Пример простейшей программы. Людвиг ван Бетховен.


Содержание
Илон Маск рекомендует:  Borland delphi 4 0 для начинающих повторное использование приложений

Бетховен

Серия «Великие композиторы» №2, 2006 — 16 с.

Серия «Великие композиторы» №15, 2006 — 16 с.

Серия «Великие композиторы» №26, 2007 — 16 с.

Серия «Великие композиторы» №37, 2007 — 16 с.

Лю́двиг ван Бетхо́вен (нем. Ludwig van Beethoven, 17 декабря 1770, Бонн, Германия — 26 марта 1827, Вена, Австрия) — великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.

Илон Маск рекомендует:  Sqlглава 2 запросы с использованием единственной таблицы

Формат: djvu / zip «Великие композиторы» № 2 (Героический романтик. )

Скачать / Download файл

Формат: pdf / zip «Великие композиторы» № 1 5 (Гениальный читатель. )

Скачать / Download файл

Формат: pdf / zip «Великие композиторы» № 26 (Любовь и одиночество. )

Скачать / Download файл

Формат: pdf / zip «Великие композиторы» № 37 (Я схвачу судьбу за глотку. )

Скачать / Download файл

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Бетховена был руководителем придворной боннской капеллы, отец — придворным певцом. Бетховен рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Бетховена руководил Х. Г. Нефе — композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 он слушал лекции по философии в Боннском университете. Взгляды Бетховена на явления политической и социальной жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В формировании республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейнской области. Увлечение Бетховена музыкой революционной Франции оставило значительный след в его творчестве.

Композиторская деятельность Бетховена началась в 1782 (вариации для клавира на тему марша композитора Э. К. Дреслера). 2 юношеские кантаты (1790) — первые вокально-симфонические сочинения Бетховена. В 1787 юный Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину и переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной целью Бетховена при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством И. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей Бетховена были также И. Г. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Бетховен быстро завоевал известность и признание — сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импровизатор, а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Бетховена вызывало ожесточённые споры. Игра Бетховена соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую кантилену.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801—12 появляются такие выдающиеся произведения, как соната до диез минор (т. н. «Лунная», 1801), юношески жизнерадостная 2-я симфония (1802), «Крейцерова соната» (1803), «Героическая» (3-я) симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата» (1804), опера «Фиделио» (1805), 4-я симфония (1806), выражающая романтическое восприятие природы. В 1808 Бетховен заканчивает одно из наиболее популярных симфонических произведений — 5-ю симфонию и одновременно «Пасторальную» (6-ю) симфонию, в 1810 — музыку к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт», в 1812 — 7-ю («апофеоз танца», по определению Р. Вагнера) и 8-ю («юмористическую», по выражению Р. Роллана) симфонии.

С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться.

Годы 1813—17 отмечены понижением творческой деятельности. С 1818 начинается новый подъём творчества композитора; он создаёт последние 5 фортепианных сонат (1816—22) и 5 струнных квартетов (1823—26). Вершина творчества «позднего» Бетховена — 9-я симфония (1824).

К концу жизни Бетховен испытывал тяжёлую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собеседниками пользовался тетрадями. Композитор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды.

Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Основное содержание героических по замыслу произведений Бетховена можно выразить словами: «Через борьбу к победе». Диалектическая борьба противоречий жизни находит у Бетховена яркое художественное воплощение, особенно в произведениях сонатной формы — симфониях, увертюрах, сонатах, квартетах и т.д. Бетховен широко разработал принцип сонатности, основанный на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению с произведениями непосредственных предшественников Бетховена по венской классической школе — В. А. Моцарта и Й. Гайдна — бетховенские симфонии и сонаты выделяются большими масштабами построения, основной тематический материал подвергается интенсивной протяжённой разработке, углубляется связь между разделами формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Бетховен исходил из оркестрового состава, утвержденного Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов. Бетховен преобразил старинный менуэт, входивший в состав симфоний и сонат, в скерцо, придав этой «шутке» широкий выразительный диапазон — от могучего искрящегося веселья (в 3-й симфонии) до выражения тревоги, беспокойства (в 5-й симфонии). Особая роль отведена Бетховеном финалам в симфониях и кодам (заключениям) в увертюрах, симфониях и сонатах; они призваны выразить победные чувства.

Бетховен — величайший композитор-симфонист. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические сочинения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат 3-я («Героическая») и 5-я симфонии; идея последней выражена композитором в словах: «Борьба с судьбой». Активным героическим характером отличается 5-й фортепианный концерт, созданный в одно время с 5-й симфонией, 6-я симфония, содержащая ряд реалистических картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Бетховена к природе.

Вершина всей творческой жизни композитора — 9-я симфония. Бетховен впервые в истории этого жанра ввёл хоровой финал («К радости» на слова Ф. Шиллера). Развитие основного образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале. Близка к 9-й симфонии по своему замыслу «Торжественная месса» (1823) — величественное монументальное произведение философского характера, мало связанное с традициями культовой музыки.

Единственная опера Бетховена «Фиделио» (пост. 1805, Вена, 2-я ред. — 1806, 3-я — 1814) стилистически примыкает к типу «оперы спасения», возникшему в период Великой французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героической теме посвящен и балет Бетховена «Творения Прометея» (пост. С. Вигано, 1801).

Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, 7 фортепианных трио и много др. ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Бетховена — сонаты «Патетическая», «Аппассионата» для фортепиано, «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано, и др. — отличаются масштабностью замыслов, страстным, напряжённым драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Бетховена центральное место принадлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны по заказу русского посла в Вене А. К. Разумовского), сочетающим проникновенный лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы мелодии русских народных песен). В последних камерных сочинениях Бетховена — сонатах для фортепиано №№ 28—32 и квартетах №№ 12—16, проявляются стремления к углублённой, сосредоточенной выразительности, а также к причудливости форм, субъективной созерцательности, предвосхитивших искусство композиторов-романтиков.

Новизна и значительность содержания музыки Бетховена обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историческом развитии концертного жанра явились 4-й и 5-й концерты для фортепиано и скрипичный концерт Бетховена, представляющие собой синтез симфонии и концерта. Значительным изменениям подверглась и форма вариаций, занимающая у Бетховена первое место после сонатной (выдающийся образец — 32 вариации до минор для фортепиано).

Совершенно новый жанр инструментальной миниатюры создал Бетховен на основе танцев и других небольших пьес старинной сюиты — «багатели» (мелочи, пустяки).

Вокальное наследие Бетховена состоит из песен, свыше70 хоров, канонов. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Бетховен постепенно пришёл к новому типу песен, в котором каждой строфе поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди которых «Миньона», «Лейтесь вновь, слёзы любви», «Сердце, сердце» и др.). У него впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжетным замыслом («К далёкой возлюбленной», на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня «О блохе» — единственный текст из «Фауста» Гёте, воплощённый Бетховеным, хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к «Фаусту». Бетховен обработал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным сопровождением, сделал фортепианные переложения народных песен (в т. ч. русских и украинских). Во многие инструментальные сочинения ввёл народные мелодии.

Творчество Бетховена — одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Произведения Бетховена

Людвиг ван Бетховен родился в эпоху великих перемен, главной из которых стала Французская революция. Именно поэтому тема героической борьбы стала основной в творчестве композитора. Борьба за республиканские идеалы, стремление к переменам, лучшему будущему — этими идеями жил Бетховен.

Детство и юность

Родился Людвиг ван Бетховен в 1770 году в Бонне (Австрия), где и провел детство. Воспитанием будущего композитора занимались часто сменявшиеся учителя, друзья отца обучали его игре на разных музыкальных инструментах.

Поняв, что сын обладает музыкальным талантом, отец, желая видеть в Бетховене второго Моцарта, начал заставлять мальчика долго и упорно заниматься. Однако надежды не оправдались, Людвиг не оказался вундеркиндом, однако получил хорошие композиционные знания. И благодаря этому в 12 лет было опубликовано его первое произведение: «Фортепианные вариации на тему марша Дресслера».

Бетховен в 11 лет начинает работать в театральном оркестре, не оканчивая школу. До конца своих дней он так и писал с ошибками. Однако композитор много читал и без посторонней помощи выучил французский, итальянский и латынь.

Ранний период жизни Бетховена был не самым продуктивным, за десять лет (1782-1792) было написано всего около пятидесяти произведений.

Венский период

Понимая, что ему еще многому необходимо научиться, Бетховен переезжает в Вену. Здесь он посещает уроки композиции и выступает в качестве пианиста. Ему покровительствуют многие ценители музыки, однако композитор держит себя с ними холодно и гордо, резко отвечая на обиды.

Произведения Бетховена этого периода отличаются своей масштабностью, появляются две симфонии, «Христос на Масличной горе» — знаменитая и единственная оратория. Но в это же время дает о себе знать болезнь – глухота. Бетховен понимает, что она неизлечима и быстро прогрессирует. От безнадежности и обреченности композитор углубляется в творчество.

Центральный период

Этот период датируется 1802-1012 годами и характеризуется расцветом таланта Бетховена. Преодолев страдания, причиненные болезнью, он увидел схожесть своей борьбы с борьбой революционеров во Франции. Произведения Бетховена воплотили в себя эти идеи стойкости и непоколебимости духа. Особенно ярко они проявились в «Героической симфонии» (симфония № 3), опере «Фиделио», «Аппассионате» (соната № 23).

Переходный период

Этот период длится с 1812 по 1815 год. В это время в Европе происходят большие перемены, после окончания властвования Наполеона собирается Венский конгресс. Его проведение способствует усилению реакционно-монархических тенденций.

Вслед за политическими переменами изменяется и культурная ситуация. Литература и музыка отходят от привычного Бетховену героического классицизма. Романтизм начинает захватывать освобожденные позиции. Композитор принимает эти перемены, создает симфоническую фантазию «Битва при Ваттории», кантату «Счастливое мгновенье». Оба творения имеют большой успех у публики.

Однако не все произведения Бетховена этого периода таковы. Отдавая дань новой моде, композитор начинает экспериментировать, искать новые пути и музыкальные приемы. Многие из этих находок были признаны гениальными.

Позднее творчество

Последние годы жизни Бетховена ознаменовались политическим упадком в Австрии и прогрессирующей болезнью композитора – глухота стала абсолютной. Не имея семьи, погруженный в безмолвие, Бетховен взял на воспитание племянника, но и тот лишь приносил огорчение.

Произведения Бетховена позднего периода разительно отличаются от всего того, что он писал ранее. Романтизм берет верх, а идеи борьбы и противостояния светлого и темного приобретают философский характер.

В 1823 году на свет появляется величайшее творение (как он считал сам) Бетховена – «Торжественная месса», впервые прозвучавшая в Петербурге.

Бетховен: «К Элизе»

Это произведение стало самым известным творением Бетховена. Однако при жизни композитора багатель № 40 (формальное название) не была широко известна. Рукопись обнаружилась только после смерти композитора. В 1865 г. ее нашел Людвиг Ноль, исследователь творчества Бетховена. Получил он ее из рук некой женщины, которая утверждала, что это подарок. Время написания багатели установить не удалось, так как датирована она была 27 апреля без указания года. В 1867 году произведение опубликовали, но оригинал, к сожалению, был утерян.

Кто такая Элиза, которой посвящена фортепианная миниатюра, доподлинно неизвестно. Существует даже предположение, выдвинутое Максом Унгером (1923 г.), что изначально произведение называлось «К Терезе», а Ноль просто неправильно разобрал почерк Бетховена. Если принять эту версию за истину, то пьеса посвящена ученице композитора – Терезе Мальфатти. Бетховен был влюблен в девушку и даже сделал ей предложение, но получил отказ.

Несмотря на множество прекрасных и чудесных произведений, написанных для фортепиано, Бетховен для многих неразрывно связан именно с этой загадочной и чарующей пьесой.

Систематизация творчества Бетховена — важные особенности!

Прежде, чем говорить о периодизации творчества Людвига ван Бетховена, необходимо ознакомиться с методами систематизации его произведений.

Значительная часть работ Бетховена, как мы знаем, была опубликована еще при жизни композитора. Однако были также и неопубликованные работы, а часть произведений и вовсе не была завершена вследствие воли самого композитора, либо по причине его преждевременной смерти, из-за чего он попросту не смог завершить эти работы.

В любом случае для правильного ориентирования в творчестве Бетховена мы должны хотя бы знать, каким образом можно систематизировать его произведения.

По номеру Опуса

Традиционный метод идентификации произведений композиторов 19-го века заключался в том, что композиторы, либо издатели приписывали новым сочиненным (либо публикующимся) произведениям своего рода последовательный номер — так называемый «Опус» (Opus).

Всего у Бетховена было опубликовано 138 опусов , включающих в себя суммарно 172 произведения (некоторые опусы включают в себя несколько произведений, как правило, объединенных единым жанром, единым художественным замыслом, либо написанных для конкретного инструмента, либо инструментов).

Этот метод наиболее актуален и удобен для произведений большинства композиторов того времени, однако даже в нем есть небольшие «косяки». В частности, в некоторых произведениях Бетховена, опубликованных под определенным «опусом», отсутствует достоверное указание фактической даты сочинения, а это иногда вводит в заблуждение многих музыковедов.

Чтобы понять суть вышеупомянутой проблемы, рассмотрим ее на небольшом примере.

В частности, мы знаем, что бетховеновскому «Октету» написанному с 1792 по 1793 годы был присвоен «Опус 103» .

В то же время опусы «102» и «104» были написаны, соответственно, аж в 1815 и 1817 годах — теперь понимаете, о чем речь?

В любом случае присвоение опусов — это наиболее официальный и, несмотря на минусы, один из наиболее совершенных методов систематизации произведений композитора.

Из ста тридцати восьми опусов Бетховена первые 134 были опубликованы при жизни композитора . Остальные четыре опуса (135-138) были доделаны и опубликованы посмертно , и очень часто обозначаются, как «Op. posth» .

По каталогу Кинский-Хальм (WoO)

Если с «опусами», опубликованными при жизни, либо незадолго после смерти композитора все понятно, то возникает путаница с оставшимися неопубликованными произведениями. А значит, появляется необходимость систематизировать эти неопубликованные произведения в те или иные каталоги.

Наиболее значительный вклад в этом плане привнес выдающийся немецкий музыковед Георг Кинский. Именно он занимался разработкой знаменитого каталога, который переводится с немецкого, как «Работы Бетховена. Тематико-библиографический список всех его завершенных сочинений» .

Однако господин Кинский к сожалению скончался, так и не успев закончить и опубликовать данный классификатор. Но все же данная, по-настоящему полезная работа не осталась забыта, и после смерти Кинского ее завершил и, наконец, опубликовал Ханс Хальм (некоторые переводят, как Ганс Гальм) в 1955 году.

Основная особенность заключается в том, что помимо произведений, опубликованным под конкретным «Опусом», здесь собраны также неопубликованные произведения, к каждому из которых присваивается аббревиатура «WoO» , сокращенная от «Werke ohne Opuszahl», что в переводе на русский означает «Работы без номера опуса».

Всего в первоначальной версии этого каталога были собраны 205 произведений, помеченные данной аббревиатурой.

Например, первое произведение каталога , известное, как » Музыка к Рыцарскому балету «, отмечено, как WoO 1.

Соответственно, последнее произведение каталога , » Десять музыкальных шуток «, отмечено, как WoO 205 .

Однако стоит отметить, что номера произведений, отмеченных, как «WoO» не всегда хронологичны. Например, произведение, отмеченное, как WoO 1 на самом деле было написано композитором примерно на 9 лет позже, чем произведение WoO 63 .

В каталоге также перечислены произведения, подлинность которых находится либо находилась под сомнением . Всего таких произведений — 18, и отмечены они, как «Anh» , что сокращено от немецкого «Anhang» (рус. «Приложение»).

Стоит отметить, что за некоторыми из этих произведений после долгих экспертиз все-таки была установлена подлинность. Но это касается не всех произведений.

Поэтому, если на нашем сайте Вы вдруг заметите, что к тому или иному произведению Бетховена применен атрибут «Anh», значит, атрибуция этого произведения и вовсе находится под вопросом.

В 1978 году немецкий музыковед Курт Дорфмюллер (1922—2020), который участвовал еще в создании первой версии каталога, внес в данный каталог небольшие коррективы, после чего продолжал изучать данный каталог со всей соответствующей литературой с целью его совершенствования в будущем.

Ну а в 2014 году он же, совместно с доктором Норбертом Гертшем и Джулией Рондж еще раз обновили этот каталог. Теперь он известен в музыкальном сленге, как «Нью Кинский-Хальм» (переводится, как «Новый Кинский-Хальм»).

В новый каталог, опубликованный тем же издательством «G. Henle Verlag», опубликовавшим самую первую версию каталога, было добавлено 23 новых неопубликованных произведения, исправлены некоторые ошибки, плюс добавлен раздел «Unvollendete» (незавершенные работы).

Даже сейчас этот огромный двухтомный каталог с суммарным объемом около 2000 страниц, продолжает изучаться и анализироваться музыковедами для последующих обновлений с целью еще большего совершенствования.

По каталогу Хесс

В шестидесятых годах 19 века старейший в мире издательский дом Брейткопф и Гертель опубликовал что-то типа «Полного собрания сочинений Бетховена» (дословное название, переведенное на русский язык: «Произведения Людвига ван Бетховена»: полное, критическое, тщательно исправленное, одобренное издание ), которое было дополнено в 1888 году.

Издание содержало 263 произведения, которые были объединены в двадцать четыре «серии». Несмотря на серьезное достижение, его минусы вскоре стали очевидными.


На Четвертом Конгрессе Международного музыкального общества в 1911 году немецкий музыковед Фридрих Спиро выступил с докладом о необходимости радикального пересмотра данного издания, указав на все видимые ему недостатки и ошибки. Многие музыкальные теоретики с радостью поддержали эту идею.

В частности, швейцарский музыковед и композитор Вилли Хесс подготовил каталог с произведениями, не включенными в вышеуказанное издание. Сам каталог Хесса был опубликован в 1957 году.

Хесс включил в этот каталог 335 произведений. Затем также, как и в случае с каталогом Кинского, к основному каталогу Хесса были добавлены еще 66 произведений сомнительного происхождения , точно также помеченные, как «Anhang» (приложение).

Стоит отметить, что многие произведения Бетховена есть как в каталоге Кинского, так и в каталоге Хесса. Поэтому не удивляйтесь, если в названии того или иного произведения есть две пометки: «WoO» (с конкретным номером) и «Hess» (также с конкретным номером).

Более того, произведения, заключенные в каталог Хесса, могут пересекаться и с официально опубликованными «Опусами». Например, произведение «Песня терпения» официально было опубликовано, как «Опус 48, №6», а в каталоге Хесса ему присвоен порядковый номер «Hess 141».

В 2003 году Джеймс Грин, музыковед и основатель «Мичиганского Общества Бетховена», не только перевел оригинальный каталог Хесса с немецкого языка на английский, но также провел значительную работу по исправлению ошибок и добавил огромное количество полезной информации о каждом сочинении со всеми необходимыми ссылками на исследования.

Версию каталога, обновленного Джеймсом Грином, на музыкальном сленге принято называть «Нью Хесс Каталог» — то есть, новый каталог Хесса.

По каталогу Биамонти

Еще один каталог произведений Бетховена создал и в 1968 году опубликовал итальянский музыковед двадцатого века, профессор Джованни Биамонти.

Первоначальное название работы Биамонти переводится с итальянского, как «Хронологический и тематический каталог всех произведений Бетховена, включая неопубликованные и неиспользованные эскизы» .

Целью этой работы была попытка собрать и хронологически упорядочить все творческие работы Бетховена, включая работы, уже систематизированные в других каталогах (Кинский, Хесс).

Таким образом, каталог Биамонти очень сильно напоминает работу австрийского музыковеда Отто Эрих Дойча, опубликовавшего в 1951 году каталог сочинений Шуберта , где главным критерием систематизации произведений также была хронология их написания .

Если в каталоге Кинского произведения обозначаются, как «WoO», то отличительной особенностью нумерации произведений в каталоге Биамонти является сокращение «Bia» с добавлением номера, соответствующего определенному произведению. При этом, номер произведения определяется, исходя от даты его написания (именно написания, а не опубликования).

Для простого примера давайте рассмотрим самое первое произведение Бетховена, а именно — «Вариации на тему Дресслера».

Если в каталоге «Кинский» данное произведение указано, как «WoO 63», то в каталоге «Биамонти» этому же произведению присвоен номер «Bia. 1» .

При этом, цифра «1» в каталоге означает, что данное произведение является первым по дате написания . Соответственно, номер «Bia. 4» будет означать, что произведение, которому присвоен данный номер, является четвертым сочинением композитора.

При этом, для каждого произведения, перечисленного в каталоге Биамонти, отображается не только дата создания и опубликования, но также и ссылки на номер этого произведения в других каталогах, где также присутствует это же произведение.

Таким образом Биамонти проделал просто потрясающую своими масштабами работу, объединившую аж 849 произведений и эскизов, с 1872 года («Bia.1» — те самые «Вариации на тему Дресслера») по март 1827 года («Bia. 849» — последние такты, написанные Бетховеном, предположительно для фортепиано).

Однако данная работа, представляющая собой самый настоящий шедевр каталогизации, почему-то пользуется музыкантами гораздо меньшим спросом, нежели тот же каталог Кинского.

Стоит также отметить, что после опубликования данного каталога были обнаружены и другие произведения Бетховена, о которых господин Биамонти просто не мог знать, а поэтому не включил в свой каталог. Поэтому, несмотря на то, что данный каталог и вправду наиболее полноценный, все же пока еще не существует каталога, объединившего в себя абсолютно полное собрание сочинения Бетховена.

Итак, в этом выпуске мы рассмотрели наиболее важные каталоги, систематизирующие творчество Бетховена.

Теперь Вы больше не будете спрашивать себя, что означают аббревиатуры и сокращения типа: «WoO», «Hess», «Bia» и «Anh» , располагающиеся рядом с названием того или иного произведения.

На самом деле существует множество других, менее известных каталогов, однако именно вышеперечисленными каталогами пользуется большинство бетховеноведов, и мы в этом плане также не будем исключением.

Самые известные произведения Бетховена

Самые известные произведения Бетховена.

Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.

Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» — говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.

Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей.
Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.

Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года.
Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» — каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.

Классическая песня «Сурок» («Marmotte»), op. 52 №7(1805). Музыка Бетховена к стихам Гете. Опубликовано в 1805 году. Широко используется в музыкальных школах для обучения. Песня исполняется от имени маленького мальчика с дрессированным сурком.
Текст песни на русском языке. Перевод С.С. Заяицкого.

По разным странам я бродил
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был
И мой сурок со мною.

Припев:
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.

Господ не мало я видал,
И мой сурок со мною.
И любит кто кого, я знал,
И мой сурок со мною.

Девиц весёлых я встречал,
И мой сурок со мною.
Смешил я их, ведь я так мал,
И мой сурок со мною.

Прошу я грош за песнь мою,
И мой сурок со мною.
Попить, поесть я так люблю,
И мой сурок со мною.

Концерт для скрипки с оркестром, op. 61 (1806). Первый раз этот концерт исполнялся 23 декабря 1806 года в Вене. Посвятил его Бетховен своему другу, известному скрипачу и композитору того времени Францу Клементу. Бытует мнение, что сольную часть этого произведения Бетховен заканчивал непосредственно перед концертом, из-за чего Франц Клемент некоторые части во время выступления читал прямо с листа. Премьера не имела успеха, и еще долгое время этот скрипичный концерт не исполнялся. По просьбе друга, Бетховен переделывал этот концерт для фортепиано. Только в 1844 году, после исполнения юным скрипачом Иозефом Иоахимом с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона, концерт приобрел популярность. Это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена, который оказал огромное влияние на историю скрипичной музыки, и, в наши дни, один из самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император» (1811). Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге и имела большой успех. Этот концерт Бетховен посвятил эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната» (1802). Премьера сонаты состоялась 24 мая 1803 года в Вене. Первоначально Бетховен посвятил ее скрипачу Джорджу Бриджтауэру, вместе с которым Бетховен и исполнял сонату на премьере. Но когда соната была опубликована, там уже значилось посвящение Родольфу Крейцеру. Бытует мнение, что после премьеры, Бетховен поссорился с Бриджтауэром, и из-за этого поменял посвящение. Лев Толстой написал повесть «Крейцерова соната», что придало дополнительной популярности произведению Бетховена.

Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша» (1795). Это произведение Бетховен так и не закончил. Оно было опубликовано с черновиков в 1828.

Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата» (1807). Первая публикация, одной из самых известных сонат Бетховена, была в феврале 1807 года в Вене и посвящалась графу Францу фон Брунсвику.

Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая» (1799). Эту сонату Бетховен посвятил князю Карлу фон Лихновскому. Первая публикация состоялась в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната».

Op. — opus, по латыни — «произведение». Номер произведения автора, как правило, в хронологическом порядке. Ставится автором или издателем.
WoO — «Werk ohne Opuszahl» произведение без номера опуса. Этот термин применяется к безопусным произведениям Бетховена, Р.Шумана и Брамса и составлен музыковедами.

Последние оценки: 4 5 5 5 5 2 5 5 5 5

Тест с ответами: “Людвиг ван Бетховен”

1. Год рождения Людвига ван Бетховена:
а) 1770 +
б) 1780
в) 1785

2. Представителем какого музыкального направления является Бетховен:
а) Немецкого барокко
б) Венского классицизма +
в) Итальянского ренессанса

3. Кто впервые серьёзно занялся с Людвигом музыкой:
а) Ференц Лист
б) Кристоф Виллибальд Глюк
в) Кристиан Готлоб Нефе +

4. В каком возрасте Бетховен получил должность помощника органиста при дворе:
а) 12 лет +
б) 13 лет
в) 14 лет

5. Какого немецкого поэта любил читать Бетховен:
а) Гофмана
б) Гельдерлина
в) Гёте +

6. Какого немецкого поэта любил читать Бетховен:
а) Гельдерлина
б) Шиллера +
в) Гофмана

7. Для чего Бетховен переезжает в Вену:
а) Чтобы подыскать жильё для семьи
б) Чтобы поправить своё материальное положение
в) Чтобы брать уроки у Гайдна +

8. Что однажды сказал великий Моцарт, услышав одну из импровизаций Бетховена:
а) Он всех заставит говорить о себе! +
б) Браво!
в) Он бездарен!

9. Кто становится музыкальным наставником Бетховена после Гайдна и Альбрехтсбергера:
а) Букстехуде
б) Моцарт
в) Сальери +

10. Какой была музыка Бетховена в оценке Гайдна:
а) Яркой и выразительной
б) Мрачной и странной +
в) Лёгкой и светлой

11. Какая из симфоний Бетховена, по мнению критиков, раскрывает его величайший талант:
а) Третья +
б) Девятая
в) Вторая

12. Чем была осложнена жизнь и работа Бетховена:
а) Несчастливой любовью
б) Болезнью уха – тинитом +
в) Деспотией со стороны властей

13. Какое из этих произведений принадлежат Бетховену:
а) Торжественная месса +
б) Оратория «Мессия»
в) Опера «Дон Жуан»

14. Какое из этих произведений принадлежат Бетховену:
а) Опера «Дон Жуан»
б) Оратория «Мессия»
в) Христос на Масличной горе +

15. Где родился Бетховен:
а) Германия +
б) Голландия
в) Австрия

16. На каком инструменте играл Бетховен в оркестре:
а) На скрипке
б) На альте +
в) На контрабасе

17. Почему Гайдн не оценил творчество великого композитора:
а) Бетховен не желал играть для Гайдна
б) Его мелодии показались ему скучными
в) Его мелодии показались ему мрачными +

18. Создание какого стиля приписывают Бетховену:
а) Скрипичного
б) Фортепианного +
в) Клавесинного

19. Название 8 сонаты Бетховена:
а) Торжественная
б) Лунная
в) Патетическая +

20. Как называют 14 сонату Бетховена:
а) Патетическая
б) Лунная +
в) Мрачная

21. Из скольки частей состоит соната Бетховена №9:
а) Из 3-х +
б) Из 4-х
в) Из 2-х

22. Почему Бетховен не мог полноценно дирижировать оркестром:
а) Из-за отсутствия нот
б) Из-за глухоты +
в) Из-за плохого зрения

23. Город в котором Бетховен жил последнее время:
а) Бонн
б) Берлин
в) Вена +

24. Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать:
а) Большими симфониями
б) Маленькими симфониями +
в) Симфониями радости

25. Сколько Бетховен написал сонат за всю жизнь:
а) 20
б) 25
в) 32 +

26. Тема «Патетической» сонаты это диалог:
а) Двух людей
б) Человека и судьбы +
в) Человека и природы

27. Третья часть «Патетической» сонаты написана в форме:
а) Рондо +
б) Сонатного allegro
в) Аllegro

28. Девиз 5 симфонии «Через борьбу – к …»:
а) Искусству
б) Мечте
в) Победе +

29. Бетховен положил начало новому виду музыкального творчества – программная одночастная:
а) Увертюра +
б) Опера
в) Соната

30. Как называется знаменитая увертюра Бетховена:
а) Победная
б) Эгмонт +
в) Именинная

Курсовая работа: Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен ( Ludwig van Beethoven ) (1770–1827)

Немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К.Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В.А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И.Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х гг. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты №8 («Патетическая») и 14 (т.н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802–12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились его величайшие создания – 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки – сонаты для фортепиано №28–32 и квартеты №12–16.

На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, В. Шекспир, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена – тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепианной сонате №23 (т. н. Appassionata) и др. Вместе с тем Бетховен создал много сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.

Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за Й. Гайдном и В.А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фортепианной сонаты №30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил и традиционные типы варьирования (Andante из 5-й симфонии, 32 вариации для фортепиано c-moll, медленные части фортепианных сонат №23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике. В произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (фортепианная соната №28), как начальная или заключительная часть цикла (фортепианные сонаты №29, 31, квартет №14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в Allegretto из 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.

Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранились в его музыкальном архиве (свыше 7500 листов). Большой биографический интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его произведениях часто встречаются в русской классической литературе и литературной критике. Многочисленные статьи А.Н. Серова, В.В. Стасова, В.В. Асафьева внесли вклад в мировую бетховениану.

Сочинения: Опера – Фиделио (1-я редакция под названием Леонора, постановка под названием Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2-я редакция с добавлением увертюры Леонора №3, 1806, Вена; 3-я редакция 1814, Вена); балеты, в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и оркестра – оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симфонического оркестра – 9 симфоний (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804; 4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808; 7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры – к трагедии «Кориолан» Коллина (1807), к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.; концерты для инструментов с оркестром – 5 для фортепиано (1-й, 1795; 2-й, 2-я редакция 1798; 3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (1804); камерно-инструментальные ансамбли – 16 струнных квартетов (1798–1826), 10 сонат для фортепиано и скрипки (в т. ч. 9-я, «Крейцерова», 1803), 5 сонат для фортепиано и виолончели; для фортепиано – 32 сонаты, вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни, в т. ч. цикл К далёкой возлюбленной (1816); обработки народных песен; музыка к спектаклям драматического театра и др.

Биография и творческий путь Бетховена

Детство. Людвиг ван Бетховен (приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора) родился в небольшом немецком городе Бонне. Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна, а затем стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил и отец композитора Иоганн ван Бетховен в качестве певца-тенориста (тенора). Музыкальные способности мальчика проявились рано. Вполне возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.


Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, черствый, а порою жестокий человек. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. Сначала он учил Людвига играть на клавесине, затем музыкальные друзья отца научили его играть на скрипке, органе, альте. По семь – восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего заставлял играть на фортепиано. Скорее всего, в таких случаях им руководило желание продемонстрировать друзьям, приходившим с ним после веселой вечеринки, успехи маленького музыканта. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал с ним заниматься, а когда мальчику исполнилось десять лет, забрал его и из школы. Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. С двенадцати лет мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста. Тяжелое, безотрадное детство!

Отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги. Денег в доме почти никогда не было: Иоганн пропивал их. Матери, кроткой и доброй Марии-Магдалине, с трудом удавалось прокормить трех сыновей: Людвига и его братьев– Иоганна и Карла. Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Старый булочник, иногда даривший Людвигу булочку, удивлялся, с какой сосредоточенностью мальчик отдавался музыке. Погруженный в мелодии, возникавшие в его сознании, Людвиг ничего не замечал вокруг, стоило усилий вывести его из такого состояния. На внешний свой вид Людвиг не обращал внимания, с детства отличался неукротимой гордостью. Когда кто-то сказал о бедности его одежды, он спокойно ответил: – Когда я стану великим композитором, никто этого уже не заметит.

Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок, тихий, с деревянными домами, с фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах. Семья Бетховенов занимала небольшую чердачную квартиру в доме вблизи рынка. Солнце никогда не заглядывало в полутемную комнатку Людвига, где стояли железная кровать и старый клавесин. Из окна под крышей виднелся крохотный садик. Там чередовались весна, лето, осень, мягкая рейнская зима, расцветала и осыпалась бузина, по утрам слышались голоса птиц, но Людвиг редко выходил в садик. Долгие часы проводил он ежедневно за клавесином.

Мать старалась приласкать Людвига, оградить его от гнева и побоев раздражительного отца; Иоганна прогнали со службы, на безответной жене и детях вымещал он злобу. И все-таки, несмотря на горести, нельзя считать, что жизнь в Бонне была совсем безотрадной. В композиторе Кристиане Готлобе Нефе нашел Людвиг сведущего, внимательного наставника, под руководством которого изучил основы композиции, опубликовал первые сочинения. Нефе побуждал его заниматься не только музыкой, но и историей, философией, литературой, разъяснял сочинения Шекспира, Шиллера.

Свободные вечера Людвиг проводил в гостеприимной семье Брейнингов. Здесь оттаивала его душа, и он понял, как много значат для человека ласка, семейный уют. С юной Элеонорой Брейнинг Людвиг гулял в окрестностях Бонна, на берегу Рейна, где, казалось, феи и эльфы бродили по лесам и звучала прекрасная музыка. Голоса природы, рейнские пейзажи, пробуждая воображение мальчика, возрождались в его сочинениях.

Несколько боннских произведений: Рондо для фортепиано и скрипки, Двенадцать вариаций для клавесина или фортепиано и скрипки Людвиг посвятил Элеоноре. Это музыка выразительная, возвышенная, трогательная. Она говорит о чистой душе мальчика, искавшего сочувствия, откликавшегося на приветливое слово. Гордость, осознание таланта, раннее, твердое понятие о человеческом достоинстве сочетались с мягкой доверчивостью. Тяжелое детство не озлобило его. Те, кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте. Горячо и доверчиво отвечал он на любовь, и участие матери, Кристиана Нефе, семьи Брейнингов. После смерти матери он писал: «Я был бы счастливейшим человеком на свете, если бы мог кого-нибудь назвать именем матери и откликнуться на ее зов. Но к кому мне теперь обратиться?»

Занятия с Нефе. Университет

И только встречу Бетховена с Христианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет. Прекрасный педагог, композитор, органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, а главное – сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов – Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым крепкую основу для развития его творчества. Талант композитора, наконец, получил должную поддержку. Учитель помог Бетховену также и напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широко образованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал, изучал иностранные языки (латинский, французский, итальянский).

Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал, Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».

Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений юность. Редкие минуты отдыха Бетховен проводил, бродя по живописным окрестностям Бонна. Красота лесов, долин, тихих берегов Рейна вызывала у него слезы восторга. Любовь к родной природе он сохранил навсегда.

В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе.

Как раз в это время (1789 год) по другую сторону Рейна, во Франции, свершилось великое событие – революция. Были провозглашены свобода, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие стремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю Жизнь. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

Переезд в Вену. Расцвет творчества

В 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. В то время Вена была одним из наиболее крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в концертах. Виртуозы соревновались в своем исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили всемирно известные Гайдн и Моцарт. На улицах и площадях Вены играли народные музыканты (в таких народных ансамблях участвовал когда-то и Гайдн).

Имя Бетховена вскоре получило известность. Сначала он завоевал Вену как пианист. Венцев поражали бурные импровизации молодого музыканта, богатство его фантазии. Клавесин, с его звонким, но быстро затухающим звуком, уже не удовлетворял Бетховена. Он начал играть на новом тогда еще инструменте – фортепиано. Изобретенный в начале XVIII столетия итальянцем Кристофори, новый ударно-клавишный инструмент начал вытеснять в эти годы своего скромного предшественника. Только фортепиано, способное издавать громкие, яркие и певучие звуки, смогло выразить грандиозные замыслы музыки Бетховена, передать необычайный характер его исполнения. Молодой виртуоз, в совершенстве овладевший техникой своего искусства, покорил слушателей, оставив далеко позади себя всех современных ему пианистов.

Не менее поразительными для Вены, привыкшей к ясной и жизнерадостной музыке Гайдна, к изящной и выразительной музыке Моцарта, были произведения Бетховена. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила и мощь «Героической симфонии» говорили о каких-то новых чувствах, новых замыслах, порою остававшихся еще непонятными, но потрясавшими и покорявшими слушателей. Имя Бетховена ставят в один ряд с венскими классиками Гайдном и Моцартом.

Да и сам Бетховен как человек, его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он был к тому же слишком небрежно и просто, по понятиям того времени, одет. Все это резко выделяло его среди постоянных посетителей богатых гостиных, отличавшихся галантными, изысканно-вежливыми манерами. Нередко Бетховен был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не переносил их высокомерного или снисходительно-покровительственного отношения к музыке, за которым зачастую скрывались невежество и ограниченность ума. В одном из писем Бетховена есть такие слова: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один».

С детства привыкший к труду, композитор был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. Однажды, находясь на курорте возле Вены, он стремительно прошел мимо императрицы, едва прикоснувшись к шляпе. Придворное общество принуждено было расступиться и уступить ему дорогу. А в это время Гёте, знаменитый немецкий поэт, автор «Фауста», стоял на краю дороги без шляпы, с низко склоненной головой. Эту встречу запечатлел на своей картине немецкий художник Ромлинг.

Но друзья композитора (Стефан Брейнинг, доктор медицины Вегелер, скрипач Аменда, граф Брунсвик, князь Лихновский) знали и «другого» Бетховена – веселого, отзывчивого. Его голубые глаза светились добротой и нежностью. «Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», – говорил он. Подобно Моцарту, Бетховен часто терпел нужду и лишения. Но он не стал придворным музыкантом, безропотно выполняющим приказания и капризы своих хозяев.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 28 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий. Из борьбы со своим страшным недугом композитор вышел еще более сильным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».

1802 год стал переломным в творчестве Бетховена. Последующее десятилетие является наиболее плодотворным в жизни композитора. Приходит зрелость таланта, начинается бурный расцвет творчества. В эти годы им написаны многие из лучших произведений.

Одна за другой следуют симфонии, вплоть до восьмой. Среди них – знаменитая «Героическая» (третья). Появляются на свет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», грандиознейшая из фортепианных сонат «Аппассионата», прославленная «Крейцерова соната» для скрипки с фортепиано. В эти же годы были созданы замечательные фортепианные концерты, концерт для скрипки с оркестром, квартеты и, наконец, героическая опера «Фиделио». Требовательный к себе Бетховен пишет к опере одну за другой четыре увертюры (лучшая «Леонора» №3). Тогда же были написаны песни на тексты Гёте и сделаны обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских). Это «героический» период творчества композитора. Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем произведениям, написанным в эти годы: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».

Однако Бетховеном написано немало произведений иного рода. Среди них «Пасторальная» симфония, соната для фортепиано «Аврора».

К Бетховену приходит всемирная известность и уважение. Его «академии» имеют огромный успех. Произведения издаются. Но композитор продолжает совершенствовать свое мастерство. После занятий с Гайдном Он пользуется советами различных педагогов. Бетховен полон энергии, сил, радужных надежд. Лучшие, счастливейшие годы жизни!

Но неудачи и огорчения уже приближались. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталось без ответа. Материальные затруднения становились с годами все ощутимее. Сословные предрассудки общества не дали ему возможности создать семью, мешали его счастью. Графиня Тереза Брунсвик, горячо им любимая, так и не стала его женой. Очевидно, аристократическая семья Терезы воспротивилась их женитьбе. Бетховен был оскорблен, он глубоко страдал.

Усилившаяся глухота делала его все более замкнутым и одиноким. Бетховен перестал давать сольные концерты. Прекратились его выступления как дирижера, все реже и реже он бывал в обществе. Чтобы облегчить себе общение с людьми, композитор начал пользоваться слуховыми трубками. Это помогало ему также слушать музыку. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья.

В Вене

С юности Людвиг мечтал покинуть провинциальный Бонн и совершенствоваться в любимом искусстве в Вене – одном из музыкальных центров Европы, где жили его кумиры Гайдн, Моцарт, где устраивались публичные концерты, и все новое получало признание.

Немало написав в Бонне, он все-таки не имел представления о ценности и значении сделанного.

Как всякому молодому артисту, ему хотелось увидеть большой мир и себя показать в этом мире. Он мечтал, что великий Гайдн научит его тому, чего не знал и не умел добрый Нефе.

Впервые Бетховен посетил Вену в 1787 году, но вынужден был возвратиться домой, чтобы поддерживать семью.

И только в 1792 году – уже двадцатидвухлетним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, – он смог переселиться в Вену , навсегда полюбив этот город.

К тому времени печальное семейное гнездо окончательно разорилось. После смерти матери, угасшей от чахотки, бедность дошла до такой степени, что пришлось продать на рынке даже ветхую материнскую одежду. Отец совсем опустился. Братья не понимали Людвига и были далеки от музыки. Покидая родной неласковый Бонн, Бетховен сожалел только о Нефе, Элеоноре Брейнинг: вскоре она вышла замуж за друга Бетховена Франца Вегелера.

С огромной энергией отдался Бетховен в Вене творчеству и пианистическим выступлениям. Особенно много сочинял он для фортепиано, тогда еще нового инструмента, всего лишь полтора–два десятилетия назад пришедшего на смену старинным клавесину и клавикорду.

В Вене началась полоса смелых опытов Бетховена в фортепианной музыке.

За четыре года – с 1796 по 1799 – он создал десять сонат для фортепиано – больших многочастных произведений серьезного, глубокого содержания. Множество образов, душевных состояний нашло здесь отражение. Сонаты – непосредственный горячий отклик композитора на волновавшие его чувства, события, мысли.

Восприняв все, чего достигли в сонатном творчестве его великие предшественники Гайдн и Моцарт, молодой Бетховен не удовлетворяется традициями. В его творчестве соната утверждается как драма, насыщенная острыми конфликтными образами борьбы. Композитор ищет свободное соотношение частей сонаты, которое может наиболее естественно выразить чувства, стремится к драматургической цельности произведения.

Новое появляется и в трактовке фортепиано. Ничего внешнего, рассчитанного на эффект. Обогащается техника. Растет звуковая мощь. Музыкальная ткань насыщается мелодической выразительностью, обостряются контрасты, мастерски используются на фортепиано краски, подобные краскам оркестра.

Совершенно естественно, что развитие фортепианного творчества Бетховена оказывается связанным с искусством Бетховена-пианиста, которое в эти годы достигает расцвета. Композитор часто выступает как исполнитель. «Что это была за яркая игра! – восклицал в восторге один из слушателей. – В ней не было ничего смутного, неясного, бессильного; из нескольких слегка набросанных фигур развивались самые богатые мотивы, полные жизни и прелести; то он бурными гаммами выражал сильную страсть, то снова возвращался к небесной мелодии. Сладостные звуки сменялись грустными, потом шутливыми, шаловливыми; каждая из фигур имела совершенно определенный характер, каждая была нова, смела, ясна и правдива; игра его была так же превосходна, как и его фантазия». Устоять перед ее воздействием было невозможно: Бетховен-пианист полностью подчинял себе слушателей, безраздельно овладевал их чувствами.

Он довольно редко выступал с исполнением уже готовых, записанных сочинений, в том числе и своих опубликованных сонат. Его страсть–импровизация, непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость созидания музыки тут же, на глазах у слушателей. Он охотно соглашается состязаться с другими пианистами-импровизаторами: в Вене устраивались соревнования Бетховена с Гуммелем, учеником Моцарта, и публика отдавала безусловное предпочтение Бетховену. В импровизации он не знал себе равных. Он импровизировал так вдохновенно, словно сочинение давно сложилось в его голове. И, безусловно, импровизация оказывала огромное влияние на творчество Бетховена-композитора. «Как игра его является актом творчества… так, наоборот, идея свободной игры оказывает влияние на творчество», – писал Пауль Беккер – один из известных исследователей музыки Бетховена.

Тесное единение строгой логики и свободной импровизации у тридцатилетнего Бетховена нашло свое высшее выражение в сонате №14, до-диез минор, – «Лунной».

Последние годы жизни и творчества

За годы, последовавшие за бурным подъемом, Бетховен написал значительно меньше. Это фортепианные сонаты, песни, объединенные в цикл «К далекой возлюбленной». До сих пор не удалось выяснить, к кому обращался композитор в этих песнях. Возможно, это была Тереза Брунсвик, нежные чувства к которой не покидали Бетховена до последних дней его жизни.

Но болезни, нужда, одиночество не могли сломить воли и мужества этого великого человека. Он вынашивает величественные замыслы своих последних сочинений. В 1824 году появилась «Торжественная месса» ре мажор – хоровое произведение духовного содержания на латинском языке. А вслед за ней – грандиознейшее произведение, венец всего творчества Бетховена – девятая (последняя) симфония.

Глубина и значительность замысла потребовали необычайного для этой симфонии состава, в дополнение к оркестру композитор ввел туда певцов-солистов и хор. И на склоне дней Бетховен остался верен заветам своей юности. В финале симфонии звучат слова из стихотворения поэта Шиллера «К радости»:

Радость, юной жизни пламя! Новых светлых дней залог.

Величественная, могучая музыка финала симфонии, напоминающая гимн, призывает народы всего мира к объединению, счастью и радости.

Эта вершина – последний взлет гениальной мысли. Болезнь, нужда становились все сильнее. Но Бетховен продолжал работать. Последними его сочинениями были квартеты, необычные по своему строению, глубокие и сложные по замыслу. Лишь немногие из современников Бетховена могли понять эти новые произведения.

Среди горячих почитателей таланта Бетховена был немецкий композитор Франц Шуберт. Шуберт знал и любил музыку Бетховена. Он восхищался смелостью и независимостью суждений композитора. Но робость и чрезмерная скромность каждый раз мешали ему познакомиться со своим гениальным соотечественником. Бетховен также хорошо знал музыку Шуберта. Он с похвалой отзывался о его сочинениях и высоко ценил талант своего младшего современника. Однако личное знакомство Бетховена и Шуберта так и не состоялось.

В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью печени. Было сделано четыре операции. Но ничто уже не могло помочь. Великий композитор умер, когда около него не было никого из родных. Похороны его превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей. Бетховен похоронен на Венском кладбище. Дом в Бонне, где он родился, превращен в музей.

«Патетическая соната»

«Патетическая соната» (№8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит са

Название: Людвиг ван Бетховен
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: курсовая работа Добавлен 09:58:36 26 июня 2009 Похожие работы
Просмотров: 6179 Комментариев: 15 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать