Scanf форматный ввод


Ввод данных в языке Си. Функция scanf

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Вернёмся к последнему листингу прошлого шага:

Основная задача этого шага научиться получить данные от пользователя.

Для этого можно использовать функцию scanf . Она, так же как и функция printf , описана в заголовочном файле stdio.h . Т.к. он у нас уже подключен в первой строке, то мы можем свободно использовать функцию scanf в своей программе.

Чтобы считать данные, которые ввёл пользователь, и сохранить их в переменную, нужно вызвать функцию scanf со следующими параметрами:

Рис.1. Общий синтаксис функции scanf.

В двойных кавычках указывается спецификатор формата. В зависимости от того в какую переменную мы собираемся сохранять введенное значение, необходимо использовать соответствующий спецификатор формата.

Основные спецификаторы формата:

%d — целые числа
%f — вещественное число типа float
%lf — вещественное число типа double (обозначение lf от long float)
%c — символ

Обратите внимание, что в функции scanf для типов float и double используются различные спецификаторы формата.

После формат-строки нужно указать адрес переменной, в которую нужно сохранить данные. Чтобы указать адрес переменной достаточно перед её именем записать знак & (амперсанд), как на рисунке выше.

Напишем, наконец-таки, программу сложения двух чисел.

Скомпилируйте и запустите эту программу. После того, как программа запущена она будет ждать пока вы введёте данные. Мы с вами знаем какие данные нужно вводить, т.к. мы писали эту программу. Для других пользователей, которые код программы не увидят, хорошо бы вывести на экран подсказку, какие данные нужно ввести. Посмотрите как это реализовано в следующем примере.

Эта программа будет полезна тем, кто следит за своим здоровьем. Данная программа подсчитывает уроверь базового обмена веществ по формуле Миффлина-Сан Жеора исходя из данных, которые вы введёте (возраст, рост и вес).

На самом деле, функция scanf – функция форматного ввода. Она устроена чуть ли не сложнее, чем printf . Но рассказывать новичку об особенностях её работы значит понапрасну грузить его лишней информацией. На данном этапе вам будет достаточно и этих знаний, а когда появится необходимость использовать что-то большее, вы с этим сможете сами разобраться. А может и я в каком-нибудь уроке расскажу.

Практика

Решите предложенные задачи. Для удобства работы сразу переходите в полноэкранный режим

Исследовательские задачи для хакеров:

  1. Попробуйте удалить в программе Листинг 2 символ & в какой-нибудь функции scanf . Посмотрите какую ошибку выдаст компилятор.
  2. Попробуйте использовать %f для типа double , а %lf для типа float . Каковы результаты? Напишите об этом в комментариях к этому уроку. Не забудьте указать название вашей IDE или компилятора.

Ввод-вывод в Си

Основной задачей программирования является обработка информации, поэтому любой язык программирования имеет средства для ввода и вывода информации. В языке Си нет операторов ввода-вывода.

Ввод и вывод информации осуществляется через функции стандартной библиотеки. Прототипы рассматриваемых функций находятся в файле stdio.h . Эта библиотека содержит функции

  • printf() — для вывода информации
  • scanf() — для ввода информации.

Вывод информации

Функция printf() предназначена для форматированного вывода. Она переводит данные в символьное представление и выводит полученные изображения символов на экран. При этом у программиста имеется возможность форматировать данные, то есть влиять на их представление
на экране.

Общая форма записи функции printf() :

СтрокаФорматов состоит из следующих элементов:

  • управляющих символов;
  • текста, представленного для непосредственного вывода;
  • форматов, предназначенных для вывода значений переменных различных типов.

Объекты могут отсутствовать.

Управляющие символы не выводятся на экран, а управляют расположением выводимых символов. Отличительной чертой управляющего символа является наличие обратного слэша ‘\’ перед ним.

Основные управляющие символы:

  • ‘\n’ — перевод строки;
  • ‘\t’ — горизонтальная табуляция;
  • ‘\v’ — вертикальная табуляция;
  • ‘\b’ — возврат на символ;
  • ‘\r’ — возврат на начало строки;
  • ‘\a’ — звуковой сигнал.

Форматы нужны для того, чтобы указывать вид, в котором информация будет выведена на экран. Отличительной чертой формата является наличие символа процент ‘%’ перед ним:

  • %d — целое число типа int со знаком в десятичной системе счисления;
  • %u — целое число типа unsigned int ;
  • %x — целое число типа int со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
  • %o — целое число типа int со знаком в восьмеричной системе счисления;
  • %hd — целое число типа short со знаком в десятичной системе счисления;
  • %hu — целое число типа unsigned short ;
  • %hx — целое число типа short со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
  • %ld — целое число типа long int со знаком в десятичной системе счисления;
  • %lu — целое число типа unsigned long int ;
  • %lx — целое число типа long int со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
  • %f — вещественный формат (числа с плавающей точкой типа float );
  • %lf — вещественный формат двойной точности (числа с плавающей точкой типа double );
  • %e — вещественный формат в экспоненциальной форме (числа с плавающей точкой типа float в экспоненциальной форме);
  • %c — символьный формат;
  • %s — строковый формат.

Строка форматов содержит форматы для вывода значений. Каждый формат вывода начинается с символа % . После строки форматов через запятую указываются имена переменных, которые необходимо вывести.
Количество символов % в строке формата должно совпадать с количеством переменных для вывода. Тип каждого формата должен совпадать с типом переменной, которая будет выводиться на это место. Замещение форматов вывода значениями переменных происходит в порядке их следования.
Пример на Си

Результат работы программы

Тот же самый код может быть представлен с использованием одного вызова printf :

Форматный ввод — функция scanf

Осуществляющая ввод функция scanf является аналогомprintf и позволяет проводить в обратном направлении многиеиз тех же самых преобразований. Функция scanf(control, arg1, arg2, . ) читает символы из стандартного ввода, интерпретирует их всоответствии с форматом, указанном в аргументе control, ипомещает результаты в остальные аргументы. Управляющаястрока описывается ниже; другие аргументы, каждый из которыхдолжен быть указателем, определяют, куда следует поместитьсоответствующим образом преобразованный ввод. Управляющая строка обычно содержит спецификации преоб-разования, которые используются для непосредственной интерп-ретации входных последовательностей. Управляющая строка -55- может содержать: — пробелы, табуляции или символы новой строки («символы пустых промежутков»), которые игнорируются; — обычные символы (не %), которые предполагаются совпа- дающими со следующими отличными от «символов пустых промежутков» символами входного потока; — спецификации преобразования, состоящие из символа %, необязательного символа подавления присваивания *, необязательного числа, задающего максимальную ширину поля и символа преобразования. Спецификация преобразования управляет преобразованиемследующего поля ввода. Обычно результат помещается в пере-менную, которая указывается соответствующим аргументом.Если, однако , с помощью символа * указано подавление прис-ваивания, то это поле ввода просто пропускается и никакогоприсваивания не производится. Поле ввода определяется какстрока символов, которые отличны от «символов простых проме-жутков»; оно продолжается либо до следующего символа пустогопромежутка, либо пока не будет исчерпана ширина поля, еслиона указана. Отсюда следует, что при поиске нужного ейввода, функция scanf будет пересекать границы строк, пос-кольку символ новой строки является одним из символов пустыхпромежутков. Имеется возможность задания более сложного алгоритмавыделения полей ввода, которая описана в руководстве прог-раммиста («scanf(3)»). Символ преобразования определяет интерпретацию поляввода; поскольку в Си аргументы передаются по значению,аргументы scanf должны быть указателями. Допускаются следую-щие символы преобразования: d — На вводе ожидается десятичное целое; соответствующий аргумент должен быть указателем на целое. o — На вводе ожидается восьмеричное целое (с лидирующим нулем или без него); соответствующий аргумент должен быть указателем на целое. x — На вводе ожидается шестнадцатиричное целое (с лидиру- ющими 0х или без них); соответствующий аргумент дол- жен быть указателем на целое. h — На вводе ожидается целое типа short; соответствующий аргумент должен быть указателем на целое типа short. c — Ожидается отдельный символ; соответствующий аргумент должен быть указателем на символы; следующий вводимый -56- символ помещается в указанное место. Обычный пропуск символов пустых промежутков в этом случае подавля- ется; для чтения следующего символа, который не явля- ется символом пустого промежутка, пользуйтесь специ- фикацией преобразования %1s. s — Ожидается символьная строка; соответствующий аргумент должен быть указателем символов, который указывает на массив символов, достаточно большой для принятия строки и добавляемого в конце символа \0. f — Ожидается число с вещественной точкой; соответствую- щий аргумент должен быть указателем на переменную типа float. e — Символ преобразования e является синонимом для f. Формат ввода переменной типа float включает необяза- тельный знак, строку цифр, возможно содержащую деся- тичную точку и необязательное поле экспоненты, состо- ящее из буквы e, за которой следует целое, возможно имеющее знак. Перед символами преобразования d, o и x может стоятьбуква l, которая означает, что в списке аргументов долженнаходиться указатель на переменную типа long, а не типа int.Аналогично, буква l может стоять перед символами преобразо-вания e или f, говоря о том, что в списке аргументов долженнаходиться указатель на переменную типа double, а не типаfloat. Например, обращение int 1; float х; char name[50]; scanf(«%d %f %s«, &i, &х, name); со строкой на вводе 25 54.32e-1 thompson приводит к присваиванию i значения 25, х — значения 5.432 иname — строки «thompson«, надлежащим образом законченнойсимволом \0. Эти три поля ввода можно разделить произволь-ным числом пробелов, табуляций и символов новой строки,сколько вы пожелаете. Обращение int i; float х; char name[50]; scanf(«%2d %f %*d %2s«, &i, &х, name); с вводом -57- 56789 0123 45а72 присвоит i значение 56, х789., пропустит 0123 и поместитв name строку «45«. При следующем обращении к любой проце-дуре ввода рассмотрение начнется с буквы a. В этих двух при-мерах name является указателем и, следовательно, перед нимне нужно помещать знак &. В качестве другого примера приведем программу для сум-мирования чисел, вводимых с терминала: #include main() /* Примитивный калькулятор */ < double sum, v; sum =0; while (scanf%lf«, &v) !=EOF) printf\t%.2fFI\n«, sum += v); > Выполнение функции scanf заканчивается либо тогда, когда онаисчерпывает свою управляющую строку, либо когда некоторыйэлемент ввода не соответствует очередной спецификации преоб-разования. В качестве своего значения она возвращает числоправильно распознанных элементов ввода. Это число может бытьиспользовано для определения количества найденных элементовввода. При выходе на конец файла возвращается EOF; подчерк-нем, что это значение отлично от 0, означающего, что следую-щий вводимый символ не удовлетворяет первой спецификации вуправляющей строке. При следующем обращении к scanf поисквозобновляется непосредственно за последним введенным симво-лом. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: аргументы функции scanf должны бытьуказателями. Несомненно, наиболее распространенная ошибкасостоит в написании scanf%d«, n); вместо scanf%d«, &n);

Илон Маск рекомендует:  Что такое код ncurses_has_colors

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9791 — | 7666 — или читать все.

188.64.174.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Форматированный ввод и вывод

Форматированный вывод

Сегодня мы рассмотрим две важные функции форматированного ввода и вывода. Устройство и работу этих функций полностью можно понять только после изучения работы с указателями и функций с переменным числом параметров. Но пользоваться этими функциями необходимо уже сейчас, так что некоторые моменты придётся пропустить.

Функция форматированного вывода printf получает в качестве аргументов строку формат и аргументы, которые необходимо вывести в соответствии с форматом, и возвращает число выведенных символов. В случае ошибки возвращает отрицательное значение и устанавливает значение ferror. Если произошло несколько ошибок, errno равно EILSEQ.
int printf (const char * format, . );

Функция проходит по строке и заменяет первое вхождение % на первый аргумент, второе вхождение % на второй аргумент и т.д. Далее мы будем просто рассматривать список флагов и примеры использования.

Общий синтаксис спецификатора формата
%[флаги][ширина][.точность][длина]спецификатор
Спецификатор – это самый важный компонент. Он определяет тип переменной и способ её вывода.

Таб. 1 Спецификатор типа.

Спецификатор Что хотим вывести Пример
d или i Целое со знаком в в десятичном виде 392
u Целое без знака в десятичном виде 7235
o Беззнаковое в восьмеричном виде 657
x Беззнаковое целое в шестнадцатеричном виде 7fa
X Беззнаковое целое в шестнадцатеричном виде, верхний регистр 7FA
f или F Число с плавающей точкой 3.4563745
e Экспоненциальная форма для числа с плавающей точкой 3.1234e+3
E Экспоненциальная форма для числа с плавающей точкой, верхний регистр 3.1234E+3
g Кратчайшее из представлений форматов f и e 3.12
G Кратчайшее из представлений форматов F и E 3.12
a Шестнадцатеричное представление числа с плавающей точкой -0xc.90fep-2
A Шестнадцатеричное представление числа с плавающей точкой, верхний регистр -0xc.90FEP-2
c Буква a
s Строка (нуль-терминированный массив букв) Hello World
p Адрес указателя b8000000
n Ничего не пачатает. Аргументом должен быть указатель на signed int. По этому адресу будет сохранено количество букв, которое было выведено до встречи %n
% Два идущих друг за другом процента выводят знак процента %

Строка формата также может включать в себя следующие необязательные суб-спецификаторы: флаг, ширина, .точность и модификатор (именно в таком порядке).

Таб. 2 Флаги.

Флаг Описание
Выключка влево на заданное шириной значение
+ Явно указывать знак у числа, даже для положительных чисел
(пробел) Если знак не будет выведен, то вставляет пробел перед выводимым числом
# Когда используется вместе с o, x или X, вставляет перед числом 0, 0x или 0X
Когда используется со спецификаторами a, A, e, E, f, F, g или G, вставляет десятичную точку, даже если после неё нет десятичных знаков.
Вставляет нули, когда объявлен спецификатор ширины
Таб. 3 Ширина.
Ширина Описание
(число) Минимальное количество знаков, которое необходимо вывести. Если в числе меньше знаков, то вставляет пробелы (или нули)
* Ширина не указана в строке формата, она передаётся отдельно в виде аргумента, который должен предшествовать выводимому числу
Таб. 4 Точность.
.Точность Описание
.число Для спецификаторов целых (d, i, o, u, x, X) точность определяет минимальное количество знаков, которое необходимо вывести. Если значение короче, то выводятся нули перед числом. Значение не обрезается, даже если оно длиннее. Точночть 0 означает, что для значения 0 ничего не выводится.
Для спецификаторов чисел с плавающей точкой (a, A, e, E, f, F) это число знаков, которые необходимо вывести после десятичной точки (по умолчанию 6).
Для g и G — это число значащих разрядов, которые необходимо вывести.
Для s — выводится указанное число символов. По умолчанию выводятся все символы до первого нулевого.
Если число не стоит, то по умолчанию точность равна 0
.* Точность не указана в строке формата, она передаётся отдельно в виде аргумента, который должен предшествовать выводимому числу

Суб-спецификатор длины изменяет длину типа. В случае, если длина не совпадает с типом, по возможности происходит преобразование до нужного типа.

Таб. 5 Длина.

спецификаторы
Длина d, i u o x X f F e E g G a A c s p n
(none) int unsigned int double int char* void* int*
hh signed char unsigned char signed char*
h short int unsigned short int short int*
l long int unsigned long int wint_t wchar_t* long int*
ll long long int unsigned long long int long long int*
j intmax_t uintmax_t intmax_t*
z size_t size_t size_t*
t ptrdiff_t ptrdiff_t ptrdiff_t*
L long double

Форматированный ввод

Рассмотрим форматированный ввод функцией scanf.
int scanf(const char*, . )
Функция принимает строку формата ввода (она похожа на строку формата printf) и адреса, по которым необходимо записать считанные данные. Возвращает количество успешно проинициализированных аргументов.
Формат спецификатора ввода
%[*][ширина][длинна]спецификатор

Таб. 6 Спецификатор типа.

Спецификатор Описание Выбранные символы
i, u Целые Произвольное число цифр (0-9), возможно, начинающихся с + или -. Если число начинается с 0, то считывается в восьмеричном формате, если с 0x, то в шестнадцатеричном.
d Десятичное целое Произвольное число цифр (0-9), возможно, начинающихся с + или -.
o восьмеричное целое Произвольное число цифр (0-7), возможно, начинающихся с + или -.
x Шестнадцатеричное целое Произвольное число цифр (0-F), возможно, начинающихся с + или — и префикса 0x или 0X.
f, e, g Число с плавающей точкой Число, состоящее из набора цифр 0-9, возможно с десятичным разделителем (точкой). Возможно также представление в экспоненциальной форме. C99 позволяет также вводить число в шестнадцатеричном формате.
a
c Символ Если ширина не передана, то считывает один символ. Если ширина передана, то считывает нужное количество символов и размещает их в массиве БЕЗ терминального символа на конце.
s Строка Считывает все не пробельные символы. Если указана ширина, то не более n символов. Ставит на место n+1 символа терминальный.
p Адрес указателя Последовательность символов, трактуемая как адрес указателя. Формат зависит от реализации, но совпадает с тем, как выводит printf с ключом p
[символы] Множество символов Считывает только те символы, которые записаны в квадратных скобках, С99
[^символы] Множество символов Считывает только те символы, которые не указаны в квадратных скобках, С99
n Ничего не считывает Сохраняет число уже считанных символов по указанному адресу

Как и в printf, ширина, заданная символом * ожидает аргумента, который будт задавать ширину. Флаг длина совпадает с таким флагом функции printf.

Кроме функций scanf и printf есть ещё ряд функций, которые позволяют получать вводимые данные

int getch() [aka _getch(), getchar()] — возвращает введённый символ, при этом не выводит его на консоль.

char * fgets ( char * str, int num, FILE * stream ) — функция позволяет считывать строку с пробельными символами. Несмотря на то, что она работает с файлом, можно с её помощью считывать и из стандартного потока ввода. Её преимущество относительно gets в том, что она позволяет указать максимальный размер считываемой строки и заканчивает строку терминальным символом.

Это не полный набор различных функций символьного ввода и вывода. Таких функций море, но очень многие из них небезопасны, поэтому перед использованием внимательно читайте документацию.

Непечатные символы

В си определён ряд символов, которые не выводятся на печать, но позволяют производить форматирование вывода. Эти символы можно задавать в виде численных значений, либо в виде эскейп-последовательностей: символа, экранированного обратным слешем.

Функция scanf

Для считывания данных в языке C используется функция scanf. Ее использование похоже на функцию prinf — сначала задается форматная строка, потом передаются переменные, в которые необходимо записать результат. Например, для считывания двух целых чисел функция вызывается так:

Основное отличие функции scanf в том, что при считывании чисел (или значений типа char) ей необходимо передавать адреса переменных (в языке C все параметры передаются по значению, поэтому чтобы функция scanf могла модифицировать переменную, необходимо передать в функцию адрес этой переменной). Поэтому перед названиями переменных мы пишем знак амперсанда («&»).

В функции scanf могут быть явно записаны какие-то символы, кроме форматных строк. Например, вызов

можно использовать для считывания времени, заданного в виде hh:mm — функция считает число, затем символ двоеточия, затем опять число.

Если в форматной строке встречается пробел, то он означает, что будет считано любое число пробельных символов, возможно даже нулевое.

Особенности считывания чисел

Функция scanf корректно считывает целые числа, если они начинаются с символа 0, или со знака «+». То есть числа «+123» или «0123» будут корректно считаны по форматной строке «%d», никаких дополнительных параметров задавать не нужно.

Также при считывании чисел игнорируются пробелы перед числом. Это означает, что вызов

scanf(«%d:%d», &a, &b) сможет корректно считать время, заданное в формате hh:mm при наличии пробела после двоеточия (такая запись успешно считает строки «12:34», «01:02», «01:␣23» или «␣01:␣23», поскольку дается указание считать число, затем сразу же двоеточие, затем — число, перед которым могут быть пробелы). Но такая запись не считает выражение, например, вида «01␣:␣23», поскольку после первого числа сразу должно идти двоеточие.

Чтобы считать записать вида «01␣:␣23» можно использовать форматную строку «%d :%d», причем пробел в форматной строке может означать и отсутствие пробелов.

Возможные форматные символы

Возможные форматные символы функции scanf для разных типов данных в целом соответствуют форматным символам для функции printf , но имеют меньше различных модификаторов.

Форматная
строка
Соответствующий ей тип
%hhd Считать число (десятичное) и записать его в переменную типа char (для unsigned char нужно использовать %hhu)
%hd short int (для unsigned short int нужно использовать %hu)
%d int (для unsigned int нужно использовать %u)
%ld long int (для unsigned long int нужно использовать %lu)
%lld long long int (для unsigned long long int нужно использовать %llu)
%f float
%lf double
%Lf long double
char. Считывается один символ, он может быть пробелом или символом конца строки.
%s Считывается последовательность непробельных символов (строка), записывается в C-строку (типа char * или char[])

Особенность считывание символов

Считывание одного символа «%c» считывает из потока ввода следующий символ, он может быть в том числе и пробельным символом, а также символом конца строки. Но если в форматной строке перед «%c» поставить пробел, то поскольку пробел в форматной строке обозначает последовательность пробельных символов любой длины, то в этом случае будет считан следующий непробельный символ.

Особенность считывания строк

При считывании строки результат записывается в С-строку, которая представляет собой массив символов (или указатель типа char * с выделенной памятью). Поскольку строка в языке C является адресом (указателем) в памяти, где хранится начало строки символов, то передавать в функцию scanf нужно имя переменной без указания амперсанда.

Функция scanf читает строку до первого пробельного символа, также она пропускает предшествующие пробелы, то есть она записывает следующее слово целиком составленное из непробельных символов.

Иногда бывает полезно считать всю строку целиком вместе с пробелами до конца строки. Для этого используется функция gets . Например:

Функция gets считается опасной и не рекомендуется для использования, так как она не контролирует количество считанных символов и не учитывает длину передаваемой строки, что может привести к записи данных за пределами строки.

Вместо нее рекомендуется использование функции fgets , у которой три параметра — строка для записи результата, размер строки и файловый поток, из которого читаются данные. Например:

fgets(s, 101, stdin);

В данном случае мы использовали stdin для чтения со стандартного ввода.

Не следует забывать, что в языке C в конец строки добавляется нулевой символ для обозначения конца строки. То есть если необходимо считать строку, в которой может быть 4 символа, то для нее нужно создать массив char[5] , и функции fgets нужно передавать число, не меньшее 5.

Возвращаемое значение

Функция scanf возвращает значение, равное числу успешно считанных и записанных в переданные параметры значений, что можно использовать для анализа входных данных.

Например, пусть вызвали scanf(«%d:%d», &a, &b) .

Тогда при вводе строки «12:34» функция scanf считает два числа, запишет их в переменные a и b и вернет значение 2. А при вводе «12 34» будет считано только одно число, поскольку после него должно идти двоеточие, то второе число считано не будет и функция scanf вернет значение 1.

Diplom Consult.ru

Буква f в имени этой функции также напоминает о том, что данная функция является форматированной. Она описана в заголовочном файле stdio.h.

Мы будем использовать эту функцию в наиболее простой форме:

scanf (“формат” , адрес аргумента);


При вводе числового значения аргументом функции scanf( ) является переменная или элемент массива соответствующего типа. Для получения адреса числовой переменной перед ее именем нужно поставить знак & (амперсанд), который в данном случае означает операцию взятия адреса числовой переменной.

При вводе одного символа аргументом функции scanf( ) является символьная переменная или элемент символьного массива. Для получения адреса символьной переменной перед ее именем нужно также поставить знак & (амперсанд) так как тип char является типом «целое».

При вводе строки символов аргументом функции scanf( ) является имя символьного массива. Перед именем символьного массива знак & не ставится, так как в языке Си это имя уже является адресом.

Функция scanf ( ) принимает с клавиатуры все символы до нажатия клавиши ENTER. Введенные символы преобразуются в соответствии с форматом. Полученное значение записывается в оперативную память компьютера по адресу соответствующей переменной или элемента мас-сива. Функция scanf ( ) использует тот же список форматов, что и функция printf ( ) (табл. 3). Если значение набрано неверно, но клавиша ENTER ещё не нажата, то это значение можно откорректировать.

При использовании функции scanf ( )необходимо учитывать особен-ности её работы. После нажатия клавиши ENTER вводимая строка поме-щается во внутренний буфер stdin. Для получения значения аргумента используется первая группа символов (до пробела или символа \n). Это значение отправляется по адресу аргумента, а оставшиеся в буфере симво-лы поступают в программу при последующих обращениях к функции scanf ().

Задание

Разберём работу следующего фрагмента программы, в котором используются два символьных массива t1 и t2.

printf(“\n Кто ваш любимый писатель?”);

ФОРМАТИРОВАННЫЙ ВВОД И ФУНКЦИЯ SCANF

Функция scanf, обеспечивающая ввод, является аналогом printf; она выполняет многие из упоминавшихся преобразований, но в противоположном направлении. Ее объявление имеет следующий вид:

int scanf(char *format, . )

Функция scanf читает символы из стандартного входного потока, интерпретирует их согласно спецификациям строки format и рассылает результаты в свои остальные аргументы. Аргумент format мы опишем позже; другие аргументы, каждый из которых должен быть указателем, определяют, где будут запоминаться должным образом преобразованные данные. Как и для printf, в этом параграфе дается сводка наиболее полезных, но отнюдь не всех возможностей данной функции.

Функция scanf прекращает работу, когда оказывается, что исчерпался формат или вводимая величина не соответствует управляющей спецификации. В качестве результата scanf возвращает количество успешно введенных элементов данных. По исчерпании файла она выдает EOF. Существенно то, что значение EOF не равно нулю, поскольку нуль scanf выдает, когда вводимый символ не соответствует первой спецификации форматной строки. Каждое очередное обращение к scanfпродолжает ввод символа, следующего сразу за последним обработанным.

Существует также функция sscanf, которая читает из строки (а не из стандартного ввода).

int sscanf(char *string, char *format, arg1, arg2, . )

Функция sscanf просматривает строку string согласно формату format и рассылает полученные значения в arg1, arg2 и т. д. Последние должны быть указателями.

Формат обычно содержит спецификации, которые используются для управления преобразованиями ввода. В него могут входить следующие элементы:

 Пробелы или табуляции, которые игнорируются.

 Обычные символы (исключая %), которые, как ожидается, совпадут с очередными символами, отличными от символов-разделителей входного потока.

 Спецификации преобразования, каждая из которых начинается со знака % и завершается символом-спецификатором типа преобразования. В промежутке между этими двумя символами в любой спецификации могут располагаться, причем в том порядке, как они здесь указаны: знак * (признак подавления присваивания); число, определяющее ширину поля; буква h, l или L, указывающая на размер получаемого значения; и символ преобразования (o, d, x).

Спецификация преобразования управляет преобразованием следующего вводимого поля. Обычно результат помещается в переменную, на которую указывает соответствующий аргумент. Однако если в спецификации преобразования присутствует *, то поле ввода пропускается и никакое присваивание не выполняется. Поле ввода определяется как строка без символов-разделителей; оно простирается до следующего символа-разделителя или же ограничено шириной поля, если она задана. Поскольку символ новой строки относится к символам- разделителям, то sscanf при чтении будет переходить с одной строки на другую. (Символами-разделителями являются символы пробела, табуляции, новой строки, возврата каретки, вертикальной табуляции и перевода страницы.)

Символ-спецификатор указывает, каким образом следует интерпретировать очередное поле ввода. Соответствующий аргумент должен быть указателем, как того требует механизм передачи параметров по значению, принятый в Си. Символы-спецификаторы приведены в таблице 7.2.

Перед символами-спецификаторами d, l, o, u и x может стоять буква h, указывающая на то, что соответствующий аргумент должен иметь тип short * (а не int *),или l (латинская ell), указывающая на тип long *. Аналогично, перед символами-спецификаторами e, f и g может стоять буква l, указывающая, что тип аргумента — double * (а не float *).

Таблица 7.2 Основные преобразования scanf

Scanf форматный ввод

Для ввода данных в консоли может использоваться функция scanf() . Эта функция определена в заголовочном файле stdio.h (там же, где и функция printf) и имеет следующее формальное определение:

И форматная_строка, и аргументы для функции scanf обязательны.

Форматная_строка содержит спецификации преобразования, которые определяют вводимые данные. Общий вид спецификаций преобразования:

Из этих элементов обязательны только два: знак процента % и спецификатор.

Спецификатор определяет тип вводимых данных:

%c : считывает один символ

%d : считывает десятичное целое число

%i : считывает целое число в любой системе (десятичной, шестнадцатеричной, восьмеричной)

%u : считывает положительное целое число

%e : считывает число с плавающей точкой в экспоненциальной форме

%E : считывает число с плавающей точкой в экспоненциальной форме с заглавным символом экспоненты

%f : считывает число с плавающей точкой

%F : считывает число с плавающей точкой

%g : считывает число с плавающей точкой

%G : считывает число с плавающей точкой

%o : считывает восьмеричное число

%x : считывает шестнадцатеричное число

%X : считывает шестнадцатеричное число

%s : считывает строку

%% : считывает символ процента

Символ звездочки * в спецификации преобразования позволяет пропустить при вводе водимые символы для типа, указанного через спецификатор.

Ширина_поля представляет целое положительное число, которое позволяет определить, какое количество байтов будет учитываться при вводе.

Модификаторы позволяют конкретизировать тип данных. В частности, есть следующие модификаторы:

h : для ввода значений типа short int ( %hd )

l : для ввода значений типа long int ( %ld ) или double ( %lf , %le )

L : для ввода значений типа long double ( %Lf , %Le )

В качестве аргументов в функцию scanf() передаются адреса переменной, которая будет получать введенное значение. Для получения адреса переменной перед ее именем ставится знак амперсанда & . Например, если переменная называется age , то ее адрес мы можем получить с помощью выражения &age .

Например, введем с консоли числовое значение:

Здесь вводится значение для переменной age, которая представляет тип int , поэтому в форматную строку в функции scanf передается спецификатор %d . Здесь не используется ни символ звездочки, ни ширина поля, ни модификаторы. Вторым параметром идет адрес переменной age — &age .

После ввода значения мы можем его использовать, например, вывести на консоль:

Аналогичен будет ввод данных других типов:

Здесь для имени выделяется 10 символов. Теоретически мы можем ввести и большее количество символов, но чтобы только 10 из них учитывались, в строку форматирования передается ширина поля, которая представляет 10 символов — %10s . Возможный консольный вывод:

Можно сразу вводить несколько значений. В этом случае в качестве разделителя используется пробел:

Функция форматированного ввода scanf()

Структура (синтаксис) обращения к функции:

scanf(«строка формата», список аргументов);

С помощью данной функции производится ввод с клавиатуры значений переменных, перечисленных в списке аргументов в формате, определенном строкой формата (см. 5.2.1). Функция преобразует последовательность вводимых символов в различные формы: целые числа, числа с плавающей точкой, символы и строки C.

  • в языке C в строке формата рекомендуется писать только спецификаторы форматов; количество спецификаторов должно быть равно числу аргументов в строке; каждый спецификатор имеет ту же структуру, что и в функции printf();
  • список аргументов может состоять из одного или нескольких аргументов; разделителем в списке аргументов служит [,];
  • в качестве аргументов функции используются только адреса переменных.

Задачей аргумента в данной функции является указание адреса ячейки памяти, куда должно быть помещено вводимое значение. Так, символ& обозначает операцию получения адреса переменной, т. е. конструкция &p обеспечивает ввод значения в ячейку памяти, где размещена переменная p.

При использовании функции scanf() необходимо помнить два правила:

  • при считывании значений для переменных простого типа перед именем переменной ставится символ &;
  • при считывании строки символ & не ставится, так как строковая переменная задается с помощью указателя.

В качестве примера приведем программу ввода с клавиатуры произвольного символа и воспроизведения на экране монитора как самого символа, так и его кода ASCII:

printf(«\n Input your symbol»);

printf(«\n Code of your symbol %c is equal %d»,c, c);

При выполнении программы в момент вызова функции scanf() программа приостанавливается в ожидании ввода данных. После ввода пользователем символа с клавиатуры и нажатия клавиши Enter выполнение программы будет продолжено.

Следует отметить, что иногда во время выполнения программы наблюдается пропуск ввода в символьную переменную. Причина такой ошибки – коды символов, оставшиеся в буфере клавиатуры после предыдущего ввода данных, обычно это бывают управляющие коды. В этом случае функция scanf() не останавливает работу программы в ожидании ввода данных, а считывает в символьную переменную код, сохранившийся в буфере клавиатуры после предыдущего ввода.

Чтобы избежать пропуска ввода, следует перед вводом в символьную переменную очистить буфер клавиатуры (входной поток stdin) с помощью функции fflush():

printf(«Введите первый символ->»);

printf («Введите второй символ->»);

fflush(stdin); /* Очистка буфера клавиатуры */

printf(«Вы ввели: %c %c\n»,c,d);

Используя одну функцию scanf(), можно вводить значения переменных различных типов, например:

Для ввода числовых значений можно применить следующие строки формата:

Если функция scanf() заполняет несколько переменных, при выполнении программы значения могут вводиться либо вместе в одной строке через пробел, либо каждое вводится в отдельной строке, и каждый ввод завершается нажатием клавиши Enter.

Часто программисты избегают пользоваться функцией scanf(). Если данные, прочитанные scanf(), не соответствуют строке формата, то функция может вести себя непредсказуемо.

Альтернативой мощной, но требовательной функции scanf() является использование функции gets(), которая читает вводимые данные в указанный программистом символьный буфер и, в отличие от функции scanf(), позволяет ввести строку с пробелами. Функция gets() также объявлена в заголовочном файле stdio.h.

Вводимые данные представляются в виде строки. Если введенные данные должны представлять числовые значения, то вызывается одна из функций atoi(), atol(), или atof() для преобразования строки соответственно в целое, длинное целое или вещественное число. Функции преобразования объявлены в заголовочном файле stdlib.h. Если данные, введенные с клавиатуры, не соответствуют ожидаемому типу данных, функции преобразования формируют код ошибки. Например, если atoi() не может выполнить преобразование в целое, она возвращает ноль. При успешном преобразовании – возвращает значение введенного целого числа.

Таким образом, можно представить следующую программу ввода числа:

#include /*В stdio.h объявлена функция gets*/

#include /*В stdlib.h объявлены функции преобразования строк */

char c[10]; /*Объявление строки из 10 элементов*/

Следует отметить, что функция atoi() достаточно проста в использовании, но не очень надежна. Лучше для преобразования строки в целое использовать функцию strtol().

Системный интегратор

scanf() функция. Форматированный ввод.

Функция scanf() предназначена для форматированного ввода данных. Строка форматов функции scanf() указывает, какие данные ожидаются на входе.

Строка форматов может включать спецификации преобразования, которые начинаются со знака %. Перед именем переменной необходимо поставить символ &, чтобы передать в функцию scanf() адрес заполняемой переменной:

В примере была использована спецификация преобразования %d два раза для ввода значений двух еременных a и b.

Перечислим несколько спецификаций преобразования:

%s для печати символьной строки

%c для вывода одного символа

%d значение выводится как десятичное число

%x значение выводится как шестнадцатеричное число

%o значение выводится как восьмеричное число

%f значение выводится как число с плавающей точкой

Между знаком % и символом преобразования может стоять число, определяющее, сколько позиций необходимо отвести под вывод аргумента.

Илон Маск рекомендует:  Блоки try catch finally в jscript 5
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кодинг, CSS и SQL