Описание инфоpмационного тэга mp3
Последнее обновление программы в шапке: 15.06.2020
Краткое описание:
Редактор mp3 тэгов с поддержкой загрузки обложек из интернета.
Описание:
Редактор mp3 тэгов с поддержкой загрузки обложек из интернета.
Сообщение отредактировал vovanKARPO — 15.06.17, 21:37
Ну, это в общем, в шапке полная версия)
Как-то интересно работает программа: в настройках указал папку с mp3 /sdcard/mp3, там в корне несколько мелодий и папки. Альбомарты сказал положить туда же. Нашла альбомарты, все обновил, сохранил. Стандартный плеер и DroidTwist — видят альбомарты нормально, а вот MortPlayer и Meridian — нет. И в папках картинок нет.
Вопрос, что я делаю не так? Куда и как все-таки сохраняются альбомарты и почему часть программ их не видит?
мне программа понравилась. обработал ею всю музыку и hero в с любым проигрывателем нормально читает её и отображает русские символы.
лично я настроек никаких не проводил. лишь выбирал директории и нажимал сохранить.
программа имеет минус: кодирует лишь файлы находящиеся непосредственно в выбранной категории игнорируя дочерние папки. поэтому каждую папку необходимо выбирать отдельно. возможно goryn ты это не учел? :scratch_one-s_head:
Как по названию музыкального файла автоматически заполнить mp3 тэги?
Как можно по имеющимся названию и автору трэка заполнить полностью тэги mp3 файла? Или хотя бы название альбома и, главное, обложку диска. Скачиваю зарубежную музыку, отдельные трэки, не альбомы. Поэтому, как я понимаю, через базы подобные CDDB автоматически определить тэги не получится. Пробовал через foobar2000, Tag&Rename — везде расчёт идёт на полные альбомы.
На андроиде многие программы сами находят обложку диска (пусть и не всегда верно). К примеру, PowerAMP, TuneWiki и т.д.
На компьютере имена файлов такого вида: %Исполнитель% — %Название песни% Разумеется, я могу их автоматически записать в id3 теги, поля исполнитель и название. Но я хочу, чтобы отображался альбом и обложка.
Не подскажете, есть ли способ автоматического добавления?
- Вопрос задан более трёх лет назад
- 6307 просмотров
В своё время наводил порядок в музыкальной коллекции с помощью приложения TagScanner (под Windows). C тех пор перешёл на мак и музыку из WWW, но приложение вроде как развивается и, думаю, поможет.
Все о метаданных (тегах) для аудио
Практически каждый из нас хотя бы раз сталкивался с тем, что на телефоне или МР3-плеере название песни и имя исполнителя отображалось в искаженном виде, так называемыми кракозябрами, или когда вместо предполагаемого названия песни вырисовывается адрес какого-то сайта, который видеть на своем телефоне или плеере Вы уж точно не хотели. При этом возникает вопрос: «Почему на компьютере название трека отображается нормально, а на МР3-плеере нет? И как заставить плеер отображать названия любимой музыки правильно?»
Посмотрев на эти скриншоты, вы увидите метаморфозы, которые могут происходить с музыкальными файлами.
Для владельца телефона или МР3-плеера, не подозревавшего ранее о существовании или наличии каких-то там тегов, это, можно сказать, классический пример знакомства с метаданными. Для людей, которые давно занимаются музыкой, собирают и пополняют свою фонотеку не только музыкой, но и другой информацией, связанной с ней, метаданные существенно облегчают их деятельность. Так как благодаря присоединяемым к музыкальным файлам метаданным появляется возможность дополнить музыку любой необходимой информацией. Информация же может быть самой разнообразной, исходя из потребностей и желаний автора или обладателя музыки. Метаданные — это не только наименование трека или год выхода альбома, но и имя композитора, автора аранжировки, текста слов к песни, адреса сайтов, емейлы — все, что связано с художественным оформлением песни или альбома, например, обложка. Кроме того предоставляют возможность пользователям объединяться по интересам посредством интернета и еще много других полезных функций. Что касается современных мультимедийных устройств, то поиск композиций в них осуществляется не по наименованию файлов и папок, а по метаданным, содержащихся в ней, и лишь при отсутствии метаданных — по наименованию файлов. Производители мобильных телефонов таких известных марок, как, например, Nokia, Sony Ericsson, iPod, и т.д. следуют этому же принципу.
Теперь непосредственно о метаданных
Метаданные — от греч. Meta и лат. Data, что буквально переводится как данные о данных, информация о другом наборе данных. Существует не так уж много форматов метаданных, например:
-
EXIF и IPTC — метаданные для фотографий или изображений
XMP — метаданные от Adobe
>Из истории возникновения метаданных для аудио
Все началось с появления формата МР3, исследованием и разработкой которого в то время занимался институт интегральных схем им. Фраунгофера (Fraunhofer IIS, Германия). Никто из разработчиков и предположить не мог, что МР3 станет настолько популярным, и что чисто технический формат, предназначавшийся совершенно для иных целей, станет использоваться для хранения музыки или распространения ее через интернет. И чем популярней становился формат MP3 у пользователей, тем отчетливее стал проявляться очень значительный недостаток, а именно отсутствие информации о музыкальных произведениях. Вся информация о конкретном файле содержалась только в его названии. И если кому-то хотелось иметь, например, комментарий к музыке или обложку альбома, приходилось для этого плодить файлы и хранить их где-то рядом с самим треком. Часть необходимой информации можно было записать в наименовании самого файла, но не будем забывать, что имена файлов, а точнее, их длина в те времена тоже была ограничена возможностями ранних версий операционных систем компьютеров. Тогда за дело взялись программисты-энтузиасты, усилиями которых появились первые метаданные для формата MP3.
Основоположником в 1996 году стал программист Эрик Кемп (Eric Kemp) и его проект «Studio3». Эрик Кемп предложил добавлять к MP3-файлу небольшой блок с данными, размером всего 128 байт. Этот блок был назван ID3tag (tag, англ. ярлык, метка). Аббревиатура ID3 означает Identification Data for Studio3 (идентификационные данные для Studio3). В последствии название TAG надежно закрепилось за метаданным других форматов, таких как WMA, OGG, МР4 и т.д.
Добавление тега к МР3-файлу могло привести к несовместимости с плеерами, поэтому Эрик Кемп расположил тег в конце файла, что исключило данную проблему и при воспроизведении такого файла плеером, не имеющего поддержки тегов, происходило игнорирование этой информации без каких-либо последствий. Теперь можно было к любому МР3-файлу добавить новую текстовую информацию без опасения, что она будет потеряна при копировании или воспроизведении. Как это выглядит на практике, можно увидеть, воспользовавшись, например, стандартной программой Notepad.
Для редактирования же метаданных существует большое количество программ, как простых, рассчитанных на обычных пользователей, так и «навороченных» — для профессионалов.
ID3v1 — самый первый тег для аудиофайлов от Эрика Кемпа. Структура ID3v1: 128 байт (что соответствует количеству символов/букв). Строки разделяются нулями или пробелами. Один байт в поле Жанр был отведен для одного из 80 жанров из заранее определенного списка (0,1,2. 79, соответственно, Blues, Classic Rock, Country. Hard Rock). В последствии Winamp расширил список еще на 68 жанров. |
Определены следующие жанры в ID3v1
00 — Blues 01 — Classic Rock 02 — Country 03 — Dance 04 — Disco 05 — Funk 06 — Grunge 07 — Hip-Hop 08 — Jazz 09 — Metal 10 — New Age 11 — Oldies 12 — Other 13 — Pop 14 — R&B 15 — Rap 16 — Reggae 17 — Rock 18 — Techno 19 — Industrial 20 — Alternative |
21 — Ska 22 — Death Metal 23 — Pranks 24 — Soundtrack 25 — Euro-Techno 26 — Ambient 27 — Trip-Hop 28 — Vocal 29 — Jazz+Funk 30 — Fusion 31 — Trance 32 — Classical 33 — Instrumental 34 — Acid 35 — House 36 — Game 37 — Sound Clip 38 — Gospel 39 — Noise 40 — Alternative Rock 41 — Bass |
42 — Soul 43 — Punk 44 — Space 45 — Meditative 46 — Instrumental Pop 47 — Instrumental Rock 48 — Ethnic 49 — Gothic 50 — Darkwave 51 — Techno-Industrial 52 — Electronic 53 — Pop-Folk 54 — Eurodance 55 — Dream 56 — Southern Rock 57 — Comedy 58 — Cult 59 — Gangsta 60 — Top 40 61 — Christian Rap 62 — Pop/Funk |
63 — Jungle 64 — Native US 65 — Cabaret 66 — New Wave 67 — Psychadelic 68 — Rave 69 — Showtunes 70 — Trailer 71 — Lo-Fi 72 — Tribal 73 — Acid Punk 74 — Acid Jazz 75 — Polka 76 — Retro 77 — Musical 78 — Rock & Roll 79 — Hard Rock |
Добавлены 12 декабря 1997 Winamp:
80 — Folk 81 — Folk-Rock 82 — National Folk 83 — Swing 84 — Fast Fusion 85 — Bebob 86 — Latin 87 — Revival 88 — Celtic 89 — Bluegrass 90 — Avantgarde 91 — Gothic Rock 92 — Progressive Rock 93 — Psychedelic Rock 94 — Symphonic Rock 95 — Slow Rock |
96 — Big Band 97 — Chorus 98 — Easy Listening 99 — Acoustic 100 — Humour 101 — Speech 102 — Chanson 103 — Opera 104 — Chamber Music 105 — Sonata 106 — Symphony 107 — Booty Bass 108 — Primus 109 — Porn Groove 110 – Satire |
Добавлены 26 января 1998, чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.7:
-
111 — Slow Jam
112 — Club
113 — Tango
114 — Samba
115 – Folklore
Добавлены 13 апреля 1998, чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.90:
116 — Ballad 117 — Power Ballad 118 — Rhytmic Soul 119 — Free 120 — Duet 121 — Punk Rock 122 — Drum Solo 123 — Acapella 124 — Euro-House 125 — Dance Hall 126 — Goa 127 — Drum & Bass 128 — Club-House |
129 — Hardcore 130 — Terror 131 — Indie 132 — BritPop 133 — Negerpunk 134 — Polsk Punk 135 — Beat 136 — Christian Gangsta Rap 137 — Heavy Metal 138 — Black Metal 139 — Crossover 140 — Contemporary Christian 141 — Christian Rock |
Добавлены 1 июня 1998, чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.91:
-
142 — Merengue
143 — Salsa
144 — Trash Metal
145 — Anime
146 — Jpop
147 – Synthpop
ID3v1.1.
Улучшенная версия ID3 тега появилась в 1997 году от разработчика Михаэля Мутшлера (Michael Mutschler). Он исправил ошибки, возникавшие в программах при чтении незаполненных полей тега, заменив их нулевыми байтами, что позволяло программам прекращать чтение поля, встретив нулевой байт.
Категория «комментарии» стала длиной в 28 символов. 2 символа, которые при этом были сэкономлены, перешли в новую категорию: номер дорожки (Track Number) CD от 0 и max до 255.
В ID3 тегах первых версий по умолчанию всегда используется кодировка ISO-8859-1 (Latin 1). Но если редактирование тега осуществлялось, например, на русской операционной системе, то для тега перенималась используемая на компьютере кодировка. Это значит, что если при записи тега использовалась кириллица или другой язык, отличный от латиницы, то плеер вместо букв отображал бессмысленные символы, кракозябры. Проблема возникала из-за того, что в теге не содержалась информация об используемой кодировке, а плеер без этого не способен ее распознать. Но если производитель плеера изначально запрограммировал его на отображение кириллической кодировки ISO-8859-5, то при смене языка меню МР3-плеера на русский с отображением надписей не должно быть никаких проблем. И, соответственно, если в плеере нет поддержки необходимых языков, то и отображаться они не будут.
Комментарии и Критика
Главный недостаток первых версий заключается в строго ограниченном количестве символом в каждом из полей, а число самих полей ограничено лишь семью позициями, что никак не отвечало потребностям пользователей, желающих видеть более обширную информацию о своей музыке. Тридцать символов на название исполнителя и альбома хватало не всегда, а поле «Комментарий» становится вообще бессмысленным. Список жанров, созданный Эриком Кемпом, также вызвал нарекания. В нем не хватало многих распространенных жанров, а экзотических (редких) жанров оказалось более, чем достаточно.
Ну и, конечно же, отображение «кракозябр» проигнорировать было нельзя.
P.S.
Может создаться впечатление, что недостатки настолько значительны, что лучше бы Эрик Кемп вообще ничего не создавал. Но, собственно, никто никого и не обвинял, ведь это был лишь первый шаг, и разработчик не мог все сразу предусмотреть.
ID3v2.Х
Наиболее важные исправления недостатков были осуществлены во второй версии в 1998 программистом из Швеции, Мартином Нильсоном (Martin Nilsson). Старые 30-знаковые поля были заменены на фреймы (англ. frame — кадр, рамка), что сделало тег гибким и практически неограниченным никакими жесткими рамками, как, например, количество символов. Размер фрейма может достигать 16Мб. Когда размер самого тега может занимать до 256Мб. Это был своего рода контейнер для нескольких информационных блоков – фреймов. Вот лишь некоторые из возможностей, посредством которых стало возможным сообщить более детальную информацию о музыкальном файле: битрейт, уровень громкости, слова песни с возможностью синхронизации их с музыкой (по типу караоке), всевозможные URL, размещение до нескольких изображений и много другой информации. Как и в предыдущих версиях, для текстов используется кодировка ISO-8859-1, но отчасти имеется уже поддержка и Unicode (UTF-16). Сам тег переместился в начало файла, что позволило аудиоплеерам отображать метаданные до начала воспроизведения. Но у этого есть и отрицательная сторона. При добавлении или изменения тега проходится перезаписывать полностью весь файл, что может занимать много времени. Но большинство современных редакторов тегов решают эту проблему так называемым padding (пустое пространство, которое резервирует место под данные). При изменении тэга, если этого резерва хватает, переписывается только блок с тэгом, а не весь файл. Стандартный размер резервирования составляет 4Кб.
Список некоторых из фреймов >TALB — (Album/Movie/Show title) Название альбома, фильма или шоу, из которого взят данный отрывок
TPE1 – (Lead performer(s)/Soloist(s) Основной/(ые) исполнитель/(и)
TPE2 — (Band/orchestra/accompaniment) Группа/оркестр/сопровождение
TBPM — (BPM (beats per minute) Содержит число ударов в минуту
COMM — (Comments) Комментарий
TCOM — (Composer) Композитор
TPE3 – (Subtitle/Deion refinement) Уточнение к названию произведения
TIT1 – (Content group deion) Описания группы содержимого (например, «Концерт — Фортепьяно», «Погода — Ураган»)
TCOP – (Copyright message) Информация об авторских правах
TPOS – (Part of a set) Номер части альбома (если используется несколько носителей, например, двойной CD)
TENC – (Encoded by) Имя человека или организации, которая закодировала звуковой файл
TCON — (Content type) Жанр музыки
TLAN — (Language(s) Язык(и) слов песни
TEXT — (Lyricist/Text writer) Автор слов песни
TOLY – (Original lyricist(s)/text writer(s) Автор(ы) оригинального текста
TIT2 — (Title/songname/content deion) Название произведения
TIT3 — (Subtitle/Deion refinement) Уточнение к названию произведения
TRCK – (Track number/Position in set) Номер произведения в альбоме
USLT – (Unsychronized lyric/text tranion) Текст песни (содержит поля кодировки, языка и типа текста; разрешаются переводы строк, может быть только один текст для каждого языка и типа)
WXXX – (User defined URL link frame) URL
TYER – (Year) Год (4 символа)
APIC — (Attached picture) Обложка (рекомендуется использовать формат PNG или JPG)
SYLT – (Synchronized lyric/text) Синхронизированный текст песни по типу караоке
ETCO — (Event timing codes) Информация о точках начала/конца, например, припева
SYLT — (Synchronised lyric/text) Метки синхронизизации с аудиопотоком для текста песни
С полным списком всех фреймов и их назначений можно ознакомиться на официальном сайте (англ.)
Кроме фреймов, имеющихся в списке спецификации, пользователи могут сами создавать свои фреймы со своей структурой, в основном при помощи программ – медаиорганайзеров. Но прочесть такие фреймы можно только программами, с помощью которых они и были созданы.
Версия 2.2, разработанная в 1998г., считается устаревшей и используется очень редко, например, компания Apple продолжает использовать их в своих продуктах. В 1999 году вышла версия v2.3, в которой для борьбы с кракозябрами Мартин Нильсон добавил полноценную поддержку Unicode (UTF-16), благодаря чему стало возможным записывать метаданные на любом языке. Также были добавлены девять новых фреймов.
В версии v2.4 (2000г.) для текстовых полей стала использоваться кодировка Unicode UTF-8, а сами теги v2.4 могут размещаться в конце файла. Кроме того были добавлены 18 новых и удалено 9 ранних типов фреймов. Механика же самого стандарта такова, что сейчас, по сути, версии 2.3 и 2.4 слиты в одну, и все чаще попадаются файлы, которые содержат типы фреймов 2.4 в кодировке UTF-8, но записаны они по стандарту версии 2.3, большинство библиотек тегов при этом их считывает без особых проблем. Однако у аппаратных плееров бывают с этим проблемы.
Комментарии и Критика
ID3v2.Х., несомненно, считается прорывом вперед для тегов и на сегодняшний день версия 2.3 — наиболее используемая. Версия 2.4, несмотря на добавленную кодировку UTF-8 и небольшую унификацию фреймов, ничего кардинального не поменяла, а порой даже создает трудности для программистов. По этой причине поддержка данной версии в плеерах иногда отсутствует или реализована частично.
Проблема отображения «кракозябр» в целом преодолена, но сказать, что исключена, нельзя.
Изобилие версий, наличие множества мелких несоответствий и несовместимостей между структурами фреймов, а также чрезмерная гибкость тега доставляют немало хлопот разработчикам программ, которые прилагают немало усилий, чтобы их разработки могли нормально отображать или редактировать то богатое изобилие, которое предлагает тег.
Tag+ — расширенный блок данных, дополнивший ID3v1 тэг, который немного удлинил поля категорий (название трека, исполнителя и альбома) еще на 30 байт каждый, а в поле жанр предлагался его свободный ввод. 1 байт отошел под скорость имевшего значения от 0 до 5, а также начальное и конечное время музыки. Расширенный тег располагался впереди вместе с ID3v1 тегом, что составляло 227 байт.
Комментарии и Критика |
Lyrics3 tag
Lyrics3 (v1.00) Lyrics – лирика (англ. слова «песни») уже давно используется совместно с музыкальными файлами, при воспроизведении которых плеер (не каждый) отображает на дисплее текст песни. По сути, это было первое караоке и давало возможность, например, прочесть, непонятые слова, а при желании даже подпеть исполнителю. Так называемые файловые форматы лирики, т.е. тексты песен которых хранились в отдельных файлах, как например *.txt, а затем *.lrc должны были находиться в одной папке с МР3 файлом, что вызывало определенные неудобства. В то время уже существовала первая версия ID3tag с ее очень скромными возможностями. Программист из Чехии Petr Strnad решил дополнить ID3v1 своим блоком данных, а точнее, тегом Lyrics3, в котором и находился бы текст песни. Свой тег он разместил между файлом аудио и самим тегом ID3v1, наличие которого является обязательным. Начинается тег со слова «LYRICSBEGIN», заканчивается словом «LYRICSEND», а между ними располагается текст песни. Для синхронизации музыки со словами песни в лирику можно включать временные метки в формате mm:ss. Кодировка текста предусматривалась ISO-8859-1 (Latin 1), такая же, как и в ID3v1, а максимальная длина лирики — 5100 байтов (символов), что было вполне достаточно для текста любой песни. |
Lyrics3 (v2.00) Стремясь компенсировать главный недостаток первой версии ID3tag, а именно ограничение в 30 символов, Petr Strnad внес во вторую версию существенные изменения. Тег обзавелся полями, в которые можно вписать имена автора музыки или слов, художника обложки и иную необходимую информацию. Есть даже альтернативное поле для жанра, при условии, что в ID3 поле «жанр» не используется. Предусмотрены ссылки на графические файлы (формат BMP, JPG, GIF), которые во время воспроизведения могут показываться в виде слайд-шоу. Теоретически число полей может быть неограниченно. У каждого поля есть свой собственный переменный или фиксированный размер. Место положения самого тега осталось неизменным, точно так же, как старый тег Lyrics3, он находится между аудио и тэгом ID3. Начинается тег со слова «LYRICSBEGIN», а заканчивается «LYRICS200». Кодировка текста осталась прежней — ISO-8859-1. |
Комментарии и Критика
Lirics3 неплохо дополнил ID3tag первых версий, но с выходом ID3v2 ситуация кардинально изменилась и необходимость использовать дополнительный Lirics3 полностью отпала. Для полноценного использования Lirics3 необходимо, чтобы в плеере была реализована поддержка данного тега. Кроме того, проблема «кракозябр» не обошла и этот тег стороной.
APE tag
Первая версия тэга APEv1 была предназначена исключительно для формата Monkey\\\\’s Audio и может еще встретиться в старых версиях Monkey\\\\’s Audio. Структура APE tag значительно отличается от ID3 tag. Разработчики не стали идти по пути создания жестко фиксированных полей, а предоставили это право пользователям. Но для нежелающих заниматься изобретением велосипеда предлагается рекомендованный список категорий от разработчика, который представлен чуть ниже. Структура тега также очень гибка и не ограничивается количеством символов или его размером. APEv1 не имел заголовка, по этой причине тег располагается в конце аудио файла и если он используется совместно с ID3.1, то должен был располагаться перед ID3. В АPEv1 использовалась кодировка ASCII, что, естественно, приводило к появлению «кракозябр» при использовании нелатинских шрифтов. Впоследствии был установлен единый официальный формат тегов. Им стал формат APE2.
APEv2
Появление второй версии APE tag обязано Фрэнку Клемму (Frank Klemm), (со)разработчик формата MPC — MusePack (mpp, mp+, mpc, MPEG+). И, естественно, данная версия тега предназначалась изначально только для этого формата. Позднее APEv2 стал использоваться в Monkey\\\\’s Audio, WavPack, OptimFROG и МР3. Тег обзавелся заголовком «Header», маркирующим начало тега, что позволило ему располагаться не только в конце, но и, при необходимости, в начале файла. Однако рекомендовано, все же, располагать его в конце файла. Кроме того Фрэнк Клемм снабдил тег кодировкой Unicode (UTF-8). Было также предложено расширение стандарта, которое позволяет записывать бинарные данные, а не только текст, что дало возможность сохранять графические изображения (обложек дисков) в этих тегах.
По умолчанию предлагается следующий список категорий:
-
Title — Название композиции
Subtitle — Уточнение к названию произведения
Album — Название альбома
Debut album — Дебют альбома
Publisher — Компания, осуществившая запись композиции
Track — Номер трека
Comment — Комментарии, например, к произвидению или исполнителю
ISBN — Специальный код, позволяет сканирующему оборудованию опознать продукт как книгу
ISRC — Специальный код, позволяет сканирующему оборудованию опознать продукт как аудио компакт-диск
Catalog — Номер каталога
Year — Дата выпуска композиции
Record Date — Дата записи композиции
Record Location — Место записи композиции
Related — Дополнительная информация
Language — Язык слов песни
Bibliography — Библиография автора или исполнителя
Комментарии и Критика
Несомненно, APEv2 имеет ряд преимуществ, таких как отсутствие ограничений на количество и длину полей, использование Unicode и легкость (пере)записи. Как говорилось выше, APEv2 используют для различных аудио форматов, поскольку тег обладает хорошей гибкостью. Однако есть технические моменты, создающие проблемы при чтении тега некоторыми плеерами. Но в целом это не мешает APEv2 располагаться в списке поддерживаемых тегов практически у всех плееров и редакторах метаданных.
WM metadata
Одновременно с разработкой и продвижением WM формата, компания Microsoft разрабатывала свои медиатеги. Поскольку WMA является частью стандарта Windows Media, то и тег создавался единый как для аудио, так и для видео. Метаданные для WM не имеют конкретного названия, компания Microsoft называет их просто мультимедийными данными, но распространены и такие названия как ASF/WMA-tag или WMA/ASF-comments/metadata. Структура WM metadata очень напоминает ID3v2tag. Тег разделен на категории, каждая из которых имеет свой заголовок и может варьировать свой объем. Названия категорий во многом совпадают с ID3v2, хотя есть и дополнительные, связанные с видео, такие как продюсер, информация о киностудии, возрастной рейтинг и т.д. Сам тег с потоком аудиоданных при этом запаковывается в контейнер-оболочку ASF (Advanced Systems Format). ASF позволяет автоматически заносить информацию из тегов звуковых файлов в архив и хранить, метаданные распределено, то есть непосредственно в звуковых файлах. Расширение файла может быть *.wma или *.asf, причем, расширение *.wma используется только для аудио файлов.
WM metadata базируются на XML-Syntax, который может использовать практически любые кодировки ISO/IEC 8859 или Unikode, но для WM metadata используется исключительно Unikode.
Думаю, нет смысла представлять список категорий для этого и последующих медиатегов, которые в целом идентичны описанным выше, тем более, что большая часть которых так и остаются незаполненными. Причиной тому является: с одной стороны, пользователи и авторы музыки, не желающие этого делать, а с другой стороны, программное обеспечение, ориентированное на этих же пользователей, предоставляющее ограниченный набор редактируемых категорий. Кстати, хочу отметить, что редактор метаданных, встроенный в Windows Media Player, предлагает очень даже не плохой ассортимент. Редкий плеер и не каждый редактор тегов предложит вам, например, засинхронизировать слова песни с музыкой. Также сведения о произведении и исполнителе представлены немного шире, чем у других. Но это к данной теме не относится и ни в коем случае не говорит о плюсах или минусах WM metadata.
Комментарии и Критика
К плюсам WM metadata можно отнести использование Unicode-кодировки и фиксированную структуру тега, не создающую проблем при их чтении и редактировании. К минусам же можно отнести малую распространенность и низкую популярность самого WMA формата.
Vorbis comments
Формат Ogg Vorbis официально появился в 2002 году усилиями некоммерческой организации Xiph Foundation и при разработке метаданных для него учитывались проблемы, связанные с тегами других форматов. Тег для формата Ogg называется Vorbis comments или реже Ogg Comments. Ogg является контейнером для аудиопотока и метаданных. Vorbis comments имеет много общего с APE tag. Так же, как и APE tag, данный предлагается возможность не ограничиваться набором стандартных полей, имеющихся по умолчанию, а создавать их самостоятельно. Причем, их количество также не ограничено. Со списком рекомендованных категорий при желании можно ознакомиться на официальном сайте разработчика.
Интересной особенностьюOgg формата является также то, что он может хранить в одном файле несколько музыкальных композиций со всеми содержащимися в них метаданными, поскольку разрабатывался формат с целью потокового вещания, и при воспроизведении отдельных композиций такого файла отображение метаданных будет осуществляться тоже отдельно. Как и во всех современных форматах, в Vorbis comments используется Unicode (UTF-8). Однако есть у формата и тонкие места:
-
— Формат не умеет хранить двоичные данные (обложки дисков), для этого изображения предварительно кодируются в псевдокоды, подобно вложениям в электронной почте, из-за этого размер тега увеличивается в несколько раз.
— Несмотря на то, что формат разрабатывался с целью потокового вещания, он чувствителен к повреждению данных, поскольку при любом изменении метаданных происходит переписывание и изменение структуры данных всего файла. Это может проявиться при записи больших изменений метаданных. Но в целом эта проблема, усилиями разработчиков ПО, решаема.
— Заложенная в Vorbis Comments гибкость при создании категорий самими пользователями на практике не работает. То есть если пользователь захочет создать категории по своему усмотрению и откажется использовать рекомендуемые от Xiph, то велика вероятность того, что плеер созданные категории не отобразит, так как большинство производителей плееров, поддерживающих чтение формата OGG, жестко ориентированы именно на категории от Xiph. Кроме того, список рекомендуемых категорий оказался не очень большим.
Конечно, есть отрицательные моменты, но разработчики не стоят на месте. На данный момент известно, что они собираются ввести официальную поддержку хранения обложек диска (то, что сейчас есть, – неофициальные наработки), за основу взята структура специального блока метаданных от формата FLAC, но кодируется она также в псевдокоды. Это станет серьезным шагом вперед, поскольку теперь обложки в OGG смогут видеть аппаратные плееры, а также значительно расширится список программ, который поддерживает чтение и запись обложек для этого формата тегов. Также увеличится список категорий по умолчанию, но упор будет делаться на авторские права.
Комментарии и Критика
Плюсами формата являются: гибкая система тега, выстраиваемая самими пользователями и использование кодировки UTF-8.
Минус – это привязка данного формата тегов к продукции одного производителя, при этом сейчас он больше продвигается через формат FLAC, а не OGG.
MP4/iTunes metadata
В 1998 году группа экспертов MPEG (Motion Picture Experts Group) представила новый формат MPEG-4, предназначенный для хранения и передачи (через любое соединение или сеть) аудио, видео, а также интерактивного содержимого, поддерживающего все виды анимации, включая 2D и 3D. А MP4, в свою очередь, является контейнером для формата MPEG-4.
В качестве стандарта для аудио в формате MPEG-4 компания Apple Computer (теперь просто Apple) в 2002 году предложила стандартизировать формат AAC (Advanced Audio Coding), разработанный группой специалистов, в которую входили представители Fraunhofer (разработчик MP3), Dolby, Sony, AT&T и Nokia. А в ноябре 2004 Apple заявила о добавлении в свой арсенал еще и формата AAC+.
Существует следующие расширения для аудио:
-
*.m4a – (М4А) незащищенные файлы AAC .
*.m4b – (М4B) файлы AAC, поддерживающие закладки, используется для аудиокниг и подкастов.
*.m4p – (M4P) защищенные файлы ААС, продаваемые через онлайн-магазин iTunes, т.е. с применением защитной от нелегального распространения технологии DRM (Digital Rights Management — управление правами на цифровой контент). Кстати, телефоны Nokia тоже обладают подобными опциональными возможностями в сфере защиты мобильного контента и, прежде всего, рингтонов и музыки.
Логично полагать, что компания Apple, предложившая формат M4A, разработавшая защиту для него и активно использующая его в своих Mac, iTunes Music Store, iTunes и iPod, позаботилась о разработке тегов для «своего» формата.
М4А так же, как и WMA, оснащен своим собственным механизмом сохранения информации метаданных. Метаданные входят в состав самого контейнера MP4, который сформирован из объектно-ориентированных структур, называемых атомами. Каждый атом идентифицируется тегом и длиной. Большинство атомов описывают иерархию метаданных, несущих в себе информацию о медиа-данных файла. Это собрание атомов содержится в атоме, называемом «кино-атом». Расположение самих медиа-данных строго не определено. В файле MP4 они могут содержаться в одном или более mdat, в медийных информационных атомах или размещаться вне файла MP4 с доступом через URL. Естественно, для текстовых полей используется исключительно Unicode (UTF-8). Кроме стандартного набора полей в MP4 metadata так же, как и в WM metadata, имеется большой набор специализированных полей для видеоинформации.
Для «голого» формата ААС теги никогда не разрабатывались, так как в теории присоединение к файлу тега может привести к потере совместимости со стандартом. Но на пракрите ААС успешно используют с ID3tag ранних версий, а в последнее время и версии 2.4, например, компанией Nokia. Кроме того, неофициальным тегом для этого формата является APEv2. Однако использование ID3 второй версии для ААС, все же, не рекомендуется. Несмотря на то, что безконтейнерный ААС формат все реже используется для хранения аудио, компания Nokia предлагает его использовать как один из основных после MP4.
Комментарии и Критика
Компания Apple учла плюсы и минусы, имевшиеся у других форматов, поэтому критических нареканий к MP4 metadata не имеется. Фактически, это один из самых удобных и сбалансированных форматов тегов. Отрадно так же то, что компанией осуществляется поддержка своего программного обеспечения, а также MP4/iTunes metadata.
ATRAC metadata
ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding) – формат, который практически синхронно с МР3 начала разрабатывать компания SONY. По существу, это файл MP3, а ATRAC используется как кодек. Можно сказать, экзотический формат, поскольку используется только в плеерах и телефонах от компании Sony / Sony Ericsson.
Существуют следующие версии:
-
ATRAC — первая официальная версия формата (ATRAC*1), вышла в 1991 г.
ATRAC3 — версия с улучшенным сжатием, вышла в 1999 г.
ATRAC3plus — вышел в 2002 г.
ATRAC Advanced Lossless (AAL) — гибридное сжатие без потерь, в 2006 г.
Для защиты своего контента компания Sony также применяет технологию OpenMG DRM, которая является неотъемлемой частью формата. Метаданными компания Sony стала оснащать свой формат, начиная с версии ATRAC3, но изобретать свой собственный формат для метаданных не стала, а попросту переняла старый добрый тег ID3v2.
ATRAC metadata использует стандартные типы фреймов тега ID3v2, такие как TIT2, TPE1, TALB и TCON, но помимо стандартных типов фреймов имеются и специальные TXXX и GEOB, содержащие метаданные OpenMG, предназначенные для ограничения нелегального распространение музыки. Таким образом, народный ID3 tag был поставлен на службу коммерческим технологиям. Думаю, нет необходимости описывать причины, по которым данный формат в народе по сегодняшний день не находит широкого применения.
Также практически полностью отсутствует программное обеспечение, поддерживающее данный формат. Собственно, только компания Sony предлагает программу SonicStage, которая позволяет транскодировать такие форматы, как MP3, AAC или WMA в формат ATRAC для дальнейшего переноса на разные цифровые устройства производства Sony. Но и эта программа находится в поле критики, поскольку при транскодировании форматов происходит перезапись метаданных, содержащиеся в первичном файле в ATRAC metadata и происходит это не всегда гладко. Были нередки случаи, когда происходила потеря метаданных или их искажение. А кроме того, при этом снижается качество звука и значительно увеличивается время передачи данных.
Комментарии и Критика
ATRAC metadata имеет все те же недостатки, которыми обладает ID3v2 tag. Сам формат ATRAC малопопулярен, и в его распространении принципиально заинтересованы только продавцы музыки, но никак не пользователи.
Вот, собственно, все о метаданных применительно различным форматам. В заключении приведу лишь таблицу, где все собрано воедино:
Теги в аудиофайлах
История
Ранняя история сжатого цифрового аудио довольно необычна. Форматы MP2 и MP3 разрабатывались крупными компаниями и исследовательскими институтами для своих целей, в которые распространение музыки во всемирной сети Интернет никак не входило. Но случилось так, что результат их трудов известен нам сегодня именно в этом качестве.
Они внесли основной вклад в рождение MP3: компания Philips (Голландия), Центр исследования телевещания и телекоммуникации (CCETT, Франция), Институт радиовещательной техники (IRT, Германия), Институт интегральных схем им. Фраунгофера (Fraunhofer IIS, Германия), Германский аэрокосмический центр (DLR)
То, что разработки Фраунгофер ИИС сотоварищи первоначально предназначались вовсе не для хранения и обмена музыки, быстро проявилось в ряде неудобств работы с первыми аудиоформатами. Ведь теперь MP3-файлам пришлось взаимодействовать и с человеком, а не только с программой и оборудованием. А к этой задаче формат был приспособлен слабо.
Музыка для человека – это не просто массив данных. Это произведения искусства, имеющие собственные имена, исполненные людьми и коллективами со своими именами, объединенные в альбомы, сборники, также не безымянные. Связана с ней и другая информация, которую многие хотят знать и помнить: год выпуска, например, или музыкальный жанр. В эпоху носителей все это писалось на обложке и в буклете пластинки, CD или кассеты. Но компьютерный файл в обложку не обернешь! Часть информации можно включить в состав имени файла, но мы помним, что в середине 90-х длинные имена файлов в мире IBM-совместимых ПК только отвоевывали себе место под солнцем. А в восьми символах не очень-то и разгуляешься.
Буклет аудио-CD: подробная информация о композициях, слова, фотографии (для примера взят буклет болгарского исполнителя «Авеню»)
Решение напрашивалось простое – включить всю дополнительную информацию в состав самого файла. Это не было чем-то новым: метаданные, т.е. вспомогательные данные, дополняющие и поясняющие основные, использовались человечеством на протяжении тысячелетий. Подпись художника на картине – это те же метаданные.
Метаданные являются частью файла, их можно при желании увидеть с помощью самых простейших средств, к примеру, Блокнота
Надеяться, что решением этой задачи займутся Philips или IRT, не приходилось – им никакого дела не было до неудобств немногочисленных тогда пользователей MP3. Первые метаданные появились в MP3-файлах «снизу», руками пользователей-энтузиастов. Они получили название «тегов» (tag, англ. «ярлык» или «метка») – популярное в компьютерном мире короткое обозначение метаданных.
Функции тегов в чем-то пересекаются с функциями ярлыков
С тех пор прошло уже больше 11 лет. Сегодня без метаданных не может обойтись ни один аудиоформат. Они стали куда большим, чем простая замена CD-буклета. Медиабиблиотеки, системы навигации плееров и сотовых телефонов полагаются на теги как основной элемент построения своих баз данных.
Естественно, современные теги мало похожи на первый примитивный формат метаданных, использованный в далеком 1996 году. Концепция тегов впитала в себя множество идей, связанных с повышением гибкости и информационной емкости системы. Кроме того, разновидностей самих компрессированных аудиофайлов стало гораздо больше, и каждая из распространенных имеет свою теговую систему.
Но базовые принципы остались неизменными. Тег – это информация, содержащаяся в мультимедийном файле (пока что чаще в аудиофайле), этот файл поясняющая, комментирующая и дополняющая. Важной особенностью тега является его структурность: информация в нем не свалена в одну кучу, но четко разбита на категории, чтобы с ней было удобно работать программам (проигрывателям, каталогизаторам). Ведь мало кто из пользователей сам полезет смотреть теги внутри файла – для просмотра метаданных и на персональном компьютере, и уж тем более на портативном устройстве гораздо удобнее использовать специализированное ПО.
Одна из многочисленных программ для просмотра и редактирования тегов, Tag&Rename
Тег делится на категории по предметному признаку, для каждого понятия, описывающего файл, выделяется отдельная категория. По отдельности они также могут называться тегами, например, тег «исполнитель», тег «альбом». Таким образом, для метаданных отдельного файла допустимо именование и в единственном числе – «ID3v1 тег находится в начале файла» и во множественном – «Я заполнил теги только что сжатой песни».
В разных аудиоформатах структура тегов, название и маркировка категорий в них различна. Общим сегодня является то, что число категорий, на которые разбита информация в теге, стараются сделать достаточно большим, как говорится, на все случаи жизни. CD-буклету, чтобы вместить весь объем информации, способный храниться в современном теге, пришлось бы превратиться в многотомное издание. Правда, использование потенциальных возможностей современных тегов обычно очень далеко от 100%. И это, пожалуй, к лучшему – кому нужен тег, по объему превосходящий сами данные?
Большая советская энциклопедия может уместиться в 256 мегабайт, доступных для современных тегов, практически полностью
Современный тег может включать в себя много типов информации. Это и текст, и служебная информация в удобном для программ двоичном виде, и изображения. Четкая структура тегов позволяет хранить различные типы информации в разных категориях. Программы заранее знают, как им считывать информацию из той или иной категории, – как картинку, как текст или как-то еще.
В тегах можно найти самую различную информацию
Люди, имеющие опыт работы с базами данных, увидят в структуре тегов знакомые черты. Фактически тег медиафайла можно представить как строку в базе данных с определенным числом информационных ячеек. Это делает удобным построение на основе тегов систем управления базами данных, позволяющих пользователям быстро и легко находить свои песни и фильмы, даже если их количество в аудиовидеотеке исчисляется десятками тысяч.
Медиабиблиотека Windows Media Player (скриншот с сайта winsupersite.com)
Никто их, правда, не называет СУБД, чаще используется название медиабиблиотека. Windows Media Player и iTunes можно привести в пример как наиболее распространенных представителей подобного ПО. Схожую функциональность предлагает и внутреннее ПО многих плееров, Apple iPod, Sony Network Walkman, Creative Zen являются здесь яркими представителями.
Обычно теги можно разделить на две группы – служебные, о которых пользователю, по идее, и знать не нужно, и информационные. Служебные теги, наподобие различных уникальных идентификаторов, создаются для нужд ПО. Информационные содержат информацию, важную для пользователя, это всем известные исполнитель, альбом и т.п.
Практическое использование
Сегодня метаданные аудиофайлов имеют две основные сферы применения.
Первая сфера – предоставление информации. Из тегов пользователь может узнать о своей записи много нового. Метаданные выступают здесь в уже упомянутой роли замены CD-буклета.
Из нескольких наиболее распространенных тегов самый обширный список категорий, а следовательно, самую полную информацию дает ID3v2 тег, применяющийся, как правило, в MP3-файлах. Но другие типы тегов содержат в себе категории, которых этот формат лишен, следовательно, назвать ID3v2 идеальным все же нельзя.
А некоторые типы тегов и вовсе позволяют создавать практически неограниченное количество категорий, давая возможность довести информационную насыщенность тега до максимальной. Но в результате значительный груз забот ложится на плечи конечного пользователя.
В любом случае, все типы современных тегов в теории предоставляют широкие возможности пользователю. Встает вопрос: с чем же мы сталкиваемся на практике? Наиболее распространены такие ситуации:
- Вы приобрели аудиофайл в интернет-магазине с уже проставленными тегами.
- Вы сжимаете аудио-CD. Здесь у вас есть выбор – проставить теги вручную или воспользоваться сервисами наподобие Gracenote. Последние способны идентифицировать CD-диск, найти его в своей базе данных и автоматически проставить теги в сжимаемом файле.
- Наконец, вы можете получить файл из не вполне легального источника. Например, выкачать из P2P-сети, купить пиратский CD-MP3-диск. В любом случае, создатели этих контрафактных файлов должны были воспользоваться одним из двух вышеперечисленных способов для его получения.
Описание | СКАЧАТЬ ( 3,42 Мб) | Скриншоты (9) | Статистика | Отзывы (17) |
|
| Mp3tag — утилита, при помощи которой вы сможете достаточно легко и быстро отредактировать ID3-тэги и комментарии в аудио файлах Tag&Rename — утилита служит для создания и сортировки больших массивов/архивов музыкальных медиафайлов Metatogger — мощная программа для каталогизации, упорядочивания и сортировки музыкальных коллекций на ПК TagScanner — мощная программа для организации и управления музыкальными архивами. TagScanner переименовывает музыкальные файлы различных форматов так, чтобы в их mp3Tag — программа для удобного просмотра и редактирования mp3-тэгов всех версий (включая ID3v2) Zortam Mp3 Media Studio — функциональный набор инструментов для работы с MP3 файлами, которая предоставляет широкие возможности для работы с ID3-тегами, а также Отзывы о программе Mp3tagДенис про Mp3tag 2.80b [15-12-2020] Юрий про Mp3tag 2.72a [26-11-2015] Прекрасная, божественная программа, лучшая в своем роде. Только благодаря ей удалось навести порядок в своем скопище аудио. Чуть-чуть к ней привыкнуть — и редактирование тегов превращается в увлекательный понятный процесс. От души рекомендую всем, кому надоел бардак в музыкальной коллекции. Андрей в ответ Юрий про Mp3tag 2.80b [14-01-2020] Не знаю что подумать.Скачал тут.Все хорошо работает,но на 4 или может 5 запуске мой dr Web вышиб эту программу.exe файл сработал как троян.Пока не удалил в панели управления и не перегрузил комп,новый скачанный за рубежом setup не хотел устанавливаться.Вопрос какая гнида портит программы. Стас про Mp3tag 2.66 [27-01-2015] На редкость дубовая прога. Андрей про Mp3tag 2.55а [28-05-2013] В программе после редактирования всё выглядит «ОК» , после копирования на телефон никаких изменений, всё как и было. Такое впечатление что изменения видит только эта программа.Отсюда и одна звёздочка, жаль меньше нельзя поставить! Слава Украине в ответ Андрей про Mp3tag 2.61d [15-07-2014] Рукожоп ты,Андрей! У меня все хорошо редактирует, проверь свои крюки Ixnay про Mp3tag 2.55а [05-05-2013] Великолепная программа! В разы быстрее и удобнее Mp3Tag от Maniac Tools!
|