Практическое введение в программирование на javascript


Содержание

Практическое введение в программирование на JavaScript

Идея гипертекстовой информационной системы состоит в том, что пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг. Поэтому Т.Нельсон и определил гипертекст как нелинейный текст. Достигается это путем создания специального механизма связи различных страниц текста при помощи гипертекстовых ссылок, т.е. у обычного текста есть ссылки типа «следующий-предыдущий», а у гипертекста можно построить еще сколь угодно много других ссылок. Любимыми примерами специалистов по гипертексту являются энциклопедии, Библия, системы типа «Неlр».

Введение в JavaScript

JavaScript® (часто сокращают до JS) — это интерпретируемый язык программирования, разработанный для взаимодействия с веб-страницами. JavaScript запускается на стороне клиента Интернета и используется для программирования того, как веб-страницы будут вести себя при наступлении определенных событий.

Что такое JavaScript?

JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются. Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript в сравнении с ECMAScript

Этот учебник написан о языке, который известен как JavaScript. Тем не менее официальный стандарт, в котором определены спецификации, описывающие язык, называет его ECMAScript.

Компания Netscape представила язык JavaScript в организацию Ecma International, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных систем (изначально ECMA являлся акронимом European Computer Manufacturers Association), где он был утвержден в качестве стандарта ECMAScript в 1997 г.

Эта стандартизированная версия JavaScript, называемая ECMAScript, работает одинаково во всех приложениях, поддерживающих стандарт. Разработчики могут использовать открытый стандарт языка, чтобы разработать собственную реализацию JavaScript.

Формально, когда разработчики ссылаются на ECMAScript, они обычно имеют в виду «идеальный» язык, определенный стандартом Ecma. Чаще всего эти два понятия взаимозаменяемы. Поэтому, при упоминании об официальном стандарте в этом учебнике будет употребляться название ECMAScript, а в остальных случаях при ссылках на язык — JavaScript. Также в учебнике будет встречаться общепринятое сокращение ES5 при ссылке на пятый выпуск стандарта ECMAScript.

JavaScript – не Java

Прежде чем вы приступите к изучению JavaScript, вам следует понимать, что JavaScript – это не Java. Это два совершенно разных языка программирования. JavaScript не имеет ничего общего с языком Java, кроме похожего синтак­ сиса.

Java – объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый компанией Sun Microsystems с 1991 года и официально выпущенный 23 мая 1995 года. Java – это мощный и гораздо более сложный язык программирования, на нём можно писать самые разные программы. Для интернет-страниц есть особая возможность – написание апплетов.

Сценарии JavaScript размещаются внутри веб-страницы и не могут существовать отдельно от нее. Для выполнения JS-сценариев не нужен компилятор, они выполняются браузером на стороне пользователя. JS-скрипт – это обычный текст, и вы можете просмотреть код невооруженным взглядом – без какого-либо специального программного обеспечения.

Java — это язык, который основан на классах и отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Ориентированная на классы модель Java означает, что программы состоят исключительно из классов и их методов. Наследование классов и строгая типизация в языке Java обычно требуют тесно связанные иерархии объектов. Эти требования делают программирование на Java более комплексным, чем программирование на JavaScript.

JavaScript — это легкий язык программирования, который обладает простым синтаксисом, специализированной встроенной функциональностью и минимальными требованиями для создания объектов. Вам не нужно объявлять переменные, классы и методы. Не нужно беспокоиться о том, являются ли методы публичными (public), приватными (private) или защищенными (protected), а также вам не нужно реализовывать интерфейсы. Переменные, параметры и возвращаемые функциями типы JS-скриптов не являются явно типизированными.

Что вам нужно для изучения JavaScript?

Предварительное знание JavaScript не требуется, но поскольку JavaScript находится внутри веб-страниц и управляет их динамикой, предполагается, что вы знакомы с основами языка HTML, хотя не исключается возможность «параллельного» изучения HTML и JavaScript.

Большенство сценариев JavaScript призваны «оживить» HTML, т. е. цель создания сценария заключается в том, чтобы продемонстрировать, как будет меняться вид страницы при изменении значений параметров HTML-тегов. Вместе собранные и должным образом оформленные такого рода сценарии являются примером разработанного веб-приложения.

Прежде чем мы приступим к написанию первой программы на JavaScript, очень важно заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые инструменты у нас были настроены и находились на своих местах.

Изучая JavaScript, очень важно запускать примеры, представленные в каждом уроке, изменять их и опять запускать, чтобы проверить, насколько правильно вы понимаете изученный материал. Для этого необходим интерпретатор JavaScript. К счастью, как вы уже знаете, любой веб-браузер включает в себя интерпретатор JavaScript.

Чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, достаточно установить любой современный интернет-браузер (например Yandex, Internet Explorer, Mozilla Firefox или Google Chrome).

Далее в этом учебнике вы увидите, что код на языке JavaScript можно встраивать непосредственно в HTML-файлы, в теги

Язык программирования JavaScript: информация для начинающих

Программирование – это не просто способ заработать большие деньги и даже не совсем умственный труд. Это возможность понять, из чего состоит окружающий мир, разложить его на мелкие частички, а затем заново собрать, руководствуясь собственной логикой и знаниями.

Языки программирования – это только лишь инструмент, с помощью которого человек строит правила в созданных системах.

Интернет представляет собой массу возможностей, за которые ухватываются светлые и предприимчивые умы. Конечно, веб-разработка тоже имеет свои инструменты для воплощения идей в жизнь. Один из них – язык программирования JavaScript , о котором и пойдёт речь в данной статье:

Общая информация

Многие люди, даже не имеющие никакого отношения к IT-сфере, слышали слово Java . Революционный независимый от платформ язык, на котором активно пишут приложения для мобильных систем. Он был разработан перспективной компанией Sun , которая затем перешла « под крыло » Oracle . Но ни та, ни другая компании не имеют никакого отношения к JavaScript :

От Sun потребовалось лишь разрешение на использование части названия. Удивительно, но JavaScript вообще не принадлежит ни одной фирме.

При написании веб-приложений, программирование на JavaScript используется наиболее часто. Если кратко перечислить ключевые особенности данного языка, то следует выделить следующее:

  • Объектно-ориентированность. Выполнение программы представляет собой взаимодействие объектов;
  • Приведение типов данных проводится автоматически;
  • Функции выступают объектами базового класса. Эта особенность делает JavaScript похожим на многие функциональные языки программирования, такие как Lisp и Haskell ;
  • Автоматическая очистка памяти. Так называемая, сборка мусора делает JavaScript похожим на C# или Java .

Если говорить о сути применения JavaScript , то этот язык позволяет « оживлять » неподвижные страницы сайтов с помощью кода, который можно запустить на исполнение ( так называемые, скрипты ). То есть, можно провести аналогию с мультфильмами, где html и css – это прорисованные герои, а JavaScript – это то, что заставляет их двигаться.

Если говорить о синтаксисе JavaScript , то ему присущи следующие особенности:

  • Регистр важен. Функции с названиями func() и Func() – совершенно разные;
  • После операторов необходимо ставить точку с запятой;
  • Встроенные объекты и операции;
  • Пробелы не учитываются. Можно использовать сколько угодно отступов, а также переводов строки, чтобы оформить свой код.

Простейший код на JavaScript выглядит следующим образом:

Сфера применения

Для того чтобы понять, зачем нужен JavaScript , и насколько необходимо его изучение, следует выделить некоторые области, в которых применяется данный язык программирования.

  • Разработка веб-приложений. Хотите установить простой счетчик, организовать передачу данных между формами или поместить на своем сайте игру? Тогда JavaScript выступит верным помощником в этом деле;
  • «Активное участие» в AJAX . Эта технология позволила значительно ускорить работу приложений, осуществляя обмен данными с сервером в « фоновом » режиме:
  • Операционные системы. Возможно, кто-то не знал, но Windows , Linux и Mac имеют своих браузерных конкурентов, львиная доля кода которых написана на JavaScript ;
  • Мобильные приложения;
  • Сфера обучения. Любая программистская специальность в университете включает в себя изучение JavaScript в том или ином объеме. Это обусловлено тем, что язык изначально разрабатывался для не очень сильных программистов. Уроки JavaScript логически вплетаются в базовый курс HTML , поэтому освоение проходит достаточно просто.

Преимущества и недостатки

Не стоит думать, что JavaScript – это какая-то панацея от всех проблем, и каждый программист с улыбкой на лице пользуется этим языком. Всё на свете имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для начала, отметим недостатки.

  • Необходимость обеспечивать кроссбраузерность. Раз уж JavaScript выступает как интернет-технология, то приходится мириться с правилами, которые устанавливает всемирная паутина. Код должен корректно выполняться во всех, или хотя бы самых популярных, браузерах;
  • Система наследования в языке вызывает трудности в понимании происходящего. В JavaScript реализовано наследование, основанное на прототипах. Люди, изучавшие другие объектно-ориентированные языки программирования, привыкли к привычному « класс потомок наследует родительский класс ». Но в JavaScript такими вещами занимаются непосредственно объекты, а это не укладывается в голове;
  • Отсутствует стандартная библиотека. JavaScript не предоставляет никаких возможностей для работы с файлами, потоками ввода-вывода и прочими полезными вещами;
  • Синтаксис в целом затрудняет понимание. Красота кода – явно не конёк JavaScript , но главное правило программистов соблюдено: « Работает? Не трожь! ».

Теперь стоит отметить некоторые преимущества

  • JavaScript предоставляет большое количество возможностей для решения самых разнообразных задач. Гибкость языка позволяет использовать множество шаблонов программирования применительно к конкретным условиям. Изобретательный ум получит настоящее удовольствие;
  • Популярность JavaScript открывает перед программистом немалое количество готовых библиотек, которые позволяют значительно упростить написание кода и нивелировать несовершенства синтаксиса;
  • Применение во многих областях. Широкие возможности JavaScript дают программистам шанс попробовать себя в качестве разработчика самых разнообразных приложений, а это, безусловно, подогревает интерес к профессиональной деятельности.

Не стоит обращать внимание на то, что минусов получилось больше, чем плюсов. JavaScript прочно закрепился в своей нише, и никакая критика его оттуда на данный момент не выбьет.

Для тех, кто хочет изучать

Сложный и длинный путь предстоит тем, кто решил основательно изучить JavaScript . Для начинающих существуют базовые рекомендации, следуя которым, можно значительно упростить свое обучение.

  • Прежде всего, HTML . Нельзя начинать делать что-либо для интернета без основы основ. Каскадные таблицы стилей ( CSS ) также очень сильно пригодятся;
  • Использовать новую литературу. Программирование – это не физика, законы которой нерушимы, а новые учебные пособия – это урезанные старые. IT-технологии постоянно развиваются, и не стоит пренебрегать полезными обновлениями;
  • Стараться самостоятельно писать все участки программы. Если что-то ну совсем не получается – можно позаимствовать чужой код, но лишь предварительно уяснив для себя каждую строчку;
  • Отладка – ваш верный друг. Быстро находить ошибки – один из важнейших моментов в программировании;
  • Не игнорируйте нормы форматирования. Конечно, код не станет лучше или хуже от разного количества отступов и пробелов, но легкость чтения и понимания программистом – тоже немаловажный момент. Код, приведенный ниже? очень трудно воспринимается, особенно если вы не его автор:
  • Имена переменных должны иметь лексическое значение. В процессе написания простых программ это кажется вовсе не важным, но когда количество строк кода переваливает за тысячу – все черти ломают ноги;
  • Комментируйте. Этот пункт вдогонку к предыдущему;
  • Наблюдайте за опытными людьми. Видеоуроки дают возможность увидеть создание программ. Это даже лучше, чем лекции в университете, ведь запись можно в любой момент остановить и повторить снова;
  • Будьте в курсе всех новостей. Отслеживание всего нового и свежего даст возможность ощущать себя «в гуще событий», а это подталкивает к покорению собственных вершин.

Таким образом, можно утверждать, что JavaScript получил широкое распространение в сфере веб-программирования, вобрав в себя возможности объектно-ориентированных и функциональных языков. Несмотря на несколько неудобный синтаксис, JavaScript активно применяется в учебных программах.

Для новичков важно помнить, что язык – это всего лишь инструмент, а главное в программировании – мысль.

Как закреплять основы javascript на практике?

html и css знаю неплохо. Есть опыт верстки примерно 20 страничек.
Языков программирования не изучал.

Итак
1. Выучил первую часть учебника learn.javascript.ru/#book-toc-638 .Прошелся ни один раз. Около 80% задач выполнил самостоятельно.
2. Неоднократно смотрел видеоуроки Sorax, HexletUnivercity и частично Специалиста.
3. Есть печатное издание Javascript. Подробное руководство. 6 издание. Дэвид Флэнаган.
Вскользь читал эту книгу до 200 страницы.

В общем теорию знаю неплохо, единственное, что плохо понимаю, так это замыкания.
Из практики делал только задачи на learn.javascript.ru и создал программку для расшифровки ИНН (актуально для Украины), что-то вроде такого https://decode.org.ua/inn
Пытался сделать калькулятор, но пока не выходит, так как клиентский javascript еще не изучал.
Пробовал смотреть видеоуроки по angular.js, но там вообще все тяжело.

Что делать дальше?
1. Еще несколько раз пройтись по теории, а потом думать, что делать дальше.
2. Идти дальше по учебнику learn.javascript.ru и учить клиентский javascript
3. Выполнять практические задачи.

Лично я предпочитаю 3 вариант, но не знаю, где именно брать эти задачи.
Читал, что можно пробовать разобраться в библиотеках, что-то поменять. Качал исходники jQuery, но разобрать код так и не могу.
Можно на github найти проект и присоединиться к нему, но по запросу javascript ничего доступного для меня не выдает.
В общем запутался и не знаю, что делать дальше.

Илон Маск рекомендует:  Шаблон сайта роза HTML, CSS, 1 страница

По html и css есть куча уроков верстки, где все становиться понятно.
В php есть уроки по созданию движков для интернет-магазина (php я не учил).
А вот что делать с javascript?

Функциональное программирование с примерами на JavaScript. Часть первая. Основные техники функционального программирования

Функциональное программирование, или ФП, может изменить стиль вашего написания программ к лучшему. Но освоить его довольно непросто, а многие посты и туториалы не рассматривают детали (вроде монад, аппликативных функторов и т.п.) и не предоставляют примеры из практики, которые помогли бы новичкам использовать мощные техники ФП ежедневно. Поэтому я решил написать статью, в которой освещу основные идеи ФП.

В первой части вы изучите основы ФП, такие как каррирование, чистые функции, fantasy-land, функторы, монады, Maybe-монады и Either-монады на нескольких примерах.

Функциональное программирование — это стиль написания программ через составление набора функций.

Основной принцип ФП — оборачивать практически все в функции, писать множество маленьких многоразовых функций, а затем просто вызывать их одну за другой, чтобы получить результат вроде (func1.func2.func3) или в композиционном стиле func1(func2(func3())) .

Кроме этого, структура функций должна следовать некоторым правилам, описанным ниже.

«КРОК», Москва, Троицк, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Иркутск, Пермь, Краснодар, Воронеж, Челябинск, от 120 000 до 240 000 ₽

Итак, у вас могло возникнуть несколько вопросов. Если любую задачу можно решить, объединяя вызовы нескольких функций, то:

  1. Как реализовать условия (if-else)? (Совет: используйте монаду Either);
  2. Как перехватить исключения типа Null Exception? (В этом может помочь монада Maybe);
  3. Как убедиться в том, что функция действительно “многоразовая” и может использоваться в любом месте? (Чистые функции);
  4. Как убедиться, что данные, которые мы передаем, не изменяются, чтобы мы могли бы использовать их где-то еще? (Чистые функции, иммутабельность);
  5. Если функция принимает несколько значений, но цепочка может передавать только одно значение, как мы можем сделать эту функцию частью цепочки? (Каррирование и функциивысшегопорядка).

Чтобы решить все эти проблемы, функциональные языки, вроде Haskell, предоставляют инструменты и решения из математики, такие как монады, функторы и т.д., из коробки.

Хотя в JavaScript эти инструменты не встроены, к счастью, у него достаточно преимуществ, позволяющих людям реализовывать недостающие функции в собственных библиотеках.

Спецификация Fantasy-Land и библиотеки ФП

В библиотеках, содержащих такие инструменты, как функторы и монады, реализуются функции и классы, которые следуют некоторым спецификациям, чтобы предоставлять функциональность, подобную стандартной библиотеке Haskell.

Fantasy-Land — одна из таких спецификаций, в которой описано, как должна действовать та или иная функция или класс в JS.

На рисунке выше показаны все спецификации и их зависимости. Спецификации — это, по существу, описания функционала, подобные интерфейсам в Java. С точки зрения JS вы можете думать о спецификациях, как о классах или функциях-конструкторах, которые реализовывают некоторые методы ( map , of , chain ), следуя спецификации.

Например, класс в JavaScript является функтором, если он реализует метод map . Метод map должен работать, следуя спецификации.

По аналогии, класс в JS является аппликативным функтором, если он реализует функции map и ap .

JS-класс — монада, если он реализует функции, требуемые функтором, аппликативным функтором, цепочкой и самой монадой.

Библиотеки, следующие спецификациям Fantasy-Land

Какие же из них мне использовать?

Такие библиотеки, как lodash-fp и ramdajs, позволяют вам начать программировать в функциональном стиле. Но они не реализуют функции, позволяющие использовать ключевые математические концепты (монады, функторы, свертки), а без них невозможно решать некоторые из реальных задач в функциональном стиле.

Так что в дополнение к ним вы должны использовать одну из библиотек, следующих спецификациям FL.

Теперь, когда мы знаем основы, давайте посмотрим на несколько практических примеров и изучим на них некоторые из возможностей и техник функционального программирования.

Пример 1: справляемся с проверкой на NULL

Тема покрывает: функторы, монады, Maybe-монады и каррирование.

Сценарий использования: Мы хотим показать различные стартовые страницы в зависимости от языка, выбранного пользователем в настройках. В данном примере мы реализовываем функцию getUrlForUser, которая возвращает правильный URL из списка indexURLs для испанского языка, выбранного пользователем joeUser.

Проблема: язык может быть не выбран, то есть равняться null. Также сам пользователь может быть не залогинен и равняться null. Выбранный язык может быть не доступен в нашем списке indexURLs. Так что мы должны позаботиться о нескольких случаях, при которых значение null или undefined может вызвать ошибку.

Решение (Императивное против Функционального):

Не беспокойтесь, если функциональное решение пока вам не понятно, я объясню его шаг за шагом немного позже.

Давайте для начала попробуем понять некоторые из концептов ФП, которые были использованы в этом решении.

Функторы

Любой класс или тип данных, который хранит значение и реализует метод map , называется функтором.

Например, Array — это функтор, потому что массив хранит значения и реализует метод map , позволяющий нам применять функцию к значениям, которые он хранит.

Давайте напишем свой собственный функтор “MyFunctor”. Это просто JS-класс (функция-конструктор). Метод map применяет функцию к хранимым значениям и возвращает новый экземпляр MyFunctor.

Функторы так же должны реализовывать и другие спецификации в дополнение к методу map , но я не буду рассказывать о них в этой статье.

Монады

Монады — это подтип функторов, так как у них есть метод map , но они также реализуют другие методы, например, ap , of , chain .

Ниже представлена простая реализация монады.

Обычные монады используются нечасто, в отличие от более специфичных монад, таких как “монада Maybe” и “монада Either“.

“Maybe”-монада

Монада “Maybe” — это класс, который имплементирует спецификацию монады. Её особенность заключается в том, что с помощью нее можно решать проблемы с null и undefined.

В частности, в случае, если данные равны null или undefined, функция map пропускает их.

Код, представленный ниже, показывает имплементацию Maybe-монады в библиотеке ramda-fantasy. Она возвращает экземпляр одного из двух подклассов: Just или Nothing, в зависимости от значения.

Классы Just и Nothing содержат одинаковые методы ( map , orElse и т.д.). Отличие между ними в реализации этих самых методов.

Обратите особое внимание на функции “map” и “orElse”.

Давайте поймем, как Maybe-монада осуществляет проверку на null.

  1. Если есть объект, который может равняться null или иметь нулевые свойства, создаем экземпляр монады из него.
  2. Используем библиотеки, вроде ramdajs, чтобы получить значение из монады и работать с ним.
  3. Возвращаем значение по умолчанию, если данные равняются null.

Каррирование

Освещенные темы: чистые функции и композиция.

Если мы хотим создавать серии вызовов функций, как то func1.func2.func3 или (func1(func2(func3())) , все эти функции должны принимать только один параметр. Например, если func2 принимает два параметра (func2(param1, param2)) , мы не сможем включить её в серию.

Но с практической точки зрения многие функции могут принимать несколько параметров. Так как же нам создавать из них цепочки? Ответ: С помощью каррирования.

Каррирование превращает функцию, которая принимает несколько параметров в функцию, которая принимает только один параметр за один раз. Функция не запустится, пока все параметры не будут переданы.


В дополнение, каррирование может быть также использовано в ситуациях, когда мы обращаемся к глобальным значениям.

Давайте снова взглянем на наше решение:

Пример 2: обработка функций, бросающих исключения и выход сразу после ошибки

Освещенные темы: Монада “Either”

Монада Maybe подходит нам, чтобы обработать ошибки, связанные с null и undefined. Но что делать с функциями, которым требуется выбрасывать исключения? И как определить, какая из функций в цепочке вызвала ошибку, когда в серии несколько функций, бросающих исключения?

Например, если func2 из цепочки func1.func2.func3. выбросила исключение, мы должны пропустить вызов func3 и последующие функции и корректно обработать ошибку.

Монада Either

Монада Either превосходно подойдет для подобной ситуации.

Пример использования: В примере ниже мы рассчитываем “tax” и “discont” для “items” и в конечном счете вызываем showTotalPrice.

Заметьте, что функции “tax” и “discount” выбросят исключение, если в качестве цены передано не числовое значение. Функция “discount”, помимо этого, вернет ошибку в случае, если цена меньше 10.

Давайте посмотрим, как можно реализовать этот пример в функциональном стиле, используя монаду Either.

Either-монада предоставляет два конструктора: “Either.Left” и “Either.Right“. Думайте о них, как о подклассах Either. И “Left“, и “Right” тоже являются монадами. Идея в том, чтобы хранить ошибки или исключения в Left и полезные значения в Right.

Экземпляры Either.Left или Either.Right создаются в зависимости от значения функции.

Так давайте же посмотрим, как изменить наш императивный пример на функциональный.

Шаг 1: Оберните возвращаемые значения в Left и Right. “Оборачивание” означает создание экземпляра класса с помощью оператора new.

Шаг 2: Оберните исходное значение в Right, так как оно валидно.

Шаг 3: Создайте две функции: одну для обработки ошибок, а другую для отображения результата. Оберните их в Either.either (из библиотеки ramda-fantasy.js).

Either.either принимает 3 параметра: обработчик успешного завершения, обработчик ошибок и монаду Either. Сейчас мы можем передать только обработчики, а третий параметр, Either, передать позже.

Как только Either.either получит все три параметра, она передаст третий параметр в обработчик успешного завершения или обработчик ошибок, в зависимости от типа монады: Left или Right.

Шаг 4: Используйте метод chain, чтобы создать цепочку из нескольких функций, выбрасывающих исключения. Передайте результат их выполнения в Either.either (eitherLogOrShow).

Все вместе выглядит следующим образом:

В следующей части мы рассмотрим аппликативные функторы, curryN и Validation Applicative.

Введение в JavaScript

Этот пост посвящён главному языку будущего — JavaScript. Благодаря своей гибкости используется в браузере, на серверах, в мобильных приложениях, на десктопе и практически во всех видах программирования. Удобный синтаксис позволяет легко писать на нём, а высокая производительность делает его отличным выбором для решения любых задач — от небольших магазинов до огромных highload проектов. JavaScript по праву является самым популярным в мире языком. На каждом сайте есть браузерный JavaScript, а JavaScript на сервере используется такими крупными корпорациями, как Amazon, Yahoo, HP, NASA, Walmart и многие другие.

Часто задаваемые вопросы

В: Что это за язык такой?

О: Мультипарадигменный язык, изначально создавался для использования в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам, однако в процессе своего развития преодолел этот этап и сейчас может использоваться для любых целей ввиду своей неограниченной гибкости и удивительно удобного синтаксиса. Сочетает в себе особенности объектно-ориентированного, функционального, событийно-ориентированного, декларативного и императивного программирования. Объектно-ориентированная часть реализована через прототипирование. В последних стандартах язык сделал большой шаг в сторону функционального программирования.

В: Какие возможные направления для разработки существуют?

О: Практически все! Можно писать Front-end, Back-end, GameDev, 2D/3D графику, разрабатывать мобильные и десктопные приложения. Список инструментов для различных целей

В: Можно выучить только один фреймворк/библиотеку и всё писать на нём?

О: Не стоит начинать учить отдельный фреймворк или библиотеку, пока отсутствуют базовые знания самого языка. Во-первых, из-за отсутствия знаний самого языка возникнет масса проблем с пониманием принципа работы фреймворка/библиотеки, во-вторых, этим можно сильно испортить себе восприятие языка и после этого будет гораздо сложнее изучать чистый JS и другие фреймворки.

В: Существуют ли стайл-гайды для JavaScript?

В: Какие новые возможности добавил ES6?

О: Вот здесь можно почитать на русском

В: Я хочу писать на ES6, но многие браузеры не поддерживают новые возможности. И вообще, надоел геморрой с браузерным зоопарком. Неужели нет способа обойти это?

О: Конечно есть! Чтобы код одинаково хорошо работал во всех браузерах и все возможности ES6 и будущих стандартов нормально работали необходимо собрать код с помощью сборщика. Сборщик компилирует весь код в один файл и делает его полностью кроссбраузерным. Наиболее удобен в использовании Webpack, хотя существуют и аналоги. Потребуется некоторое время на изучение, но результат себя окупит. Сборщики нужны только во Front-end, Node.js и так поддерживает все новые возможности.

В: Зачем нужны CoffeeScript и TypeScript?

О: Это особые варанты JS для любителей других языков. CoffeeScript подходит для любителей Ruby и Python, TypeScript — для сторонников строготипизированных языков вроде C# или Java. Если ты новичок в программировании, то учи оригинал, а диалекты попробуешь, когда уже будет опыт.

В: Зачем нужны таск-раннеры, такие как Gulp или Grunt?

О: Они позволяют одной консольной командой запустить выполнение заранее прописанного процесса, который может содержать множество команд и который неудобно каждый раз выполнять вручную. Пример — компиляция JS с помощью Webpack, сборка LESS стилей в CSS и многое другое. Ещё раз — таск-раннер не замена сборщику, Gulp — не конкурент Webpack, они выполняют совершенно разные задачи и зачастую используются вместе.

В: Можно ли писать фронт на других языках?

О: Да, существуют компиляторы различных языков в JS, такие как ScalaJS, PyJS и другие. Но стоит помнить, что у них есть масса недостатков и использовать их стоит только если на чистом JS (также CS и TS) не получается писать совершенно. Они предназначены прежде всего для тяжёлых приложений вроде браузерных 3D игр в классических Front-end целях не очень удобны.

В: Я слышал про какой то WebAssembly, который заменит JS. Это правда? Что это такое?

О: Нет, неправда. WebAssembly (WASM) практически не имеет отношения к классическому Front-end. Это особая технология, позволяющая выполнять в браузере бинарный код, компилируемый из различных языков. Он предназаначен для выполнения в браузере тяжёлых приложений вроде трёхмерных онлайн-игр и никак не связан с привычными задачами JS. Более того, учитывая развитую инфраструктуру JS, множество фреймворков и библиотек на все случаи жизни, большое количество профессиональных разработчиков, огромное количество легаси-кода, выполнение WASM иных задач, не связанных с различными высокопроизводительными трёхмерными приложениям, видится невозможным. Кроме того, WASM не затрагивает серверную и мобильно-десктопную часть JavaScript, которые уже успели стать довольно популярными.

В: С чего начать изучение?

Материалы для изучения

Книги про JavaScript

Марейн Хавербек — «Выразительный JavaScript» — Вводная книга по JavaScript и программирование в целом.

Дэвид Фленеган — «JavaScript: Подробное руководство«

Дуглас Крокфорд «JavaScript: сильные стороны«

Стефанов С. — «JavaScript. Шаблоны«

Джон Резиг — «Секреты JavaScript ниндзя«

Николас Закас — «JavaScript. Оптимизация производительности«

Джон Резиг, Расс Фергюсон — «JavaScript для профессионалов«

Dr. Axel Rauschmayer — «Speaking JavaScript: An In-Depth Guide for Programmers«

Discover Meteor — Книга по Meteor.js — одному из самых лёгких и функциональных фреймворков.

М. Кантелон , М. Хартер — «Node.js в действии«

Кирилл Сухов — «Node.js. Путеводитель по технологии«

Дэвид Хэррон — «Node.js. Разработка серверных веб-приложений»

Тодд Мотто — «Учебник AngularJS«

Max P — «Курс по React.js для начинающих«

Эдди Османи — «Разработка Backbone.js приложений«

Эрл Каслдайн, Крэйг Шарки — «Изучаем JQuery«

Илон Маск рекомендует:  Буфер обмена

Адам Фримен — «jQuery для профессионалов«

И не забываем читать официальную документацию для каждого фреймворка.

learn.javascript.ru — Самый главный русскоязычный сайт по JavaScript. Других таких подробных уроков не найти. Начинать строго с него.

node-center.ru — Второй по важности сайт. Ориентирован на Node.js, но мелькает материал и по Front-end. Сборник всей нужной информации, перевод официальной документации, список книг и ссылок.

jstherightway.org — Огромный англоязычный гайд. Есть книги, статьи, список фреймворков и многое другое. По сути, этот текст — краткий аналог этого гайда.

nodeguide.ru — Большое количество переведённых статей по Node.js

Блоги и новостные ленты

weblog.bocoup.com — Bocoup Weblog

perfectionkills.com — Perfection Kills

reddit.com/r/javascript — subreddit на reddit.com

toddmotto.com — Todd Motto, Lead front-end @appsbroker . Developer Expert @google .

Изучая только теорию язык усваивается плохо. Наиболее важна практика, которую можно получить на онлайн-курсах.

Отличный ресурс для изучения языка, очень много курсов по всем передовым технологиям.

Уже не такой сильный, но все еще интересный проект, также обязателен для улучшения навыка.

Дает хорошее представление о замыканиях.

Прошёл курсы, прочитал книги и думаешь, что знаешь JS? Теперь изучи тонкости и особенности языка. Сделать это можно здесь — https://shamansir.github.io/JavaScript-Garden/

Список инструментов для различных целей

Язык программирования JavaScript: информация для начинающих

Программирование – это не просто способ заработать большие деньги и даже не совсем умственный труд. Это возможность понять, из чего состоит окружающий мир, разложить его на мелкие частички, а затем заново собрать, руководствуясь собственной логикой и знаниями.

Языки программирования – это только лишь инструмент, с помощью которого человек строит правила в созданных системах.

Интернет представляет собой массу возможностей, за которые ухватываются светлые и предприимчивые умы. Конечно, веб-разработка тоже имеет свои инструменты для воплощения идей в жизнь. Один из них – язык программирования JavaScript , о котором и пойдёт речь в данной статье:

Общая информация

Многие люди, даже не имеющие никакого отношения к IT-сфере, слышали слово Java . Революционный независимый от платформ язык, на котором активно пишут приложения для мобильных систем. Он был разработан перспективной компанией Sun , которая затем перешла « под крыло » Oracle . Но ни та, ни другая компании не имеют никакого отношения к JavaScript :

От Sun потребовалось лишь разрешение на использование части названия. Удивительно, но JavaScript вообще не принадлежит ни одной фирме.

При написании веб-приложений, программирование на JavaScript используется наиболее часто. Если кратко перечислить ключевые особенности данного языка, то следует выделить следующее:

  • Объектно-ориентированность. Выполнение программы представляет собой взаимодействие объектов;
  • Приведение типов данных проводится автоматически;
  • Функции выступают объектами базового класса. Эта особенность делает JavaScript похожим на многие функциональные языки программирования, такие как Lisp и Haskell ;
  • Автоматическая очистка памяти. Так называемая, сборка мусора делает JavaScript похожим на C# или Java .

Если говорить о сути применения JavaScript , то этот язык позволяет « оживлять » неподвижные страницы сайтов с помощью кода, который можно запустить на исполнение ( так называемые, скрипты ). То есть, можно провести аналогию с мультфильмами, где html и css – это прорисованные герои, а JavaScript – это то, что заставляет их двигаться.

Если говорить о синтаксисе JavaScript , то ему присущи следующие особенности:

  • Регистр важен. Функции с названиями func() и Func() – совершенно разные;
  • После операторов необходимо ставить точку с запятой;
  • Встроенные объекты и операции;
  • Пробелы не учитываются. Можно использовать сколько угодно отступов, а также переводов строки, чтобы оформить свой код.

Простейший код на JavaScript выглядит следующим образом:

Сфера применения

Для того чтобы понять, зачем нужен JavaScript , и насколько необходимо его изучение, следует выделить некоторые области, в которых применяется данный язык программирования.

  • Разработка веб-приложений. Хотите установить простой счетчик, организовать передачу данных между формами или поместить на своем сайте игру? Тогда JavaScript выступит верным помощником в этом деле;
  • «Активное участие» в AJAX . Эта технология позволила значительно ускорить работу приложений, осуществляя обмен данными с сервером в « фоновом » режиме:
  • Операционные системы. Возможно, кто-то не знал, но Windows , Linux и Mac имеют своих браузерных конкурентов, львиная доля кода которых написана на JavaScript ;
  • Мобильные приложения;
  • Сфера обучения. Любая программистская специальность в университете включает в себя изучение JavaScript в том или ином объеме. Это обусловлено тем, что язык изначально разрабатывался для не очень сильных программистов. Уроки JavaScript логически вплетаются в базовый курс HTML , поэтому освоение проходит достаточно просто.

Преимущества и недостатки

Не стоит думать, что JavaScript – это какая-то панацея от всех проблем, и каждый программист с улыбкой на лице пользуется этим языком. Всё на свете имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для начала, отметим недостатки.

  • Необходимость обеспечивать кроссбраузерность. Раз уж JavaScript выступает как интернет-технология, то приходится мириться с правилами, которые устанавливает всемирная паутина. Код должен корректно выполняться во всех, или хотя бы самых популярных, браузерах;
  • Система наследования в языке вызывает трудности в понимании происходящего. В JavaScript реализовано наследование, основанное на прототипах. Люди, изучавшие другие объектно-ориентированные языки программирования, привыкли к привычному « класс потомок наследует родительский класс ». Но в JavaScript такими вещами занимаются непосредственно объекты, а это не укладывается в голове;
  • Отсутствует стандартная библиотека. JavaScript не предоставляет никаких возможностей для работы с файлами, потоками ввода-вывода и прочими полезными вещами;
  • Синтаксис в целом затрудняет понимание. Красота кода – явно не конёк JavaScript , но главное правило программистов соблюдено: « Работает? Не трожь! ».

Теперь стоит отметить некоторые преимущества

  • JavaScript предоставляет большое количество возможностей для решения самых разнообразных задач. Гибкость языка позволяет использовать множество шаблонов программирования применительно к конкретным условиям. Изобретательный ум получит настоящее удовольствие;
  • Популярность JavaScript открывает перед программистом немалое количество готовых библиотек, которые позволяют значительно упростить написание кода и нивелировать несовершенства синтаксиса;
  • Применение во многих областях. Широкие возможности JavaScript дают программистам шанс попробовать себя в качестве разработчика самых разнообразных приложений, а это, безусловно, подогревает интерес к профессиональной деятельности.

Не стоит обращать внимание на то, что минусов получилось больше, чем плюсов. JavaScript прочно закрепился в своей нише, и никакая критика его оттуда на данный момент не выбьет.

Для тех, кто хочет изучать

Сложный и длинный путь предстоит тем, кто решил основательно изучить JavaScript . Для начинающих существуют базовые рекомендации, следуя которым, можно значительно упростить свое обучение.

  • Прежде всего, HTML . Нельзя начинать делать что-либо для интернета без основы основ. Каскадные таблицы стилей ( CSS ) также очень сильно пригодятся;
  • Использовать новую литературу. Программирование – это не физика, законы которой нерушимы, а новые учебные пособия – это урезанные старые. IT-технологии постоянно развиваются, и не стоит пренебрегать полезными обновлениями;
  • Стараться самостоятельно писать все участки программы. Если что-то ну совсем не получается – можно позаимствовать чужой код, но лишь предварительно уяснив для себя каждую строчку;
  • Отладка – ваш верный друг. Быстро находить ошибки – один из важнейших моментов в программировании;
  • Не игнорируйте нормы форматирования. Конечно, код не станет лучше или хуже от разного количества отступов и пробелов, но легкость чтения и понимания программистом – тоже немаловажный момент. Код, приведенный ниже? очень трудно воспринимается, особенно если вы не его автор:
  • Имена переменных должны иметь лексическое значение. В процессе написания простых программ это кажется вовсе не важным, но когда количество строк кода переваливает за тысячу – все черти ломают ноги;
  • Комментируйте. Этот пункт вдогонку к предыдущему;
  • Наблюдайте за опытными людьми. Видеоуроки дают возможность увидеть создание программ. Это даже лучше, чем лекции в университете, ведь запись можно в любой момент остановить и повторить снова;
  • Будьте в курсе всех новостей. Отслеживание всего нового и свежего даст возможность ощущать себя «в гуще событий», а это подталкивает к покорению собственных вершин.

Таким образом, можно утверждать, что JavaScript получил широкое распространение в сфере веб-программирования, вобрав в себя возможности объектно-ориентированных и функциональных языков. Несмотря на несколько неудобный синтаксис, JavaScript активно применяется в учебных программах.

Для новичков важно помнить, что язык – это всего лишь инструмент, а главное в программировании – мысль.

Образование в сети: введение в программирование на JavaScript

Архив номеров / 2020 / Выпуск №5 (162) / Образование в сети: введение в программирование на JavaScript

ИГОРЬ ШТОМПЕЛЬ, инженер, системный администратор. Сфера профессиональных интересов – свободное ПО, keepercoder@gmail.com

Образование в сети:
введение в программирование на JavaScript

JavaScript один из популярнейших языков программирования, который используется в большинстве веб-проектов. С его помощью можно создавать и нативные приложения, как этопредлагает делать Microsoft для ОС Windows. А различные библиотеки и расширения значительно увеличивают сферы его применения

Получить представление об основах программирования на JavaScript позволяют онлайн-курсы. Мы подготовили их соответствующий рейтинг. Но традиционно обращаем внимание, что курсы, вошедшие в рейтинг, имеют разную сложность, преследуют различные цели. Какие из них подходят для изучения – решать вам!

  • Авторы: А. Жариков (веб-разработчик с 10-летним стажем, https://geekbrains.ru/users/1)
  • Учебное заведение: GeekBrains.ru (https://geekbrains.ru, https://www.zharikov.pro)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 15 лекций
  • Материалы: видео
  • Уровень сложности: начинающие
  • Сертификат: да
  • Адрес:https://geekbrains.ru/courses/58

Введение в JavaScript

  • Авторы: Р. Давлеткалиев (CEO проекта Hexlet, https://ru.hexlet.io/pages/about, https://rakh.im).
  • Учебное заведение: Проект Hexlet (https://ru.hexlet.io)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 7 лекций
  • Материалы: видео
  • Уровень сложности: начинающие
  • Сертификат: нет
  • Адрес:https://www.youtube.com/playlist?list=PLo6puixMwuSNxJCgadaaavKqq4-ocKPrR; https://ru.hexlet.io/courses/javascript_101

Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript


  • Авторы: К. Кичинский (эксперт по стратегическим технологиям Microsoft, https://habrahabr.ru/users/kichik)
  • Учебное заведение: ИНТУИТ (http://intuit.ru)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 5 лекций
  • Материалы: текст, слайды
  • Уровень сложности: специалисты
  • Сертификат: нет
  • Адрес:https://mva.microsoft.com/ru/training-courses/-javascript-10479

Для сравнения курсов мы определили несколько параметров. Это интерфейс, содержание, иллюстративный материал, сертификация.

Каждый из параметров предполагает присвоение оценки (от 1 до 5), а также каждый параметр имеет свой вес (от 1 до 5). Умножение оценки параметра на его вес дает итоговый балл. Сумма итоговых баллов всех параметров определяет место в рейтинге.

Стоит отметить, что максимальный вес мы присвоили только параметру содержание – 5. На балл ниже был оценен параметр интерфейс – 4. А два оставшихся параметра – иллюстративный материал и сертификация – получили оценку 3.

Видеокурс «Основы программирования»

Образовательный проект GeekBrains (https://geekbrains.ru), посвященный ИТ-технологиям, опубликовал вводный курс для программистов JavaScript (см. рис. 1). Его особенность втом, что в качестве языка программирования используется JavaScript.

Рисунок 1. Курс «Основы программирования»

В ходе успешного освоения всех 15 лекций слушатели получат основы программирования, представление о реализации алгоритмов, научатся создавать простые программы и т.д. Таким образом, курс ориентирован на тех, кто хочет получить представление о программировании, при этом он базируется на возможностях языка JavaScript.

Лекции начинаются с введения, в котором дается представление о назначении всего курса и проводится определенная подготовка. В нем акцентируется внимание на том, что дляэффективного освоения курса необходимо изучать все уроки последовательно, иначе возникнет «каша в голове». Это понятная установка для вводного курса в программирование. Кроме того, предлагается в качестве домашнего задания пройти вебинар «Личные качества успешного программиста» [1].

Далее обосновывается выбор JavaScript для изучения основ программирования и показывается пример первой программы («Hello, World!») на нем.

Затем обсуждается работа с переменными и исследуются типы данных.

Далее изучаются все базовые инструменты и конструкции (алгоритмы, блок-схемы, оператор if, логические операции, циклы do, while, for, массивы, функции).

Заключительные лекции посвящены созданию небольшой игры и обсуждению карьеры программиста.

Лекции сопровождаются домашним заданием. Его выполнение не контролируется, но, конечно, для лучшего понимания материала его необходимо выполнить. Кроме того, автор уделяет внимание разбору домашних заданий.

Интерфейс курса удобен. В центре экрана расположено окно воспроизведения видео, для которого используется собственный движок. Он позволяет осуществлять стандартные операции (воспроизводить/останавливать видео, регулировать громкость звука, показывать оставшееся до конца время воспроизведения, разворачивать видео на весь экран иливозвращать в исходное состояние). Интересная особенность – выбор скорости воспроизведения (от 0.25x до 2x). Под окном доступна ссылка для скачивания видео. Справа от окна свидео доступен выбор любой лекции курса. Что очень удобно в плане навигации. Стоит отметить, что пройденные лекции помечаются. Поставим интерфейсу курса максимальный балл.

Иллюстрации к курсу демонстрируются в видео лекции, для самостоятельной загрузки отдельно от видео они не доступны. Хотя доступно для загрузки само видео лекций. Кроме того, в видео лекций демонстрируется работа с кодом, показывается результат выполнения его работы и т.п. Таким образом, за иллюстративный материал – максимальный балл.

Несколько слов о сертификации. После успешного прохождения курса слушатели получают сертификат. Он выдается только в электронном виде. При просмотре сертификата отображается ссылка на него, а также ссылка на его PDF-версию.

Говоря о статусе сертификации необходимо отметить, что в ИТ-секторе широкого признания пока не получили различные сертификаты, выданные не в результате успешного освоения авторизованных курсов. Но тем не менее они характеризуют своего владельца как способного к самообучению, пунктуального специалиста.

Итак, особенность курса в том, что он ориентирован на освоение основ программирования на базе языка программирования JavaScript.

Таблица 1. Рейтинг курса «Основы программирования»

Рубрика: Карьера/Образование / Рейтинг
Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
72

Видеокурс «Введение в JavaScript»

Следующий курс от проекта Hexlet (https://ru.hexlet.io), предлагающего для изучения практические курсы по программированию.

Рисунок 2. Курс «Введение в JavaScript»

Курс по JavaScript является вводным, отличается широким охватом основных возможностей языка. При этом курс оставляет за пределами рассмотрения такие темы, как DOM, эффекты, анимация, библиотеки, фреймворки, AJAX, взаимодействие с серверной частью, отладка, тестирование и т.п. Всего в курсе семь лекций.

Слушатели начнут со знакомства с JavaScript (нестрогая типизация, прототипно-ориентированный язык, сценарный и т.п.), его истории.

Вторая лекция посвящена строкам и объектам, прототипам. В ней же уделяется внимание множеству сопутствующих проблем (экранированию, различию между строками исимволами, конкатенации, работе со строками и числами, сравнению строк). Кроме того, рассматриваются операторы if, for, while, switch, break.

Следующие две лекции посвящены функциям и замыканиям, а также наследованию.

В заключительных лекциях рассматриваются массивы, регулярные выражения и сравнения.

В целом материал в уроках подается интересно и снабжен хорошими иллюстрациями, но о них расскажу чуть ниже. Данный курс будет полезен начинающим разработчикам.

Видеокурс проекта Hexlet размещен на портале Youtube.com. На нем он доступен в виде плейлиста, что облегчает навигацию по лекциям. Так, у слушателей есть возможность осуществлять переход из текущей лекции в любую другую, с которой необходимо ознакомиться или изучить. Это повышает удобство освоения и восприятия курса. В целом этоединственный видеокурс в нашем рейтинге, который размещен на одном из популярных видеосервисов. Поставим за интерфейс максимальный балл.

Во время лекций осуществляется демонстрация презентаций прямо в видео, на которых присутствуют рисунки, демонстрируется код, который выделяется особо (цветом) на фоне текста, производится демонстрация работы программ и т.д. Кроме того, показывается работа с кодом, вывод результата его работы в терминале Mac OS. Таким образом, заиллюстративный материал – максимальный балл.

Возможность получить сертификат после успешного прохождения курса не предоставляется.

Курс носит вводный характер, затронуты базовые возможности JavaScript, который используется в большом количестве современных веб-проектов.

Таблица 2. Рейтинг курса «Основы разработки сайтов и веб-приложений»

Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 3
60

Видеокурс «Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript»

Курс «Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript» от Microsoft Virtual Academy [2] (см. рис. 3) ориентирован на начинающих в области веб-разработки сиспользованием возможностей языка JavaScript. Обучающиеся, использующие продукцию Microsoft, получат общее представление о JavaScript и инструментах.

Рисунок 3. Курс «Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript»

В частности, слушатели начнут знакомство с основами языка JavaScript, а продолжат исследованием создания WinRT-приложений, кроссплатформенной разработки, создания игр ирасширенных возможностей. Основная особенность – использование технологий Microsoft (TypeScript, WinRT, WinJS, Visual Studio Tools for Apache Cordova, Node.js Tools for Visual Studio, Web Essentials for Visual Studio и др.).

Лекции разбиты на пять «разделов». Слушатели начнут изучение с истории развития JavaScript и перспектив работы с ним. Далее автор знакомит с возможностями открытого языка TypeScript, который используется для создания масштабируемых приложений, показывается его соотношение с JavaScript. Кроме того, показывается процесс использования TypeScript в Node.js (установка, компиляция).

Следующая лекция посвящена WinRT-приложениям. Раскрывается значение универсальных приложений в терминологии Microsoft (приложения для Windows и Windows Phone) иконтекст их появления. Затем более подробно рассматриваются WinRT (набор API, которые написаны с учетом асинхронной модели взаимодействия) и WinJS (JavaScript-библиотека для реализации Windows-приложений). Приводятся примеры использования этого API (доступ к файлам, взаимодействие с датчиками, взаимодействие с метками). Показываются соотношение WinRT и JavaScript и возможности, которые в результате появляются у разработчиков (доступ к системным ресурсам, гибридные сценарии и т.д.). Кроме того, показываются современное состояние и возможности WinJS.

Следующая большая тема – кроссплатформенность. Дается представление о том, что это такое. В том числе с учетом специфики нативных и веб-приложений, требований ккроссплатформенности раскрывается спектр веб-платформы (веб-сайт, расширенные веб-сайты, хостинг веб-сайтов, хостинг веб-приложений, упаковка приложений), всоответствующем контексте говорится и о веб-технологиях (HTML5; CSS – легкая стилизация, отзывчивость дизайна для разных форм-факторов; возможность работы offline; множество JavaScript-библиотек; сообщество Open Source и др.). Кроме того, выделяются проблемы (вендорные префиксы, доступ к аппаратным ресурсам при интеграции с ОС идр.). Особое внимание уделено использованию Apache Cordova.

Предпоследняя лекция посвящена созданию игр и работе с графикой на базе JavaScript. Среди технологий и инструментов, которые в центре внимания: Babylon.js (работа с WebGL), Platformer Game Starter Kit, Tower Game Starte Kit. Отдельное внимание уделено реализации работы с GamePad на базе JavaScript и его расширений. В заключительной лекции дается представление о том, на что обратить внимание (специфические возможности использования JavaScript) при использовании Node.js на базе Node.js fot Visual Studio, а также Web Essentialы for Visual Studio, рассказывается о некоторых областях использования и месте JavaScript в них: интернет вещей, устройства (например, Arduino), естественный ввод (NUI)– Kinnect и т.д., новые экраны (OculusRift и WebGL).

В целом курс будет полезен тем, кто хочет получить общее представление о современном состоянии JavaScript и сферах его использования. В нем хорошо отражены эти вопросы, нонеобходимо учитывать специфику – ориентацию на использование технологий и подходов Microsoft.

Интерфейс видеокурсов Microsoft Virtual Academy основан на собственном движке. Верхняя часть экрана отведена под воспроизведение материалов. Для видео доступна перемотка, выбор качества (для данного курса от 360p до 720p), кнопка загрузки текущего видео с выбором качества (также от 360p до 720p), выбор скорости воспроизведения (от 1/4 до 2х), кнопка управления громкостью, кнопка разворачивания видео на полный экран/сворачивания видео.

Для отображения презентаций используется PowerPoint Online (открывается в той же части окна, что и видео). Сразу под областью воспроизведения видео и отображения презентаций размещаются три кнопки. Первая позволяет получить сводную информацию о курсе, вторая – изучать курс, а третья – загрузить материалы курса (если доступны). Ниже полосы с этими кнопками отображается соответствующее активной кнопке содержимое. Например, для второй это будут «разделы» с материалами курса.

Но движок не лишен и некоторых недостатков. Так, не доступна возможность произвольного перехода из текущего материала (видео, слайд, тест) на любой другой. Только на один «шаг» (на лекцию или слайд) вперед или назад. Для перехода в произвольную лекцию требуется прокрутить страницу вниз и найти в списке необходимую, что, конечно, вызывает понятные неудобство, если нужно «прыгнуть» через три лекции на определенную презентацию. Несмотря на то что отсутствует возможность произвольного перехода нанеобходимую лекцию, слайд, тест, интерфейс получает максимальный балл, так как предоставляет возможность загрузки видео, слайдов, выбор скорости воспроизведения.

Несколько слов об иллюстрациях. Все лекции курса сопровождаются презентациями, которые содержат рисунки, таблицы и т.п., что улучшает восприятие учебного материала. Презентации, как было сказано выше, открываются в той же части окна, что и видео, в PowerPoint Online, а также доступны для загрузки в формате .pptx. Поставим заиллюстративный материал максимальный балл.

К сожалению возможность получить сертификат после прохождения курса отсутствует.

Курс носит обзорный характер, затронуты все основные аспекты современного состояния и возможностей использования JavaScript и его расширений на базе технологий Microsoft, которые лежат в основе как нативных, так и веб-приложений. Таким образом, курс ориентирован на начинающих JavaScript-разработчиков, специализирующихся на использовании технологий Microsoft.

Таблица 3. Рейтинг курса «Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript»

Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 3
60

Таблица 4. Итоговый рейтинг курсов

Курс Итоговый балл
Основы программирования 72
Введение в JavaScript 60
Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript 60

Два курса «Введение в JavaScript» и «Экспресс-погружение в разработку приложений на JavaScript» уступили лидеру рейтинга «Основы программирования» из-за того, что они непредоставляют возможность сертификации. В остальном курсы набрали равное количество баллов. eof

Марк Кан — Основы программирования на JavaScript

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Основы программирования на JavaScript»

Описание и краткое содержание «Основы программирования на JavaScript» читать бесплатно онлайн.

Курс посвящен изучению языка программирования JavaScript.

JavaScript является языком сценариев (скриптов), который применяют в основном для создания на Web-страницах интерактивных элементов. Его можно использовать для построения меню, проверки правильности заполнения форм, смены изображений или для чего-то еще, что можно сделать на Web-странице.

Автор: Кан Марк

Название: Основы программирования на JavaScript

Лекция 1. Язык сценариев JavaScript

Лекция 2. Операторы и функции

Лекция 3. Формы и циклы

Лекция 4. Функции и концепция объектов

Лекция 5. Строки, числа и массивы

Лекция 6. Объектная модель документа

Лекция 7. Объект документа и объект окна

Лекция 8. Основы объектно-ориентированного программирования

Лекция 9. Наследование и замыкание

Лекция 10. Основы приложений AJAX

Лекция 11. Обработка ошибок в JavaScript

Лекция 12. Рекурсия

Дополнение. Краткое руководство по AJAX

Дополнение. Учебное руководство по XHTML

Лекция 1. Язык сценариев JavaScript

JavaScript является языком сценариев (скриптов), который применяют в основном для создания на Web-страницах интерактивных элементов. Его можно использовать для построения меню, проверки правильности заполнения форм, смены изображений или для чего-то еще, что можно сделать на Web-странице. Если взглянуть на Google Maps или службу GMail компании Google, то можно понять, на что способен сегодня язык JavaScript.

Так как JavaScript является в настоящее время единственным языком сценариев, который поддерживают все основные браузеры Web (Internet Explorer, Firefox, Netscape, Safari, Opera, Camino и т.д.), то он используется очень широко.

Код JavaScript обычно выполняется Web-браузером клиента, и в этом случае он называется сценарием на стороне клиента. Но код JavaScript можно выполнять также на Web-сервере для формирования документов HTML, воплощая тем самым сценарий на стороне сервера. Хотя использование JavaScript обычно ограничивается сценариями на стороне клиента, он является также очень мощным серверным языком.

При создании кода JavaScript требуется фактически только текстовый редактор и Web-браузер. Знание HTML и CSS будет играть определенно положительную роль, и если вы захотите использовать навыки JavaScript на Web-сайте, то понадобится также Web-сайт. Если у вас уже есть Web-сайт, то отлично! Если нет, то существует множество бесплатных серверов, которые можно использовать для размещения своих страниц.

Что касается текстового редактора, то в Windows имеется редактор NotePad. Хотя этого будет достаточно для редактирования JavaScript, HTML и CSS, более мощный редактор, такой, например, как EditPlus или другой, может оказаться более удобным.

Ну, а теперь можно перейти к созданию сценария JavaScript!

Прежде всего, необходимо узнать, как добавить сценарий JavaScript на страницу HTML. Это можно сделать одним из двух способов: поместить теги Script на Web-странице и расположить код JavaScript внутри этих тегов, или поместить весь код JavaScript в отдельный файл и связаться с ним с помощью тега Script.

Любой из этих методов вполне допустим, но они имеют разное назначение. Если имеется небольшой код, который будет использоваться только на одной странице, то размещение его между тегами Script будет хорошим решением. Если, однако, имеется большой фрагмент кода, который будет использоваться на нескольких страницах, то, наверно, лучше поместить этот код JavaScript в отдельный файл и соединиться с ним. Это делается для того, чтобы не нужно было загружать этот код всякий раз при посещении различных страниц. Код загружается один раз, и браузер сохраняет его для последующего использования. Это похоже на то, как используются каскадные таблицы стилей (CSS).

Ниже приведены примеры двух способов подключения кода JavaScript:

В первом примере, код JavaScript помещается между символами > и . Если вы совершенно не знаете, как работает Web-страница, то вот пример того, как устроена страница HTML:

Здесь располагается заголовок страницы Здесь располагается основная содержательная часть Web-страницы (тело).

Сохраните этот файл где-нибудь на своем компьютере с расширением .html, так, чтобы полное имя файла было, например, таким: JavaScript_Lecture_1.html. После сохранения файла сделайте на нем двойной щелчок мышью, чтобы открыть в используемом по умолчанию браузере.

Почти любой язык программирования в мире имеет дело с объектами, называемыми «переменными», и JavaScript не является исключением. Переменная является просто элементом данных с присоединенным к нему именем. Она может содержать число, слово или предложение (называемые строками — String) или объект (Object), о которых будет рассказано позже. Если коду необходимо сообщить, что имеется 5 яблок, то можно создать переменную с именем apples и задать ей значение 5. Давайте сейчас это сделаем. В JavaScript для определения переменной используется ключевое слово var. Отметим, что JavaScript различает регистр символов, поэтому var означает не то же самое, что VAR или Var.

Необходимо сделать два важных замечания в отношении этого небольшого фрагмента кода. Первое: требуется помнить о том, что JavaScript является «слабо типизированным» языком. Это означает, что при определении переменных не требуется указывать, какого они типа: будут ли они числами, строками, объектами, и т.д. Во многих других языках необходимо делать это различие.

Второе: обратите внимание на точку с запятой (;) в конце строки. Это говорит интерпретатору JavaScript, что вы закончили делать то, что делали в данный момент, — в нашем случае это задание значения 5 переменной apples. Хотя точка с запятой не является обязательной в JavaScript, лучше привыкнуть ее использовать.

Итак, мы определили в коде, что имеется 5 яблок. Что дальше? Информация о яблоках имеется в коде, но никто об этом не знает. Надо сообщить о яблоках! Одним из наиболее распространенных методов вывода простого сообщения пользователю является отправка уведомления (alert):

var apples = 5; alert(‘Имеется ‘ + apples + ‘ яблок!’);

Если протестировать этот сценарий, то на экране появится окно с сообщением » Имеется 5 яблок!» Сейчас подходящее время, чтобы ввести строки (String) и так называемую конкатенацию или соединение строк. Строка является просто небольшим фрагментом текста и может содержать любой текст. В JavaScript мы сообщаем коду, что имеется строка, заключая ее в одиночные или двойные кавычки (« или ). Можно использовать любой тип кавычек. Знаки плюс (+) в примере выше сообщают коду, что мы соединяем строку с предыдущей строкой.

Итак мы имеем строку «Имеется» за которой следует переменная apples (равная 5), за которой следует еще одна строка «яблок!«. Соединим их вместе и получим «Имеется 5 яблок!«. Команда alert получает то, что ей передается (то, что находится между скобок) и открывает окно с текстом.

Что если мы хотим предложить пользователю съесть яблоко? Можно, например, спросить, сколько яблок он хотел бы съесть:

var apples = 5; alert(‘Имеется ‘ + apples + ‘ яблок!’); var eat = prompt(‘Сколько яблок вы хотите съесть?’, ‘1’);

prompt является другой встроенной функцией, аналогичной alert. Однако вместо простого вывода информации она также получает ввод от пользователя. В данном случае мы спрашиваем у пользователя, сколько яблок он хотел бы съесть. ‘1’ в коде сообщает функции prompt, что значением по умолчанию для количества яблок будет 1, так как люди обычно едят только одно яблоко за раз. Однако пользователь может изменить это значение на любое другое. Когда пользователь щелкнет на кнопке OK, переменной eat будет задано значение этого ввода. Поэтому если пользователь введет 2, то eat будет равно 2.

Введение в JavaScript
методическая разработка по информатике и икт на тему

JavaScript — язык подготовки сценариев, позволяющий сделать Web-странички более интерактивными и функциональными.

Скачать:

Вложение Размер
skripty.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Санкт – Петербургский центр

детского (юношеского) технического творчества

На научно-методическом совете Директор СПбЦД(Ю)ТТ

“Введение в JavaScript”

Автор : Беляева Г.И.

Использование JavaScript при разработке сайта

Предлагаемая методическая разработка предназначена в качестве дополнительного

материала к программе “Занимательная информатика” третьего года обучения раздела

“Введение в язык создания сайтов HTML”.

Материал рассчитан на два занятия. Необходимость в изучении данных тем вызвана

созданием сайтов для участия в конкурсах по разработке Web-страничек..

JavaScript — язык подготовки сценариев, позволяющий сделать Web-странички

более интерактивными и функциональными.

Для написания сценариев необходимо знать язык HTML.

Причиной использования сценариев в программе на HTML является широкое распространение в сети красиво оформленных текстов с использованием различных движущихся объектов, строк, подсветов текста, вывода различных окон и т.д.

Использование сценариев позволяет пользователю быстро найти страничку, соответ-ствующую их браузеру и его установкам.

Появлению этого языка способствовало появление языка Java. В отличии от языка Java

язык сценариев вмонтирован в HTML, хотя и имеет одинаковые структуры, вне HTML

он не может быть использован.

Тема 1. Инструменты написания сценариев

Для написания сценария достаточно выбрать самый простой текстовый редактор

Windows NotePad (Блокнот) . Можно использовать и другие текстовые редакторы, хотя это

чаще приводит к появлению дополнительных проблем. Использование Windows NotePad

имеет несколько преимуществ :

— дешевизна (не надо приобретать дополнительное программное обеспечение);

— возможность делать различные комментарии, что делает видимым результат

и позволяет корректировать программу.

Для визуального проектирования могут быть использованы редакторы HTML:

Microsoft Frond Page, Macromedia Dreamweaver, Adobe GoLive. Однако использование

этих средств, хотя и облегчает набор текста, но теряет необходимую гибкость проек-тирования .

Шаблон для написания Web – странички с использованием JavaScript :

Илон Маск рекомендует:  API для получения def кодов операторов. Скачать базу телефонных кодов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL