые кодовые слова: А – 10000, И – 11110, С – 01011. Для этих кодовых слов выполнено такое свойство: кодовые слова для разных букв отличаются не менее, чем в трех позициях. Это свойство важно для расшифровки сообщений при наличии помех.
Для буквы Т нужно выбрать кодовое слово так, чтобы оно тоже отличалось от кодовых слов для букв А, И, С не менее, чем в трех позициях.

Какое из перечисленных ниже кодовых слов можно использовать для буквы Т?

  • 00101
  • 01001
  • 01111
  • Не подходит ни одна из указанных выше кодировок

В период усиленного прогресса информационных технологий знания информатики и основ программирования несут практическую ценность. Студентов, изучающих данные дисциплины следует поощрять в стремлении к столь важным познаниям, которые, в свою очередь, требуют своевременной проверки. В этом помогут онлайн-олимпиады по информатике для студентов по системе ФГОС.

Подготовка к олимпиадам по информатике

Подготовка к соревнованию городского или муниципального типа – залог его успешного прохождения и возможности занять призовое место. Чтобы подготовиться к олимпиаде по информатике, следует придерживаться следующего плана:

  • Повторить школьную программу по данному предмету. В олимпиадных тестах нередко встречаются вопросы по темам, которые изучаются в средней школе;
  • Изучать дополнительные материалы по прикладной информатике и основам программирования;
  • Советоваться с опытными педагогами, а также принимать максимально активное участие в тематических мероприятиях.

Кроме того, не в последнюю очередь рекомендуется изучать ранее пройденные олимпиады с ответами. Это способствует облегчению прохождения фактического тестирования, так как участник заранее может оценить свои силы.

Олимпиада по информатике на нашем портале

На нашем портале сможете участвовать во всероссийской олимпиаде по информатике для студентов, состоящей из 10 несложных заданий. Формат блиц-опроса, в котором проводится тестирование, подразумевает наличие нескольких вариантов ответа, из которых участнику предстоит выбрать только один. О том, ответил ли он правильно или ошибся, участник конкурса узнает сразу же, так как верны ответ выделяется зеленым, а ошибочный – красным цветом.

Задания нашей олимпиады-онлайн для студентов можно условно разделить на блоки:

  • Тестирование на знания школьной программы;
  • Проверка углубленных знаний по информатике;
  • Проверка знаний по основам программирования.

Максимальное время для прохождения олимпиады – 30 минут. Однако большинству респондентов достаточно и 10, чтобы полностью пройти тест. Результаты пройденного блиц-тестирования указываются сразу же после окончания его прохождения.

Если участники довольны своими результатами, можно организовать для них получение диплома. Заказать оформление диплома можно у нас на сайте. Торжественная грамота будет приятным напоминанием о подтверждении собственных знаний по информатике и основам программирования.

Как стать участником?

Наши олимпиады и конкурсы по ФГОС не требуют от участников каких-либо предварительных вложений. Само участие является совершенно бесплатным, а то, что соревнование – дистанционное, позволяет участвовать в нем всем желающим студентам из любых российских регионов. Желаете участвовать в олимпиаде по информатике для студентов? Нажмите “Начать тест”!

Олимпиада по информатике для 5-11 классов
олимпиадные задания по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

В материале представлены олимпиадные задания с ответами по информатике для учащихся разных классов: 5-6, 7-8, 9-11. Данную олимпиаду я прожу на школьном уровне.

Скачать:

Вложение Размер
materialy_i_otchyoty_po_shkolnoy_olimpiade_5-11_klassy_2014-2015.docx 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадная работа состоит из четырёх заданий, определяющих уровень логического мышления школьников.

В файле представлены 6 олимпиадных заданий для учащихся 8-го класса. Имеется бальная таблица оценки, решения.

Центр развития мышления и интеллекта г.Самара. II Всероссиская олимпиада по информатике для 3-4 классов.

Список победителей школной олимпиады.

Задания для олимпиады по информатике для 6-го класса состоит из 10 заданий. Безмашинный вариант.

Олимпиада по информатике МГОСГИ 2014 Задания I заочного тура олимпиады по информатике.

Материал содержит задания для проведения олимпиады по информатике среди 5-6 классов на школьном или муниципальном уровне. Олимпиада состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая .

Илон Маск рекомендует:  Сколонение слов на PHP с использованием Яндекс.API
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL